Проектная деятельность на уроках физической культуры, как средство формирования социальной компетентности школьников.
статья по физкультуре на тему

Половиков Владимир Валерьянович

Всем известно высказывание: «Учиться на своих ошибках».

Мне бы хотелось, чтобы мои «дети», свои ошибки совершили еще в стенах школы, где их окружают внимательные, мудрые их любящие родители, учителя и воспитатели.

 Метод проектов – это один из тех инструментов, который способствует накоплению жизненного и социального опыта, так необходимого учащимся на выходе из школы!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках физической культуры, как средство формирования социальной компетентности школьников.

«Будущего нет: оно делается нами»

 Л. Н. Толстой

Сейчас мы часто слышим, что одним из важнейших качеств, которыми должен обладать выпускник современной школы – это конкурентоспособность, успешность, способность применять полученные знания в жизни и находить выход в любой ситуации.

Здесь возникает множество вопросов.

  1. Можно ли предусмотреть все ситуации, какие встречаются в жизни, и дать ученику  точные рекомендации? Конечно же, нет!
  2. Какие методы, приемы, способы организации деятельности, технологии необходимо применять для создания благоприятных условий в формировании социальной компетентности?
  3. Насколько готов сам учитель физической культуры к формированию социальной компетентности учащихся?

Вопросов много и можно перечислять их до бесконечности.

Наша задача заключается в том, чтобы за время работы с учащимися, вложить в них умение видеть и решать проблемы, самостоятельно учиться, работать с информацией, применять полученные знания для решения жизненных проблем. Дать возможность свободно выражать свою точку зрения, аргументировать, анализировать, принимать взвешенные решения в непредвиденной обстановке. Способствовать в воспитании культуры общения…

Работая в школе 12 лет, постоянно нахожусь в поиске.

Считаю, что одним из инструментов достижения выше перечисленных результатов, может быть использование проектной деятельности (метод проекта).

С методом проекта познакомился давно и применяю уже его более 7 лет.

Что дает работа над проектом?

Во-первых, учащиеся могут провести параллель между знаниями, приобретенными в учебе с реальным миром. Во-вторых, ученики рассматривают множество проблем встречающихся в жизни и находят способы их решения, как следствие имеют возможность сформировать качества необходимые для успешной личной и профессиональной деятельности. В-третьих, они уже в стенах школы  могут задуматься о будущей профессии и  проанализировать свои возможности.

Очень важно здесь научить их мыслить творчески, обращая внимание на возможность нестандартного мышления и видения, как самой проблемы, так и ее решения.

Всем известно высказывание: «Учиться на своих ошибках».

Мне бы хотелось, чтобы мои «дети», свои ошибки совершили еще в стенах школы, где их окружают внимательные, мудрые их любящие родители, учителя и воспитатели.

 Метод проектов – это один из тех инструментов, который способствует накоплению жизненного и социального опыта, так необходимого учащимся на выходе из школы!

Особенности использования метода проектов на уроках и во внеурочное время по физической культуре:

  1. Большое количество проектов - не всегда означает качество!
  2. Проект имеет отличительные особенности, не присущие  докладам, рефератам или простыми сообщениями.
  3. Проект – это самостоятельная работа учащихся, выполняемая под руководством учителя. Здесь учитель должен выступать лишь в роли консультанта, советчика, направляющего, но не более того.

Например, проект ««Круговорот» на дискотеке», который был удостоен диплома 1 степени на Международной научно-практической конференции «От школьного проекта – к профессиональной карьере» в секции «Человек в современном мире» (социальные проекты).

Этот проект мы с учащимися готовили в течение 2 лет.

Началось с того, что мною ученикам был задан вопрос «Чем Вы с удовольствием занимаетесь?». На, что они почти единогласно ответили: «Ходим на дискотеку».

Мы договорились о встрече на дискотеке. Там меня заинтересовало движение  большинства молодежи по кругу. Показал это движение ученикам со стороны. Предложил им исследовать это интересное явление.

Например, выяснить:

  1. Почему они ходят по кругу?
  2. Кто ходит?
  3. Сколько процентов из всех присутствующих танцует?
  4. Движения по кругу есть во всех дискотеках, и в какую сторону?

По мере их исследования появлялось все больше и больше вопросов. Дети с большим интересом занимались этой деятельностью. Проводили определенные математические расчеты, опрашивали своих сверстников и преподавателей, а так же экспериментировали и анализировали полученные результаты.

Большинство преподавателей по разным предметам пытаются найти темы из разделов своих учебников, решить проблемы которые хотят черпать из различных источников литературы или Интернета. Но разве не интересней выйти на улицу, посмотреть на все, что нас окружает другими глазами и увидеть в простом, что-то интересное и необыкновенное. Тогда будет любопытно и самим и детям поработать над проектом.

Мы не стоим на месте и в этом году с учащимися 11 «б» класса-лицея приняли участие сразу в двух научно-практических конференциях с проектом «Формула долголетия», удостоенную грамотой на Международной научно-практической конференции, проходившей в ЛИЕН 25 марта.

Свое выступление хотелось бы закончить словами А.Н. Колмогорова:

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.

И представить Вашему вниманию в качестве примера защиту проекта «Формула долголетия».

Учитель физической культуры МОУ-СОШ №1 города Красный Кут Саратовской области Половиков Владимир Валерьянович