«Способы и приёмы формирования и развития навыков социальной компетентности у младших подростков с нарушениями зрения».
рабочая программа (6 класс)

В 2017 – 2018 учебном году я начала работать в группе № 10 специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 2.

Группа состоит из 11 воспитанников младшего подросткового возраста. Все воспитанники имеют различные нарушения зрения, а также сложную и сочетанную структуру дефекта.

Гендерный состав группы: 5 девочек и 6 мальчиков.

Как известно, ведущей деятельностью в подростковом возрасте становится общение друг с другом.

Общение с группой сверстников начинает играть значимую роль в формировании личности ребенка.

Дети начинают активно взаимодействовать между собой, учатся решать межличностные конфликты, находить компромиссные решения, формируют навык взаимного понимания и толерантного отношения друг к другу.

Именно поэтому особое значение на данном этапе работы воспитателя с подростками младшего возраста следует уделить формированию и развитию навыков социальной компетентности.

Социальная коммуникативная компетентность представляет собой приобретаемые свойства личности, отвечающие требованиям социально-значимой деятельности.

Социальная компетентность может изменяться под влиянием социального воздействия. Она всегда должна соответствовать существующим в обществе социальным нормам.

Под выражением «социальные способности» следует понимать»;

-коммуникативные,

-организаторские,

-лидерские способности,

-социальную активность личности и её адаптационные свойства такие, например, как самостоятельность.  

Программа «Способы и приёмы формирования и развития навыков социальной компетентности у младших подростков с нарушениями зрения» имеет практико – ориентированную направленность.

Социальный эффект программы заключается в том, что формируя и развивая навыки социальной компетентности учащихся с нарушением зрения, становится возможным способствовать формированию у них навыков, необходимых для успешной социализации в обществе, умению адаптироваться к современным социальным условиям, активно проявлять свою гражданскую активность.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_2018.docx30.44 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное Казённое Образовательное Учреждение

Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат № 2

Воспитатель группы №10

Анна Ивановна Левина

Программа

«Способы и приёмы формирования и развития навыков социальной компетентности у младших подростков

с нарушениями зрения».

       

Консультант

методист

Елена Борисовна Матц

Москва

2018

«Самая сложная, самая благодарная работа

– это творение человека»

В. А. Сухомлинский

  1. Тема.

«Способы и приёмы формирования и развития навыков социальной компетентности у младших подростков с нарушениями зрения».

  1. Обоснование выбора темы.

В 2017 – 2018 учебном году я начала работать в группе № 10 специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 2.

Группа состоит из 11 воспитанников младшего подросткового возраста. Все воспитанники имеют различные нарушения зрения, а также сложную и сочетанную структуру дефекта.

Гендерный состав группы: 5 девочек и 6 мальчиков.

Как известно, ведущей деятельностью в подростковом возрасте становится общение друг с другом.

Общение с группой сверстников начинает играть значимую роль в формировании личности ребенка.

Дети начинают активно взаимодействовать между собой, учатся решать межличностные конфликты, находить компромиссные решения, формируют навык взаимного понимания и толерантного отношения друг к другу.

Именно поэтому особое значение на данном этапе работы воспитателя с подростками младшего возраста следует уделить формированию и развитию навыков социальной компетентности.

Социальная коммуникативная компетентность представляет собой приобретаемые свойства личности, отвечающие требованиям социально-значимой деятельности.

Социальная компетентность может изменяться под влиянием социального воздействия. Она всегда должна соответствовать существующим в обществе социальным нормам.

Под выражением «социальные способности» следует понимать»;

-коммуникативные,

-организаторские,

-лидерские способности,

-социальную активность личности и её адаптационные свойства такие, например, как самостоятельность.  

Программа «Способы и приёмы формирования и развития навыков социальной компетентности у младших подростков с нарушениями зрения» имеет практико – ориентированную направленность.

Социальный эффект программы заключается в том, что формируя и развивая навыки социальной компетентности учащихся с нарушением зрения, становится возможным способствовать формированию у них навыков, необходимых для успешной социализации в обществе, умению адаптироваться к современным социальным условиям, активно проявлять свою гражданскую активность.

  1. Цель программы.

Формирование и развитие навыков социальной компетентности у детей младшего подросткового возраста с различными нарушениями зрения.

  1. Задачи программы.

Образовательные

  • Обучать распределению обязанностей и ролевым формам внутригруппового взаимодействия.
  • Формировать навыки лидерских, организаторских способностей, социальной активности, самостоятельности для успешной адаптации в школьном коллективе и дальнейшей социализации.

Воспитательные.

  • Формировать и развивать умения и навыки межличностного общения.
  • Формировать и развивать организаторские умения.
  • Формировать и развивать навыки делового взаимодействия.
  • Формировать и развивать умение устанавливать и поддерживать личные контакты с товарищами.
  • Воспитывать навыки толерантности.
  • Развивать навыки ведения дискуссии с целью предупреждения возникновения конфликтов.  
  • Формировать социальную активность, ответственность за порученное дело.

Коррекционные.

Профилактика девиантного (отклоняющегося) поведения у подростков с нарушениями зрения.

  1. Гипотеза.

Можно предположить, что формирование и развитие навыков социальной компетентности у воспитанников младшего подросткового возраста с нарушением зрения зависит от уровня их коммуникативной компетентности.

Развитие навыков социального взаимоотношения является важной проблемой в группе. В современных условиях значение решения этой проблемы возрастает в связи с особенностями социального окружения детей, у которых часто наблюдаются дефекты восприятия, бедный речевой запас отсутствие доброжелательности во взаимоотношениях с людьми.

В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности пристальное внимание необходимо уделить решению задач по развитию навыков социального взаимоотношения и УУД таких, например, как:

- умение оценивать, как своё собственное поведение, так и поведение сверстников;

- развитие навыков и умений реализации своих способностей в современном обществе.

  1. Участники программы.

Программа рассчитана на воспитанников группы № 10 (учеников 6 «А» и 6 «Б» классов) ГКОУ СКОШИ № 2

  1. Реализации программы.

Реализация программы возможна в случае правильного подбора средств и форм воспитательской работы, а также применении коррекционных способов и приёмов воспитательской работы, направленных на формирование и развитие навыков социальной компетентности.

Программа состоит из блоков, содержание которых направлено на формирование и развитие у воспитанников следующих качеств:

  • навыков коммуникативной компетентности, проявляемых в сфере общения и способствующих успешности человека в разнообразных областях деятельности,
  • организаторских способностей, представляющих собой практические умения, связанные с организацией какого-либо дела или взаимодействия с другими участниками при его выполнении. Эти способности связаны с умением руководить, организовывать и направлять окружающих людей на достижение поставленных целей,  
  • навыков социальной активности, которые помогут детям с нарушением зрения изменять себя и окружающий мир в соответствие с системой жизненных установок,
  • социальной адаптации (социализации), необходимой для включения индивида в социальную практику, усвоение образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, приобретение им социальных качеств, необходимых для успешного функционирования и развития в данном обществе.  

  1. Формы, способы и приёмы работы, имеющие коррекционную направленность.

Для реализации данной программы используются следующие формы работы:

- беседа,

-диспут,

-экскурсии,

-деловая игра,

-общешкольные мероприятия.

  1. Срок реализации программы: Октябрь - Май 2017- 2018года.

10. Место проведения работы

В целях эффективности воспитательной работы, воспитания любви к родной природе, патриотизма, повышения познавательного интереса и мотивации к этому виду деятельности, используются различные аудитории:

- класс,

-актовый зал,

 -музей,

- природные парки Москвы и Московской области.

 

  1. Возможность вариативного использования КТП:

При реализации «Программы» следует ориентироваться на общешкольный план мероприятий для второй половины дня.

12. Предполагаемые результаты работы по программе.

Работа по программе предполагает, что в результате её реализации у воспитанников сформируются навыки позитивного отношения к себе и окружающим.

Воспитанники научатся продуктивному взаимодействию в классном коллективе.

Данная программа поможет формированию у воспитанников объективных представлений о возможностях решений конфликтных ситуаций.

«Программа» может быть полезная воспитателям, социальным педагогам, работающим в сфере предупреждения девиантного поведения у детей младшего подросткового возраста.

В результате совестной проделанной работы предполагается, что дети овладеют навыками:

- социального взаимоотношения;

- взаимного - бесконфликтного общения в социуме

- ведения диалога с учителем и сверстниками;

- обсуждения и решения проблемы (вопрос, задание) в группе (в паре);

- аргументирования в диалоге.

        

Календарно-тематическое планирование

«Развитие социальных способностей подростков во внеурочной деятельности специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната для детей с нарушениями зрения»  

Тематическое планирование

Блок

Тема занятия

Вид занятия

Количество часов

Формирование УУД

Развитие коммуникативной компетентности

Азбука общения

Теоретическое занятие

(беседа)

1

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

  • самоопределение личностное, профессиональное, жизненное;
  • смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать;
  • нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
  • составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование-предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что, еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Общеучебные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении задач проблемно-творческого и поискового характера

Знаково-символические действия составляют особую группу общеучебных универсальных действий:

  • моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, в которой выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятие, выведение следствия;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждении;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • постановка и формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность. К коммуникативным действиям относятся:

  • умение слушать и вступать в диалог;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем,
  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
  • учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности;
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Давайте познакомимся

Практическое занятие

(игры на командообразование)

1

Учимся сотрудничать

Теоретическое занятие

(беседа)

1

Межличностные и групповые конфликты

Практическое занятие

(доклады воспитанников)

1

Пути выхода из конфликта

Теоретическое занятие

(беседа)

1

Учимся преодолевать сложные ситуации

Практическое занятие

(игры на позитивное разрешение конфликтной ситуации)

1

Развитие организаторских способностей

Вежливый от  рождения

Теоретическое занятие

(беседа)

1

Экскурсия  «Паровозное депо»

Теоретическое занятие

(экскурсия)

1

Учимся проводить мероприятие

Практическое занятие

(подготовка и проведение «День науки»)

1

День науки

Практическое занятие

1

Экскурсия «Булгаковкий дом»

Теоретическое занятие

(экскурсия)

1

Развитие лидерских качества

Экскурсия «Нанотракт»

Теоретическое занятие

(беседа)

1

Мы выбираем, нас выбирают

Практическое занятие

(игры на выявление лидера в коллективе)

1

Развитие социальной активности

Экскурсия «Булгаковкий дом»

Теоретическое занятие

(экскурсия)

1

Что я должен и на что имею право

Практическое занятие

(изучение устава школы)

1

Нормы современного общества

Теоретическое занятие

(презентация)

1

Проблема девиантного поведения подростков

Практическое занятие

(доклады воспитанников)

1

Социализация подростков с нарушениями зрения

Учимся сотрудничать

Теоретическое занятие

(беседа)

1

Привычки плохие и хорошие

Практическое занятие

(доклады воспитанников)

1

Учимся быть культурными

Экскурсия «Музей русского импрессионизма»

Теоретическое занятие

(беседа, экскурсия)

1

Современный этикет

Практическое занятие

(деловая игра)

1

Всего часов

24

Календарное планирование

Дата

Тема занятия

Вид деятельности

Место проведения

Направление работы

12.10.2017

Вежливость, культура, этикет

Беседа

Класс

«Культура - творческое и эстетическое воспитание»

21.11.2017

«Моллюски».

Экскурсия

Урок

Дарвиновский музей

«Экологическое воспитание»

22.11.2017

Вежливый от рождения

Беседа

Класс

«Культура - творческое и эстетическое воспитание»

17.01.2018

День науки

Общешкольное

Мероприятие

Актовый зал

«Вместе»

23.01.2018

Конкурс инсценировок

Общешкольное

Мероприятие

Актовый зал

«Вместе»

19.03.2018

Мы выбираем, нас выбирают

Дискуссия

Класс

«Гражданское

и патриотическое»

26.03.2018

Нормы современного общества

Беседа

Класс

«Гражданское и патриотическое»

03.04.2018

Проблема девиантного поведения

Беседа

Класс

«Здоровьесберегающее воспитание»

11.04.2018

Вредные привычки

Беседа

Диспут

Класс

«Здоровьесберегающее воспитание»»

17.05.2018

Учимся сотрудничать

Беседа

Школьная территория

22.05 2018

Современный этикет

Деловая игра

Класс

«Культура - творческое и эстетическое воспитание»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы. Доклад с электронной презентацией "Декоративно-прикладное творчество как средство формирования социальной компетентности детей и подростков".

Методический материал для педагогов дополнительного образования по формированию социальной компетентности детей и подростков...

Описание опыта работы по теме: «Формирование и развитие навыков социального поведения и речевого общения у детей с ограниченными возможностями здоровья»

В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основн...

Доклад «Коррекционная работа на уроках СБО как один из путей формирования социальной компетентности детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью»

Коррекция личности ребенка с нарушением интеллекта средствами образования является основной функцией специальной (коррекционной) школы VIII вида. Эффективность исправления недостатков развития ...

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия в младшей группе с нарушением зрения (с использованием современных технологий)Тема: «Зимняя картинка»

Конспект предназначен для проведения учителем-дефектологом(тифлопедагогом) занятия по развитию зрительного восприятия в младшей группе с нарушением зрения. Тема занятия "Зимняя картинка". Ко...

Особенности формирования навыков словоизменения и словообразования у детей, имеющих нарушения зрения и речи

Представлен опыт работы по формированию грамматической стороны речи у детей имеющих тяжелые нарушения речи и зрения....

Формирование и развитие навыков ориентировки в микро-пространстве у обучающихся с нарушениями зрения

Формирование и развитие навыков ориентировки в микро-пространстве у обучающихся с нарушениями зрения....