Формирование и развитие навыков ориентировки в микро-пространстве у обучающихся с нарушениями зрения
презентация к уроку

Розанчугова Наталья Викторовна

Формирование и развитие навыков ориентировки в микро-пространстве у обучающихся с нарушениями зрения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование и развитие навыков ориентировки в микро-пространстве у обучающихся с нарушениями зрения

Слайд 2

Пространственная ориентировка включает: восприятие размеров и формы предметов способность различать их расположение в пространстве понимание различных пространственных отношений.

Слайд 3

Связь письма и пространственной ориентировки Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, видимым и записываемым, процесс письма обеспечивается работой четырех анализаторов: речедвигательного , речеслухового, зрительного и двигательного.

Слайд 4

Этап письма Умение и навыки пространственного ориентирования, обеспечивающие его осуществление Звуковой анализ выделенного для написания слова. Уточнение звуков и их перевод в фонемы. Умение ориентироваться в последовательном ряду единиц. Умение выделять часть из целого. Перевод фонем в графемы. Узнавание букв, определение составляющих их элементов, их количества и расположения относительно друг друга. Перевод графем в кинетическую программу записи. Ориентирование в последовательности написания элементов.

Слайд 5

Виды трудностей при обучении письму и их возможные причины Виды трудностей Возможные причины Трудности формирования зрительного образа буквы Недостаточная сформированность зрительной памяти Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия Недостатки методики обучения Форсирование темпа обучения Трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия Недостаточная сформированность зрительно-моторных координаций Форсирование темпа обучения Недостаточная сформированность зрительной памяти Ошибка в пространственном расположении элементов букв Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия Не «видит» строку, нарушает соотношение элементов буквы (« в-д »),пишет лишние элементы (« и-ш », « л-м ») или, наоборот, не дописывает Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия Недостаточная сформированность зрительной памяти Сильное функциональное напряжение, трудность концентрации внимания

Слайд 6

Этапы развитие пространственной ориентировки и представлений: Освоение телесного пространства Определение пространственных направлений по отношению к себе Определение ориентации предметов по отношению друг к другу Ориентация в схеме тела человека, стоящего напротив Ориентация на листе бумаги Конструирование и копирование

Слайд 7

Приемы работы над усвоением и различением букв: Упражнения, способствующие развитию пространственной ориентировки и представлений Упражнения, способствующие развитию межполушарного взаимодействия Упражнения, направленные на развитие кинетических процессов и мелкой моторики Упражнения, способствующие развитию зрительного восприятия Упражнения, направленные на развитие зрительного анализа и синтеза На заключительном этапе работы можно перейти к письменным упражнениям.

Слайд 8

Упражнения, способствующие развитию пространственной ориентировки и представлений: «Повернись направо, повернись налево». Для этой игры вам понадобится большой мяч. Водящий стоит в центре, с четырех сторон – игроки. Игроки командует водящему: «Направо!» Тот кидает мяч направо и только после этого поворачивается в ту же сторону. Игрок с мячом снова командует («Направо!», «Налево!», «Вперед!», «Назад!»). Если играющих не хватает, то водящий ударяет мячом об пол с нужной стороны от себя и поворачивается, а следующую команду дает кто-либо из играющих (по договоренности). «Кто где стоит?». В эту игру могут играть не менее трех детей. Ставится задача – обозначить место человека, стоящего в колонне (впереди или сзади) или в шеренге (справа и слева). Например: «Где стоит Петя относительно тебя?» Затем дети в произвольном порядке меняются местами, и игра продолжается. «Диспетчер и самолет». При наличии просторного помещения можно попросить ребенка вообразить себя самолетом, а психолога – диспетчером, прокладывающим самолету путь с поворотами.

Слайд 9

Упражнения, способствующие развитию межполушарного взаимодействия тактильных и кинестетических процессов: « Колечко» Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец с другими последовательно. Сначала в одном порядке, затем в обратном. Делать сразу двумя руками. Если ребенку трудно сразу двумя, то можно сначала правой, потом левой, а потом соединить. Кажется, что легко и просто, но выполнив несколько раз, пальцы начинают сбиваться. Когда выполняете это упражнение, то не руки смотреть не надо. «Ладонь, кулак, ребро». Три положения руки на плоскости стола. По команде «ладонь» кладем ладонь на стол. Команда «ребро» — ставим ладонь на стол на ребро, как заборчик. Команда «кулак» - сжимаем ладонь в кулак и ставим на стол. Меняем по очереди. Выполняем сначала одной рукой, затем второй, а после – двумя вместе. Удобно сначала сделать медленно, а затем ускорять. Делаем сидя за столом. «Лезгинка» Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. Затем положение рук меняется. Добиваемся большой скорости и точности выполнения. Для удобства, можно считать. Например: «раз» — левая рука в кулак, «два» — правая рука в кулак. «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу в каждую руку. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.

Слайд 10

Упражнения, направленные на развитие кинетических процессов, мелкой моторики: 1.Вытянуть руку вперед; все пальцы, кроме большого, сжать в кулак, большой палец поднять вверх. 2. Опустить кисть правой руки вниз. Все пальцы, кроме большого, сжать, большой палец вытянуть влево. Затем тоже самое на левой руке. 3. Сжать кисти обеих рук в кулаки, вытянув при этом большие пальцы вверх. 4. Соединить наклонно («домиком») пальцы правой и левой руки, большие пальцы при этом прижаты к кистям. 5. «Лошадка». Повернуть руку ладонью к себе, большой палец при этом поднят вверх. На ребро ладони сверху положить согнутые четыре пальца другой руки (грива). Два больших пальца поднять вверх (уши). Лошадка может потряхивать гривой, шевелить ушами, открывать и закрывать рот (мизинец опускать и прижимать к кисти). 6. «Лягушка». Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад (глаза). Безымянный и средний пальцы согнуть, прижать к середине ладони (рот). Большой палец горизонтально приложить к ногтям среднего и безымянного пальцев. и другие

Слайд 11

Упражнения, способствующие развитию зрительного восприятия: Упражнение «Геометрические фигуры» Детям предлагаются карточки с рисунками, состоящими из геометрических фигурами Задания учащимся: определите, сколько на карточках треугольников, квадратов, кругов, ромбов, прямоугольников и т.д. Игра «Что в свертке» Для участия в игре дети разбиваются на две команды. К игре команды должны заранее подготовиться. Члены обеих команд должны принести из дома 5-6 предметов необычной формы, завернутые в бумагу, чтобы трудно было догадаться, что в сверстке. Ощупывают каждый предмет все члены команды. За правильно названный неразвернутый предмет каждой команде дается фишка. Упражнение «Дорисуй фигуры» Ученику показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Попросите ребенка дорисовать их. «Разложи фигуры» Ребенку дают геометрические фигуры. Просят разложить фигуры рядом с похожими в ряд.

Слайд 12

Упражнения, направленные на развитие зрительного анализа синтеза: Упражнение в узнавании наложенных друг на друга контуров изображений различных предметов. Упражнение в узнавании контурных изображений предметов – Что хотел нарисовать художник?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной выразительности речи и произносительных навыков при обучении английскому языку у детей с нарушением зрения

В статье отражены особенности развития эмоциональной сферы слабовидящих школьников и приемы работы над развитием выразительности речи....

Развитие ориентировки в малом пространстве у детей с нарушением зрения 4-5 лет

Методическая разработка на тему "Развитие ориентировки в малом пространстве у детей с нарушением зрения 4-5 лет."...

«Система формирования и развития навыков сохранения жизни и здоровья у детей с нарушением интеллекта».

Статья о формировании знаний,умений,навыков  учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках ОБЖ....

«Система формирования и развития навыков сохранения жизни и здоровья у детей с нарушением интеллекта».

Статья о формировании знаний,умений,навыков  учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках ОБЖ....

Развитие ориентировки на листе бумаги у детей с нарушением зрения

Практический материал для работы тифлопедагогам...

«Способы и приёмы формирования и развития навыков социальной компетентности у младших подростков с нарушениями зрения».

В 2017 – 2018 учебном году я начала работать в группе № 10 специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 2.Группа состоит из 11 воспитанников младшего подросткового возраста....

Коррекционно-развивающее занятие Тема: «Формирование и развитие навыков ориентировки на плоскости и в пространстве»

Коррекционно-развивающее занятие Тема: «Формирование и развитие навыков ориентировки на плоскости и в пространстве»...