Использование метода проектов как средства формирования учебно-познавательной компетентности учащихся
статья по теме

Панкратова Ольга Викторовна

Доклад по теме: "Использование метода проектов как средства формирования учебно-познавательной компетентности учащихся"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_pankratova.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

О. В. Панкратова

Использование метода проектов как средства формирования учебно-познавательной компетентности учащихся

В условиях обновления содержания образования основной и средней школы происходит переориентация целей и задач обучения. Основное внимание уделяется не конкретным знаниям, а компетентностям учебно-познавательной деятельности, основанной на усвоении знаний из различных источников информации, общекультурной, социально-трудовой, информационно-коммуникативной, которые приобретает ученик в процессе обучения. Еще известный дидакт М.А.Данилов, главным результатом образования называл не объем фактических знаний, а способность учащихся к их самостоятельному добыванию и применению как инструментария для дальнейшего познания и преобразования действительности, в том числе и самого себя. Отсюда - основные черты обобщенной модели развивающего обучения и его технологии:

- процессуальная целевая направленность: обучение способам теоретического мышления, приемам учебно-познавательной деятельности, процедурам поисковой деятельности как основному содержанию и результату образования;

- приближённость учебной деятельности к научному познанию:

- столкновение учащихся с противоречиями между новыми учебными задачами и прежними знаниями и умениями, стимулирующими у учащихся потребность преодолеть это противоречие;

- постановка ученика в позицию исследователя, первооткрывателя;

- применение в технологии учебного процесса таких процедур, которые моделируют этапы мышления при решении проблем; выявление и формулирование проблемы, сбор данных, выдвижение гипотез, анализ данных, проверка гипотез, формулирование выводов, применение на практике, обобщения;

- основная позиция ученика в учебном процессе – активно - деятельностная, субъектная (самостоятельный поиск, принятие решений, оценочная деятельность);

- основная позиция учителя - научный руководитель и партнер по учебному исследованию.

Учитель должен обеспечить:

- вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);

- практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов).

Жизнь требует от нас, чтобы каждое новое задание, которое мы даем нашим ученикам, было бы до какой-то степени новым и для нас. Обращенное к нам, оно должно быть заданием на усовершенствование учебного процесса, на развитие нашей способности решать новые педагогические проблемы и переносить найденные принципы решения на другие объектные области и проблемные ситуации.

Проектный подход в значительной мере удовлетворяет этим требованиям. Он применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей. Информатика как школьный предмет, благодаря своей технологичности, легко интегрируется с любым школьным предметом, позволяет эффективно показать изначальное единство картины мира, открываемой ученику в школе, а межпредметные связи в процессе обучения выступают в качестве существенного побуждающего стимула для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Использование метода проектов позволяет организовать учебный процесс таким образом, что ученик оказывается вовлеченным в познавательный цикл: Факты  Проблемы  Гипотеза  Модель  Эксперимент  Теоретические выводы, где внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике, а внутренний результат – опыт деятельности – станет личным достоянием, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.


Преимущества метода проектов:

  1. легко вписывается в учебный процесс в условиях классно-урочной системы и позволяет достигать цели образования по любому учебному предмету;

  1. метод гуманистический, обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению друг к другу;

  1. сплачивает детей, развивает коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу;

  1. дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой, между академическими знаниями и прагматическими умениями;

  1. реализует идею профессиональной ориентации на всех уровнях обучения;

  1. позволяет приобретать обучающимся уникальный опыт социального взаимодействия.

 Все мы используем методику учебных проектов при изучении как одной темы, так и крупных тематических блоков. Например, в качестве итоговой работы по разделу «Компьютерное моделирование и проектирование» можно предложить выполнить творческий проект: разработать и представить информационную модель собственного вымышленного предприятия.

Примерные темы проектов:

  1. Информационная модель предприятия «Салон красоты».
  2. Информационная модель предприятия «Салон сотовой связи».
  3. Информационная модель предприятия «Образовательное учреждение».
  4. Информационная модель предприятия «Фабрика по производству косметических средств».
  5. Информационная модель предприятия «Сеть магазинов по продаже компьютерной техники».
  6. Информационная модель предприятия «Фирма по созданию программных продуктов».
  7. Информационная модель предприятия «Ветеринарная клиника».
  8. Информационная модель предприятия «Фабрика по производству спортивной одежды и спортивного инвентаря».
  9. Информационная модель предприятия «Фабрика по производству мягких игрушек».
  10. Информационная модель предприятия «Сеть магазинов по продаже парфюмерии».
  11. Информационная модель предприятия «Шоколадная фабрика».
  12. Информационная модель предприятия «Домовая кухня».

Моделирование проекта

«Создание собственного предприятия»

НАЗВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

1. Программа презентационной графики 

Microsoft Power Point

  1. Рекламный ролик предприятия

2. Текстовый процессор Microsoft Word

  1. Описание предприятия

3.  Электронные таблицы Microsoft Excel

  1. Начисление заработной платы

4.  Настольная издательская система

Microsoft Publisher

  1. Информационный буклет

5.  Язык программирования Паскаль

  1. Сформулировать любую задачу и составить программу для ее решения

6.  Система управления базами данных

Microsoft Access

  1. База данных по кадрам или товарам либо другая, состоящая из таблиц, форм, запросов и отчетов

7.  Язык разметки гипертекста HTML

  1. Сайт предприятия

В отличие от проектов, требующих больших временных рамок, проектный урок может иметь место при изучении свойств объектов, определении взаимосвязей между объектами, установлении причинно-следственных связей между событиями и явлениями, отработке навыков решения различных задач и т. д. Метод проектов используется и во внеурочной деятельности (факультативы, кружки, элективные курсы, курсы по выбору, школьная газета, научное общество учащихся).

Использование метода проектов в образовательном процессе показало, что учащиеся охотно включаются в познавательную деятельность, учатся отстаивать собственную точку зрения, а также повышается эмоциональный настрой в классе, появляется возможность для проявления индивидуальных творческих способностей учащихся, создаются условия для использования полученных знаний в нестандартных ситуациях при выходе за рамки одного школьного предмета.

Таким образом, применение метода проектов позволяет раскрыть творческий потенциал практически каждого ученика, активизировать эвристическую деятельность, повысить интерес к учебному материалу, усилить практическую направленность обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области изобразительного искусства

Отойти от традиционного обучения, для которого типичным является пассивность учащегося, позволяет метод проектов, которыйнаименее ресурсозатратным спо­собом создаёт условия деятельности, максимально п...

Презентация к статье "Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"

Презентация красочно и содержательно иллюстрирует статью "Метод поектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"...

Педагогический педсовет «Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»

В данном разделе предствален педагогический совет по теме  «Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»  и представлен опыт учителей-предметников по проектной...

Презентация педагогического педсовета «Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»

В данном разделе предствален педагогический совет по теме «Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся» и представлен опыт учителей-предметников по проектной деятельност...

Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся

В настоящее время метод проектов вновь приобрел довольно широкую популярность. Это обусловливается, прежде всего, на­личием кризисных явлений во всех областях общественной жизни, включая сферу образов...

Методические рекомендации по использованию метода проектов как способа активизации учебно-познавательной деятельности и повышения мотивации к изучению иностранного языка

В данном  методическом  пособии собран богатый теоретический и практический материал по использованию метода проектов в процессе обучения иностранному языку,  составлены методические ре...