Методические материалы. Доклад с электронной презентацией "Декоративно-прикладное творчество как средство формирования социальной компетентности детей и подростков".
методическая разработка по теме

Методический материал для педагогов дополнительного образования по формированию социальной компетентности детей и подростков

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Беляева Галина Александровна

Муниципальное образовательное учреждение

 дополнительного образования детей

Дворец творчества детей и молодежи

 городского округа Тольятти

«Декоративно-прикладное творчество - как средство  

формирования социальной компетентности детей и подростков»

Современное понимание качества образования базируется на формировании ключевых компетентностей в том числе и социальной, с которой связано формирование умения ориентироваться в постоянно меняющихся социуме (обществе) и экономических ситуациях.

Что понимается нами под социальной компетентностью? Чем она полезна каждому выпускнику? Как педагогу строить занятия, способствующие социальной компетентности?

 Образовательный процесс в отделе осуществляют 20 педагогов дополнительного образования по следующим направлениям:

-мягкая игрушка, бисероплетение,  лепка, макраме, аппликация из бумаги, работа с тканью, вязание, плетение и т.п.

На сегодняшний день в творческих объединениях отдела занимается более 1500 обучающихся на базе подростковых клубов и общеобразовательных школ. Поэтому перед педагогами стоит задача - оказание педагогической поддержки обучающимся в их социальной адаптации, в теоретической и практической подготовке детей к жизни в условиях социальных перемен через развитие интересов и потребностей средствами ДПТ.

Как известно, процесс социализации – это процесс взаимодействия личности и общества. Человек является объектом и субъектом процесса социализации.

С понятием социальной компетентности непосредственно связано формирование новых поведенческих установок и ценностных ориентаций,

достижением определенного уровня которых  является социальная адаптация (активное включение в социальную среду). Человек является социально компетентным, если его индивидуальные способности и навыки отвечают требованиям межличностной ситуации.

Показателями социальной компетентности являются:

  1. Сотрудничество, работа в команде;
  2. Коммуникативные навыки;
  3. Способность принимать собственные решения;
  4. Способность делать осознанный выбор;
  5. Наличие опыта выполнения разнообразных социальных ролей;
  6. Владение приемами ненасильственного разрешения конфликтов;
  7. Развитие личностных качеств, саморегулирование.

 Достижение успеха в жизни во многом связано с наличием и уровнем развития социальной компетентности у выпускников образовательного учреждения, их умения взаимодействовать с окружающим миром, принимать адекватные сложившейся ситуации решения. В настоящее время особо актуальна   проблема поиска эффективных путей развития социальной компетентности в подростковом возрасте, которая обеспечивает успешную социализацию личности.

В МОУДОД ДТДМ педагогами создаются условия для эффективного социально-эмоционального  развития детей и  подростков, формирования социальной компетентности, которая прослеживается в следующих формах работы:

  1. Организация учебно-воспитательной работы;
  2. Организация массовой работы (праздники, акции), игровых программ (конкурсы, викторины, познавательные и развлекательные программы), а также массовых мероприятий  на уровне микрорайона.

Важную роль в приобщении обучающихся к декоративно-прикладному творчеству играют занятия  творческих объединений. Именно в условиях занятий возможно целенаправленное и планомерное развитие творческой инициативы и самостоятельности обучающихся, что является залогом формирования определенных наклонностей и способностей. Ни для кого не секрет, что декоративно-прикладное творчество – мощное средство формирования социальной компетентности подростков. Воспитание эстетической культуры, потребности в творческой деятельности у детей, стимулирование позитивной созидательной деятельности, возрождение интереса к народным ремеслам невозможно без знакомства с декоративно-прикладным творчеством.

Занятия различными видами ДПТ способствуют развитию мелкой моторики пальцев. В. А. Сухомлинский писал «Истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев.  От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой  мысли».

Знания, умения, полученные на занятиях ДПТ, дети реализуют в повседневной жизни. Изделиями, сделанными своими руками, обучающиеся творческих объединений оформляют подростковый клуб, школу, класс, квартиру, а также дарят в подарок своим близким и друзьям.

В практике педагогов отдела накоплен арсенал массовых, коллективных, индивидуальных форм социально-педагогической работы, которые учитывают личностные особенности каждого обучающегося.

Педагогами используются различные формы организации учебной деятельности - коллективные и индивидуальные - такие, как  ролевые игры, творческие мастерские, детская производственная бригада,  тестирование, консультирование. Успешному усвоению образовательной программы способствует применение педагогами нетрадиционных форм организации занятий с детьми: - занятия в группах, проектная деятельность, конкурсы, выставки, экскурсии, посещение мастерских художников и т.п.

- Групповая учебная работа. Форма групповой деятельности наиболее продуктивна. В ходе данной деятельности происходит групповое взаимодействие, которое является одним из основных способов активизации саморазвития ребенка.

 Именно групповая работа и взаимодействие самих обучающихся в ней является эффективным способом развития социальной компетентности обучаемого, его способности быть лидером или ведомым, реализовывать свои цели в группе. Совместная деятельность вырабатывает у обучающихся необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Формирование социальной компетентности невозможно вне общения с окружающими людьми, без их помощи. Осознание групповой принадлежности, солидарности, взаимопомощи дает важное для школьников чувство эмоционального благополучия в социуме.

Работая  в малых группах, обучающиеся учатся умению видеть позицию другого, оценивать ее, принимать или не принимать, соглашаться или оспаривать, а главное – иметь собственную точку зрения, отличать ее от другой, уметь ее отстаивать.

Во время сотрудничества в малых группах  устанавливается  позитивная взаимосвязь между членами группы; каждый вносит индивидуальный посильный вклад в результат общего дела; обязательно оказывается взаимопомощь в процессе работы; по окончании выполнения работы  проводится рефлексия группового процесса, то есть анализ и оценка событий, имеющих место в групповой работе.

Специально организованная групповая учебная деятельность способствует развитию ответственности, саморегуляции, адекватной самооценки обучающихся.

-  Организация проектной деятельности.

Использование технологии проектирования позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей обучающихся. Такого рода деятельность стимулирует внутреннее развитие и в определенной степени влияет на личность в целом. Известный ученый А. Энштейн заметил «… дети любят искать, сами находить.  Они всегда чувствуют себя Колумбами, не устают удивляться многочисленным чудесам живой жизни.  Может быть, самое трудное – научить их понимать других людей, не всегда похожих на тебя, показать глубину каждого. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину знаний, в глубину своих собственных мыслей и творчества.  Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя».

Метод проектов способствует повышению мотивации обучающихся в получении дополнительных знаний, в овладении методами познания (выдвинуть замысел, сформулировать задачу, сделать анализ, интерпретировать результат). Процесс работы над проектом способствует  воспитанию у школьников значимых ценностей – социальное партнерство, чувство ответственности, взаимопомощь, самоорганизация.

Таким образом, поэтапное стимулирование педагогом проектной деятельности обучающихся позволяет формировать личностные качества ребенка, а также  способствует  повышению мотивации к познанию и творчеству;  развитию творческих способностей;  развитию коммуникативных навыков, умению работать в коллективе;

 повышению самооценки обучающихся; предоставлению каждому ребенку возможностей самореализации.

-          Субъект-субъектные отношения как форма организации жизни на занятии. Это диалоговое обучение. Дискуссии, диспуты, коммуникативные образовательные технологии.

-          Педагоги используют в практике современные коллективные формы обучения, создают для  обучающихся разнообразные условия для общения в социуме.  Организуются  презентации детских творческих работ (групповые и индивидуальные),  проводятся занятия – экскурсии в творческие мастерские художников;  реализуют проектную деятельность в масштабе одного занятия и цикла занятий.

Сотрудничают с библиотекой, проводят экскурсии для родителей.

 Совместно с педагогами обучающиеся  оформляют  выставки детского творчества в подростковом клубе,  школе, классе.

А также активно  участвуют в районных, городских, областных и международных конкурсах и выставках ДПТ.

-         Педагогами широко используются различные методы арт-терапии для получения диагностического материала. Достоинством метода является наличие продукта творчества: рисунки, поделки, сувениры.

Когда ребенок рисует, сочиняет, творит - активизируются его внутренние возможности, включается механизм «я могу», который позволяет расширить адаптивные возможности человека.

В настоящее время стали популярны и востребованы тренинги различного вида,  используемые на разных этапах работы с коллективом и для решения различных воспитательных задач (сплочение коллектива, развитие специальных навыков поведения.)

-        Социальная компетентность – это,  прежде всего социальная активность, желание жить в обществе. Поэтому в процессе обучения педагогами используются методические средства:

- мотивация учебной деятельности;

- создание ситуации успеха;

- создание обстановки, вызывающей положительные эмоции;

- организация самоанализа собственной деятельности.

Данная совместная деятельность вырабатывает у обучающихся необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.

Педагоги стремятся создать на занятии в творческом объединении атмосферу психологического комфорта, положительного эмоционального фона, творческого настроя, что в конечном итоге и обеспечивает не только результативность занятий, но и развитие личности. В наши творческие объединения приходят дети с разным уровнем подготовки и степени одаренности, нередко с пониженной самооценкой, но все они имеют огромное желание заниматься в объединении. Задача педагога – увлечь каждого ребенка делом, помочь раскрыть творческие способности, фантазию, получить новые умения и навыки, прийти к уверенному успеху. В процессе обучения каждое достижение воспитанника становится гласным. Педагог придерживается позиции «Неудача случайна.  Успех закономерен». Такая установка создает для ребенка радостные, оптимистические перспективы.

-        Внеучебная деятельность  (групповые, клубные мероприятия, работа с семьей, общественностью, работа по месту жительства)

К формам массовой работы можно отнести следующее:  конкурсы, фестивали, «город мастеров»,  «чаепитие», «день добрых сюрпризов»,  «летний лагерь по интересам и видам творчества», «выставка», «защита проектов» и т.п.  Разнообразие содержания мероприятий, эмоциональная привлекательность, обеспечивающая мотивацию к позитивному взаимодействию с социумом, практическая направленность на творчество дают  возможность для самореализации личности ребенка. Регулярное проведение совместных мероприятий обогащает воспитанников новыми впечатлениями, способствует формированию навыков социальной компетентности. Таким образом, мероприятия помогают сблизить детей, объединить их общей интересной для всех деятельностью в ходе проведения и подготовки к мероприятию (оформление площадки,  подготовка выставочного материала, изготовление пригласительных билетов, подготовка атрибутики для проведения конкурсов и т.д.)

Для решения важных воспитательных задач в отделе используются  как инновационные формы, так и сложились определенные традиции.

 Ежегодно организуются и проводятся воспитательные

мероприятия, которые уже стали традицией:  «Праздник первого звонка», «День матери»,  «Новогодний карнавал»,  «Зимние забавы», «Прощай, Масленица!»,  «Рыцарский турнир»,  «Праздник милых мам»,  «День Победы!»,  экологическая акция «Живи, Земля!»   Реализуются проекты  «Двор, где мы с тобой живем»,  «Моя семья – мое богатство»

 Показателем социального развития обучающихся является сознательное поведение в различных ситуациях, не противоречащее культурным нормам, потребность добиваться соблюдения этих норм другими. Только в тесном сотрудничестве с окружающими людьми ребенок знакомится с социально-приемлемыми нормами поведения, учится сознательно поддерживать их  и активно участвовать в образовательном процессе.

Для нормального развития ребенка огромное значение имеет окружающая обстановка, межличностные отношения детей и отношения между детьми и педагогом. Четко организованные занятия со сменой различных видов деятельности, а также организованный досуг детей  в объединении с присутствием родителей способствует приобретению опыта эмоционально-практического взаимодействия со сверстниками и взрослыми, и позволяет детям легко адаптироваться в новых условиях. Педагоги отдела придают большое значение созданию благоприятной социальной ситуации развития для всех воспитанников творческого объединения.

Также педагоги привлекают родителей к сотрудничеству, так как  оно взаимовыгодно и жизненно необходимо. Интерес родителей заключается в качественном образовании и развитии ребенка. Работа с родителями реализуется традиционными формами консультирования и анкетирования,  тренингом по развитию навыков общения. Для родителей организуются дни открытых дверей, отчетные выставки, открытые занятия и соревнования,  массовые мероприятия..

Таким образом, формирование социальной компетентности развивает качества личности, способствующие общению, совершенствованию социальных умений и навыков, повышает уровень самостоятельности, творческую активность и позволяет воспитанникам  творческих объединений отдела достичь высоких творческих результатов.

Благодаря сформированной социальной компетентности воспитанник приобретает независимость, стремление к успеху, что немаловажно и актуально в данный момент в нашем обществе. Сформированные знания и умения помогают школьнику ориентироваться в сложных  социально-экономических и общественно-политических проблемах, осознанно принимать ответственные решения, отвечать за свои поступки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках физической культуры, как средство формирования социальной компетентности школьников.

Всем известно высказывание: «Учиться на своих ошибках».Мне бы хотелось, чтобы мои «дети», свои ошибки совершили еще в стенах школы, где их окружают внимательные, мудрые их любящие родители, учителя и ...

Статья "Духовно-нравственное воспитание как фактор формирования социальной компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Публикация статьи в сборнике материалов практико-ориентированного семинара в г. Ангарске по проблеме «Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»....

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей как фактор формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста.

Компетентный родитель способен эффективно сформировать в рамках семьи, основного института социализации в дошкольном возрасте, социальную компетентность дошкольника...

Доклад «Коррекционная работа на уроках СБО как один из путей формирования социальной компетентности детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью»

Коррекция личности ребенка с нарушением интеллекта средствами образования является основной функцией специальной (коррекционной) школы VIII вида. Эффективность исправления недостатков развития ...

ПРОЕКТ по теме «Социальное проектирование как средство формирования социальной компетентности. Книга Памяти».

Проект «Книга Памяти» направлен на формирование у обучающих чувства патриотизма, гордости за свою страну и людей, живущих в ней....

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей как фактор формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста

   В формировании и развитии личности ребенка, его индивидуальных качеств и социальной компетентности незаменимую роль играет семья. (1) Однако отсутствие у родителей воспитательных н...