Эффективные приёмы формирования и развития навыка чтения и аудирования у обучающихся начальной школы
методическая разработка по английскому языку
Презентация на тему: "Эффективные приёмы формирования и развития навыка чтения и аудирования у обучающихся начальной школы"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Аудирование - способность различать и понимать то, что говорят другие, а применительно к учебной работе на уроках иностранного языка – это понимание иноязычной речи на слух во время ее прохождения. Это подразумевает понимание акцента говорящего, грамматических структур и словарного запаса, которым владеет говорящий.
Цели обучения аудированию : - сформировать определенные навыки; - развить определенные речевые умения; - обучить умению общаться; - развить необходимые способности и психические функции; - запомнить речевой материал; - научить учащихся понимать смысл однократного высказывания; - научить учащихся выделять главное в потоке информации; - развить слуховую память; - развить слуховую реакцию.
Аудирование с полным пониманием содержания предполагает полное понимание всей содержащейся в тексте информации. Следовательно, этот вид аудирования является самым сложным, так как требует высокой концентрации внимания . Аудирование с пониманием основного содержания предполагает обработку смысловой информации звучащего текста с целью отделить новое от известного, существенное от несущественного, закрепить в памяти наиболее важные сведения . Аудирование с выборочным пониманием содержания имеет целью вычленить в речевом потоке необходимую или интересующую информацию, игнорируя ненужную. Такой информацией могут быть важные аргументы, детали, ключевые слова, примеры или конкретные данные: даты, числа, имена собственные и географические названия.
Для того, чтобы научиться понимать устную речь, учащиеся должны овладеть следующими умениями: - узнавать речевые образцы и их лексическое наполнение; - понимать незнакомые элементы, опираясь на контекст; - понимать целое, независимо от отдельных, непонятных мест; - выделять факты, о которых идёт речь в сообщении; - отделять основное в содержании от второстепенного; - улавливать логические связи .
П одготовительные упражнения К числу подготовительных относятся упражнения, которые направлены на вычленение отдельных трудностей и их изолированную отработку. Они отрабатывают узнавание новых слов, словосочетаний и предложений. Они позволяют тренировать учащихся в узнавании речевых образцов, по аналогии с которыми можно будет понять предложения, впервые воспринимаемые. Работа над речевыми образцами в плане понимания не менее важна, чем для обучения говорению. Это чисто тренировочные упражнения. Они нужны до тех пор, пока учащийся не овладел определённой степенью автоматизма в расшифровке языковой формы, а затем он может переключить внимание на содержание того, что он слышит
Р ечевые упражнения К речевым относятся упражнения, направленные на восприятие общего смысла высказывания или на выделение отдельных смысловых групп. Обязательным для них является то, что они направляют внимание слушающего на содержание речи и проводятся только на связном материале. Они всегда связаны с речевой ситуацией. Каждое упражнение состоит из двух частей: первая включает сам акт восприятия речи, вторая сопутствует ему: «прослушать текст и определить его главную мысль», «прослушать описание и определить, к какому лицу оно относится» и т.д.
Примеры подготовительных упражнений : 1.Прослушивание фраз, содержащих легко смешиваемые элементы: Восприятию речи сопутствует перевод этих фраз. Восприятию речи сопутствует выполнение действий. . 2. Прослушивание фразы, затем прослушивание группы фраз, включающих и данную фразу. Выделение из группы фраз той, которую необходимо перевести 3. Прослушивание ряда фраз. Предъявление картинок, иллюстрирующих каждую фразу.
Примеры речевых упражнений : 1. Прослушивание двух вариантов одного и того же текста. Определение расхождения между двумя вариантами. 2. 3-4 кратное прослушивание текста, трудного с точки зрения содержания или манеры изложения. Пересказ содержания с добавлением деталей после каждого нового прослушивания. 3. Прослушивание связного текста в нормальном темпе. Ответы на вопросы по содержанию.
Для развития вербальной памяти эффективны упражнения, построенные по принципу снежного кома, когда учащиеся по цепочке последовательно повторяют слова, словосочетания, предложения. Такую работу можно проводить в игровой форме, разделив учащихся на команды. Приёмы для тренировки оперативной памяти могут предусматривать запоминание числительных, имён собственных, географических названий. Особые приёмы направлены на тренировку внимания, особенно на начальном этапе, когда оно у учащихся рассеянно, неустойчиво. Например, учитель зачитывает текст, затем этот текст читается вторично, но в нём есть некоторые изменения. Учащиеся должны заметить эти изменения и прореагировать на них. Для развития вероятностного прогнозирования используются задания, где нужно восстановить высказывание по услышанной части, то есть догадаться по речевой ситуации, какая часть сообщения пропущена.
Этапы работы с аудиотекстом : 1. Предтекстовый этап Снятие языковых трудностей аудиотекста : контроль понимания наиболее трудных предложений, анализ значений отдельных слов и фраз; тренировочные упражнения на базе текста, введение и первичное закрепление новых слов, аудирование изолированных фрагментов текста. В качестве особого приёма можно использовать индивидуальную мотивационную установку к аудиотексту . Например, можно дать задание: при прослушивании первый ряд следит за приметами времени и места действия, второй- за поведением персонажа, третий- называет кульминационный момент. Мотивационная установка показывает учащимся, на что обратить внимание и возбуждает интерес к прослушиванию текста. Предтекстовая ориентировка на восприятие речи состоит из постановки предтекстовых вопросов, предложении озаглавить текст, выбрать правильные утверждения из ряда данных, выбрать правильный вариант ответа на вопрос.
Этапы работы с аудиотекстом : 2. Тектовый этап - прослушивание всего текста и поочерёдно отдельных абзацев, смысловых блоков. При прослушивании можно предложить подобрать к абзацу заглавие, перефразировать предложение, ответить на вопросы, проанализировать употребление языковых средств, вычленить отдельные фразы по определённому признаку
Этапы работы с аудиотекстом : 3. Послетекстовый этап - контроль понимания, задания на творческую переработку информации, задания на использование полученных сведений в общении. На этом этапе ведётся вопросно-ответная работа, составление плана пересказа, сжатый, ориентированный пересказ, расширение и продолжение текста учащимися, составление рассказа по аналогии, составление диалога по теме текста, описание картинок, иллюстрирующих содержание текста, постепенное переключение на другие виды речевой деятельности (чтение, письмо, говорение).
Чтение , как и аудирование , является рецептивным, реактивным и по форме протекания невыраженным внутренним видом речевой деятельности. Чтение может быть и частично внешним, выраженным видом речевой деятельности, например чтение вслух. Но даже одинаковые механизмы (восприятие, внутреннее проговаривание, механизмы кратковременной и долговременной памяти, прогнозирование, осмысление) работают в чтении специфично, так как опираются на зрительное, а не на слуховое восприятие речи.
Чтение Аудирование Ритм и темп зависят от читающего Вся информация в руках читающего Некоторые части текста можно прочитать повторно Можно "перескочить" через некоторые места текста 5. Можно задержаться на месте 1. Ритм и темп задает говорящий Информация подается постепенно Возможности повторно услышать текст, нет Восприятие поступательно Необходимо внимательно следить за поступающей информацией
Тексты бывают: - с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); - с полным пониманием содержания (изучающее чтение); - с извлечением необходимой, значимой информации (поисково-просмотровое чтение).
Содержание обучения чтению включает : - лингвистический компонент (языковой и речевой материал: систему графических знаков, слова, словосочетания, тексты разных жанров); - психологический компонент (формируемые навыки и умения чтения на основе овладения действиями и операциями чтения); - методологический компонент (стратегии чтения ). Основными базовыми умениями, лежащими в основе чтения, являются умения : - прогнозировать содержание информации по структуре и смыслу; - определить тему, основную мысль; - делить текст на смысловые куски; - отделять главное от второстепенного; - интерпретировать текст.
Основными задачами обучения чтению на иностранном языке в начальной школе являются: - прочное усвоение буквенно-звуковых соответствий; - формирование технических навыков чтения (техника чтения), в частности скорости чтения; формирование навыка соотнесения графического образа слова с его звуковым образом на основе знания основных правил чтения, соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом - формирование основ коммуникативного умения читать.
При овладении чтением младшие школьники учатся: - читать выразительно вслух небольшие тексты, содержащие только изученный материал; - читать про себя и понимать полностью учебные тексты, содержащие только изученный языковой материал, а также тексты, включающие отдельные новые слова, пользуясь приемами изучающего чтения; - читать про себя и понимать основное содержание несложных текстов, доступных по содержанию учащимся начальной школы, находить в них необходимую или интересующую информацию (имя главного героя/героев, место действия, время действия, характеристики героев и т.п.), пользуясь приемами ознакомительного и поискового чтения. В процессе чтения возможно использование англо-русского словаря учебника.
I. Упражнения на закрепление буквенно-звуковых связей и порядок их выполнения . 1.1. «На приеме у глазного врача». Учитель объявляет детям, что сегодня будет проверять у них зрение. Показывая ту или иную букву (буквосочетание), «доктор» просит назвать её. Далее роль «доктора» могут играть сами ученики. В случае, если «пациент» неправильно называет букву (буквосочетание), «доктор» называет её сам. 1.2.«Имитация». Учитель показывает карточку с изображением паровозика, пчелы, слоненка, змейки и показывает, какие звуки они могут издавать: [w],[ð],[θ],[ŋ]. Затем дети имитируют сами эти звуки. 1.3.«Назови свою букву». На доске записываются слова, знакомые ученикам. Дети получают несколько карточек с английскими буквами и буквосочетаниями. Затем учитель показывает отдельные буквы или буквосочетания в словах, записанных на доске. Те ребята, у которых есть карточка с соответствующей буквой, поднимают карточку и называют букву. Через некоторое время дети меняются карточками, и игра продолжается. 1.4.«Кто быстрее». На доске написаны слова с пропущенными буквами (буквосочетаниями). Учитель раздает ученикам листочки, на которых они пишут слова, вставляя буквы или буквосочетания. Выполнивший задание подходит к учителю, показывает свой листочек и негромко читает написанные слова. После того, как все выполнят задание, учащиеся читают слова вслух и записывают на доске пропущенные буквы (буквосочетания ).
II.Упражнения на развитие языковой догадки и порядок их выполнения 2.1.Группа делится на две команды. Одной из них даются карточки с первой половиной слова, а другой со второй. По сигналу учителя дети начинают искать свою пару. Сложив обе половинки, учащиеся записывают получившееся слово: 2.2 . На доске учитель выставляет карточки со второй половиной слов. Ученикам раздаются карточки с первой половиной. Восстановив слова, дети вслух их прочитывают. Например: 2.3 . «Чехарда». Учитель: с полки упали слова и рассыпались по буквам. Давайте восстановим эти слова . Ученики индивидуально (в парах или группами) составляют и затем прочитывают вслух получившиеся слова .
III. Упражнение на формирование технических навыков чтения 3.1.«Знаешь ли ты дни недели?». Ученикам раздаются карточки с названиями дней недели. По сигналу учителя дети выстраиваются в определенном порядке и прочитывают слово на своей карточке. 3.2.«Укрась ёлку новогодними шарами ». Учитель: Приближается Новый год. В каждом доме скоро появятся ёлочки, и детишки с радостью начнут их украшать разноцветными игрушками. Сегодня я принесла на урок волшебную ёлочку. Мы должны украсить её разноцветными шарами, но дело в том, что на неё можно повесить шарик только тогда. Когда правильно прочитаешь название цвета по-английски. Ученикам раздаются цветные кружочки – «шарики», на каждом из которых написано название соответствующего цвета. Дети по очереди прочитывают название цвета вслух, затем прикрепляют на ёлку. Задание может быть усложнено. Детям раздаются карточки с названиями цвета. По сигналу учителя ученики по очереди читают слово вслух, а затем находят шарик соответствующего цвета, вешают его на ёлку и завершают задание следующей фразой: This balloon is … 3.3 .«В магазин за покупками». Класс делится на две команды, которым предлагается выбрать карточку с названием магазина (например, Diary и Grocery ). На отдельных столах для каждой команды кладутся карточки только с названиями тех продуктов, которые относятся к соответствующим магазинам. Побеждает та команда, которая первой завершит работу, верно отобрав и правильно прочитав название продуктов .
IV. Упражнения коммуникативного характера 4.1. Учитель: Мальвина подготовила предложения, чтобы учить Буратино читать. Но когда она вышла из комнаты, проказник взял ножницы и разрезал эти предложения на отдельные слова. Помогите Мальвине восстановить их . После того, как предложение будет составлено, дети прочитывают его (индивидуально, хором). 4.2. Учитель: Вернувшись из далёкого путешествия, Гулливер начал писать о своих приключениях, о новых друзьях, о том. Как они живут. Внезапно подул сильный ветер и листочки, на которых он писал, разлетелись. Давайте поможем Гулливеру правильно сложить все листочки. Класс делится на две-три группы. Каждая группа прочитывает свою часть текста, после чего складываются все части текста и вновь перечитываются. Для выполнения подобного задания можно использовать любой учебный текст. 4.3. "Озвучивание фильма ". Учитель : сегодня мы работаем на киностудии и озвучиваем кусочек фильма. Это диалог двух героев, но для того, чтобы озвучить их, нужно собрать их фразы в логическом порядке, не перепутав, какому из героев они принадлежат. Класс делится на две команды, каждая из которых получает карточки с фразами из диалога и портреты действующих персонажей. Затем диалог прочитывается вслух по ролям.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
1
Эффективные приёмы формирования и развития навыка чтения и аудирования у обучающихся начальной школы
2
Овладение речью на иностранном языке как средством коммуникации включает не только умение выразить свои мысли, но и умение понять речь других людей. Это умение обозначают термином «аудирование».
Аудирование, способность различать и понимать то, что говорят другие, подразумевает понимание акцента говорящего, грамматических структур и словарного запаса, которым владеет говорящий.
3
Цели обучения аудированию представлены на слайде:
- сформировать определенные навыки;
- развить определенные речевые умения;
- обучить умению общаться;
- и другие.
4
Выделяют три вида аудирования:
- с полным пониманием (полное понимание всей содержащейся в тексте информации);
- с пониманием основного содержания (отделить новое от известного, существенное от несущественного, закрепить в памяти наиболее важные сведения);
- с выборочным пониманием (вычленить в речевом потоке необходимую или интересующую информацию, игнорируя ненужную)
5
Аудирование в начальной школе выступает не только как цель обучения, но и в качестве «мощного» средства, усвоения лексического материала и грамматических структур.
На начальном этапе обучения детям просто необходима возможность слышать иностранную речь. Разговор в классе на уроке инотранного языка, когда учитель дает и объясняет задание, подбадривает, хвалит учащихся за достигнутый результат, является основным источником материала для аудирования.
Очень важно применение наглядности в первый год обучения, что обусловлено психологическими особенностями детей младшего школьного возраста. Использование картинок, игрушек, мимики, жестов и других занимательных средств развивает образную и ассоциативную память.
Для развития этих умений необходимы специальные упражнения, которые можно разделить на две большие группы – подготовительные и речевые упражнения.
6
К числу подготовительных относятся упражнения, которые направлены на вычленение отдельных трудностей и их изолированную отработку. Они отрабатывают узнавание новых слов, словосочетаний и предложений.
7
К речевым относятся упражнения, которые направляют внимание слушающего на содержание речи и проводятся только на связном материале. Они всегда связаны с речевой ситуацией.
Каждое упражнение состоит из двух частей: первая включает сам акт восприятия речи, вторая сопутствует ему: «прослушать текст и определить его главную мысль», «прослушать описание и определить, к какому лицу оно относится» и т.д.
8
Давайте рассмотрим примеры подготовительных упражнений:
1.Прослушивание фраз, содержащих легко смешиваемые элементы. .
2. Прослушивание группы фраз, включающих и заданную фразу.
3. Прослушивание ряда фраз с картинкой
9
Примеры речевых упражнений:
1. Прослушивание двух вариантов одного и того же текста. Определение расхождения
2. 3-4 кратное прослушивание текста, пересказ
3. Прослушивание и ответы на вопросы по содержанию.
10
Этапы работы с аудиотекстом:
1. Предтекстовый этап – необходим для снятия языковых трудностей аудиотекста: можно дать задание: при прослушивании первый ряд следит за приметами времени и места действия, второй- за поведением персонажа, третий- называет кульминационный момент.
постановки предтекстовых вопросов, предложении озаглавить текст, выбрать правильные утверждения из ряда данных, выбрать правильный вариант ответа на вопрос.
11
2. Тектовый этап- можно предложить подобрать к абзацу заглавие, перефразировать предложение, ответить на вопросы.
12
3. Послетекстовый этап- контроль понимания.
вопросно-ответная работа, пересказ, продолжение текста учащимися, составление рассказа по аналогии, составление диалога по теме, описание картинок, постепенное переключение на другие виды речевой деятельности (чтение, письмо, говорение).
13
А так как все виды речевой деятельности тесно связанным друг с другом то важную роль в изучении иностранного языка.
Между аудированием и чтением есть не только сходства, но и взаимодействие. владение устной речью облегчает понимание читаемого.
Чтение облегчает аудирование когда читаемый текст проговаривается про себя с правильным произношением и беглым темпом.
При обучении чтению на начальном этапе важно научить школьника правильно читать, то есть научить его озвучивать графемы, извлекать мысли, то есть понимать, оценивать, использовать информацию текста. Эти умения зависят от того, с какой скоростью читает ребенок..
14
Теперь предлагаю сравнить процесс восприятия речи при чтении и аудировании
Как видим, зрительное восприятие информации и процесс ее протекания способны обеспечить более надежное сохранение образов, чем слуховое, так как читающий имеет возможность регулировать и управлять этим процессом, что и обуславливает несколько иную работу механизмов чтения.
15
К отбору и организации текстов для чтения могут быть отнесены в основном те же требования, что и к текстам для аудирования. Они должны быть информативны, разнообразны по жанру и тематике, по возможности аутентичны.
16
Чтобы чтение на иностранном языке способствовало развитию познавательного интереса учащихся, необходимо учитывать познавательные потребности, возрастные и индивидуально-психологические особенности детей (а для этого следует разнообразить учебные материалы: тексты и задания к ним); включать школьников в активную творческую деятельность; давать им возможность проявлять самостоятельность и инициативу; учить преодолевать трудности в учебной деятельности.
17
Чтение облегченных текстов – необходимый компонент обучения. Оно обеспечивает накопление опыта узнавания известного, вырабатывает беглость чтения, дает уверенность в своих возможностях. Но оно не готовит к самостоятельному преодолению трудностей, к опоре на известное для понимания неизвестного. Поэтому в процессе обучения необходимо сочетать разные по сложности формы чтения.
18
В целях достижения поставленных задач мы используем соответствующие виды игровых упражнений.
I. Упражнения на закрепление буквенно-звуковых связей и порядок их выполнения.
1.1. «На приеме у глазного врача». Учитель объявляет детям, что сегодня будет проверять у них зрение. Показывая ту или иную букву (буквосочетание), «доктор» просит назвать её. Далее роль «доктора» могут играть сами ученики. В случае, если «пациент» неправильно называет букву (буквосочетание), «доктор» называет её сам.
1.2.«Имитация».
1.3.«Назови свою букву».
1.4.«Кто быстрее».
19
II.Упражнения на развитие языковой догадки и порядок их выполнения
Для полноценного умения читать очень важен высокий уровень языковой догадки, умения прогнозирования. В этих целях эффективны следующие виды игровых заданий:
2.1.Группа делится на две команды. Одной из них даются карточки с первой половиной слова, а другой со второй. По сигналу учителя дети начинают искать свою пару. Сложив обе половинки, учащиеся записывают получившееся слово на доске;
2.2. На доске учитель выставляет карточки со второй половиной слов. Ученикам раздаются карточки с первой половиной.
2.3. «Чехарда».
В необходимых случаях можно использовать облегченный вариант данного упражнения: буквы даются на цветных карточках. Сложив их по цветовому ключу, дети прочитывают получившееся слово.
20
III. Упражнение на формирование технических навыков чтения
3.1.«Знаешь ли ты дни недели?» Ученикам раздаются карточки с названиями дней недели. По сигналу учителя дети выстраиваются в определенном порядке и прочитывают слово на своей карточке
3.2.«Укрась ёлку новогодними шарами».
3.3.«В магазин за покупками».
21
IV. Упражнения коммуникативного характера
4.1.Мальвина и Буратино учатся читать. Но когда она вышла из комнаты, проказник взял ножницы и разрезал эти предложения на отдельные слова. Помогите Мальвине восстановить их. После того, как предложение будет составлено, дети прочитывают его (индивидуально, хором)
4.2. Гулливер и сильный ветер - листочки, на которых он писал, разлетелись. Давайте поможем Гулливеру правильно сложить все листочки.
4.3. "Озвучивание фильма".
22
Представленные типы игровых заданий и упражнений на практике показывают высокую эффективность при обучении аудированию чтению на иностранном языке в начальной школе.
Таким образом, мы видим, что учащиеся младшего школьного возраста характеризуются большой восприимчивостью к изучению языков, что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп и мы учителя должны ни только не упустить эту возможность, но и заложить основу для дальнейшей своей работы в основной и средней школе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие навыка чтения нот с листа в начальный период обучения игре на фортепиано
Автор методической разработки ставит скромную задачу поделиться своими знаниями и опытом обучения маленьких детей чтению нот с листа, полученными в процессе анализа специальной литературы, передового ...

Развитие навыка аудирования у учащихся начальной школы
В первые годы изучения английского языка самое главное не отбить у детей охоту учить язык, поэтому я подобрала ряд мультфильмов на английском языке, которые гарантированно понравятся любому ребёнку и ...

Презентация на тему "Способы формирования положительной мотивации к изучению английского языка у обучающихся начальной школы".
Презентация на тему "Способы формирования положительной мотивации к изучению английского языка у обучающихся начальной школы"....

Подвижные игры и элементы спортивных игр как основа формирования личности и развития двигательных умений и навыков обучающихся начальной школы.
Это мои нароботки которые я использую в работе....

Страноведение: «Типичный английский дом». Развитие навыков чтения и аудирования.
Методическая разработка по теме «Типичный английский дом» создана с учетом всех требований ФГОС и послужит полезным материалом для работы как начинающих специалистов так и...
«Способы и приёмы формирования и развития навыков социальной компетентности у младших подростков с нарушениями зрения».
В 2017 – 2018 учебном году я начала работать в группе № 10 специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 2.Группа состоит из 11 воспитанников младшего подросткового возраста....

Развитие навыков чтения и аудирования аутентичных материалов на уроках английского языка в старших классах
Материал построен на работе с аутентичными текстами и аудио-видео материалами.Посвящен кинофестивалю Оскар. Oscar Who chooses the best film of the year...
