Развитие ориентировки в малом пространстве у детей с нарушением зрения 4-5 лет
методическая разработка по теме

Кудряш Елена Николаевна

Методическая разработка на тему "Развитие ориентировки в малом пространстве у детей с нарушением зрения 4-5 лет."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_1.doc194.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 24 комбинированного вида Василеостровского района Санкт-Петербурга

Тема: «Развитие ориентировки в малом пространстве у детей с нарушением зрения 4-5 лет»

Санкт-Петербург

2010 г.

Содержание:

  1. Введение………………………………………………………3

  1. Цель работы   ………………………………………………..5

  1. Задачи работы………  ………………………………………5

  1. Прогнозируемый результат………………………………   5

  1. Методы работы………………………………………………6

  1. Формы работы……………………………………………….6

  1. Средства………………………………………………………6

  1. Педагогические технологии………………………………..6

  1. Перспективное планирование………………………          7

  1. Педагогическая диагностика…………………………      11

  1. Используемая литература……………………………   …18

  1. Приложение                                                                            19


Введение

Социальное благополучие человека во многом зависит от того, как он приспособлен, адаптирован к окружающей действительности, каковы его самоощущения в ней. Для комфортного существования в социуме человека необходимо осознание своих возможностей и умение их использовать.

Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребенок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т.д.), влияющих на восприятие и мышление.

Не менее существенна и пространственная ориентировка детей, так как в это понятие входит оценка величины предметов, их форма, взаимоположения и положения относительно субъекта. Поэтому ориентировка в пространстве непосредственно связана с разделами «Величина», «Геометрические фигуры» и тоже имеет чувственную основу. Она предполагает умение пользоваться какой-либо системой отсчета. Ребенок ориентируется, применяя так называемую чувственную систему отсчета, т.е. по сторонам собственного тела. Он практически соотносит объекты с частями тела: вверху – где голова, внизу – где ноги. Другими словами, дошкольник (особенно младший) осваивает «схему» собственного тела, которая, по сути, и является для него системой отсчета.

Ребенок познает пространство по мере того, как сам им овладевает. Еще лежа в постели и действуя с соской, погремушкой, ребенок познает «близкое» пространство. «Далеким» пространством он овладевает несколько позже, когда учится самостоятельно передвигаться. Вначале восприятие далекого пространства мало дифференцировано и оценка расстояния очень не точна. Интересно в этом отношении воспоминание физиолога Гельмгольца, относящееся к 3-4 годам: «Я сам еще помню, как я ребенком проходил мимо церковной башни и увидел на галерее людей, которые мне показались куколками, и как я просил мою мать достать мне их, что она могла бы сделать, как я тогда думал, протянув одну руку вверх».

Актуальность проблемы обусловлена тем, что несформированность пространственной ориентировки является одной из причин, определяющих низкий уровень социальной адаптации ребенка с нарушением зрения, снижение его мобильности и контакта с окружающим миром. Нарушения зрения, возникающие в раннем детстве, отрицательно влияют на процесс формирования пространственной ориентировки и социальной адаптации в целом.

Адаптация ребенка с патологией зрения к условиям существования в окружающей действительности зависит от того, насколько успешно он усваивает определенные знания, приобретает навыки, умения, позволяющие адекватно действовать и приспосабливаться. В детском саду с нарушением зрения обеспечить детям возможность системной практической ориентировки в окружающей действительности в процессе активного предметно-практического обучения призваны совместные коррекционно-развивающие занятия воспитателя и тифлопедагога.

Несмотря на относительную сохранность зрительного восприятия у детей с косоглазием и амблиопией отмечаются затруднения в пространственном ориентировании - предметно-практическом и словесном.

Отклонения в развитии предметно-практической и словесной ориентировки в пространстве (трудности восприятия глубины пространства, величины и формы предметов, их взаимного расположения) у детей с косоглазием и амблиопией могут быть объяснены специфической выраженностью зрительной патологии (монокулярностью).

Ориентировка в пространстве помогает определять свое местонахождение среди окружающих людей и; обозначать в речи взаимное расположение предметов

Итак, как уже говорилось, первым этапом в освоение ориентировки в пространстве является ориентировка от себя, то есть ощущение себя, как точки отсчета в окружающем пространстве. Таким образом, видно, что изначально ребенок начинает ориентироваться в большом пространстве, и лишь вторым этапом является умение ориентироваться в малом пространстве, то есть на листе, столе, в тетради, что особенно важно при подготовке дошкольника к школе.

Данная работа рассчитана на детей с нарушением зрения среднего и старшего дошкольного возраста, потому что именно в этом возрасте уже должно совершенствоваться умение ориентироваться в окружающем пространстве: слева – справа, вверху – внизу, впереди (спереди) – сзади (за), между, рядом с, двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками – указателями направления движения (вперед, назад, направо, налево и т.д.), и начинает формироваться умение ориентироваться в малом пространстве, например на листе бумаги (справа – слева, вверху – внизу, в середине, в углу)

Ориентировка в малом пространстве позволяет ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (слева, справа, вверху, внизу, левее, правее, выше, ниже, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.). Знакомство с планом, схемой, маршрутной картой. Развитие способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка , плана , схемы.

Дети учатся читать простейшую информацию, обозначающую пространственные отношения (слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз); самостоятельно ориентироваться в  малом пространстве, ориентируясь на условные обозначения направления движения (знаки и символы).

Для детей с нарушением зрения зачастую характерен более низкий темп освоения материала раз, и второе весь материал должен быть усвоен через чувственный опыт и через игру, иначе данный материал будет усвоен только механически, без осмысления, а это будет означать трудности в дальнейшем, при работе с новым, более сложным материалом.

        Естественно, вся работа должна проходить по принципу от простого к сложному, так как, в обратном случае можно, во-первых, не добиться усвоения материала, а во-вторых, отбить у ребенка, при возникновении каких-либо трудностей, желание вообще что-либо изучать.

Таким образом, продумывая все игры и задачи на ориентировку в малом пространств, учитывая особенности детей с нарушением зрения, можно добиться очень хороших результатов и помочь ребенку в дальнейшем не испытывать трудностей, не только в школе, но и в общении, играх и дальнейшем развитии и приобретении жизненного опыта.

Цель работы:

Формирование  и закрепление умения ориентироваться в малом пространстве и использование данного умения в повседневной деятельности.

Основные задачи:

  1. Развитие у детей пространственных отношений, умение показывать на листе бумаги верх, низ, лево, право, центр.
  2. Закрепление умения использовать предлоги и наречия пространственной терминологии на практике и использование их в связной речи
  3. Обучение использовать как систему отсчета лист бумаги, доску, фланелеграф, стол и т.д.
  4. Освоение таких логический операций, как  сравнение, анализ, синтез, обобщение.

  1. Развитие внимания, зрительного восприятия, воображения.

Прогнозируемый результат:

  1. Умение ориентироваться в микро пространстве.

  1. Способность применять полученные умения и навыки в повседневной жизни.

  1. Повышение зрительно-моторной координации и развитие мелкой моторики.

  1. Понимание пространственной терминологии


Методы работы

Наглядный метод

Словесный

 метод

Игровой

 метод

Практический метод

-Иллюстрация

-Демонстрация

-Наблюдения

-Разглядывание

-Объяснение

-Разъяснение

-Рассказ

-Беседа

-Инструктаж

-Дидактические игры

-Использование образов литературного героя

-Развивающие игры

-Настольные игры

-Опыт

-Упражнение

-Самостоя-тельная работа

Формы организации деятельности детей

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

-игры

-занятия

-создание проблемных ситуаций

-творческая деятельность

-игровая деятельность

-выполнение заданий

Средства

Знаковые

Игры

Художественно-литературные

-модели

-символы

-алгоритмы

-дидактические

-настольные

-развивающие

-сказки

-стихи

Педагогические технологии

  1. Янушко Е.А. «Далеко ли, близко ли?: Ориентировка в пространстве; Подготовка к школе и к жизни: Для детей 5-7 лет».
  2. Посицельская М.А. «Поверни!: Вращение как явление: Ориентировка на плоскости; Точка зрения; Ориентировка в пространстве: Для детей от 5-7 лет».
  3. Мальцева И.В. «Бродилка (логические игры и задачи) / Развитие мышления, ориентировка в пространстве».
  4. Голубь В.Т.  «Графические диктанты»


Перспективное планирование


Тема

Название занятия и цель

Задачи

Игры и пособия

Ориентировка в малом пространстве

Занятие №1

«В гостях у птиц».

Цель: Развивать пространственную терминологию детей

  1. Развитие зрительно-моторной координации.
  2. Развитие связной речи.
  3. Развитие умения находить сходство в изображениях различной модальности.
  4. Развитие аналитико-синтети-ческого мышления
  1. Загадки
  2. Графический диктант
  3. Игра «Найди тень от птички»
  4. Игра «Скворечник»
  5. Игра
  6. «Соседи»

Ориентировка в малом пространстве

Занятие №2

«Три котенка»

Цель:

Разивать лево-право стороннюю ориентировку

  1. Продолжать формировать умение ориентироваться от себя.
  2. Развитие прослеживающей функции глаза
  3. Продолжать формировать умение складывать из частей целое
  4. Развивать пространственную терминологию
  1. Сказка Сутеева «Три котенка»
  2. Игра «Рассади правильно»
  3. Кубики
  4. Лабиринт
  5. Игра «Разложи рыб»


Тема

Название занятия и цель

Задачи

Игры и пособия

Ориентировка в малом пространстве

















Занятие №3

«Поход в универмаг»

Цель:

Развитие умения ориентироваться по схеме

-линейная перспектива

-по ориентирам










1. Развитие прослеживающей функции глаза

2. Развитие речи: закрепление терминологии, связанной с темой «Одежда» (отдел, универмаг, отдел женской одежды, отдел мужской одежды, отдел детской одежды, обувной отдел, отдел чулочно-носочных изделий, отдел головных уборов, отдел нижнего белья).

3. Развитие мыслительной деятельности.

  1. Карты-путь
  2. Пособие «Перчатки»
  3. Загадки с запрещающими знаками.














Ориентировка в малом пространстве

Занятие № 4

« В гостях у Федоры

Цель:

Развитие ориентировки и закрепление пространственной терминологии

1.Развитие лево-право сторонней ориентировки .

2. Закрепление предлогов на, под, наречий между.

3. Развитие зрительного внимания.

4. Развитие аналитико-синтетического мышления.

5. Развитие умения находить сходство в изображениях различной модальности.

6. Развитие прослеживающей функции глаза.

7. Развитие моторной координации

  1. Игра «Расставь посуду»
  2. Игра «Обведи лишний»
  3. Игра «Составь узор»
  4. Игра Н

Тема

Название занятия и цель

Задачи

Игры и пособия

Ориентировка в малом пространстве

Занятие №5

«Помоги колобку»

Цель:

Продолжать развивать ориентировку в малом пространстве.

1. Продолжать развивать зрительно-моторную координацию.

2. Формировать пространственные представления.

3. Закреплять умения использовать предлоги и наречия, обозначающие пространственную терминологию в связной речи.

4. Продолжать развивать лево-право стороннюю ориентировку, а так же умение правильно оценивать заданные направления с помощью стрелочек.

5. Развитие внимания, памяти, зрительного восприятия.

6. Продолжать развивать способность работать с планом по ориентирам.

7. Продолжать работать над развитием аналитико-синтетического мышления.

8. Учить понимать эмоциональное состояние героя.

  1. Игра « Определи направления движения зайчат»
  2. Игра «Бродилка»
  3. Игра «кукольный домик»
  4. Игра «Составь узор по памяти»


Педагогическая диагностика


Педагогическая диагностика

Цель диагностики:

Отслеживать результативность игр и занятий, направленных на развитие ориентировки в малом пространстве.

Методы диагностики:

-игровая диагностика

-наблюдения

-анализ продуктов деятельности

Критерии

  1. Наличие умения ориентироваться в микро пространстве.
  2. Наличие способности применять полученные умения и навыки в повседневной жизни.
  3. Повышение зрительно-моторной координации и развитие мелкой моторики.
  4. Понимание пространственной терминологии.

Уровни развития

Низкий уровень

Ребенок не ориентируется в микро пространстве, не проявляет свои знания в повседневной жизни. Не знает пространственной терминологии, не использует ее в связной речи. Плохо развита зрительно-моторная координация и мелкая моторика.

        Средний уровень

Ребенок ориентируется в микро пространстве с ошибками или ему требуется время для обдумывания. Полученные знания проявляет в незначительной степени. Мало знает пространственную терминологию, делает ошибки при назывании предлогов и наречий, обозначающих пространственные связи. Зрительно-моторная координация требует практической тренировки, мелкая моторика развита в недостаточной степени.

        Высокий уровень

Ребенок свободно ориентируется в малом пространстве, активно использует полученные знания в повседневной деятельности. Хорошо знает пространственную терминологию и пользуется ею в связной речи. Хорошо развита зрительно-моторная координация и мелкая моторика.

Средняя группа

Фамилия,

имя ребенка

Наличие умения ориентироваться в микро пространстве

Наличие способности применять полученные умения и навыки в повседневной жизни.

Повышение зрительно-моторной координации и развитие мелкой моторики.

Понимание пространственной терминологии

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Артур И.

с

в

с

в

с

в

с

в

Вика Ф.

н

с

с

с

н

н

с

с

Влад Ш.

с

с

н

с

Глеб К.

с

в

с

в

с

в

в

в

Дана К.

н

с

с

с

н

н

с

с

Денис К.

с

в

с

с

н

с

с

с

Дима Л.

с

в

н

н

с

в

с

с

Кристина Г.

н

с

с

с

н

с

н

с

Кирилл Б.

с

в

с

в

н

н

с

в

Максим Ж.

с

в

с

в

с

в

в

в

Маша Е.

н

с

н

с

н

н

н

н

Саша И.

н

с

н

с

н

н

н

с

Тима М.

с

с

с

в

с

с

с

в

Рис.1

Рис.2

Старшая группа

Фамилия,

имя ребенка

Наличие умения ориентироваться в микро пространстве

Наличие способности применять полученные умения и навыки в повседневной жизни.

Повышение зрительно-моторной координации и развитие мелкой моторики.

Понимание пространственной терминологии

Н.г.

Н.г.

Н.г.

Н.г.

Артур И.

с

в

в

в

Вика Ф.

с

с

н

с

Влад Ш.

в

с

н

с

Глеб К.

с

с

с

с

Дана К.

с

в

в

в

Денис К.

с

с

с

с

Дима Л.

с

н

с

с

Кристина Г.

н

с

с

с

Кирилл Б.

в

в

с

в

Максим Ж.

в

в

в

в

Маша Е.

н

н

н

с

Саша И.

с

с

н

с

Тима М.

с

с

с

с

Рис.3

Используемая литература

  1. Подколзина Е.Н. Вопросы работы тифлопедагога детского сада для детей с нарушением зрения// Журнал Дефектология, 2003 №3
  2. Подколзина Е. Н. Формирование ориентировки в пространстве у дошкольников 3-х и 4-х лет. дис. канд. пед. наук. Москва, 1998
  3. Цыганок А.А. Гордон Е.Б. Коррекция пространственных представлений у детей // Особый ребенок: исследования и опыт помощи. – 1999. – вып.2
  4. Никулина Г. В., Фомичева Л.В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие для педагогов образовательных учреждений. – СПб.: «Детсво-пресс», 2002.
  5. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) // под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Экзамен, 2003.

Приложение


Конспект занятия

по развитию ориентировки в малом пространстве

с детьми 2 старшей группы

тифлопедагога Кудряш Елены Николаевны.

Тема: «Помоги Колобку».

Программное содержание:

  1. Продолжать развивать ориентировку в малом пространстве (такие как верх, низ, право, лево), а так же умение правильно оценивать заданные направления с помощью стрелочек.
  2. Продолжать развивать зрительно-моторную координацию.
  3. Закреплять умение использовать предлоги и наречия, обозначающих пространственную терминологию в связной речи.
  4. Развивать внимание, память, зрительное восприятие.
  5. Продолжать развивать способность работать с планом по ориентирам.
  6. Формировать пространственные представления.
  7. Продолжать работать над развитием аналитико-синтетического мышления.
  8. Учить понимать эмоциональное состояние героев.

Ход занятия:

Ребята, а вы любите сказки? А вы хотели бы оказаться в сказке? А помните сказку «Колобок»? Помните, как решила бабка испечь Колобок, по сусекам поскребла, по углам помела, замесила тесто, скатала колобок, в печь сунула. Вот испекся Колобок, бабка его вытащила, а он горячий, и положила она его куда? (На окошко студиться). Полежал колобок где? (На подоконнике). И стало ему скучно, стал он по подоконнику кататься, то налево покатится, покажите левую руку, то направо, покажите правую руку. Вот покатался в одну сторону, в другую, а потом вдруг выпрыгнул. Откуда он выпрыгнул? (Из окошка). И покатился по дорожке. А кто помнит, куда он покатился? (В лес).

        Расстроилась бабка, смотрите какая грустная, голову она повесила, вздыхает тяжело. Сейчас мы у нее спросим, что же случилось?

Б. Ой, ребятки, помогите мне, пожалуйста, знаю я, колобок в лес укатился, ему там звери дикие встретятся, пойдите, догоните его, да помогите ему, чтобы его там не съели.

Поможем? А как вы думаете, кто первым встретится колобку? (Заяц). Ну, давайте проверим.

Точно заяц. Только что-то у него случилось, посмотрите, какой он? (Дети перечисляют, что заяц грустный, плачет). Спроси…. Что у зайчика случилось?

(Зайчик, что у тебя случилось?)

З. Да разбежались мои зайчата, помоги мне Колобок их найти.

К. Ну что, поможем зайцу?

Задание: На карточке видно, что зайцы разбежались в разных направлениях, в каких? (налево, направо, вверх, вниз).  На тарелочке у вас есть стрелки,.

1 ребенок должен выложить стрелочку к зайчатам, убежавшим налево.

2 ребенок должен выложить стрелочки к зайчатам убежавшим направо.

3 ребенок должен выложить стрелочки к зайчатам, убежавшим вверх.

4 ребенок должен выложить стрелочки к тем зайчатам, которые убежали вниз.

Уточнение, в каком направлении должны смотреть стрелочки  у зайцев, которых выберешь ты? (Спросить каждого ребенка).

З. Спасибо ребята, спасибо Колобок, помогли вы мне очень, а зайчата сейчас песенку споют.

Музыкальная пауза, песенка зайчат, движение под музыку.

Ребята, а вы помните, кто встретился колобку после зайца? (Волк).

Да и вот зайчата говорили, что поблизости вол рыщет, зайчат ищет. Ребята, а какой волк? (Злой, зубастый…)

К. А зайчата волка не боятся, и я тоже бояться не буду. Ой, вон он сидит, да чего-то не страшный совсем. Спроси,...что случилось у волка. (Ребенок спрашивает).

В. Не могу найти дорогу к тетушке, а она ждет меня на День Рождения. Помогите мне, пожалуйста, дорогу отыскать, а то я совсем запутался.

Задание: Перед вами карта, на этой карте нарисован волк и домик тетушки, к которому волка нужно провести. Волк умеет ходить только на одну клеточку вверх, на одну клеточку вниз, на одну клеточку влево и на одну клеточку направо. В тарелочке лежат квадратики, такие же, как на карте, выложите внизу под картой, путь, который вы выберете для волка.

Дети выкладывают путь. Волк у каждого спрашивает, дети объясняют.

В. Ребята, вы такие умные, такие сообразительные, но я ничего не понял, объясните мне, пожалуйста, на большой карте, научите меня, как, же мне пройти к тетушке.

Дети выходят к ковролину на стене и объясняют ходы (на ковролине карта в большом размере). Каждый ребенок делать по 1 ходу.

Волк благодарит всех и убегает.

К. Ну вот, помогли волку, а кто помнит, кого я по сказке дальше встретить должен? (Медведя). Только я немного засиделся, пока вы помогали волку, и может мы немного потанцуем?

Испекли мы колобок (печем ладошками)

У него румяный бок (наклоны в стороны, руки на боках)

На окошке он лежал (палец у щеки, покачиваем головой)

Спрыгнул вдруг (подпрыгиваем)

И убежал (моталочки)

По тропинке покатился

У медведя очутился.

Медведь сонный сидит. Колобок  спрашивает у детей, как они думают, что случилось с медведем (он спит, устал) Как догадались? (глаза закрыты, издает храпящие звуки)

Ребенок спрашивает у медведя что случилось.

М. Да мне давно в спячку ложится, а у меня такой беспорядок, что  лечь негде, не успел убраться, все ходил малину ел. Помогите мне. Ребята, пожалуйста, а то у меня сил совсем нет.

Задание:

Дети под указания медведя расставляют мебель у него в комнате.

Медведь благодарит, и спать ложится.

К. Ну какие же вы молодцу, так мне помогаете, а кто вспомнит, кто был после медведя? (Лиса)

Л. Ой, Колобок!!!! Ты что пришел мне песенку спеть?

К. Нет, Лиса, я тебя знаю, ты хитрая, не буду я тебе песенку петь. (И просит ребенка спросить, что дети могут сделать для лисы, чтобы она их отпустила).

Л. Ой, как хорошо, что вы спросила, да, можете вы мне помочь. Видела я тут платок красивый, узорами украшенный. Только большой он мне, вот если бы вы сделали мне такие же маленькие, я бы вас отпустила и Колобка не тронула.

Задание:

На большом фланелеграфе выложен узор из геометрических фигур, проговорив пространственное местонахождение фигур, предлагаю внимательно посмотреть и запомнить. Закрываю фланелеграф и дети по памяти выкладывают такой же узор у себя, на индивидуальных фланелеграфах.

Лиса благодарит и отпускает колобка с ребятами.

Колобок предлагает напоследок поиграть. Каждому ребенку одевается маска (лисы, зайца, медведя и волка), дети встают в круг

Тень, тень, потетень (ходят по кругу, взявшись за руки)

Выше города плетень (руки поднимают вверх)

Сели звери под плетень (присаживаются)

Похвалялися весь день (встают)

Похвалялася лиса (выходит девочка с маской лисы)

Всему свету я краса (крутится в стороны)

Похвалялся серый волк (выходит мальчик с маской волка)

Я зубами щелк, да щелк (вытянутыми руками изображает пасть)

Похвалялся медведь (выходит мальчик, с маской медведя)

Могу песню я реветь (расставляет руки  и ревет ы-ы-ы-ы)

Похвалялся зайка (выходит мальчик, с маской зайца)

Ну-ка догоняй-ка (машет ушками)

Тень, тень, потетень (ходят, взявшись за руки по кругу)

Выше города плетень (поднимают руки вверх)

Сели зверь под плетень (присаживаются)

Похвалялись каждый день.

Вот и пришли мы обратно к бабку, давайте попрощаемся с Колобком, передает колобка из рук в руки, поглаживая его и говоря

-До свиданья, Колобок

Колобок, румяный бок!

Бабка благодарит детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию ориентировки в пространстве и коллективному конструированию для средней группы детей с нарушением зрения.

На интегрированном занятии дети с нарушением зрения обучаются ориентировке в пространстве и коллективному конструированию....

Проект "Сад ощущений школы Грота (комплексное развивающее пространство для детей с нарушением зрения)"

Данный материал разработан коллективом педагогов (5 человек) школы Грота с целью создания в дальнейшем Сада Ощущений на территории нашей школы.На основании изучения и анализа опыта других сенсорных са...

Развитие ориентировки на листе бумаги у детей с нарушением зрения

Практический материал для работы тифлопедагогам...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Технология учебного исследования вооружает обучающихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооцен...

Формирование и развитие навыков ориентировки в микро-пространстве у обучающихся с нарушениями зрения

Формирование и развитие навыков ориентировки в микро-пространстве у обучающихся с нарушениями зрения....

Авторские дидактические игры и пособия по развитию мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают...

Отчёт на тему по самообразованию «Средства развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения».

Отчёт на тему по самообразованию «Средства развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения». Уже давно ни для кого не секрет, что развитие осязания и мелкой моторики (...