МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
методическая разработка по биологии по теме

Постникова Любовь Николаевна

В методических рекомендациях представлен алгоритм организации проектной деятельности, в ходе которой возможно осуществить формирование экологической культуры учащихся.  Для этого можно использовать зеленые зоны города как площадку в процессе подготовки и проведении проектов, например «Парк семейного отдыха».  Эффективность формирования экологической культуры личности оценивалась на основе комплексной анкеты выявления уровня экологической культуры  учащихся, разработанной на основе ряда методик С.С. Кашлева, С.Н. Глазачева. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась путем личного участия автора в работе с учащимися на базе МОУ СОШ № 27, № 81 г. Екатеринбурга. Результаты исследования более подробно представлены автором в магистерской  диссертации, написанной под руководством доктора биол. наук Л.Г. Таршис.

Методические рекомендации адресованы учителям экологии, педагогам дополнительного образования экологического направления и других интегративных дисциплин.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chistovikmet_rek_postnikova_12_2_avgusta.doc244 КБ

Предварительный просмотр:

Постникова Л. Н.

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Методические рекомендации

г. Пущино 2008

Постникова Л. Н. Метод проектов как средство формирования экологической культуры старшеклассников.- ОНТИ ПНЦ РАН  2008.  -    с.

В методических рекомендациях представлен алгоритм организации проектной деятельности, в ходе которой возможно осуществить формирование экологической культуры учащихся.  Для этого можно использовать зеленые зоны города как площадку в процессе подготовки и проведении проектов, например «Парк семейного отдыха».  Эффективность формирования экологической культуры личности оценивалась на основе комплексной анкеты выявления уровня экологической культуры  учащихся, разработанной на основе ряда методик С.С. Кашлева, С.Н. Глазачева. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась путем личного участия автора в работе с учащимися на базе МОУ СОШ № 27, № 81 г. Екатеринбурга. Результаты исследования более подробно представлены автором в магистерской  диссертации, написанной под руководством доктора биол. наук Л.Г. Таршис.

Методические рекомендации адресованы учителям экологии, педагогам дополнительного образования экологического направления и других интегративных дисциплин.

Пояснительная записка

Экологическая  проблема сегодня не только  проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле, это и проблема предотвращения стихийного воздействия людей на природу,  сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры.

Современная цивилизация подошла к порогу, за которым нужны, новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Поэтому весомым элементом современного естественнонаучного образования выступают экологическое обучение и воспитание экологической культуры личности.

Экологическая культура представляет собой совокупность требований, норм, предъявляемых к экологической деятельности, готовность человека следовать этим нормам, характеризует особенности сознания, поведения и деятельности людей во взаимодействии с природой, в оптимизации своих отношений с окружающей средой. (Глазачев, 2007).

Методологические основы естественнонаучных аспектов школьного экологического образования представлены в работах Н.М. Верзилина, А.М. Захлебного, И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной, Н.М. Черновой, которые первыми среди российских ученых-педагогов предложили концепцию общего экологического образования. Сегодня его можно выделить в особую образовательную область, включающую в себя специальные интегративные курсы по экологии, факультативные курсы, кружки в школах и учреждениях дополнительного образования, школьные, межшкольные, районные и городские эколого-образовательные проекты, а также самообразовательную деятельность учащихся.

В связи с этим, в частности для педагогов-экологов, актуальной является задача организации образовательного процесса, способствующего воспитанию разумного, гуманного, ответственного отношения, как к природным, так и социальным компонентам окружающей среды, т.е. о становлении экологической культуры. Важнейшими средствами развития учащихся выступают содержание и технологии обучения. Эти средства оказывают наиболее плодотворное развивающее влияние на личность в том случае, если сам учащийся принимает участие в их конструировании.

Не всякое содержание может быть сконструировано самим учащимся, а лишь то, которое является предметом  непосредственной практической деятельности, направленной на проектирование и создание определенного продукта. В этом выражается актуальность и необходимость использования в современном развивающем образовании продуктивных методов, к числу которых относится «метод учебных проектов».

Возвращение к этому методу  было обусловлено новыми социально-экономическими условиями и потребностями современного  российского образования. Изменения в современном обществе требуют корректировки многих аспектов образования, задача которого – сформировать творчески мыслящую личность, самостоятельную и инициативную. Проектный метод обучения представляет собой гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную на самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и способностей в процессе выполнения проектов. Проекты являются средством интеграции, дифференциации и гуманизации образования, значимым средством формирования экологической культуры учащихся.

В связи  с вышесказанным, можно констатировать следующие противоречия между:

- традиционной организацией учебного процесса в школе и необходимостью внедрения других форм учебного процесса, создающих условия  для формирования экологической культуры учащихся, позволяющих по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником;

- востребованность метода учебных проектов в современном экологическом образовании  и недостаточностью разработанных технологий его применения.

Методические рекомендации включают разработанный нами алгоритм подготовки и проведения экологического проекта для формирования экологической культуры старшеклассников на примере проекта «Парк семейного отдыха».

При соблюдении предложенного алгоритма, метод учебных проектов может стать  эффективным методом, позволяющим формировать экологическую культуру учащихся, проживающих в крупных городских агломерациях в условиях зеленой зоны отдыха.

I. Формирование экологической культуры в образовательном учреждении

Сегодня, когда человечество стоит на грани глобального экологического кризиса важную роль играет экологизация системы образования подрастающего поколения. Первый президент Римского клуба А. Печчеи высказал мысль о том, что если мы хотим изменить мир, сначала предстоит изменить человека, систему его качеств и ценностей. Отсюда наиболее существенным моментом в воспитании экологической культуры у учащихся является перевод их сознания в другую ипостась – из природопотребительской в природосберегающую. Суть состоит в том, чтобы донести до сознания воспитанников мысль о том, что человек – часть природы и потому зависит от нее не только биологически, но и духовно, учась у нее симметрии, гармонии, ритму, целесообразности. Экологическая грамотность, по Д. Рудмэну  это, прежде всего способность соединять, синтезировать знания из набора разных экологических дисциплин, чтобы увидеть общую картину. Основой экологического образования должен быть непрерывный диалог человека и природы, во время которого идеи формулируются, проверяются ежедневным опытом и пересматриваются. А практические дела, поступки – это своего рода проекция образа мыслей человека и, в конечном счете, именно они являются основным показателем экологической культуры. Вовлечение учащихся в конкретную экологическую деятельность дело весьма непростое. Они не представляют, что может сделать каждый из них самостоятельно. Многие городские школьники абстрагированы от природы и потому у них преобладает созерцательно-тревожное отношение к ней. Знания сами по себе не способны в корне повлиять на поведение в сторону роста инициативности и личной ответственности. Решение проблемы заключается в ответе на вопрос: как с помощью знаний интегрировать в отношениях подростка с природой эмпатию и добро? Как с их помощью побуждать детей  к самоограничению? Выход видится в обращении к эмоциональной сфере ребенка. Поэтому, в процессе формирования экологической культуры учащихся общеобразовательной школы важную роль имеет внеурочная деятельность. Работу с учащимися по формированию экологической культуры во внеурочное время можно организовать по следующим направлениям:  индивидуальная работа, которая тесно связана с приобщением учащихся к чтению и реферированию научно-популярной  и специальной литературы, с выполнением наблюдений, проведением экспериментов.  Массовая и групповая внеклассная работа ведется в кружке, успех ее зависит от сочетания деятельности учащихся в стенах школы с изучением окружающей среды. Данные формы внеучебной деятельности позволяют участвовать в практической деятельности по сохранению и улучшению состояния окружающей среды родного города (изготовление и развешивание кормушек, скворечников, уборка территории от мусора). С большим удовольствием ученики в школе занимаются экологическим мониторингом – системой сбора, анализа, обобщения, оценки с элементами прогнозирования и распространения информации о состоянии окружающей среды и ее изменении.

В настоящее время существует немало рекомендаций по организации исследовательской деятельности школьников. Так, в начальном и среднем звене школы можно использовать практические работы из курса «Наша окружающая среда», разработанного группой «Корус» из учебно-методического центра «Гринскул» г. Екатеринбурга. Важным является то, что курс разработан с 1 по 10 класс, есть программы, методические пособия для учителя, рабочие тетради, которые делают удобным процесс работы. В рамках данного курса учащиеся получают систему научных знаний, адекватных их возрасту, овладевают системой научных понятий и основами техники простейшего эксперимента. Программа С.Е. Мансурова и Г.Н. Кокуева «Следим за окружающей средой нашего города» для 9-11 классов призвана научить школьников освоить методику проведения исследований в городской экосистеме и развивать оценочные суждения по результатам этих исследований. Актуальность практикума определяется тем, что население России, как и большинство стран мира, сосредоточено в городах. Практикум включает в себя следующие темы для мониторинга: «Оценка экологического качества воды» (воздуха, почвы), «Живые организмы как индикаторы состояния городской среды» и т. д. Главным видом деятельности является самостоятельная деятельность школьников, связанная с измерением, наблюдением, моделированием процессов в окружающей среде. Примечательно, что в программу включены задания трех ступеней сложности: примерно 35% составляют наиболее простые и доступные для самостоятельного выполнения работы, например, «Определение рН – воды» или «Исследование воздуха на содержание твердых примесей». Такие работы можно предложить заинтересованным учащимся 7-9 классов во время внеклассной работы по экологии;  работы более высокого уровня составляют примерно 50%  от общего числа, они выполняются основной группой учащихся как дополнительные к лабораторным работам по биологии, химии. К таким работам относятся «Биотестирование воды в водоемах» или «Изучение фотосинтетического аппарата растений и продуктивности фотосинтеза»; работы, требующие сложного оборудования, реактивов, специальных знаний, такие как «Определение индекса качества воды по результатам ее суммарной оценки» или «Анализ насыщенности почвы микроорганизмами»  составляют 15%.

Другой тип экологического практикума, который мы также используем, в своей работе - это «Экологический практикум школьника», который  разработали С.В.Алексеев, Н.В. Груздеева, Э.В.Гущина, (2005). Он содержит 15 дифференцированных (по уровню сложности) практических работ по основным направлениям исследовательской деятельности экологической направленности. Пособие предназначено для проведения занятий в рамках элективного курса для учащихся 10-11 классов гуманитарного, социально-экономического, технического и других профилей, где экология не является профилирующим предметом. Учащиеся школы 10 - 11 классы выбирают и посещают элективные курсы по темам: «Город. Экология. Здоровье», «Питание и здоровье», «Металлы в окружающей среде и здоровье человека». Итогом работы учащихся является  зачетное занятие в форме защиты рефератов по определенной тематике, проведения внеклассных мероприятий в рамках предметной недели естественных наук, выпуске экологических газет, защите проектных и исследовательских работ. Опыт показывает, что наиболее эффективными являются исследовательские работы, которые выполняются индивидуально или небольшими группами по 2-3 человека. Тематика работ определяется локальными экологическими проблемами («Продовольственная проблема, как накормить человечество», «Загрязнение окружающей среды нефтепродуктами», «Воздействие нефтяной и химической промышленности на окружающую среду» и др.). Итоги исследований учащихся используем на уроках химии, биологии,  экологии, физики.. При выполнении работы рекомендуется придерживаться  следующей схемы действий: формулировка темы, постановка цели и задач исследования, изучение методики его проведения; обоснование актуальности и теоретическое изучение проблемы; разработка плана исследования; выполнение исследовательской работы; составление таблиц, графиков, схем по результатам работы; анализ полученных результатов; оформление исследовательской работы.

Таким образом, правильно организованная научно – практическая деятельность школьников позволяет формировать практические навыки работы с лабораторным оборудованием, учит работать с дополнительными источниками информации, стимулирует самостоятельную работу учащихся, формирует опыт ответственного выбора и поведения, в целом, повышает экологическую культуру учащихся.

Перспективным в экологическом образовании школьников является индивидуально-творческий подход,  при котором происходит творческая реализация ученика на индивидуально-личностном уровне.

II. Метод проектов как средство формирования

экологической культуры старшеклассников

В экологическом образовании школьников велика роль проводимых массовых мероприятий, например, экологическая конференция «Парк семейного отдыха», тематический праздник «Экогород», природоохранная акция (уборка территории, подкормка птиц зимой, развешивание кормушек), конкурс рисунков, литературный конкурс на экологическую тему, ролевые игры («Пути развития нефтехимической промышленности Свердловской области и экологические проблемы») и другие мероприятия.  В игре школьники психологически готовятся к реалиям жизни,  учатся понимать отношение людей к природе, овладевать приемами общения с окружающими людьми. Конференции целесообразнее всего проводить на темы, которые связаны с экологическими проблемами региона или населенного пункта. Главная задача учителя – привлечь учащихся к активной подготовке выступлений не только на основе реферирования литературы, но и с использованием данных, полученных в результате эксперимента, личных наблюдений, участия в проектной деятельности.

Как пример работы в этом направлении предлагаем разработанный нами алгоритм длительного проекта «Парк семейного отдыха» как условие формирования экологической культуры учащихся.

Участники проекта:  группы учащиеся МОУ СОШ № 27  г. Екатеринбурга (10 -11 кл); учитель математики и информатики Н.Г. Расскацикова, учитель экономики и технологии В.М. Малышкина, учитель химии, биологии и экологии           Л.Н. Постникова.

Сроки проведения проекта: ноябрь 2005 г. – март 2007 г.

Паспорт проекта:

Тема проекта: «Парк семейного отдыха»[1].

Творческое название: Экология досуга или Отдых по-нашему.

Предметная область проекта: экология, информатика, экономика, технология.

Цели проекта: сформировать целостную картину окружающего мира  через различные направления деятельности человека на примере проблемы восстановления Летнего парка Орджоникидзевского района; создать базу для ориентации учащихся в мире профессий, вооружить их знаниями, необходимыми в повседневной жизни.

Объект изучения: Уралмашевский парк.

 Задачи проекта:  исследовать новые приемы поиска, анализа, синтеза и представления информации; освоить технологии исследовательской деятельности;  развить умение выражать и отстаивать свою точку зрения; сформировать собственный взгляд на проблему;   воспитать гражданскую позицию.

Методы исследования: изучение литературы по теории вопроса, беседа, наблюдение, тестирование, сравнение, измерение, эксперимент, интервьюирование, метод визуализации данных.

Подготовка (погружение в проект). В ходе подготовки определяются  тема и цели проекта, выдвигаются гипотезы, справедливость которых предстоит проверить в ходе исследовательской деятельности.

Гипотеза:  сохранение парка Уралмаш окажет прямое воздействие на состояние здоровья населения.

Основная проблема, выдвинутая учащимися: с развитием цивилизации человек, стал поворачиваться лицом к себе, к своему переустройству, а не к преобразованию природы. Это приводит к вытеснению природных, естественных систем искусственными системами, загрязнению окружающей среды, повышению химической, физической и психической нагрузки на живые организмы. Современная городская среда меняется очень быстро и все более отдаляется от той естественной, в которой сформировался Homo sapiens. Люди испытывают перегрузки, стресс, дискомфорт и инстинктивно тянутся к общению с природой. Лучше чувствуют себя те, кому удается регулярно и подолгу отдыхать на лоне природы или хотя бы на даче. Однако кратковременный отдых на природе не решает проблемы. Поэтому люди стремятся привлечь элементы природы в город, ближе к своему жилью. Самым главным считается сохранение (создание) парков и зеленых зон. В результате обсуждения проблемы учащиеся задают основополагающий вопрос: Как мы отдыхаем? Ставят  проблемные вопросы: Что лучше: сохранить старое или построить новое? (знакомство с историей Уралмашевского парка). Где можно хорошо отдохнуть с семьей? (проведение опроса общественного мнения). Что влияет на экологическую обстановку микрорайона парка Уралмаш. Сколько стоит наш досуг? (разработка бизнес-плана).  Можем ли мы повлиять на политику руководителей района и города? (сотрудничество со СМИ).

Планирование (организация деятельности). На этом этапе определяются источники информации, способы представления отчетов, распределяются задачи (обязанности) между членами команды. Учащиеся делятся на группы, получают задания. Направление работы в проекте может возникнуть совершенно неожиданно.

Задания для групп учащихся:

1. Познакомиться с историей Уралмашевского парка.

2. Провести качественную оценку загрязненности воздуха.

3. Разработать бизнес-план.

4. Сотрудничество со СМИ.

Исследование (осуществление деятельности). Учащиеся собирают информацию и решают промежуточные задачи.

Основные методы исследования – опросы, наблюдения. Школьники делают фотографии, берут интервью, проводят опрос на улицах города: 1) Часто ли вы бываете в местах семейного отдыха? 2) Необходим ли парк семейного отдыха в нашем районе? 3) Встречаются с представителями власти, посещают музей.

Деятельность учителя (ненавязчивая): отбирает возможные темы и предлагает их учащимся;  предлагает совместно отобрать тему проекта; предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора;  принимает участие в обсуждении подтем проекта;  организует объединение школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности; заранее разрабатывает задания, подбирает литературу и вопросы для поисковой деятельности; принимает участие в обсуждении, консультирует, координирует работу учащихся;  стимулирует их деятельность; организует экспертизу;

- оценивает свою деятельность по педагогическому руководству, учитывая мнение детей.

Результаты и выводы: на данном этапе необходимо произвести анализ всей собранной информации, сформулировать выводы. Обрабатывая собранный материал, учащиеся выбирают наиболее подходящую для них форму представления результатов.

Представление результатов (отчет). Вопросы исследований, деятельность учащихся, количество групп можно оформить в виде таблицы  (см. таблицу 1).

Таблица 1

Название группы

Вопросы исследований

Деятельность учащихся

Историки

Что лучше: сохранить старое или построить новое? (знакомство с историей парка);

-познакомились с историей  уралмашевского парка (экскурсия в музей Уралмашзавода, поиск информации в литературных источниках);

-изучили обстановку в парке на текущий момент (экскурсия в парк, поиск информации в Интернет, периодической печати);

представили информацию на школьный сайт.

Социологи

Где можно хорошо отдохнуть  с семьей? (проведение опроса общественного мнения);

-разработали анкеты для социологическогго опроса, провели опрос общественного мнения;

-обработали анкеты, построили диаграммы, сделали выводы;

-провели конкурс рисунков среди учащихся     2 -5 классов «Парк моей мечты»;

Экологи

Что влияет на экологическую обстановку города и микрорайона? (исследование экологической обстановки микрорайона);

-изучили теоретический материал о влиянии продуктов сгорания топлива на живые организмы;

-провели исследовательскую работу: «Оценка чистоты атмосферы»;

-выпустили информационный бюллетень «Здоровье города»;

Экономисты

Сколько стоит наш досуг? (разработка бизнес-плана парка). Анализ системы культурно-бытового обслуживания города и района. Предложение спектра услуг, соответствующего спросу потребителей.

-осуществили поиск информации о парках       г. Екатеринбурга;

-проанализировали рынок развлекательных центров г. Екатеринбурга;

-разработали бизнес-план парка.

Журналисты

Можем ли мы повлиять на политику руководителей района и города? (сотрудничество со СМИ). Представление проблемы в средствах массовой информации.

-обратились с вопросом к мэру А.М. Чернецкому, получили ответ в прямом эфире в программе «Из первых уст»;

-провели пресс-конференцию для учащихся старших классов по вопросам проекта;

-связались с редактором городских газет, предложили свой материал;

-обсудили материалы проекта и итоги исследований с редактором газеты «Уральский рабочий»;

- написали статью в газету.

Группы историков, социологов и экологов оформили итоги исследования в виде презентации..Для того, чтобы учащимся было легче подготовить отчеты, можно предложить им алгоритмы составления реферата, написания статьи, план защиты проекта и основные критерии оценки работы. Ниже приведем примеры подобных алгоритмов.

Примерная схема защиты проекта

1. Постановка проблемы, ее актуальность.

2. Выдвинутые гипотезы, аргументация их положений.

3. Основная часть. Этапы работы над проектом, полученные результаты, их краткий анализ.

4. Выводы. Результаты рефлексивной оценки проекта.

5. Ответы на вопросы других групп (дискуссия).

Оценка экологического исследования. В экологическом исследовании необходимо посмотреть, реально ощутить успешность процесса, поэтому ориентироваться необходимо на что - то другое. Для решения данной проблемы мы использовали критерии оценки образовательных результатов учеников по исследованию  фундаментальных образовательных объектов, взятых из книги  Хуторской А.В.

Последний этап обязательно включает сравнение того, что было задумано, с тем, что получилось, соединение посредством рефлексивного анализа конечного результата с началом работы («дизайн-петля»). При подведении итогов каждый из участников проекта дает самооценку деятельности, оценки обсуждаются коллективно.

 Опыт показывает, что при работе над проектом каждый из учащихся находит интересующую его тему. Школьники осознают на первый взгляд неуловимую мысль, что всё взаимосвязано между собой, даже такие, казалось бы, далекие области, как химия, социология, экономика, история, экология, информатика, журналистика. Учащиеся учатся самостоятельно ставить проблемы и находить пути их решения. Ребята, работающие над проектом, имеют возможность освещать полученные результаты на уроках, что позволяет остальным более полно изучить материал. После защиты проекта число учащихся, желающих принять участие в проектной деятельности, значительно увеличилось.  

Таким образом, внеучебная деятельность играет важную роль в процессе формирования экологической культуры учащихся общеобразовательной школы, позволяет учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся, реализовать потребности детей в общении, развить коммуникативные навыки.

Эффективность формирования экологической культуры личности можно оценить, используя следующий метод диагностики, а именно комплексную экологическую анкету для учащихся, разработанную на основе ряда методик С.С. Кашлева, С.Н. Глазачева (см. приложение).

В современной научной литературе под мониторингом понимается система непрерывности слежения и оценки состояния (измерения показателей, характеристик, параметров) систем, получение необходимых данных для моделирования и прогнозирования их развития и принятия адекватных управленческих решений, направленных на поддержание их целостности и неразрушимости. В образовательно-воспитательных системах мониторинг используется для аналитико-оценочных исследований, направленных на вскрытие основных тенденций в развитии учебно-воспитательного процесса вследствие тех или иных нововведений (новая философия образования, новая учебная программа, учебный предмет, технология и т. д.) (Ясвин, 2000). Но при этом наличии данных мониторинга управленческие решения в педагогических системах принимаются на качественном уровне. Это связано со сложностью самой системы, сложностью и неоднозначностью ее субъектов, сложностью и неоднозначностью  педагогического процесса.

Важную роль в развитии экологического образования сыграло появление в отечественной психологии исследований по экологической психологии, что открыло возможности установить соответствие педагогического образования психологическому процессу развития экологического сознания личности обучаемого. Это привело к возникновению нового методологического направления в педагогической науке – экологической психопедагогики, которая возникла на стыке трех научных дисциплин: экологии, экологической психологии и педагогики. С точки зрения экологической психопедагогики, целью экологического образования является формирование экологической личности с экоцентрическим типом сознания. Под экологическим сознанием понимается «совокупность экологических представлений (как индивидуальных, так и групповых) о взаимосвязях в системе «человек – общество – природа» и в самой природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней» (Дерябо, Ясвин, 1996). Экоцентрический тип экологического сознания характеризуется тремя особенностями:

1. Психологической включенностью человека в мир природы. При этом происходит формирование адекватных экологических представлений, позволяющих личности знать, что и как происходит в мире природы и между человеком и природой, и как следует поступать с точки зрения экологической целесообразности. Главным ориентиром при решении данной задачи экологического образования является формирование у личности понимания единства человека и природы, которое способствует возникновению у нее психологической включенности в мир природы.

2. Восприятием природных объектов как субъектов. Само по себе наличие экологических знаний не гарантирует экологически целесообразного поведения личности, для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе. Оно определяет характер взаимодействия с природой, выбор мотивов, экологическую целесообразность поступков.

3. Стремлением к непрагматическому взаимодействию с миром природы, формирование системы стратегий и технологий (умений и навыков) взаимодействия с природой.

Используя работы разных авторов (Игнатова, 1998, Моисеева, 1993) мы выделили четыре уровня формирования экологической культуры:

Высокий уровень – ученик имеет системные, глубокие и прочные экологические знания, часто выходящие за пределы изученных учебных программ, применяет их в практической деятельности и при решении нестандартных задач; устанавливает взаимосвязи процессов и явлений, протекающих в социоприродной среде; деятельность и поведение в природе мотивируется потребностями  сохранить и защитить ее; умеет убеждать других в необходимости охраны природы; присутствует высокая степень готовности к природоохранной деятельности и ярко выраженная гуманистическая позиция, ответственность; природоохранная деятельность носит творческий характер; участвует в природоохранной пропаганде и в общественных экологических движениях.

Средний уровень – ученик имеет системные знания, осмысленно воспроизводит и использует  их при решении нестандартных задач; устанавливает причинно-следственные взаимосвязи, не всегда умеет переносить знания из одной предметной области в другую; преобладают потребности сохранения природной среды, но не всегда проявляется активная гражданская позиция по защите и охране природы; имеется достаточно высокая степень готовности к природоохранной деятельности, которая полностью не реализуется; эмоциональная отзывчивость, ответственное отношение проявляются систематически; в отдельных случаях проявляется активность в природоохранной деятельности.

Низкий уровень – ученик применяет знания и умения под руководством учителя; для сравнения и классификации объектов и явлений часто использует несущественные признаки; в зависимости от ситуации проявляет утилитарные, познавательные и художественные стремления по отношению к природе; высказывает готовность к природоохранной деятельности, но реализует ее чаще под влиянием ситуации или другого человека; проявляет заинтересованность в охране природы только при наличии личной выгоды; участвует в природоохранных мероприятиях только по требованию или под контролем.

Очень низкий уровень – ученик имеет бессистемные экологические знания с преобладанием механического воспроизведения; не умеет устанавливать причинно-следственные связи; у ученика преобладают утилитарные потребности, отсутствует желание сохранять природную среду; готовность к природоохранной деятельности отсутствует или ситуативно высказывается, но не реализуется; отсутствует эмоциональная отзывчивость; отказывается от участия в природоохранных мероприятиях.

Исследование уровня экологической культуры  мы проводили в два этапа: 8.10 2006 года- 1 этап (в начале обучения в 10 классе), 2 этап – 17.04.2008 года (момент окончания 11 класса), в исследовании приняло участие  20 учащихся контрольной группы (МОУ СОШ № 81) и 22 учащихся экспериментальной группы (МОУ СОШ № 27 г. Екатеринбурга). Группы подбирали с примерно одинаковыми показателями общей и качественной успеваемости.

Комплексная анкета, использованная в исследовании, состоит из 28 вопросов, которые можно объединить в 6 блоков:

  1. Мотивационный: система мотивов экологической деятельности и поведения личности учащихся (1-6).
  2. Аксиологический (ценностный): осознание многосторонней ценности природы для общества и человека, природы как общечеловеческой ценности, самоценности природы (7-9).
  3. Гностический (познавательный): система научных и эмпирических знаний учащихся о природе и ее компонентах, человеке как составной части природы; знаний экологии (10-14).
  4. Этический (нормативный): система норм и правил поведения человека в природе, взаимодействия с природой - экологическая этика (15-18).
  5. Операционно-деятельностный: система экологических умений личности, практические экологические умения и навыки, владение различными технологиями взаимодействия с природой (19-24).
  6. Эмоционально-волевой: эмоциональная отзывчивость личности к природе, опыт эмоционально-волевого отношения к природе, волевое напряжение в решении экологических проблем на личностном уровне, достижении оптимизации отношений человека и природы (25-28).

Уровни экологической культуры: 0 –24 % ответов – очень низкий; 25 – 49 % ответов – низкий; 50 – 75 % ответов – средний; 76 – 100 % ответов – высокий.

Обобщенные результаты анкетирования на начальном этапе (первый срез, учащиеся 10-х классов) не выявили значительных отличий (рис.1). Среди участников экспериментальной и контрольной групп показали высокий уровень экологической культуры 4,5% и 5% соответственно. Средний уровень экологической культуры имели 15% контрольной и 18% учащихся экспериментальной групп. Преобладающая часть школьников показала в контрольной и в экспериментальной группе низкий уровень сформированности экологической культуры, соответственно  (55%) и (54,5%). В контрольной и в экспериментальной группе имели очень низкий уровень экологической культуры 25% и 23% соответственно. На формирующем этапе эксперимента у учащихся экспериментальной группы в течение 10-11 класса преподавался предмет «Экология» с включением метода проектной деятельности, учащиеся контрольной группы предмет «Экология» не изучали и не принимали участие в проектной деятельности. Изучение формирующего влияния преподавания предмета «Экология» с применением метода проекта показало, что в контрольной группе  10% учащихся имели высокий уровень сформированности экологической культуры. В то же время этот показатель в экспериментальной группе составил уже 18%.

Рисунок 1. Результаты диагностики по выявлению уровня экологической культуры учащихся (по результатам комплексной экологической анкеты)

Средний уровень сформированности экологической культуры выявлен у 18 % контрольной группы, в экспериментальной группе – у 50%. Число школьников с низким уровнем экологической культуры в экспериментальной группе на заключительном этапе исследования сократилось и составило 23%, с очень низким – 9%, в контрольной группе низкий и очень низкий уровень по результатам второго среза выявлен соответственно 50% и 15%. Результаты подсчитаны по каждому компоненту экологической культуры.

Анализ результатов по каждому компоненту экологической культуры учащихся показывает, что если на первом этапе экспериментальной работы высокий и средний уровень мотивационного компонента экологической культуры был характерен для 18% учащихся экспериментальной группы, то в конце эксперимента эти показатели составили 77% и 30% соответственно. Таким образом, в экспериментальной группе этот показатель вырос в 4,2 раза, тогда как в контрольной группе - в 1,5 раза, что, по нашему мнению, говорит об эффективности формирования мотивационного компонента экологической культуры учащихся.

Проанализировав данные по аксиологическому компоненту, мы выявили, что первоначально показатели высокого и среднего уровня характерны для 23% учащихся экспериментальной группы и 20% учащихся контрольной, то в конце эксперимента эти показатели составили 63% (рост в 2,7 раза) и 25% (рост в 1,25) соответственно.

Таким образом, учащиеся экспериментальной группы в большей мере осознают многосторонность ценности природы для общества и человека и ее собственную самоценность.

Выросли показатели высокого и среднего уровня и гностического компонента: экспериментальная группа – 23% в начале эксперимента и 82% в конце (рост в 3,5 раза), контрольная – 25% и 35% соответственно (рост в 1,4). Процент учащихся с высоким и средним уровнем формирования этического (нормативного) компонента экологической культуры вырос в экспериментальной группе в 2,6 раза, в контрольной – в 1,5 раза).

Анализ результатов ответов на вопросы операционно-деятельного компонента показали, что у учащихся экспериментальной группы лучше сформированы практические экологические умения и навыки. Это доказывает рост данного компонента: на первом этапе экспериментальной работы данный показатель составил в экспериментальной группе 18%, на заключительном – 63 (рост в 3,5 раза), в контрольной группе 15% и 35% (рост в 2,3 раза).

Эмоционально-волевой компонент экологической культуры, который подразумевает эмоциональное отношение личности к природе, лучше сформирован также у экспериментальной группы. Рост высокого и среднего уровней составил 2,9 раза (23% в начале и 67% в конце эксперимента), в контрольной группе учащихся – 1,2 раза (25% в начале и 30% в конце эксперимента).

На основании выше изложенного можно сделать заключение об эффективности преподавания курса «Экология» с применением метода проектной деятельности, направленного на формирование экологической культуры учащихся.

Делая общий анализ итогов проведенного исследования по комплексной экологической анкете, можно сказать, что полученные результаты подтвердили наше предположение  о  влиянии метода проектов на воспитание экологической культуры.

Заключение

В последние десятилетия ухудшения состояния окружающей среды не только вызывает опасение ученых, но и переносится в категорию проблем, решаемых на государственном уровне. Важная роль в этом процессе отводится образовательным учреждениям. В контексте концепции устойчивого развития главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры как нравственного качества личности. Выявление условий использования  новых технологий как средства формирования экологической культуры школьников актуальна и интересна. В экологическом воспитании разработаны базисные составляющие: определены цели, задачи, принципы, разработано понятие экологической культуры, выявлены основные методы работы по ее формированию.

На сегодняшний день многие вопросы методологии организации проектной деятельности остаются недостаточно разработанными и ясными, другими словами, представляют собой широкий фронт для творческого поиска. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности – необходимые качества развитого интеллекта.

Анализируя опыт организации проектной деятельности, мы постарались привести в систему накопившиеся факты, которые указывают на преимущества применения проектного метода в формировании экологической культуры учащихся школы:

  1. Работа над проектом стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предметам.
  2. Работа над проектом повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся.
  3. Гуманистический смысл метода проектов состоит в развитии творческого потенциала учащихся различных уровней развития, возможностей и индивидуальных особенностей.
  4. Несомненно, результатом работы над проектом является сопричастность к общешкольной совместной  деятельности, осознание проявить себя через проектную деятельность.
  5. Проект был представлен на семинаре-конкурсе «Использование новых педагогических и информационных технологий в образовательной деятельности в 2008 году, отмечен грамотой.

Таким образом, использование метода проектов в экологическом воспитании школьников повысит уровень экологической культуры учащихся.

Но у каждой медали есть и обратная сторона. Есть такая сторона и в нашей работе, есть трудности:

- работа над проектом объемная, кропотливая, особенно, если это – поиск информации, чтение научной литературы, выполнение исследования. А это требует больших временных затрат. Поэтому, ни в коем случае не «давить» на учащегося, строить отношения сотрудничества;

- иногда учащиеся с желанием, интересом начинают работу, но постепенно, столкнувшись с трудностями, бросают работу. Поэтому возникает необходимость анализировать причины неудач;

- совсем недостаточно современной научной литературы в школьном библиотечном фонде, что влечет за собой трудности при подготовке к проекту;

-  самым сложным для учителя является выполнение роли независимого консультанта.

Перспективы развития и использования опыта: увеличение доли проектов исследовательского характера; дальнейшее использование возможностей современных информационных технологий для создания проектов; руководство старшеклассников, с развитыми проектными умениями, работой над проектами младших школьников; участие в конкурсах инновационных проектов.

Рекомендуемая литература

  1. Алексеев, С.В., Экологический практикум школьника /[Текст] С.В.Алексеев,  Н.В. Груздева, Э.В.Гущина: Справочное пособие. - Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2005.-  – (Элективный курс для старшей профильной школы).
  2. Алексеев, С.В., Экологический практикум школьника /[Текст] С.В.Алексеев, Н.В. Груздева, Э.В.Гущина: Методическое пособие для учителя. - Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2006.-  
  3. Большаков, В.Н. Региональная экология: Пособие для учителей /[Текст] В.Н. Большаков, В.С. Безель, Г.И. Таршис, Л.Г. Таршис. – Екатеринбург: Сократ, 1998. –  
  4. Большаков, В.Н., Безель В.С., Таршис Г.И., Таршис Л.Г. Практикум по региональной экологии. – Екатеринбург: Сократ, 2003.-
  5. Верзилин, Н.М. Общая методика преподавания биологии /[Текст] Н.М.Верзилин, В.М.Корсунская. – М.: Просвещение, 1983.
  6. Глазачев, С.Н. Экологическая культура, образование и цивилизация. Выбор России.// Наука и школа. 1997. № 3. с. 32-37.
  7. Глазачев, С.Н. Экологическая культура и общественный договор. // Вестник экологического образования в России . – 2007. № 1-2 (43) – с. 18-19.
  8. Гуляев, С.А., Основы естествознания /[Текст] С.А. Гуляев, В.М.Жуковский, С.В. Комов: учебное пособие для гуманитарных направлений бакалавриата.- Екатеринбург: Изд-во УралЭкоЦентр, 2000.
  9. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология /[Текст] С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. -  Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  10. Закон Российской Федерации. Об образовании // Образование в документах. – Т.  5. -  1996. – с. 7 - 61.
  11. Захлебный, А.Н. Содержание экологического образования в средней школе: теоретическое обоснование и пути реализации: Автореф. дис. док. пед. наук М., 1986. с.
  12. Зверев, И.Д. Разработка проблем экологического образования и воспитания школьников. Проблемы природоохранного образования и воспитания /[Текст] И.Д. Зверев. -  М.: Просвещение, 1982.
  13. Кашлев, С.С. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся /[Текст] С.С, Кашлев, С.Н. Глазачев // Пособие для учителя. – М.: Горизонт, 2000.
  14. Коротаева, Е. В. Педагогика взаимодействия: учеб. пособие /[Текст] Е.В. Коротаева: Урал. гос. пед. ун –т. - Екатеринбург, 1999.
  15. Медведев, В.И. Экологическое сознание /[Текст] В.И. Медведев; Учебное пособие. Изд. второе, доп. – М.: Логос, 2001.
  16.  Мансурова, С.Е Следим за окружающей средой нашего города:  9-11 кл.: Школьный практикум /[Текст] С.Е. Мансурова, Г.Н. Кокуева.– М.: Гуманит. изд. ценр ВЛАДОС, 2001.: ил.
  17.  Моисеева, Л.В. Диагностические методики в экологическом образовании / [Текст] Л.В. Моисеева. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1996.
  18.  Московская международная декларация по экологической культуре //ИОРН. – 1998. - № 1. – С. 214 -217.
  19.  Муравьев, А.Г. Лабораторный экологический практикум в школьных курсах биологии, экологии, химии /[Текст] А.Г. Муравьев // Экологическое образование. – 2002. - № 2 С. 36 -38.
  20. Наша окружающая среда: пособие для учителей, под. ред. С.М. Юшкова. – Екатеринбург:  Корус, 2002. – 171 с.
  21. Охрана окружающей среды в Свердловской области за 2004 год: Статистический сборник. /[Текст] Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по свердловской области. – Екатеринбург. – 2005.
  22. Об Охране окружающей среды. Федеральный закон от 10. 01. 2002 № 7 – ФЗ в редакции Федерального закона от 31. 12 2005 № 199 – ФЗ.
  23. Постникова, Л.Н. Магистерская диссертация: Метод проектов как средство формирования экологической культуры старшеклассников. – УрГПУ., защита 30.05.2008.
  24. Суравегина И.Т. Как учить экологии /[Текст] И.Т. Суравегина, В.М. Сенкевич В.М.: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1995.: ил.
  25. Таршис Л.Г., Таршис Г. И. Основы исследовательской деятельности в области естественнонаучного образования. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2007.
  26. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  27. Чернова Н.М. Основы экологии: учебник для 10-11 классов /[Текст] Н.М.Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов. – 4 – е изд. – М.: Дрофа, 2000. – 288 с.: ил.

Приложение

Комплексная экологическая анкета для учащихся

(по С. С. Кашлеву)

Вопросы

1. Что вызывает у Вас потребность заниматься экологической деятельностью?

1.1. требования учителей

1.2. мне нравится природа

1.3. хочу быть полезным

1.4. понял свою личную причастность к охране природы

1.5. требования родителей

1.6. пример других людей

1.7. интересуюсь экологическими проблемами

1.8. не знаю

2. Убеждены ли Вы в том, что деятельность каждого конкретного человека способствует решению экологических проблем?

2.1. да

2.2. не совсем

2.3. нет

3. Считаете ли Вы своим долгом заниматься экологической деятельностью (охраной природы)?

3.1. да, считаю

3.2. скорее да, чем нет

3.3. скорее нет, чем да

3.4. нет, не считаю

4. Интересуют ли Вас проблемы взаимодействия человека и природы? В чем это конкретно выражается?

4.1. постоянно читаю книги, статьи в газетах и журналах, смотрю передачи экологической тематики

4.2. временами читаю отдельные статьи в газетах и журналах

4.3. не интересуюсь этими проблемами

4.4. пишу доклады по экономической тематике (уроки, кружки)

4.5 провожу исследования в природе

4.6. затрудняюсь ответить

5. Что препятствует Вам заниматься экологической деятельностью?

5.1. мне не интересны проблемы взаимодействия человека и природы

5.2. не хватает времени

5.3. экологическая деятельность – это очень трудно

5.4. большая загруженность другой работой

5.5. мысль, что вряд ли я один могу изменить экологическую ситуацию

5.6. я не владею навыками и умениями экологической деятельности

5.7. это не мое дело

5.8. затрудняюсь ответить

6.Что является причиной Вашего поведения в природе?

6.1. стараюсь беречь растения и животных

6.2. стремлюсь получить выгоду для себя

6.3. чувство долга, что все живое должно быть сохранено

6.4. желание отдохнуть, расслабиться

6.5. природа – источник красоты, вдохновения

7. В чем ценность природы для человека?

7.1. главное условие жизни человека

7.2. критерий прекрасного в жизни

7.3. источник пищи и одежды

7.4 источник вдохновения для человека

7.5. источник здоровья человека

7.6 источник пользы, достатка

7.7. источник познания

8. В чем ценность природы лично для тебя?

8.1. природа – источник красоты и вдохновения

8.2. природа – объект охраны

8.3 природа – источник познания

8.5 значения не имеет

9. Что влияет на Ваше отношение к природе?

9.1 экскурсии в природу

 9.2. работа на экологической тропе, лаборатории и т. д.

9.3. уроки биологии, экологии, географии, физики и т. д.

9.4. посещение музеев

9.5. телепередачи

9.6. фильмы о природе

9.7. беседы и лекции о природе, ее охране

9.8. книги о природе

10. Что такое экология?

10.1. наука о взаимодействии человека и природы

10.2. система знаний об экосистемах

10.3. наука о воспроизводстве жизни и факторах этого воспроизводства

10. 4 сведения об экологических проблемах

10.5. наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей  природой

10.6. система знаний о растительном и животном мире

10.7 наука о биосфере

10.8. затрудняюсь ответить

11. Какие экологические проблемы современности Вы знаете?

11.1 заканчиваются исчерпаемые ресурсы

11.2. радиоактивное загрязнение

11.3. утилизация отходов

11.4 парниковый эффект

11.5. загрязнение почв, воды, воздуха

11.6. глобальное потепление

11.7. озоновые дыры

11.8. вырубка лесов

11.9. сжигание попутного газа в факелах

12. Какие антропогенные факторы изменения окружающей среды Вы знаете?

12.1. рост городов

12.2. вырубка лесов

12.3. загрязнение почв, воды, воздуха

12.4. сжигание попутного газа в факелах

13. Что такое Красная книга?

13.1 список редких и исчезающих видов животных и растений, подлежащих охране

13.2. описание экологических проблем современности

13.3. перечень лучших дел человечества по охране природы

13.4. перечень негативных поступков, действий человека по отношению к природе

13.5. описание наиболее красивых объектов, явлений природы

13.6. не знаю

14. Кто, прежде всего, должен заниматься охраной природы?

14.1. прежде всего, я сам

14.2. руководители промышленных предприятий

14.3. президент страны

14.4. министерство природных ресурсов

14.5. все люди на планете

14. 6.специалисты – экологи

14.7.учителя

15. Какие правила необходимо соблюдать в общении с природой?

15.1. беречь

15.2. быть ответственным

15.3. быть безразличным

15.4. любить

16. Можно ли рвать цветы в лесу?

16.1. да

16.2. нет

16.3. не знаю

17. Можно ли приносить домой диких животных?

17.1. да

17.2. нет

17.3. не знаю

18. Какому принципу должен следовать человек в общении с природой?

18.1. любить и охранять

18.2. покорять и использовать

18.3. изучать и открывать новое

18.4. ответственно относиться

18.5. жить в мире и согласии

18.6. рационально использовать

18.7. беречь и восхищаться

18.8. не обращать особого внимания

18.9. затрудняюсь ответить

19. Хотели бы, чтобы  Ваша будущая работа была связана с защитой природы?

19.1 да

19.2. нет.

19.3. не знаю

20. Умеете ли Вы сажать деревья?

20.1. умею

20.2. недостаточно умею

20.3. не умею

21. Сумеете ли Вы убедить другого не наносить вреда природе?

21.1 сумею

21.2. не всегда

21.3. не умею

22. Сумеете ли Вы организовать и провести экскурсию в природу для маленьких детей?

22.1. сумею

22.2. не всегда

22.3. не сумею

23. Осознаете ли Вы свою деятельность и поведение в природе, свое отношение к природе?

23.1. да, всегда

23.2 да, иногда

23.3. очень редко

23.4. нет, никогда

24. Как бы Вы оценили свою экологическую деятельность?

24.1 на высоком уровне

24.2. на среднем уровне

24.3. на низком уровне

25. Какие эмоции и чувства вызывает у Вас общение с природой?

25.1 положительное

25.2. безразличное

25.3. желание оберегать

25.4. чувства ответственности

26. Всегда ли Вы можете удержаться от того, чтобы сорвать цветок, сломать ветку дерева без надобности?

26.1. всегда

26.2. иногда

26.3. очень редко

26.4. никогда

27. Могли бы Вы остановить своего товарища от нанесения вреда природе?

27.1. да

27.2. нет

28. Есть ли у Вас постоянное желание заниматься экологической деятельностью?

28.1. да

28.2. нет

28.3. не знаю

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………..

I. Формирование экологической культуры в образовательном учреждении……………………………….

II. Метод проектов как средство формирования экологической культуры старшеклассников……………

Заключение………………………………………………………………………………………………………

Рекомендуемая литература……………………………………………………………………………………

Приложение Комплексная экологическая анкета для учащихся (по С. С. Кашлеву)………………………….


[1] Проект получил высокую оценку на районной научно-практической конференции, на конкурсе проектов «Сохраним и приумножим!» в рамках фестиваля «Марш парков» в Центре экологического обучения и информации, представлен на семинаре – конкурсе учебно-методических проектов «Использование новых педагогических и информационных технологий в образовательной деятельности» в 2008 г. в ИРРО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок как средство формирования экологической культуры.

Урок как средство формирования экологической культуры....

Экологизация курса немецкого языка как средство формирования экологической культуры школьников

Выступление на межрегиональной научно-практической конференции "Актуальные вопросы экологического и биологического образования"...

Экологические проекты на уроках технологии как средство формирования экологической культуры школьников

Обобщение опыта учителя технологии :экологическое и трудовое воспитание в школе связаны неразрывно,т.к. теоретические и практические знания, полученные  на уроках технологии,находят свое применен...

экологические проекты на уроках технологии как средство формирования экологической культуры школьников

В своей статье автор делится опытом организации проектной деятельности по экологии на уроках технологии в 5-7 классах общеобразовательной школы. Кроме этого автор приводит примеры реализованных проект...

Школьные средства массовой информации как средство формирования экологической культуры учащихся.

,Статья рассматривает школьные средства массовой информации как средство формирования экологической культуры учащихся....