исользование проектной технологии на уроках физической культуры как средство формирования социальной компетентности учащихся
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Сат Чочагай Сергеевна

Базовым результатом образования в области физической культуры является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций), которые  «закладываются» в образовательный процесс  и посредством технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_icheskiy_material.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Бай-Даг Эрзинского кожууна РТ

Использование проектной технологии  на уроках физической культуры

подготовила

учитель физической культуры

Сат Чочагай Сергеевна

Бай-Даг -2015г

                                                                                   

Использование проектной технологии  на уроках физической культуры

Базовым результатом образования в области физической культуры является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций), которые  «закладываются» в образовательный процесс  и посредством технологий.  

Цель технологии  проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблемы, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.

Проектная технология, используемая  на уроке физической культуры,  позволяет строить обучение на активной основе, через целенаправленную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом. Составляя проект, он превращается из объекта в субъект обучения, самостоятельно учится и активно влияет на содержание собственного образования. В этом случае он обучается посредством организации собственной деятельности. Такая работа дает возможность осознать, что уроки физической культуры развивают не только физически, но и интеллектуально.                                                                                                                   Применение технологии проектного обучения делает учебный процесс более увлекательным для учащихся: они самостоятельно собирают материал по теме, теоретически обосновывая необходимость выполнения того или иного комплекса физических упражнений или овладения теми или иными физическими умениями и навыками для собственного совершенствования, воспитания морально-волевых качеств. Реализуемые в учебной деятельности проекты  могут быть интегрированными, то есть охватывать содержание других учебных предметов.                                                                                                                       Проект – это также  одна из форм развития творческой деятельности обучающихся, она дает возможность для индивидуального развития личности.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения обучающиеся учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. И главными целями метода проектов являются:

  • показать умения отдельного ученика  использовать приобретенный исследовательский опыт;  
  • реализовать свой интерес к обсуждаемой теме;        
  • совершенствовать умение участвовать в коллективных формах общения.

Тематика проектов, используемых  на уроках физкультуры,  разнообразна.  Это могут быть  проекты по исследованию влияний занятий ФК на организм человека, исторические справки и события, биографии спортсменов, развитие видов спорта,  подготовка и проведение соревнований и спортивных праздников,                 важнейшие события в мире спорта, сопоставление и сравнение явлений и фактов из истории спорта и т.д.

Проекты бывают  информационные, исследовательские, обзорные, творческие и другие. Темами информационных проектов могут быть: «Русские народные игры и забавы», «Мой любимый вид спорта», «История Олимпийского движения в России», «Применение лыжных ходов с учетом рельефа местности» и др. Они с успехом применяются при проведении «Дня здоровья», «Дня защиты детей», при проведении вводных уроков. Примерами исследовательских проектов, применяемых в практике, могут служить: «Мое здоровье в моих руках», «Физическая культура в повышении моей физической и умственной работоспособности» и др.

Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.). Оформление результатов проекта может быть в виде сборника, сценария, программы праздника, видеофильма и т. д. В такой форме могут быть созданы проекты «Сочи 2014».

Формы проектов могут быть разнообразными: монопроект, коллективный проект, устно-речевой, письменный, интернетпроект.

Организуя работу над проектами, педагоги должны  соблюдать следующие условия:

а) проблема или тема проекта должна быть сформирована так, чтобы направить обучающегося на привлечение фактов из разных областей знаний  и разнообразных источников информации;

б) необходимо вовлекать в работу над проектом всех обучающихся класса, предложив каждому свое задание с учетом их умений и навыков.

В  связи с этим работа над проектом выстраиваются в несколько этапов:

1. Планирование работы над проектом. Это перечисление возможных тем проектов, обмен имеющими знаниями.

2. Поиск и сбор информации, взаимосвязь между отобранными данными.

3. Обобщение полученной информации, систематизация полученных данных.

4. Презентация полученных результатов – подведение итогов.

У учащихся при разработке собственного проекта закладываются основы знаний в применении разнообразных методик поддержания здоровья и физического совершенствования. Такой вид работы при отсутствии у ребят учебных пособий формирует определенные знания в области физической культуры, закладывает основы для самообразования, самовоспитания.   Информация, самостоятельно добываемая учащимися для собственных проектов, позволяет осознать жизненную необходимость приобретаемых на уроке двигательных умений. Ученики, таким образом, становятся компетентными и в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений.                                                                              

 Например, учащимся 8 классов  можно предложить такую тему проекта: “О как прекрасен спорт!”. В данной теме можно выделить следующие подтемы: “Баскетбол”, “Волейбол”, “Гимнастика”, “Легкая атлетика” - виды спорта, входящие в школьную программу по физической культуре. Для  раскрытия подтем проекта предлагается план:

  • история создания вида спорта;
  • основные положения и правила данного вида спорта;
  • это интересно (любая интересная информация о виде спорта или его представителях).

          Класс делится на группы по 6-7 человек. Каждая группа по жеребьевке получает вид спорта, карточку с планом работы. Устанавливаются сроки предварительной проверки проекта. По окончании работы над проектами проводится спортивный праздник, на котором учащиеся представляют свои работы и демонстрируют практические навыки по своему виду спорта, например:

  • гимнастика - выполнение комбинации из акробатических упражнений;
  • баскетбол - жонглирование мячами, фигурная обводка стоек;
  • волейбол - передача и подача мяча в заданную зону;
  • легкая атлетика - юмористические эстафеты.

         Оценивается вся группа в целом, но учитывается участие каждого ученика в работе над проектом.                                                                                                                   Педагогическое наблюдение показало: использование метода проектов на предмете «физическая культура» в школе позволяет через направленные на решение проблем в области физической культуры и спорта, учебно-познавательную, творческую и игровую деятельность повысить творческую активность школьников, культуру их поведения и общения, взаимодействия с людьми.                                                                                                                                                          Все это превращает урок физкультуры из урока лишь двигательной активности в урок образовательного направления, ставит его в один ряд с другими основными предметами.

Литература:

  1. Кайнова  Э.Б. Общая педагогики физической культуры и спорта: учебное пособие/ Э.Б. Кайнова.  – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2007. – С. 51-52
  2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – 4-е изд. испр. и доп./ Н.Ю. Пахомова. - М.: - АРКТИ, 2009. – 112 с.
  3. http://www.openclass.ru
  4. http://festival.1september.ru/articles/593057/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках физической культуры, как средство формирования социальной компетентности школьников.

Всем известно высказывание: «Учиться на своих ошибках».Мне бы хотелось, чтобы мои «дети», свои ошибки совершили еще в стенах школы, где их окружают внимательные, мудрые их любящие родители, учителя и ...

Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках трудового обучения как средство формирования ключевых компетентностей учащихся с ОВЗ.

Актуальность у значительной части умственно отсталых обучающихся наблюдается отсутствие или преобладание низкого уровня развития познавательного интереса, который при переходе из класса в класс ...

Инновационные технологии как средство формирования социальной компетентности учащихся

В данной статье будет предпринята попытка рассмотреть использование инновационных технологий и, в частности, мультимедийного оборудования в качестве не только способа повышения уровня усвоения знаний,...

«Методы активного обучения на уроках экономики как средство формирования социальной компетентности учащихся»

Педагогический опыт «Методы активного  обучения  на уроках  экономики  как средство формирования социальной  компетентности    учащихся» сформирован...