Коррекционно-развивающее занятие Тема: «Формирование и развитие навыков ориентировки на плоскости и в пространстве»
план-конспект

Федосова Елена Николаевна

Коррекционно-развивающее занятие Тема: «Формирование и развитие навыков ориентировки на плоскости и в пространстве»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОКОУ «Курская школа «Ступени»

Разработала: учитель-дефектолог

Федосова Е.Н.

Тема: «Формирование и развитие навыков ориентировки на плоскости и в пространстве»

Цель: учить ориентироваться в пространстве,  в схеме помещения.

Задачи: 

образовательные:

  • учить ориентироваться в собственном теле, пространстве;
  • закреплять понятия «справа», «слева», «вверху», «внизу»;
  • формировать умение читать схему групповой комнаты; находить

предметы в реальном пространстве, ориентируясь по схеме; сравнивать расположение предметов в реальном пространстве с их схематичным изображением;

развивающие: 

  • развивать и коррегировать внимание, память, мышление;
  • развивать и коррегировать зрительное внимание и зрительно-двигательную координацию при ориентировке;
  • развивать активное использование пространственных терминов;

воспитательная:

  • воспитывать активность;
  • воспитывать способность планировать свою деятельность и действовать согласно этому плану;
  • воспитывать мотивацию контролировать правильность выполнения заданий.

Оборудование: макет корабля; карточки из нейропсихологической игры «Попробуй повтори»; шляпа капитана, подзорная труба; игровое поле, фонарик и карточки с изображениями рюкзака, коровы, бутерброда, кактуса, расчески, яблока из игры «Ночь в классе»; карта, нарисованная с помощью ручки-шпиона, ручка-шпион; бланки -2 шт.,

простые карандаши – 2 шт., 4 пары карточек с изображениями животных; сундучок с кладом.

Ход занятия

  1. Организационный момент

- Здравствуй, Маша! Сегодня на занятие к нам пришли специалисты нашей школы. Все собрались не случайно. Сейчас мы отправимся в путешествие за кладом. Корабль у нас есть (представляется макет корабля),  а капитана нет. Он должен быть храбрым, выносливым, внимательным и отлично ориентироваться по карте и на местности. Как ты думаешь, кто подойдет на роль капитана? (Ответ)

- Если ты готова, начинаем тренировку перед отплытием.

  1. Зрительная гимнастика.

- Не поворачивая головы, посмотри направо. Что ты видишь? Посмотри налево. Что ты видишь? Что ты видишь вверху, внизу?

 - Не поворачивая головы, найди и ответь на вопросы: «где находится доска?», «где находится окно?», «где находится дверь?»  и т.д.

2. Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия.

        - Поставь локти на стол, ладони держи перед собой. Правую руку сожми в кулак, отведи в правую сторону большой палец. Ладонь левой руки поверни ребром (большим пальцем к себе) и приставь кончики пальцев к мизинцу правой руки (показ). Меняй положение рук 10 раз. Сначала медленно, потом быстро.

3. Нейропсихологическое упражнение «Попробуй повтори».

        - Воспроизведи изображенное на рисунке движение. Будь внимательна. Помни о расположении правой и левой рук человека, находящегося напротив.

        - Маша, ты выполнила все испытания. Но чтобы стать настоящим капитаном, тебе необходима шляпа и подзорная труба. Возьми их и собираемся в путь.

  1. Основная часть

- Перед тобой карточки. Выбери изображения тех предметов, которые нам понадобятся в путешествии. (Выбирает яблоко, рюкзак, расческу, бутерброд).

- Положи выбранные карточки перед собой и запомни, что на них изображено.

- Я убираю карточки, а тебе предстоит найти эти предметы в темной комнате с помощью специального фонарика (Игра «Ночь в классе»).

- Где располагается каждый предмет?

- Маша, ты собрала все необходимое в дорогу. А еще ты получаешь карту. Но карта какая-то непонятная, на ней только крестик. (Карта нарисована с помощью ручки-шпиона). Нам еще предстоит разгадать эту загадку.

- И вот мы в пути. Плывем по бескрайнему океану мимо небольших островов. Нам встречаются экзотические животные. Маша, я предлагаю тебе делать пометки об этих животных в специальном дневнике. Вот два бланка и два простых карандаша. Перед тобой два ряда карточек, по четыре в каждом ряду. Положи бланки и карандаши справа и слева от карточек. Каждой карточке соответствует ячейка в бланке в зависимости от ее расположения. Правый ряд карточек – бланк справа, левый ряд карточек – бланк слева. Переворачивай по две карточки, пока не найдешь одинаковые. (Выполняет).

- Ты нашла первую пару. Какой символ ты бы использовала для обозначения этого животного? (Отвечает).

- Найди соответствующие ячейки на бланках и отметь выбранным символом расположение карточек. В правом бланке правой рукой, в левом бланке левой рукой. (Выполняет далее).

- Маша, у тебя осталась последняя пара карточек. Посмотри на свои бланки и, не переворачивая карточки, скажи, где находятся оставшиеся животные. (Выполняет).

- Все животные найдены. Давай вспомним, кого мы встретили на своем пути. Тебе помогут заполненные бланки. (Отвечает).

- Молодец! За выполнение задания ты получаешь эту ручку с фонариком. Подумай, как можно ее использовать. (Отвечает).

- Верно, если светить фонариком на карту, там появляется изображение. Что могут означать эти прямоугольники? (Карта класса).

- Покажи на карте, где находишься ты. Что находится впереди тебя? Справа и слева? Где спрятан клад? (Отвечает).

- Теперь мы без труда найдем клад! Вперед!

      III. Итог занятия

          - Наше путешествие подошло к концу. Мы нашли клад.

        - Какие испытания показались тебе наиболее трудными?

          - Какие качества, знания и умения помогли в выполнении заданий?

        - Опиши свои эмоции от занятия.

        - До свидания!

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по теме: «Формирование и развитие навыков социального поведения и речевого общения у детей с ограниченными возможностями здоровья»

В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основн...

Игры и игровые упражнения на развитие навыков ориентировки в пространстве для 1-3 классов специальной коррекционной школы VIII вида

Набор игр направленных на развитие навыков ориентировки в пространстве для  1-3 классов   специальной  коррекционной школы VIII вида...

Коррекционно-развивающее занятие по развитию навыков ориентировки в большом пространстве «Сказочное путешествие»

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию навыков ориентировки в макро пространстве для детей старшей группы.Задачи:1. Познакомить детей с элементарной схемой постройки.2. Учить...

Тренинговое занятие на формирование и развитие навыков группового взаимодействия «Дружная команда»

Цели тренинга: формирование и развитие навыков группового взаимодействия.Цели данного занятия:-формирование групповой сплоченности;-формирование умений общаться, освоение способов и приемов эффективно...

Мастер- класс для педагогов Тема: «Коррекционно- развивающие игры, направленные на формирование пространственной ориентировки понимания и употребление предлогов у детей дошкольного возраста»

Материал содержит  игры и упражнения, рекомендуемые воспитателям разных возрастных групп, для использования в занятиях по развитию речи и профилактике речевых нарушений и детей....

Формирование и развитие навыков ориентировки в микро-пространстве у обучающихся с нарушениями зрения

Формирование и развитие навыков ориентировки в микро-пространстве у обучающихся с нарушениями зрения....