Метод проектов как средство формирования экологической культуры учащихся
методическая разработка по биологии по теме

Постникова Любовь Николаевна

      

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_sankt-peterburg_2008.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Л.Н. Постникова

Екатеринбург

Метод проектов как средство формирования экологической культуры учащихся

Экологическая  проблема сегодня не только  проблема сохранения окружающей среды от загрязнения, это и проблема предотвращения стихийного воздействия людей на природу,  сознательно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею, которое осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры. По мнению  С.Н. Глазачева, экологическая культура представляет собой совокупность требований, норм, предъявляемых к экологической деятельности, готовность человека следовать этим нормам, характеризует особенности сознания, поведения и деятельности людей во взаимодействии с природой, в оптимизации своих отношений с окружающей средой.

Методологические основы естественнонаучных аспектов школьного экологического образования представлены в работах Н.М. Верзилина,                        А.М. Захлебного, И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной и др. Сегодня его можно выделить в особую образовательную область, включающую в себя специальные интегративные курсы по экологии.

В связи с этим для педагогов-экологов актуальной является задача организации образовательного процесса, способствующего воспитанию гуманного, ответственного отношения как к природным, так и социальным компонентам окружающей среды, т.е.  становлению экологической культуры. Важнейшими средствами развития учащихся выступают содержание и технологии обучения, которые оказывают наиболее плодотворное развивающее влияние на личность в том случае, если сам учащийся принимает участие в их конструировании, и которые являются предметом  непосредственной практической деятельности. В этом выражается актуальность и необходимость использования в современном развивающем образовании продуктивных методов, к числу которых относится «метод учебных проектов».

Возвращение к этому методу  было обусловлено новыми социально-экономическими условиями и потребностями современного  российского образования, задача которого – сформировать творчески мыслящую личность, самостоятельную и инициативную. Проекты являются средством интеграции, дифференциации и гуманизации образования, значимым средством формирования экологической культуры учащихся.

В связи  с вышесказанным можно констатировать следующие противоречия между:

- традиционной организацией учебного процесса в школе и необходимостью внедрения других форм учебного процесса, создающих условия  для формирования экологической культуры учащихся, позволяющих по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником;

- востребованностью метода учебных проектов в современном экологическом образовании  и недостаточностью разработанных технологий его применения.

Нами разработан алгоритм подготовки и проведения экологического проекта для формирования экологической культуры старшеклассников на примере проекта «Парк семейного отдыха». При соблюдении предложенного алгоритма метод учебных проектов может стать  эффективным методом, позволяющим формировать экологическую культуру учащихся, проживающих в крупных городских агломерациях в условиях зеленой зоны отдыха.

Паспорт проекта

I. Подготовка. Определяются  тема и цели проекта, выдвигаются гипотезы.

Тема проекта: «Парк семейного отдыха» (можно предложить творческое название).

Цели проекта: сформировать целостную картину окружающего мира  через различные направления деятельности человека на примере проблемы восстановления парка; создать базу для ориентации учащихся в мире профессий.

Объект изучения: Уралмашевский парк.

 Задачи проекта: исследовать новые приемы поиска, анализа, синтеза и представления информации; освоить технологии исследовательской деятельности;  развивать умение выражать собственный взгляд на проблему; воспитывать гражданскую позицию.

Методы исследования: изучение литературы по теории вопроса, беседа, наблюдение, тестирование, сравнение, измерение, эксперимент, интервьюирование и др.

 Гипотеза:  сохранение парка Уралмаш окажет прямое воздействие на состояние здоровья населения.

Основная проблема, выдвинутая учащимися: с развитием цивилизации человек стал поворачиваться лицом к себе, к своему переустройству, а не к преобразованию природы. Это приводит к вытеснению естественных систем искусственными, загрязнению окружающей среды. Современная городская все более отдаляется от естественной. Кратковременный отдых городских жителей на природе не решает проблем, поэтому они стремятся привлечь элементы природы в город. В результате обсуждения проблемы учащиеся задают основополагающий вопрос: Как мы отдыхаем? Ими ставятся  проблемные вопросы: Что лучше, сохранить старое или построить новое? (знакомство с историей  парка). Где можно хорошо отдохнуть с семьей? (проведение опроса общественного мнения). Что влияет на экологическую обстановку микрорайона парка? Сколько стоит наш досуг? (разработка бизнес-плана).  Можем ли мы повлиять на политику руководителей района и города? (сотрудничество со СМИ).

II. Планирование. На этом этапе определяются источники информации, способы представления отчетов, распределяются задачи между членами команды.

III. Задания для групп учащихся (группы историков, социологов, экологов, экономистов, журналистов).

IV. Исследование. Учащиеся собирают информацию и решают промежуточные задачи.

V. Результаты и выводы: на данном этапе необходимо произвести анализ всей собранной информации, сформулировать выводы. Обрабатывая собранный материал, учащиеся выбирают наиболее подходящую для них форму представления результатов.

VI. Представление результатов (отчет).

 Исследователями   выделяются 4 уровня формирования экологической культуры: высокий, средний, низкий, очень низкий уровень. Эффективность формирования экологической культуры учащихся нами оценивалась в 2 этапа с использованием комплексной экологической анкеты, разработанной на основе диагностических методик С.С. Кашлева, С.Н. Глазачева. Результаты анкетирования на первом этапе  не выявили значительных отличий (рис.1). Изучение формирующего влияния преподавания предмета «Экология» с применением метода проектов на учащихся экспериментальной группы показало, что в контрольной группе  10% учащихся имели высокий уровень сформированности экологической культуры, в экспериментальной группе уже 18%. Средний уровень выявлен у 18 % и 50%. Число школьников с низким уровнем в экспериментальной группе сократилось и составило 23%, с очень низким – 9%, в контрольной группе низкий и очень низкий уровень по результатам второго среза выявлен у 50% и 15% соответственно. Результаты исследования подтвердили наше предположение  о  влиянии метода проектов на воспитание экологической культуры.

Рис. 1. Результаты диагностики по выявлению уровня экологической культуры учащихся (по результатам комплексной экологической анкеты)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области изобразительного искусства

Отойти от традиционного обучения, для которого типичным является пассивность учащегося, позволяет метод проектов, которыйнаименее ресурсозатратным спо­собом создаёт условия деятельности, максимально п...

Презентация к статье "Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"

Презентация красочно и содержательно иллюстрирует статью "Метод поектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"...

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В методических рекомендациях представлен алгоритм организации проектной деятельности, в ходе которой возможно осуществить формирование экологической культуры учащихся.  Для этого можно использова...

Педагогический педсовет «Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»

В данном разделе предствален педагогический совет по теме  «Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»  и представлен опыт учителей-предметников по проектной...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ

В условиях глобального экологического кризиса, переживаемого человечеством, возникла необходимость в непрерывном экологическом образовании, основная цель которого состоит в формировании нового типа от...

Школьные средства массовой информации как средство формирования экологической культуры учащихся.

,Статья рассматривает школьные средства массовой информации как средство формирования экологической культуры учащихся....