«Методы активного обучения на уроках экономики как средство формирования социальной компетентности учащихся»
опыты и эксперименты по экономике на тему

Педагогический опыт «Методы активного  обучения  на уроках  экономики  как средство формирования социальной  компетентности    учащихся» сформирован В ГБОУ НАО «СШ п. Харута»

Исходным условием становления опыта является социальный заказ общества, который нашел отражение в Концепции российского образования.   Современное общество нуждается  в воспитании человека современно образованного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству, межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за себя, свою страну.

Экономика общества представляет собой сложный и всеохватывающий организм, который обеспечивает жизнедеятельность каждого человека и общества в целом. Мы принимаем ежедневное участие в экономической деятельности, живем в экономической среде, постоянно используем термины, употребляемые экономистами (деньги, цены, заработная плата, доходы, расходы и др.). Очевидно, что экономически безграмотный человек изначально обречен на более сложный жизненный путь, его решения во многих сферах общественной жизни зачастую будут оказываться ошибочными. Жить и быть вне экономики в современных условиях невозможно и чем раньше человек поймет роль экономики в его жизни, тем более он будет успешен во многих сферах жизнедеятельности.

Для этого человек должен обладать особым развитым экономическим мышлением, именно потому, что формирование экономического мышления каждого отдельного индивида позволит совершить всему миру переход к экономике знаний - высшему этапу развития постиндустриальной и инновационной экономики

Экономическое мышление - это система устойчивых представлений и взглядов об экономических процессах, сложившаяся на основе практического опыта граждан, их участия в социально-экономической сфере, а также связей, в которые они интегрируются в повседневном мире . Исходя из определения, экономики не только как науки о производстве благ, но и о ведении домашнего хозяйства, понятным становится то, что экономическое мышление напрямую влияет на умения распоряжаться своими деньгами, совершать нужные покупки и экономически планировать свою жизнь. Что является важнейшим и основополагающим фактором в жизни любого человека, казалось бы, даже не имеющего никакого отношения к экономике, как таковой. Безусловно, экономическое мышление, как любой навык или умение должно формироваться в юном возрасте, чтобы молодые люди смогли правильно выбрать профессию, сферу своих интересов, получить нужные нам знания и в целом заложить прочный фундамент для будущей жизни.

В нынешних социально-экономических условиях особая роль отводится школьному экономическому образованию, по сути признанному сформировать экономическое мышление и привить навыки рационального экономического поведения, создать предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности подрастающего поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Методы активного  обучения  на уроках  экономики  как средство формирования социальной  компетентности    учащихся»

Автор опыта: Сидорова Светлана Николаевна, учитель экономики ГБОУ «НАО СШ п. Харута»

        .

  1. Информация об опыте.

Условия возникновения опыта

Педагогический опыт «Методы активного  обучения  на уроках  экономики  как средство формирования социальной  компетентности    учащихся» сформирован В ГБОУ НАО «СШ п. Харута»

Исходным условием становления опыта является социальный заказ общества, который нашел отражение в Концепции российского образования.   Современное общество нуждается  в воспитании человека современно образованного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству, межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за себя, свою страну.

Экономика общества представляет собой сложный и всеохватывающий организм, который обеспечивает жизнедеятельность каждого человека и общества в целом. Мы принимаем ежедневное участие в экономической деятельности, живем в экономической среде, постоянно используем термины, употребляемые экономистами (деньги, цены, заработная плата, доходы, расходы и др.). Очевидно, что экономически безграмотный человек изначально обречен на более сложный жизненный путь, его решения во многих сферах общественной жизни зачастую будут оказываться ошибочными. Жить и быть вне экономики в современных условиях невозможно и чем раньше человек поймет роль экономики в его жизни, тем более он будет успешен во многих сферах жизнедеятельности.

Для этого человек должен обладать особым развитым экономическим мышлением, именно потому, что формирование экономического мышления каждого отдельного индивида позволит совершить всему миру переход к экономике знаний - высшему этапу развития постиндустриальной и инновационной экономики

Экономическое мышление - это система устойчивых представлений и взглядов об экономических процессах, сложившаяся на основе практического опыта граждан, их участия в социально-экономической сфере, а также связей, в которые они интегрируются в повседневном мире . Исходя из определения, экономики не только как науки о производстве благ, но и о ведении домашнего хозяйства, понятным становится то, что экономическое мышление напрямую влияет на умения распоряжаться своими деньгами, совершать нужные покупки и экономически планировать свою жизнь. Что является важнейшим и основополагающим фактором в жизни любого человека, казалось бы, даже не имеющего никакого отношения к экономике, как таковой. Безусловно, экономическое мышление, как любой навык или умение должно формироваться в юном возрасте, чтобы молодые люди смогли правильно выбрать профессию, сферу своих интересов, получить нужные нам знания и в целом заложить прочный фундамент для будущей жизни.

В нынешних социально-экономических условиях особая роль отводится школьному экономическому образованию, по сути признанному сформировать экономическое мышление и привить навыки рационального экономического поведения, создать предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности подрастающего поколения.

Основная цель  экономического образования: сформировать у школьников общие представления о механизмах рыночной экономики для того, чтобы лучше подготовить  учащихся к выполнению будущих социальных ролей – потребителя, производителя, менеджера, гражданина.

     Преподавание экономики в ГБОУ НАО «СШ п. Харута» ведется за счет часов школьного  компонента  с первой ступени образования, начинается со  II класса, обучение ведется по учебникам Т.Смирнова «Дом в обычном переулке», Т.Н. Просняковой., Т.Смирнова «Белка и ее друзья», Т Смиронова « Новые приключения белки». С 5 по 9 классы   по программе И.А. Сасовой, учебнику   Новожиловой Н.В.«Экономика семьи». Парадоксальные сказочные ситуации, в которые попадают дети, помогают понять суть сложных экономических явлений.
Книги одновременно обращены к реальной жизни детей и к теоретическим знаниям. Разнообразные игровые задания помогают лучше усвоить пройденный материал. Книга может использоваться учителями, воспитателями и родителями для занятий с детьми 6-8 лет.

Преподавание экономики с 5 по 11 классы ведется по программе И. В. Липсиц «Экономика».

В рамках предпрофильной подготовки в IX классах ведётся элективныей курс «Основы потребительских знаний».

Элективные курсы знакомят учащихся с миром экономики, бизнеса   и профессиями, которыми они  могут для себя выбрать.

Таким образом, школа раскрывает широкие возможности для детей в получении   экономического образования, которое  является необходимым условием формирования социальной компетентности у учащихся, вооружает  их навыками адаптации к социальным ролям в меняющейся экономической среде.

II. Актуальность и перспектива опыта

В наше время  в мировой образовательной практике все более популярной  становится компетентностный подход в образовании. Компетентностный подход выражается в умении мобилизовать знания и действовать в конкретной ситуации. В документе Совета Европы,  подготовленном  Департаментом образования, культуры и спорта Совета Европы при участии Мэтланда  Стобарта, определяется,  какие именно компетентности должны быть сформированы у выпускников средней школы. Одной из ключевых компетентностей является  социальная. Она включает:

  • способность к коммуникации;
  • способность работать в команде;
  • обозначение и разрешение конфликтов;
  • способность к адаптации;
  • понимание других;
  • контактность;
  • социальную ответственность. 1

Итак, на уроке экономики необходимо создать  условия для формирования социальной компетентности. Но встает вопрос – как формировать социальную компетентность?  В решении данного вопроса Дереклеева Н.И.2 видит следующие проблемы, и я с ней согласна:

  1. Школа, уделяя большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде письменного тестирования, неоправданно мало учебного времени отводит на развитие устной речи учащихся;

1.Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года

2Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения.- М.: 5 за знания, 2005.

  1. Письменные работы по устным предметам учитель определяет по своему усмотрению, а ученики хотят больше общаться в рамках урочных занятий;
  2. Ученики – пятиклассники плохо адаптируются к новым условиям, потому что учителя мало внимания уделяют преодолению дефицита общения;
  3. Самой приоритетной формой работы на уроке учащиеся считают групповую  работу, а  учитель  в основном использует коллективную.
  4. 60-70% учебного времени занимает речь учителя, это связано с объективными (перенасыщение учебных программ) и субъективными причинами (учитель умеет разумно распределить учебное время урока).

III. Ведущая педагогическая идея

 Ведущая педагогическая идея  для формирования социальной компетентности школьников на уроках экономики необходимо использовать активные  методы обучения: действия, операции самих учеников.

Это позволит сформировать у школьников адекватные представления о сути экономических явлений и процессов, воспитать  экономическую культуру и мышление; позволит воспитать такие фундаментальные качества современного человека, как  

  • толерантность,
  • гражданская позиция,
  • умение  и готовность делать выбор,
  • умение жить в поликультурном, многонациональном обществе, умение достигать взаимопонимания и преодолевать конфликты, отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны.

IV.Теоретическое обоснование опыта

«Концепция   модернизации   российского   образования  на  период до 2020 года» определяет экономическое образование школьника, как процесс формирования у каждого учащегося  компетенций, достаточных для ориентации своего поведения и защиты своих интересов при соприкосновении с различными видами экономической деятельности и экономических институтов (понимание своей роли как потребителя, вкладчика, соискателя рабочего места,  налогоплательщика и т.д.). Процесс формирования у учащихся средней школы знаний, необходимых для правильного выбора конкретной траектории среднего и высшего профессионального образования.

        Достижение этих целей обеспечивается тем, что в ходе образовательного процесса у   детей:

  • развивается способность самостоятельного осмысления ситуаций, явлений, фактов, информации, выработки своего отношения, своей позиции или решения к действию;
  • прививается необходимость коммуникативных действий (необходимость грамотно задавать вопросы, информировать, презентовать свою позицию, дать рекомендацию родственникам, однокашникам, принять участие в обсуждении);
  • закрепляется система знаний и навыков, которые обеспечивают социализацию учащегося, владение основами социальных компетентностей в экономической среде, способность к адаптации своего поведения к конкретным ситуациям и проблемам, к самостоятельной защите своих интересов;
  • возникает осознанное стремление формировать и выражать свою позицию, делать эту позицию активной, выступая в роли избирателя, экономического агента, участника обсуждений и дискуссий3.   

               По определению Н.В. Калинина социальная компетентность – личностное образование, объединяющее в систему знаний человека об обществе и самом себе, умение, навыки поведения в обществе, а также отношения, проявляемые в личностных качествах человека, его мотивациях, ценностных ориентациях, позволяющее интегрировать внутренние и внешние ресурсы для достижения социально-значимых целей.

Рассмотрим составляющие социальной компетенции. Социальная компетентность подростков включает следующие компоненты:

  • ответственность
  • эмоциональная саморегуляция
  • навыки конструктивного взаимодействия
  • адекватная самооценка
  • мотивация достижения успеха
  • конструктивное поведение в жизненных трудностях

 Социальная компетентность старшего школьного возраста состоит из следующих компонентов:

  • построение временной перспективы
  • сформированность мотивации достижения успеха
  • рефлексивность
  • высокий уровень самоуважения
  • социально значимые ценностные ориентации
  • ответственность

3Настольная книга учителя экономики. М., 2011.

      В теоретическом плане концепция использования методов активного  обучения опирается на идеи и положения отечественных и зарубежных ученых А.Н. Леонтьева, И.М. Фейгенберга, А.С. Прутченкова, Б.А. Райзберга, Л.Б. Азимова, Ш.А. Амонашвили,  Е.В. Журавской, В.А. Сухомлинского, В.Ф. Шаталова, Л.В. Выготского.

Согласно теории  Л.С. Выготского, в ходе общения и совместной деятельности не просто усваиваются образцы социального поведения, но и формируются основные психологические структуры, определяющие в дальнейшем все течение психических процессов.

Учитывая многообразие подходов к теоретическому осмыслению сущности и классификации методов активного   обучения, предлагаемых различными авторами и даже педагогическими школами, представляется целесообразным использовать наиболее очевидный способ их классификации – адресный, то есть определяющий направление использования того или иного способа на уроке. Таким образом, оказывается возможным разделить многочисленный арсенал педагогических воздействий, причисляемый к методам  активного обучения, всего на три группы: индивидуальные, групповые и фронтальные.

Индивидуальные методы обучения (учебник, тетрадь, компьютер) являются активными по характеру действий, выполняемых учеником: он самостоятельно управляет процессом присвоения знаний, извлекает из имеющихся источников нужную информацию, разделяет ее на обособленные блоки, распределяет в определенной последовательности, продвигаясь при этом в удобном ему (учащемуся) режиме. Однако в педагогической практике принято к индивидуальным активным методам относить только использование компьютера. В то же время увеличение объема учебной информации, усложнение учебных программ требует создания учебников и учебных пособий нового поколения, пользуясь которыми, ученик смог бы самостоятельно, в активном режиме подготовить раздел или тему урока. Ориентируясь при этом в структуре самого курса. Хотя учебник нового поколения имеет четкие информационные характеристики (выверенный информационный объем, плотность текста, наличие системы текстовых ссылок и т.п.), он, прежде всего, должен отличаться тем, что его можно читать, начиная с любого места. Снабженный необходимыми указателями, он позволяет выделить учебные (дидактические) единицы, которые определяют конкретные результаты обучения. В целом задачу совершенствования экономической подготовки школьников помогает решать учебное пособие, все элементы структуры которого неразрывно связаны между собой и создают единство информационных потоков.

Значительную информационную работу выполняет ученик, используя рабочую тетрадь на печатной основе или обычную тетрадь. Тетрадь на печатной основе, как правило, содержит набор учебных материалов (заданий или упражнений) и инструктивный перечень действий учащегося, выполнение которых позволяет усвоить нужный объем знаний. Такие тетради  я использую во 2- 6 классах (авторы Т.В. Смирнова, И.В. Липсиц), 9-10 (автор И.В. Липсиц) 11 классах ( - Практикум: автор А.П. Киреев). Тетрадь, которую ведет ученик, посещая уроки, играет более важную роль – при грамотном использовании она превращается в компактный справочник по всему курсу, позволяющий быстро и эффективно готовиться к экзамену или зачету, причем не только в школе, но и в других учебных заведениях.

Другие учебные средства (словари, справочники, сборники заданий и т.п.) также рассчитаны на самостоятельный поиск информации учеником и формируют навыки интерпретации словесного материала, оценивания значимости полученной информации, позволяют индивидуализировать процесс обучения и связывать его с конкретными потребностями каждого ученика.

В традиционных технологиях экономической подготовки целенаправленное формирование навыков работы с индивидуальными средствами обучения – задача учителя, который находится «между» текстом и учеником и обеспечивает «перетекание» информации от текста к ученику, снимая или уменьшая при этом возникающие информационные барьеры. Наблюдается отрицательная зависимость между информационным «качеством» учебного пособия и затратами труда учителя на ликвидацию информационных барьеров: чем выше с точки зрения информационной культуры «качество» учебного пособия, тем меньше времени учитель тратит на организацию «общения» ученика с учебным пособием.

Фронтальные  методы обучения, то есть такие, которые направлены на работу со всем классом, требует синхронизации действий ученика и учителя для достижения конкретной учебной цели. По мнению учителей экономики общеобразовательных школ, такие методы занимают до 80% учебного времени. Это связано, прежде всего, с необходимостью «укладываться» в один-два урока экономики в неделю при довольно значительном объеме содержания, которое необходимо «пройти» к концу учебного года.

Фронтальные методы обучения разделены на две группы. Первую группу составляют аудиовизуальные средства (опорные сигналы, музыка, телевидение, видеосъемка), а вторую – деловые игры и тренинги.

Использование аудиовизуальных средств позволяет увеличить информационную емкость урока, обеспечить пошаговое восприятие информации в заданном темпе, а также разнообразить педагогическое воздействие.

Существенное место  занимают опорные сигналы (логические схемы, рисунки, таблицы), которые существенно упрощают процесс понимания и запоминания учебного материала. В моем арсенале есть довольно много материалов такого рода.

Деловая игра на уроке повышает интерес к учебным занятиям и к тем проблемам, которые разыгрываются и моделируются в их процессе. Изменяет отношение обучающихся к тем конкретным ситуациям, которые были предметом деловой игры и к людям, служившим персонажами в этой игре; изменяет самооценку учащихся, так как они становятся более объективными и в ряде случаев меняются оценки возможностей человеческого фактора;  улучшает взаимоотношения учеников  и учителей. Основная цель игры - подготовка учащихся к активной и осознанной деятельности в новых экономических условиях. В игре должна быть представлена модель реальной социально-экономической ситуации, в которой знакомятся школьники.

Сложность использования игр в учебной деятельности связана с противоречивым характером игровой деятельности: стремление учащихся выиграть зачастую является более важным мотивом, чем желание усвоить навыки или разобраться в ситуации (ради чего проводится игра). Тренинги в большей степени позволяют достичь учебных целей, чем игра, так как имеют жесткую содержательную ориентацию и более четкие временные рамки.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древних времен. Сегодня деловые игры необходимы для тренировки, развития творческого мышления, формирования практических умений и навыков, так как они позволяют стимулировать внимание и повышать интерес к занятиям, активизировать и обострять восприятие учебного материала. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении и самореализации. По

 Л.С. Выгодскому, игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок.

Игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А.Н. Леонтьев)5.

Анализ педагогической практики показал, что в экономической подготовке используются ролевые, имитационные, учебные, ситуационные и организационно - деятельностные деловые игры и тренинги. В действительности проводимые мероприятия трудно строго отнести к той или иной категории – используемый материал часто имеет черты, позволяющие отнести его к нескольким классификационным группам.

Отличием ролевых игр и тренингов является четкое следование участника выбранной роли (акционер, директор предприятия, рабочий, конкурент, председатель профкома и т.п.), которая задает рамки и логику игрового поведения.

Имитационные игры в основном выполняют иллюстративную функцию, дают возможность применить уже имеющиеся знания либо освоить не который объем новой информации, получить некоторый специальный навык, выполняя определенные действия на заданном уровне сложности. В частности, все компьютерные игры имеют преимущественно имитационный характер.

Учебные игры носят характер упражнений и имеют четкую тематическую направленность.

Они позволяют быстро и легко усвоить и запомнить какие-либо экономические понятия, занимая при этом всего 10-15 минут урока.

Ситуационные игры основаны на применении «дерева решений» при анализе реальной или гипотетической (учебной) ситуации и чаще всего используются при изучении менеджмента.

 Организационно - деятельностные игры требуют значительных затрат времени и проводятся, как правило, во внеурочное время.

Групповые методы обучения  позволяют развивать аналитические и исследовательские умения школьников, способствовать развитию умения учащихся совместно работать над определенной проблемой, тренировать коммуникативные умения детей, потребность в деловом общении. Группа- это относительно устойчивая общность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами. Одним из основных признаков, которых отличают группу от случайного объединения людей, является способность участников включаться в согласованные действия, благодаря которым могут быть удовлетворены их индивидуальные потребности .Группа   может состоять от 3 до 5 человек. Ребята могут работать в группах, решая какую-то проблемную ситуацию на уроке, во время игры, при написании проекта.

V.Новизна опыта

         

Экономике, как учебному предмету, отводится большая роль в социализации учащихся. Поэтому при изучении курса важно решать такие задачи, как развитие экономического мышления учащихся, раскрытие в учениках механизмов эффективного учения, технологии саморазвития, создания условий, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность.

В жизни нам ничего не достается в готовом виде. Все, чего добивается обычный человек, он добивается своим трудом. И тем дороже нам наши достижения, чем больше труда мы в них вложили. Также  обстоит дело с теми знаниями, которые получают наши дети. Прослушанная информация, даже если она очень интересна, может не оставить никакого следа ни в  умах, ни в душах учеников. То, что они получили в готовом виде, может быстро «выветриваться» у них из головы, а те знания, которые ученики добывали сами с помощью различных видов деятельности, которые применяли на практике, как бы «примеряли» на себя, будут сопровождать их всю жизнь.

  Процессы обучения и воспитания только тогда развивают личность, если они пропускаются через призму сознания ученика и воплощаются в активных  формах. Поэтому на своих уроках я использую систему различных видов активной  деятельности учащихся. Это решение проблемных ситуаций, практические работы, творческие задания, деловые и ролевые игры.

VI.Технология   опыта

 Основная цель экономического образования в средних классах — формирование представления об эффективном ведении хозяйства (домашнего и фирмы), обучение умению считать затраты, результаты и эффективность в простейших (типичных) случаях. Отсюда следует, что дети должны:

  знать,  что такое домашнее хозяйство и фирма; затраты, результаты, эффективность;

  уметь считать затраты, результаты, эффективность;

  иметь навыки поиска необходимой информации, партнеров и компаньонов по бизнесу, продажи товаров (в играх), исполнительской и управленческой деятельности, анализа вариантов решений.

В этом возрасте дети очень подвижны, деятельны, еще не ахти как способны к восприятию научной точки зрения, но заметно интересуются вопросом: откуда берутся деньги. Самое время рассказать им об этом в соответствующих курсах и показать через игры и задачи.

Как правило, большинство детей к пятому классу уже не один раз что-нибудь покупали, а то и регулярно ходят в магазин за покупками для семьи. Поэтому логично начать изучать экономику с семейного хозяйства. В средних классах предполагается лишь минимум теории, главное — игры и задачи.

Более подробное изучение экономики может быть продолжено на элективных курсах  «Решение задач на проценты», «Основы менеджмента».

Основная цель образования в старших классах — формирование у подростков уважения к праву, собственности, границам. Отсюда следует, что старшеклассники должны:

  знать основные термины, понятия, определения;

  уметь видеть и проводить логические связи явлений и сущность процессов;

  иметь навыки анализа текстов, высказываний, проведения расчетов и т. п.

В старших классах наиболее действенны такие методы: дискуссия, работа в группах, метод проектов.

       В соответствии с поставленными целями и задачами на уроках я применяю различные методы и приемы обучения, направленные на формирование социальной компетенции (приложение 1).

1.Методы  и приемы в рамках индивидуальной работы

Индивидуальные методы обучения позволяют решить основную задачу  на уроке: обеспечение  ориентации  школьников на различные требования к усвоению материала за счет уровневой дифференциации.

1.1.Работа по разноуровневым  карточкам

Такой вид работы позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей. В структуре уровневой дифференциации по обученности выделяю три уровня: минимальный (базовый), программный и усложненный. Для I  уровня предлагаю задания типа: «Допиши определение понятия ресурсы». Для II уровня задание  типа: приведи примеры каждой группы ресурсов: природные -  трудовые -  , финансовые -, материальные -, энергетические- , информационные  - .Для III уровня задание:  заполни таблицу «Ресурсы в моей жизни» (см. приложение 2).

1.2.Работа в тетради

Правильное ведение тетради организует учащихся, позволяет быстро найти нужную информацию. Но в рабочей тетради школьники не только конспектируют основные термины, понятия, но и выполняют самостоятельнее работы. После изучения раздела  предлагаю детям составить кроссворд, состоящий как минимум из 10 вопросов (см. приложение 3).

Для развития творческого потенциала личности учащимся в VIII, IX классах задаю дома написать мини-сочинение по темам: «Что такое экономика?», «Что значит быть рачительным хозяином», «Как организовать малое производство» (см. приложение 4).

Очень важно на уроках экономики постоянно пополнять словарный запас детей, в этом помогают словари и справочники. Такая работа связана с  самостоятельным нахождением информации – это в свою очередь развивает способность работать с информацией.

Использование схем, таблиц позволяет наглядно увидеть и запомнить трудный  материал  (см. приложение5).

Большое внимание уделяю работе с текстом на уроке. Ученики получают задание  прочитать  и отметить знаком «+»правильные с точки зрения экономики высказывания (см. приложение 6).

Применяю индивидуальные задания для самостоятельной работы проблемного характера, для выполнения которых необходимо привлечение других учащихся. Это комплексное задание, требующее использования значительного количества информации, распределяется по нескольким учащимся или рабочим группам. Чтобы выполнить задание целиком, учащиеся или группы должны объединить свои усилия и сложить имеющиеся у них фрагменты информации в один целостный блок (см. приложение 7).

1.3.Работа с компьютером

 Мы живем во время развития информационных технологий, поэтому необходимым условием успешного усвоения материала на уроке является использование ИКТ. Для проверки знаний учащихся использую тренажеры, тесты, позволяющие быстро и эффективно оценить знания учащихся.

1.4.Работа с учебником

 Имея на уроке учебник,  дети выполняют следующие виды работ: письменно отвечают на вопросы после изучаемого раздела,  выбирают из текста понятия, относящиеся к изучаемой теме, придумывают примеры из жизни к новым понятиям, терминам. Например,  дети приводят примеры рынков по типу конкуренции.

1.5. Индивидуальные практико-ориентированные проекты, нацеленные на решение социальных проблем. Этот способ использую для  активизации знаний учащихся. Он дает возможность каждому учащемуся проявить творческую самостоятельность. Именно таковыми являются бизнес – проекты, которые выполняют учащиеся 9-го класса в рамках курса «Предпринимательство».

2. Методы и приемы в рамках фронтальной работы

По сей день, фронтальная форма обучения является в нашей школе основной.

 2.1.В старших классах я использую фронтальный опрос с предварительным обсуждением ответов (при условиях его систематического использования). За 5- 10 мин. учащимся предлагается ответить на вопросы с элементами проблемности. Задав вопрос,  отвожу 1-2 минуты на обсуждение ответа в парах, а если в классе сформировались работоспособные группы,  то и в группах. За это время пара (группа) должна предложить согласованное решение вопроса7 (см. приложение 8).

2.2.Еще один вариант- каждая группа готовит свой фрагмент презентации для общешкольного проекта, из этих фрагментов должна сложиться целостная, выполненная в едином ключе, без разрывов и нестыковок, презентация.

2.3.Ролевая игра

Считаю, что  ролевые  игры предоставляют детям возможность обучаться на собственном опыте, а не выслушивать мой рассказ. Учащиеся обучаются опытным путем, глубоко вовлекаются в выполнение заданий.  Игра позволяет учащимся самим решать трудные проблемы, а не просто  быть наблюдателями. Игровая деятельность опирается на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределение, саморегуляции, самореализации. Ролевая игра создает потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную. Так игра «Где найти защиту Бабе Яге?» позволяет ученикам реально примерить на себя такие роли: присяжный, адвокат, судья, прокурор    (см. приложение 9).

7 Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие.- М.: АРКТИ, 2007

2.4. Деловая игра

На уроке в V классе  использую деловую  игру «Открываем ресторан», которая  становится  основой глубокого понимания учащимися таких экономических понятий, как «инфраструктура», «планирование», «социализация», «маркетинг», «менеджмент», знакомит детей с этапами планирования и организации своего дела; помогает глубже узнать об известных профессиях (см. приложение10).В VIII классе в конце года провожу игру «Аукцион». Цель игры: активизировать изучение экономических явлений, познакомить с процедурой проведения   аукциона и использования кредита под определенный процент, привлечь к самостоятельной работе по составлению вопросов для каждого тура посредством конкурса (см. приложение 11).

3.3 Методы и приемы в рамках групповой работы.. В их числе:

3.1.Учебная дискуссия

На уроках использую целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради поиска истины. Дискуссия высоко эффективна для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций. Среди факторов углубленного усвоения материала в ходе дискуссии можно назвать следующие:

-ознакомление каждого участника в ходе обсуждения с теми сведениями, которые есть у других участников;

-допущение различных, несовпадающих мнений и предположений об обсуждаемом предмете;

-возможность критиковать и отвергать любое из высказываемых мнений;

-побуждение участников к поиску группового соглашения в виде общего мнения или решения.

В ходе дискуссии каждый участник свободно мыслит и выражает свою точку зрения. Я стимулирую, побуждаю участников к обмену точками зрения, выполняю следующие задачи:

1.Установление порядка в классе и постановка темы обсуждения.

2.Прояснение целей по ходу обсуждения.

3.Суммирование высказываний.

4. Посредничество и выяснение расхождений и разногласий.

5. Постановка перечня обсуждаемых вопросов.

6. Оценка продвижения класса по ходу обсуждения.

Дискуссии применяю на уроках в XI классах по темам «Многоукладность Российской экономики», «Государство и его цели», «Экономические циклы».

3.2.Самостоятельная работа в парах и в группах

 При  изучении и закреплении нового материала использую задания, сформулированные таким образом,  чтобы требовались моменты сотрудничества между учащимися, а вопрос представлял собой проблему  (см. приложение 12).

  Использование на уроках наглядных схем, графиков позволяет лучше усвоить информацию. Часто в парах предлагаю перекодировать материал: изобразить материал в виде схемы, рисунка, таблицы. В V классе при изучении темы:  даю задание  нарисовать механизмы и средства передвижения, в которых используется энергия ветра.

3.3.Практические работы, проводящиеся в парах и группах

 Практические работы дополняю моментами самостоятельного группового планирования  в начале работы, и самостоятельного группового самооценивания в конце (см. приложение 13).

3.4.Групповая форма работы «Мозаика»

На уроках экономики в IX классе использую метод «Мозаика». Разбиваю учащихся класса на группы из 6 человек. Каждая группа получает один т тот же  текст, разбитый на части по количеству участников. Присваиваю учащимся и  частям в тексте  порядковый номер. Учащиеся индивидуально работают каждый со своей частью. Школьников  объединяю в новые группы по одинаковым порядковым номерам. Этот переход нужен для частично лучшего понимания текста. Разбиваю новые группы на пары, чтобы школьники обсудили  текст. Затем учащихся  вновь объединяю в прежние группы, и каждый ученик рассказывает свой материал. Таким образом, за урок дети могут быстро узнать много информации от своих товарищей.

Мы рассмотрели различные методы формирования социальной компетенции. В основе этих методов лежат активные методы   обучения ,которые помогают приобретению прочных знаний и умений , развивают такие качества детей, как умение анализировать, самостоятельно делать выводы и обобщения.

VII. Результативность опыта

Для определения сформированности социальной компетенции я провела диагностику в 8  классе  за 4 года на определение различных способностей, связанных  с общением людей.  Так как именно общение с другими людьми  позволяет человеку успешно адаптироваться в обществе. В классе 16 человек из них 7 девочек, 9 мальчиков.

  1. Способность к коммуникации 

Тест «Приятно ли с вами общаться?» А.Н. Леонтьев8 .

год

Количество человек

%

2013-2014

7

44

2014-2015

9

56

2015-2016

11

69

2016-2017

12

75

Приятно ли с вами общаться?

8Фадеева Е.И. Ясюкевич Н.В. Выбираем профессию, выбираем образ жизни. Учебное методическое пособие .М.: ЦГЛ, 2004.

Вывод: за 4 года количество общительных учеников выросло на 31%.Это значит, что больше стало учащихся, может быть, и не слишком общительных, но почти всегда приятных  в общении.

2.Обозначение и разрешение конфликта. Для выявления этих качеств я использовала тест Е.Жарикова, Е.Крушельницкого «Общение в ситуации конфликта». При обработке теста получаем три результата:

взаимная поддержка, слаженность в общении, улаживание конфликта.

Изучаемый параметр

Взаимная

поддержка

Слаженность

 в общении

Улаживание

конфликтов

Год

Кол-во человек

Кол-во человек

Кол-во человек

2013-2014

3

12%

2

12%

4

24%

2014-2015

3

19%

4

25%

5

31%

2015-2016

4

25%

5

31%

6

37%

2016-2017

6

37%

7

44%

7

44%

Вывод: дети больше стали поддерживать своих товарищей, этот параметр вырос на 25%.

Учащиеся  стали внимательны друг к другу, слаженность в общении повысилась на 32 %.

  Живя в обществе,  нужно обязательно уметь улаживать конфликты. Количество школьников, умеющих улаживать конфликт, увеличилось на 20%.

год

Количество человек

%

2013-2014

5

31

2014-2015

6

37

2015-2016

8

50

2016-2017

9

56

3.Не менее важным качеством личности является умение понимать других.  Это качество  я проверила по тесту А.Н.Леонтьева «Умение слушать».

Вывод: работая в команде, дети слушают своих одноклассников. Это умение развивалось благодаря фронтальной, групповой форме работы. Количество детей,  умеющих понимать других, выросло на 25%.

Итак, можно сделать вывод, благодаря использованию методов активного обучения, социальная компетенция у  учащихся  успешно сформировалась.

4.Для определения эмоциональной саморегуляции учащихся проводила тесты:  «Готовы ли вы ко всяким неожиданностям? Решительны ли  вы? Как вы решаете свои проблемы? Умеете ли вы контролировать себя?»9

год

Готовы ли вы ко всяким неожиданнстям?

Решительны ли вы?

Как вы решаете свои проблемы?

Умеете ли вы контролировать себя?

Кол-во

человек

%

Кол-во

человек

%

Кол-во

человек

%

Кол-во

человек

%

2013-2014

3

19

6

37

7

44

6

37

2014-2015

5

31

5

31

8

50

7

44

2015-2016

5

31

6

37

8

50

7

44

2016-2017

6

37

7

44

9

56

8

50

9  Психологические тесты для деловых людей  / Сост. Н.А. Литвинцева. М., 1994.

Вывод : за 4 года увеличилось количество предусмотрительных  детей на 17 %.Нерешительность приводит порой к весьма серьезным проблемам.  Но в классе на 7% выросло количество детей, которых ценят за самостоятельную и интересную личность. Одни дети играючи решают самые сложные проблемы, других может «положить на лопатки» и незначительная мелочь. В наше время нужно уметь решать свои проблемы. Количество таких детей выросло на 12 %.Для успешной адаптации в обществе нужно уметь контролировать себя. Это очень трудно, но это качество тоже можно развивать с помощью активных методов обучения. Исследование показало, что в классе количество детей, умеющих контролировать себя, выросло на 13 %.

5.В среднем и старшем школьном возрасте необходимо уметь адекватно самооценивать себя. Для исследования этого параметра личности я проводила тесты:  «Организованный ли вы человек? Благоразумны ли вы? Уверенность в себе».

Изучаемый параметр

2013-2014

2014-2015

2015-2016

2016-2017

Организованный ли вы человек?

5  (31 %)

6 (37%)

7 (44%)

7 (44%)

Уверенность в себе

4(25%)

4 (25%)

5 (31%)

6(37%)

Благоразумны ли вы?

5 (31%)

5 (31%)

6 (37 %)

7 (44%)

     Вывод: Все организованные люди всегда очень надежны, результативны, точны и внимательны. Организованный человек делает в три раза больше, чем неорганизованный, и проживает как бы три жизни. Он умеет управлять и временем, и делами. Тест «Организованный ли вы человек?» служит не только для проверки личной организованности, но и средством, которое может побудить к достижению секретов самоорганизации, выработки организационных навыков и привычек. За 4 года % организованных детей вырос на 13 %. Уверенность в себе позволяет человеку успешно трудиться, продвигаться по служебной лестнице. В классе мало уверенных в себе детей, но тем не менее  их количество выросло на12%.Есть люди весьма благоразумные, они любят удобства, комфорт, и прежде чем что-то сделать или приобрести, подумают не один раз. Другие мчатся по жизни сломя голову, приобретая первое, что попадется под руку. Им все нипочем. Категория благоразумных людей пополнилась по результатам исследования на 13 %.

6.Очень важным показателем сфрмированности социальной компетентности  является выявление ценностных ориентаций  у учащихся. Ученикам одного и того же состава в 8,9,10,11 классе  была предложена анкета «Ценностные ориентации».10

Интересы и желания

Общение с друзьями

Интерес к политике

Общественная работа

Интерес к кино, телевидению

Интерес к художественным произведениям

Танцы, дискотека

Интерес и забота о будущем

Интерес к коллективным профессиям

Стремление верховодить, лидировать,

быть первым в группе

Желание приносить пользу людям

Интерес к общению с другими людьми

Потребность в развитии своих способностей

Потребность активно участвовать в школьных делах

Интерес к спорту

Интерес к художественной самодеятельности

Стремление продолжать учебу после школы

Потребность в красивых, дорогих вещах

Желание заслужить уважение в обществе

Желание иметь близкого друга

10    Классный руководитель//№6,2003.

Вывод: За четыре года наиболее выраженными мотивами являются (составляют 100 %): общение с друзьями, желание приносить пользу людям, интерес к общению с другими людьми, потребность в развитии своих способностей, стремление продолжать учебу после школы, желание заслужить уважение в обществе, желание иметь близкого друга. Ценностные ориентации  выросли  на 3%-9% по вопросам: интерес к политике, общественная работа, интерес к коллективным профессиям, интерес и забота о будущем, потребность активно участвовать в школьных делах,  интерес к спорту, потребность в дорогих, красивых вещах. Такое изменение вызвано возрастными особенностями детей. Потребность в танцах, стремление верховодить, интерес к художественной самодеятельности вырос соответственно на 19%, 13%, 20 %.Уменьшился интерес школьников к кино на 7%, интерес к художественным произведениям на 22%.Это связано с тем, что дети  старшего  школьного возраста больше времени бывают вне дома, а читать они не любят. Результаты данного теста показывают, что у детей сформировались социальные компетентности, ведь основные ценности, которые они выбрали , говорят о  стремлении учащихся к  успешной адаптации в обществе.

 Современному обществу нужны высоко образованные специалисты.   Ежегодно выпускники школы поступают на экономические факультеты ВУЗов и   успешно в них учатся.

VIII.Адресная направленность опыта

Данный педагогический опыт может быть адресован учителям предметов образовательной области «Экономика» и «Обществознание», что особенно актуально в преддверии перехода на новые образовательные стандарты. Согласно им в курсе «Обществознание» (базовый уровень) 10-11 классы значительно увеличивается в содержании экономический блок. В профильных социально - экономических классах «Экономика» будет изучаться как самостоятельный курс в объеме 140 часов за два года обучения. Опыт можно предложить всем учителям, кто использует методы активного обучения на уроках, как средство формирования социальной компетентности. Методические разработки могут быть использованы педагогами-организаторами на внеклассных занятиях, классными руководителями  на классных часах.

Приложение 1

Методы формирования социальной компетентности

Приложение 2

      В графе «Событие» запиши какие-либо события, в графе «Ресурсы» условными знаками «+» или « -» отметь, проводились на это событие затраты данной группы ресурсов или нет. Условные  обозначения ресурсов в таблице:  П - природные, Ф- финансовые, М- материальные, Э- энергетические, Т- трудовые.

Событие

ресурсы

П

Ф

М

Э

Т

поход в магазин за покупками

+

покупка мебели

+

+

чтение книги

+

энергия ветра

+

часть населения страны, обладающего необходимым физическим развитием, знаниями, опытом для работы

+

использование электроэнергии

+

лов рыбы

+

игра на компьютере

+

прогулка по лесу

+

покупка дома

+

        Приложение 3

Кроссворд по разделу

«Предприимчивость и предпринимательство»

п

е

о

д

о

и

10

п

п

з

и

д

1п      

р

е

д

4п

р

и

н

и

м

а

т

е

л

ь

с

в

о

и

р

р

з

е

р

т

о

г

н

а

е

н

с

о

а

в

о

и

т

д

е

с

в

а

в

м

и

п

с

и

т

р

о

ч

в

р

д

ь

и

р

и

и

е

щ

в

я

я

е

о

т

с

с

и

т

т

е

в

ь

о

  1. По горизонтали: самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.
  2. По вертикали: связанное с риском стремление к новому ради увеличения дохода.
  3. Добровольное объединение граждан для совместной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов.
  4. Имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.
  5. Делание денег из денег через организацию какой-либо полезной деятельности по производству товаров, выполнению работ или оказанию услуг.
  6. определение цели предпринимательства в виде суммы денег, которую должен принести бизнес за определенное время, и средств достижения этой цели.
  7. Качество, необходимое предпринимателю.
  8. Перечень основных положений и правил, регулирующих отношения между участниками фирмы, а также между фирмой и обществом.
  9. Объединение для совместной коммерческой деятельности нескольких лиц, образующих складочный капитал и действующих на основе учредительного договора.
  10. Документ, который определяет отношения между учредителями предприятия.

Приложение 4

Зачем нужна экономика?

 Экономика произошла от греческого слова oikos –домашнее хозяйство. Появилась экономика, по мнению ученых, десять тысяч лет назад в Древней Месопотамии. Там на плодородной земле люди начали активно заниматься сельским хозяйством. В то время обществу пришлось решить самую сложную и важную экономическую задачу – использовать имеющиеся в его распоряжении орудия труда и природные ресурсы с большим, чем прежде результатом.

   Сейчас экономика тоже имеет большое значение в жизни общества. Это наука нужна и взрослым, и детям. Современному человеку невозможно обойтись без знания основ экономики. Об экономическом благополучии должен заботиться каждый член семьи. В основе развития семьи и общества лежат одни  и те же экономические правила и закономерности. Экономика развивается и в настоящее время.

 Это очень хорошо , что в нашей школе экономика  изучается со 2 по 11 класс,ведь это такой нужный для жизни предмет.

Ученица 8 класса Хатанзейская Валентина.

   

Приложение 5

Тема: «Доходы семьи»

 Приложение 6

Отметь знаком «+» правильные сточки зрения экономики высказывания:

   А. Петя, Наташа, Коля, кошка Агата, кот Агафон…Вместе играем, все мы родня. Нас называют семейка одна.

  Б.Члены нашей семьи живут по всей стране : брат Игорь с женой и детьми- недалеко от Астрахани, тетя Наташа со своими детьми – в Красноярске, а дедушка с бабушкой- в Оренбурге.

  В. Наша семья большая и дружная. Мы живем в большом доме  на берегу реки и хорошо справляемся с домашним хозяйством. Мы - это мама, папа, брат, я и дедушка с бабушкой.

                                                                         Приложение 7        

При  проверке знаний  по теме: «Банковская система» учитель раздает детям задания.

1.Наука, изучающая способы и методы хозяйствования (экономика).

2. Нужда в чем - либо(потребность).

3. Продукт труда, созданный для купли-продажи (товар)

4. Финансовое учреждение, выполняющее операции с деньгами (Банк).

5.Измеритель стоимости товара (деньги).

6.Рынок, где торгуют в огромных количествах (биржа).

Затем дети объединяются в группы. И составляют кроссворд по ответам. Задание считается выполненным, если кроссворд составлен правильно.

Кроссворд по теме «Банковская система»

 

1Э

 

 

 

 

5Д

 

 

 

 

 

К

 

 

 

 

Е

 

 

 

6Б

2П

О

Т

Р

Е

Б

Н

О

С

Т

И

 

Н

 

 

 

 

Ь

 

 

 

Р

3Т

О

В

А

Р

 

Г

 

 

 

Ж

 

М

 

 

 

 

И

 

 

 

А

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4Б

А

Н

К

 

 

 

 

 

 

 

 

   

Приложение 8

 При изучении темы «Основные проблемы экономики» дети знакомятся с понятием ресурсы. Ресурсы - это средства, запасы, источники чего-либо. Ресурсы  можно разделить на три группы: возобновляемые, частично возобновляемые, невозобновляемые. Если возобновляемые ресурсы потреблять рационально, то их запас будет постоянно возобновляться. К частично возобновляемым ресурсам  можно отнести те , существование которых зависит от рациональности и темпов их потребления. Некоторые ресурсы являются невозобновляемыми, т.е. процесс их нового создания идет очень и очень медленно. Учитель предлагает подумать и ответить на вопрос, каких ресурсов больше: возобновляемых, невозобновляемых или частично возобновляемых? После непродолжительного обсуждения, дети приходят к выводу, что меньше всего ресурсов возобновляемых, поэтому каждый человек должен научиться рациональному потреблению ресурсов для удовлетворения своих потребностей. 

Приложение 9

Ролевая  игра «Где найти защиту Бабе Яге?»

Цель: прививать познавательный интерес к решению правовых вопросов, вести культурное общение, принимать решение и отстаивать свою точку зрения.

Действующие лица: Иванушка, Кощей Бессмертный, Леший, Мышка, Белка, Кот, Первый присяжный, Второй присяжный,  Третий присяжный, Четвертый присяжный, Адвокат, Судья, Прокурор.

Ход игры

Ведущий. Помните, в одной сказке рассказывается о том, как Баба Яга заманила в лес братца Иванушку, чтобы зажарить его и съесть. А тот решил перехитрить коварную старуху: прикинулся недотёпой, раскинул руки-ноги, чтобы в печь не пройти. Баба Яга решила показать пример Иванушке и сама полезла в печь. Иванушка лишил жизни старушку. Среди сказочных героев возник спор о правомерном поступке Иванушки.

Судья. К нам в лесной суд поступило заявление от лесных жителей. Обитатели просят разобраться и наказать Иванушку за его неправильное поведение и привлечь к ответственности по нашим лесным законам. Иванушка учинил жестокую расправу над Бабой Ягой. Он ее не любил с самого детства, строил ей различные козни. Давайте послушаем обвиняемого Иванушку.

Иванушка. Я - Иванушка, сын крестьянина. Обещаю рассказать вам всю правду о той истории, которая произошла со мной. Да, я всегда не любил Бабу Ягу, но лишать ее жизни не хотел, а как мог, спасал свою жизнь. Не владея магическими средствами, я не смог бы справиться с ее колдовскими силами, поэтому мне пришлось призвать на помощь хитрость. Она и спасла меня.

У нас в деревне народ говорит так: «Лучший способ защиты -нападение». Прикинулся недотёпой и попросил ее, чтобы она показала, как нужно сидеть на лопате и как правильно пролезть в печь.

Я добрый, честный человек, а так поступил только ради спасения своей жизни. Давайте вспомним, сколько маленьких детей она заманила в лес. Что с ними случилось потом? Считаю, что спас на только себя, но и всех тех, кто мог оказаться в этой страшной избе. Вы меня сейчас судите, но ведь в душе мне многие благодарны: её боялись как дети, так и взрослые.

Мышка-свидетель. Я прошу вас ответить на один вопрос: где мне теперь жить? Сгорела избушка на курьих ножках. Мне было в ней под печкой хорошо жить, уютно. Бабуля Ягуля часто туда бросала остатки еды. Уходя, она всегда оставляла мне корочку хлеба на скамейке или горсть семян на подоконнике, кота уводила с собой. Ягусенька была доброй и считала, что в доме должны быть всегда мышки, домовые или другие обитатели щелей и норок.

Кот-свидетель. Вот еще свидетель, домовая мышь! Хотя я с ней согласен: наша бабуля была доброй и заботливой. Кому я теперь нужен, старый, больной кот? Я могу теперь погибнуть - и это тоже будет на совести Иванушки. Хозяйка только один раз меня кочергой огрела, но я ее простил. Она мне мясо иногда бросала...

Леший-свидетель. В тот день я пришел к Бабе Яге в гости, хотел ее проведать, гостинцев ей принес. Заглянул в избу, а там только ее ступа, и кот мурлычет. Он-то и поведал мне эту печальную историю. Я считаю, что Иванушка совершил ужасный поступок. Оставил лес без Бабы Яги и испортил все сказки. Все мы понесли тяжелую утрату. Иван мог с нами, лесными жителями, посоветоваться, помощи попросить. Напугал бы ее и домой отпустил бы. Нам очень жалко несчастную Бабу Ягу. Не все ее любили, но все признавали: без бабушки и лес - не лес, и сказка - не в радость.

Белка-свидетель. Я считаю, что Иванушка поступил правильно, честь ему и хвала. Нас, белок, бабка замучила. Не по закону жила. Наши дупла потрошила, запасы себе забирала. А наши детки без еды оставались.

Кощей Бессмертный. Нас в суде считают нечистой силой. Так оно и есть. От природы мы наделены могучей силой и мало кто с нами может справиться. Многие с нами тягались, но победить нас можно не силой, а только обманом, хитростью. А мы доверчивые, открытые, и нас легко обмануть. Вот и Бабу Ягу обманом в печь жаркую отправили. А если бы Иванушка ей просто сказал: «Давай поборемся!» Иван - копьем, а она - метлой. Кто победил, тот и диктовал бы условия.

Адвокат Иванушки. Если посмотреть на это дело с другой стороны, то можно сказать, что Иванушка совершил подвиг - избавил людей от коварной колдуньи. Вы пытаетесь судить его по современным законам, но ведь мальчик оказался один на один с нечистой силой в дремучем лесу.

Мы должны таким смелым, отважным человеком восхищаться. Да, я согласен, Иванушка победил зло злом, и оно единственное во всех его поступках. Но ведь выиграли все. Я уверен, что Иванушка совершит еще немало подвигов и прославится добротой, так как он очень добрый и открытый человек.

1-й присяжный. Я считаю, что Иванушка действовал так, чтобы защитить себя. Если бы не его хитрость, я уверен, Баба Яга его съела бы. Тогда мы судили бы ее, а оплакивали Иванушку.

2-й присяжный. Нам предстоит решить сложную задачу: положительный герой лишает жизни отрицательного героя. Баба Яга совершала преступления, воровала детей! Но мы должны быть справедливыми и не заниматься самосудом. Я считаю, что Иванушку следует наказать.

3-й присяжный. Нам нельзя поддаваться чувствам, закон есть закон. А перед ним все равны, и те, кто делает добро, и те, кто делает зло. Я буду защищать закон.

4-й присяжный. Я думаю, что Иван защищал себя. Иванушка не виновен!

Прокурор. Все любят Иванушку. Жалеют. Хвалят. Можно учесть прошлые заслуги и смягчить наказание. Но нарушать закон, не позволено никому. Нарушил закон - получи по заслугам. Прошу наказать за самосуд Ивана - Крестьянского сына.

Судья. Выслушав все стороны обвинения и защиты, суд решил: признать виновным. Послать Ивана - Крестьянского сына в тридевятое царство с заданием: освободить всех, кто томится в подвалах у Змея Горыныча и Кощея Бессмертного, только при этом не заниматься самосудом, потому что Всемирная декларация прав человека гласит: «Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению».

Решение суда вступает в силу. Наш приговор можно обжаловать. Кто не согласен, подавайте прошение.

Приложение 10

Деловая игра «Открываем ресторан»

Цель игры:

дать глубокое понимание   учащимися таких экономических концепций, как «инфраструктура», «планирование», «специализация», «маркетинг», «менеджмент»; познакомить детей с этапами планирования и организации своего дела; помочь глубже узнать об известных профессиях.

Участвуя в игре, учащиеся:

  • продолжат знакомство с экономикой города, рассмотрят стратегию принятия решения об открытии бизнеса; познакомятся с понятиями «потребитель», «ресторанный бизнес», «специализация» (ресторана);
  • узнают, какие этапы необходимо пройти для того, чтобы стать
    владельцем своего дела (ресторана);
  • разработают такую модель своего бизнеса (ресторана), которая бы полностью удовлетворяла запросам потребителя;
  • оценят разнообразие профессий, представленных изучаемым (ресторанным) бизнесом;

—        научатся принимать решения в сотрудничестве.
Для проведения игры необходимо:

  1. подготовить карту района города;
  2. изготовить план города (района) с макетами основных жилых и
    нежилых зданий;
  3. обеспечить школьников цветной бумагой, клеем, ножницами и
    т.п. для изготовления макетов зданий и вывесок;
  4. расставить мебель так, чтобы школьникам было удобно работать в группах;
  5. продумать, как лучше распределить школьников по группам.

Желательно заранее подготовить картонные макеты зданий различных конфигураций (это можно сделать на одном из уроков экономики или технологии).

Ход  игры

 При изучении курса «Семейная экономика» вы затрагивали тему различных видов бизнеса, существующих в городе, изучали профессии, необходимые в том или ином бизнесе, узнавали многое из того, как существует данный вид бизнеса в городе и что от него зависит.

Каждому городу необходимо иметь определенный набор различных видов бизнеса для нормального существования. Они обеспечивают горожанам все то, что можно обозначить словами «надо» и «хочу».

 Подойдите к карте с расположенными на ней макетами зданий.  

Что вы знаете о строительстве зданий, планировании застройки и зонах города?

Чем отличаются друг от друга различные зоны города?

Какие здания там находятся?

Как существовал бы город без услуг, предоставляемых различны
ми организациями (говоря об этом, поочередно убираю с карты называемое здание для наглядности)?

Беру  с карты здание ресторана. Какие рестораны посещали вы? Какую еду вы любите больше всего?  Ответы нескольких детей фиксирую  на доске. Что было бы, если бы в нашем городе существовал только один ресторан, в меню которого были бы одни пирожные?

 Почему существует такое большое количество ресторанов, хочет ли кто-нибудь в будущем стать владельцем ресторана (кафе)?

 На ближайших уроках речь пойдет о ресторанном бизнесе и о том, что надо знать и какие нужно принимать решения для того, чтобы открыть собственный ресторан (кафе).

Назовите  профессии, необходимые в ресторанном бизнесе.  Повторите основные обязанности людей таких профессий, как посудомойка, официант, повар.

На доске запись : деловая игра «Открываем ресторан»

6_________________________Название ресторана

5__________________________Каким будет персонал ресторана?.

4___________________________Какая музыка будет в ресторане?

3___________________________Блюда какой кухни будут в ресторане?

2___________________________Чассы работы ресторана

1____________________________Размещение ресторана

 Поднимаясь по «Ступеням успеха», вы, ребята, будете принимать определенные решения, то есть отвечать на вопросы, написанные над каждой ступенькой. Свои ответы каждый должен написать на специальных линиях, отведенных для этого под текстом вопроса.

.

Ступень 1 поднимает проблему размещения ресторана. Обратите внимание на карту нашего  города, выскажете свое   мнение по поводу того, где находятся деловая зона, промышленная зона, зоны отдыха (парки), сельскохозяйственная зона, жилые зоны.

Где должен располагаться ресторан — в центральной деловой части города, в жилом комплексе, в городской зоне отдыха или еще где-нибудь?

Ступень 2 предлагает школьникам определить часы работы ресторана.

Проблема ступени 3 связана с выбором кухни. Расскажите о кухнях различных стран.

Аналогичным образом продолжаем работу, выполняем задание ступени 4 «Музыка».

Ступень 5 предлагает школьникам подобрать «персонал» ресторана. Воспользуйтесь списком профессий, который обсуждался на  уроке и предлагаю  школьникам выполнить задание «Зарплата работников ресторана». Предлагаю  выполнить вычисления, на основе которых можно принять кадровое решение. Решения групп обсуждаю.

Ступень 6 «Название ресторана». Здесь должна поработать фантазия ребят.  Принимая решение на каждой ступени, вы, ребята, должны опираться на решения, принятые вами на предыдущих ступенях.

Например: ресторан расположен в деловом центре. Там могут обедать служащие ближайших организаций во время обеденного перерыва или ужинать с друзьями и коллегами после работы. Следовательно, часы работы ресторана — с 12 до 24 часов. Маловероятно, что ресторан, расположенный в деловом центре, будут посещать дети. Поэтому кухня данного ресторана будет либо европейской, либо национальной. Выбор музыки зависит от количества посетителей.

 Следующий шаг — выбор персонала. Здесь помните о прямой зависимости  обслуживающего персонала от количества посетителей.

 Название ресторана должно соответствовать всем ранее принятым решениям.

Предлагаю  ребятам придумать и нарисовать эмблему ресторана.

Далее школьники продолжают работу в прежних группах. Следующий этап — презентация ресторанов, на которую приглашены родители, учителя. Предлагаю  школьникам подготовить рестораны к презентации.

Предлагаю  группам составить меню ресторанов согласно решениям, принятым на предыдущем уроке. Для этого рассказываю школьникам, что такое меню, выделяя его основные части. После работы групп можно дать возможность некоторым группам рассказать о составленных меню.

 Каким образом будущие посетители смогут узнать о ресторане (в этом поможет реклама), как вы  понимают назначение рекламы. Выполнить рекламу своих ресторанов:  напишите текст рекламного сообщения по радио, нарисуйте т рекламный плакат ресторана.

Раздаю учащимся «выкройки» различных зданий и предлагаю «построить» собственный ресторан, раскрасив его. Ребята выполняют  задание в следующей последовательности:

  1. Вырезать макет здания по наружной стороне изображения.
  2. Раскрасить будущее здание и написать название ресторана.
    3. Склеить макет по указанным линиям.

4. Разместить  макет здания ресторана на плане города.

На презентацию  приглашаю  гостей. Предлагаю  группам школьников презентовать свой ресторан. Для этого группа продумывает  содержание выступления (может быть, сценки), во время которого они должны будут:

  1. привлечь внимание слушателей;
  2. показать рекламный лист ресторана и прочитать «текст сообщения по радио»;
  3. кратко рассказать о хороших сторонах ресторана, меню, персонале, музыке, часах работы;
  4. пригласить всех в свой ресторан.

Спасибо ребята.

Теперь вы много знаете о ресторанном бизнесе. Кто из вас хочет в
будущем стать владельцем ресторана? Если да — то почему? Если нет  то почему?

Какими качествами и навыками должен обладать человек, собирающийся заняться ресторанным бизнесом?

Какие школьные предметы нужно хорошо знать будущему владельцу ресторана?

                                 

Приложение 11

Деловая игра Аукцион

Цель и задачи:  активизировать изучение экономических явлений, познакомить с процедурой проведения аукциона и использования кредита под определенный процент; привлечь к самостоятельной работе по составлению вопросов для каждого тура посредством конкурса.

Подготовка игры.

Перед началом проводится отбор вопросов к каждому туру аукциона .к этой работе привлекаются учащиеся , которые учатся на «хорошо» и «отлично».Они и составляют вопросы. Я выступаю координатором. Составленные вопросы распределяются по трем турам аукциона в любой последовательности.

  Все участники перед началом аукциона получают в банке (функции банкира выполняет учитель) первоначальный капитал в виде краткосрочного кредита под 30 % годовых(до конца аукциона ) в размере 1000монет.

 В конце игры все взявшие кредит должны вернуть в банк 1300 монет. Если в ходе игры участник берет второй кредит в размере 1000 монет , то уже под 50 % годовых , и в конце он должен вернуть 2800 монет. Все расчеты в игре участники ведут по лицевому счету

Лицевой счет

№ п/п

Приход (монет)

Расход (монет)

Остаток(монет)

1

2

3

Ход игры

Аукционист объявляет правила игры. Право на ответ может купить любой из участников, имеющий номер , заплатив наибольшую сумму в ходе открытых торгов; первоначальная стартовая цена каждого лота(право на ответ) 100 монет, торговый(аукционный)шаг-50 монет. Это означает, что торг ведется суммами , кратными 50 монет. Назвав свою цену, участник доложен поднять и показать аукционисту №, который он получил перед началом аукциона.

  Участник, предложивший сумму и купивший лот, платит в банке (отмечает в лицевом счете) сумму, за которую он купил этот выставленный лот. За правильный ответ ученик получает денежное вознаграждение от 1000 до 1500 (2000) в зависимости от тура.  

Если ответ неверный, участник аукциона платит штраф 100 монет ,а лот снимается с торгов и может быть выставлен в конец тура для повторной продажи с аукциона. Деньги,  утраченные за вопрос участнику, не возвращаются.

1 тур. Открытый лот «Конкретный вопрос» (стоимость  вопроса 1000 монет).

1.Какие виды потребностей существуют?

(Физиологические, потребности в безопасности и защищенности, социальные потребности, потребности в уважении, в самореализации).

2Перечислите и дайте краткую характеристику экономическим ресурсам?

(Труд- способность трудиться, капитал - денежный и физический(недвижимость), земля- сама земля , природные ресурсы, предпринимательская способность –предприимчивость(особый талант).

3. Какими естественными  ресурсами может располагать семья?

(Природные богатства,  которые находятся в собственности семьи. Земельный участок, где построен жилой дом , плодовые деревья, кустарники, гаражи, сараи, другие постройки).

4. Почему только рынок делает потребителя потребителем? (Получив в результате обмена на рынке желаемое, человек осуществляет потребление. Человек на рынке выступает то  в качестве продавца, то в качестве покупателя).

5. Чем отличается совокупный доход от денежного?( Совокупный доход кроме денежного включает натуральный доход).

6. Каковы источники доходов семьи7( З/ п, рента-доход с земельной собственностью, природные ресурсы, предпринимательский доход).

7. Как вы думаете, справедливо ли  взимание налога на доходы по пропорциональной шкале? Почему?  (Нет, так как налог берется со всех одинаково не зависимо от доходов).

8.Куда поступают налоги,  и как они используются. (Налоги поступают в государственную казну,  с помощью этих денег решают вопросы по пенсиям, обороне, обслуживание государственного долга, ЖКХ, спорта).

2 тур Полузакрытый лот «Экономические знания» (стоимость вопроса 1500 монет)

На продажу выставляется определенная область экономических знаний .Участник, купивший лот и ответивший неверно, платит штраф 100 монет, а лот снимается с торгов.

1.Вопрос из раздела «Квартиросъемщик». Что относится к жилищным и коммунальным услугам? (Жилищные услуги- плата за жильё, уборка помещения, оборудования, ремонт зданий, санитарная обработка. Коммунальные услуги –плата за холодную и горячую воду , электричество, газ, канализацию, отопление.)

2. Вопрос из раздела «Сбережения».В каких формах можно держать сбережения? (Хранить дома, в валюте, в банке, в ценных бумагах, купить что-то, чтобы потом продать, сокровища.)

3. Вопрос из раздела «Банк». Когда возникли банки и почему? ( В XIV в, в Италии,  в Ломбардии. В то время было много фальшивых денег,  чтобы обезопасить себя, менялы были вынуждены начать пользоваться едиными деньгами .Для этих целей появились банки.

 4. Вопрос из раздела «Инвестор». Что такое облигация? Чем они привлекательны для  инвестора? ( Облигация –   это  долговая ценная бумага. Выпускается государством, организациями местного самоуправления,  различными фондами. Доход с облигации больше,  чем % по депозитам).

5. Вопрос из раздела «Депозиты и %». Напишите формулы для нахождения  простых и сложных %.(Простой % S=p(1+ni) , сложный  S=p(1+i)n   )

6. Вопрос из раздела « Инвестирование». Что значит инвестировать? ( Инвестировать- вкладывать деньги с целью получения дохода).

7. Вопрос из раздела «Страхование». Что такое страхование? ( Страхование – это способ экономической защиты личности и имущества в неблагоприятных обстоятельствах.)

3 тур. Закрытый лот «Неизвестный вопрос» (стоимость вопроса 2000 монет)

      На продажу выставляют закрытый лот, т.е. неизвестный ни вопрос, ни область знаний, которые будут в этом лоте.

  1. Каковы причины неравенства доходов людей? (Неравенства в отношении собственности, связи, образования, места жительства, способности людей, готовность к риску).
  2. Какие виды домашнего производства бывают? (Стирка белья, приготовление пищи, консервирование продуктов на зиму, ремонт одежды, ремонт аппаратуры, уборка помещения, огородничество).
  3. Что нужно, чтобы стать гражданином предпринимателем? (Деньги, способности, желание рисковать, ответственность).
  4. Какие виды страхования предлагает Росгосстрах  ? (Страхование ответственности, жизни, имущества, от несчастных случаев, болезни, смерти).
  5. Зачем и кому нужна жилищно - коммунальная реформа? (Для того, чтобы жилье передать от государства населению, установление больших расходов со стороны жильцов, для выплаты жилищных субсидий малообеспеченным).
  6. Что такое спрос? (Спрос- количество товаров и услуг, которое потребители готовы и в состоянии купить за определенную цену в течение какого-то периода времени).

Подведение итогов6 определите сумму наличных денег (на лицевом счету).возвратите в банк , взятый кредит и 30% за пользование им.

Результат (пример)

  • Вялов Максим 3350 м.
  • Никитина Виктория 350 м.
  • Тимонин Денис 400 м.
  • Маныч Елена 1100 м.
  • Резаев Сергей  2950 м.
  • Чернова Анна 3350 м.

Приложение 12

    Проблема «лишних» денег, свободных денег. Еще великий Шекспир предупреждал:

«Закрытый клад ржавеет и гниет, лишь в обороте золото растет». Иначе говоря, деньги должны работать. Эта проблема может быть поставлена, например, при изучении темы «Ценные бумаги». Например, рассказывая учащимся о таком виде ценных бумаг, как акция, я знакомлю детей с тем, что такое АО, какие виды акций существуют , каковы преимущественно того или иного вида акций. Затем я предлагаю проблему:

Представьте, что вы решили стать акционером какой-либо компании. Какие акции вы  предпочтете приобрести - простые или привилегированные? Эта же проблема может быть поставлена при изучении темы «Деньги». Здесь он звучит так: «Помещая деньги на банковский счет, в какой валюте вы будете их хранить - в рублях ,в долларах или евро?».Решение проблемы происходит в группах .Учащимся дается время для оценки всех возможных последствий и принятия решения. Дети после бурных споров и обсуждений обычно приходят к правильным выводам.

1.Надо покупать акции всех видов (и простые и привилегированные).

2.Свои деньги, чтобы обезопасить себя от всевозможных рисков, нужно разделить на части, перевести в разные виды валюты (в доллары, в евро, в рубли) и разместить вклады в разные банковские учреждения .Таким образом учащиеся самостоятельно приходят к сути принципа разумного финансового поведения»Нельзя класть все яйца в одну корзину».Мне остается лишь привести им его формулировку, как совет на все случаи жизни. Ведь этот совет хорош прежде всего тем, что любой человек, как бы он ни был далек от экономических вопросов, задумываясь о вложении своих денег вспомнит его и примет правильное решение, т.е. знания, полученные на таком уроке , могут пригодиться моим ученикам в их будущей самостоятельной жизни.

Приложение 13

 При обобщении знаний по теме «Производство в домашнем хозяйстве» класс делится на 3 группы. Выбирается ответственный за каждую группу. Ученикам в порядке очереди учитель читает вопрос и сразу выслушивает ответ. Вопросы группируются по разделам:

1. Устный ответ по домашнему заданию. Собирательство. Домашнее производство. Дача-огород.

2. Работа  по вопросам в учебнике..

3. Принятие решений  (определите узкое место при приготовлении компота)..

4.Конкурс капитанов (объясните, в чем экономический смысл пословиц и поговорок).

.5.Знаешь ли ты свои расходы? Сколько хлеба в среднем вы съедаете в течение года? Сколько молока вы выпиваете в течение года? Сколько чаю,  вы  выпиваете за год?

 6.Определите свои ресурсы при постройке теплицы, пошиве брюк,  изготовлении ящика для рассады.

 7.Предложите свои секреты рационального использования вторичных ресурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области изобразительного искусства

Отойти от традиционного обучения, для которого типичным является пассивность учащегося, позволяет метод проектов, которыйнаименее ресурсозатратным спо­собом создаёт условия деятельности, максимально п...

Презентация к статье "Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"

Презентация красочно и содержательно иллюстрирует статью "Метод поектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"...

Дипломная работа МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Цель исследования: выявить возможности использования метода проектов в формировании навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка...

Использование метода проектов как средства формирования учебно-познавательной компетентности учащихся

Доклад по теме: "Использование метода проектов как средства формирования учебно-познавательной компетентности учащихся"...

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

В статье изложены основные правила организации интерактивного обучения, предложена методика организации и проведения мозгового штурма....

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В методических рекомендациях представлен алгоритм организации проектной деятельности, в ходе которой возможно осуществить формирование экологической культуры учащихся.  Для этого можно использова...