опытно-методическая разработка "Актуальность использования технологии диалогового сотрудничества на средней ступени обучения"
методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Кочкалова Ольга Евгеньевна

 

Данная опытно-методическая разработка может быть использована любым учителем английского языка, работающим по УМК «Spotlight» в 5 классе и не только, так как идеи, методы и приемы, описанные при разработке уроков, будут, несомненно, полезны при работе с любым УМК.

Технология диалогового сотрудничества является весьма эффективной педагогической технологией обучения и представляет собой возможное средство для повышения мотивации учащихся в  традиционной классно-урочной системе. Необходимость применения данной технологии  в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.

Использование данной технологии на уроках английского языка способствует активному погружению учащихся в деятельность и полной занятости учеников на уроке, а так же формированию и развитию внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению иностранным языком, развитию индивидуальных особенностей учащихся и их самостоятельности.

Использование данной технологии способствует уменьшению или исчезновению у учащихся страха совершить ошибку или не справиться с большим объемом материала на уроке.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Опытно-методическая разработка

«Актуальность использования технологии диалогового

сотрудничества на средней ступени обучения.»

Выполнил: учитель английского языка

МБОУ «Сиверская гимназия»

Гатчинского  района

Кочкалова Ольга Евгеньевна

Санкт-Петербург

2024

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы: Приоритетным направлением внедрения новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала современного образования. Все более значимым становится приобретение учащимися знаний в самостоятельном поиске. Проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития предполагают поиск новых форм и методов обучения.

Необходимо научить детей «добывать» знания в самостоятельном поиске, уметь анализировать, контролировать и оценивать свою работу и работу одноклассников, представлять доказательное решение, уметь признавать ошибки и исправлять их, уметь сотрудничать. Технологии диалогового взаимодействия есть средство для рационального использования и развития  способностей, знаний умений и навыков субъекта деятельности, востребованных в современном обществе.

Анализ научно-теоретической литературы, изучение педагогического опыта, а также мои личные наблюдения позволяют выявить ряд противоречий процесса обучения английскому языку в моем учебном заведении. Основными являются противоречия между:

  • требованиями программы к уровню обученности иностранному языку выпускников средних общеобразовательных школ, с одной стороны, и реальным уровнем владения иностранным языком на завершающем этапе обучения, с другой;
  • преобладанием традиционного подхода к организации занятий по иностранному языку и наличие потребности введения новых педагогических технологий в обучение иностранному языку.
  • желанием учащихся к внедрению нововведений в учебный процесс и сосуществованием определённой осторожности со стороны учителей к применению новых педагогических технологий;
  • возрастание роли иностранных языков в современном мире, с одной стороны и снижению мотивации учащихся, с другой.
  • наличием большого количества материала за урок и нехваткой времени для активизации работы каждого ученика.

Поиск путей решения вышеперечисленных противоречий составил проблему исследования.

Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная практическая разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования:

«Актуальность использования технологии диалогового сотрудничества на средней ступени обучения.»

Объект исследования: процесс обучения иностранному языку на средней ступени обучения. Предмет исследования: процесс использования технологии диалогового сотрудничества на средней ступени.

В качестве гипотезы выдвигается следующее: если при обучении английскому языку на уроках использовать технологии диалогового сотрудничества, то это будет способствовать:

  1. активному погружению учащихся в деятельность и полной занятости каждого ученика на уроке.
  2. уменьшению или исчезновению у учащихся страха совершить ошибку или не справиться с большим объемом материала за урок.
  3. развитию умений выходить из конфликта, идти на компромисс, договариваться с другими участниками процесса.
  4. формированию и развитию внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению иностранным языком; а так же развитию  индивидуальных особенностей учащихся и  их                          самостоятельности.

Таким образом, цель данного исследования - теоретическое обоснование и апробация использования технологий диалогового сотрудничества на уроках английского языка.

Цель исследования потребовала решения ряда задач:

  • Проанализировать проблему в научно-методической литературе, изучить существующий опыт по данному вопросу.
  • Отразить свою систему работы по данному вопросу.
  • Проанализировать достигнутые результаты.
  • Выявить преимущества использования технологий диалогового взаимодействия.
  • Определить особенности планирования урока при использовании данной технологии.
  • Провести анкетирование среди учащихся с целью выявления повышения мотивации к изучению иностранного языка.
  • Разработать систему уроков по английскому языку в 5 классе при использовании технологии диалогового сотрудничества.

Практическая значимость исследования заключается в применении в педагогическом процессе по иностранному языку  разработанных автором данной работы систему учебных занятий для 5 класса.

В своей работе я  постараюсь показать преимущества организации образовательной деятельности, основанные на применении вышеуказанных  технологий.

Ожидаемый результат: повышение эффективности учебного процесса; повышение мотивации учащихся; развитие у учащихся умения работать в сотрудничестве и умения учиться; создание оптимальных условий для личностной самореализации учащихся с высоким уровнем усвоения ими содержания учебной программы.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1.  Диалог и сотрудничество в современном образовании

  В «Современном словаре иностранных слов» слово «диалог» (от греческого dialogos) трактуется как разговор между двумя или несколькими лицами, как переговоры, как свободный обмен мнениями между представителями двух сторон, как жанр философского или литературного произведения, написанного в форме беседы. Трудно переоценить роль диалога в жизнедеятельности человека, поскольку он является специфическим способом реализации сущности человека. Более того, человеческий мир диалогичен: диалогичны слово, мысль, деятельность и общение человека. Без преувеличения можно сказать, что решение проблемы диалога - это решение проблем человеческого бытия. Известный литературовед и философ М.М. Бахтин писал: «Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину, в процессе их диалогического общения» (Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1979. – С.126).   Решение задачи развития и становления коммуникативной культуры ставит перед необходимостью организации таких особых коммуникативных взаимосвязей в образовательном процессе, которые могут быть охарактеризованы как диалог. Образование и воспитание духовно развитой, ответственной личности возможно только в диалоге. Именно диалог как особый уровень коммуникативного процесса отвечает потребности человека в глубоком личностном контакте. Только в диалоге развивается способность критически мыслить. В беседе, в спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний. Таким образом, диалог, выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но становится приоритетным принципом образования.

     К настоящему времени разработано большое число технологий обучения, что побуждает к теоретическому обобщению, анализу и классификации этих инноваций, выбору оптимальных. Среди них важное место занимают технологии, основанные на коллективном способе обучения (В. Дьяченко, А. Соколов, А. Ривин, Н. Суртаева и др.) - обучение происходит путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. Для нее характерны следующие признаки: осознанность деятельности учителя и ученика; эффективность; мобильность; валеологичность; целостность; открытость; проектируемость; диагностичность; контролируемость; отказ от традиционной классно-урочной системы; самостоятельность деятельности учащихся в учебном процессе (60- 90% учебного времени); иная функция педагога (организатор, помощник, консультант); индивидуализация; предоставление права выбора способа учения. Эти направления признаны приоритетными в современной педагогике, они реализуют методологические принципы, изложенные в законе РФ «Об образовании» и других законодательных актах.

     В "Концепции среднего образования Российской федерации" сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга,

                                                                     

совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Технология сотрудничества реализует демократизм, равенство партнерство в отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии со-трудничества, со-творчества.  Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения "учитель-ученик". В концепции сотрудничества ученик представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Необходимо научить детей «добывать» знания в самостоятельном поиске, уметь анализировать, контролировать и оценивать свою работу и работу одноклассников, представлять доказательное решение, уметь признавать ошибки и исправлять их, уметь сотрудничать.

1.2.  Технология сотрудничества

Обучение в сотрудничестве кроме решения познавательной, творческой цели, предусматривает решение психолого-социальной - в ходе выполнения задания формируется культура общения. Обучение в сотрудничестве предусматривает все уровни общения: деятельность - взаимодействие - общение - контакт (по А.А.Леонтьеву). Практически это обучение в процессе общения, общения учащихся друг с другом, учащихся с учителем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт.

Можно выделить три основных принципа, характерных для данной технологии:

•награда (группа получает одну на всех в виде бальной оценки, какого-то сертификата, значка отличия, похвалы и т.д.);

•индивидуальная ответственность (успех и неуспех команды зависит от удач или неудач каждого);

•равные возможности (настоящие результаты сравниваются с собственными ранее достигнутыми результатами

Основателями педагогики сотрудничества по праву считаются педагоги-новаторы, такие, как: Амонашвили Шалва Александрович, Шаталов, Виктор Федорович, Лысенкова  Софья Николаевна и др. Идейным вдохновителем педагогики сотрудничества являлся Симон Львович Соловейчик. Педагогика сотрудничества принимает любого ребёнка. Педагоги должны помочь сохранить ребёнку свою индивидуальность, выявить потребности, помочь ему в интеллектуальном и нравственном развитии.

 Ими были выделены основные идеи педагогики сотрудничества:

1.        обучение ребёнка в зоне ближайшего развития

2.        учение без принуждения                                                                  

3.        набор ключевых слов, знаков, расположенных в виде опорной схемы, для исключения зубрежки материала

4.        идея опережения

5.        идея крупных блоков

6.        идея свободы выбора

7.        идея диалогического размышления

8.        идея интеллектуального фона класса

9.        идея совместной деятельности учителей и учеников

10.        идея добровольности в досуговой деятельности

Технологии диалогового взаимодействия направлены на: а) присвоение знания и приобретение опыта рационального использования его; б) развитие способностей, знаний, умений и навыков субъектов деятельности, востребованных на современном рынке труда, ткт как одновременно эти технологии обеспечивают условия для метапредметной направленности образовательного процесса.

Можно учиться в коллективе, в котором сильный ученик всегда в выигрыше: он быстрее «схватывает» новый материал, быстрее его усваивает, и учитель в большей мере опирается на него. А слабый раз от разу становится еще слабее, т.к. ему не хватает времени, чтобы все четко понять, его характер не позволяет задать учителю вопросы, он не может быстро и правильно отвечать. Можно учиться индивидуально, но тогда ученик замыкается на себе, на своих удачах и неудачах. Его абсолютно не интересуют дела у соседа.

А можно учиться по-другому, когда рядом с тобой товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, обсудить решение задачи. А если от тебя зависит успех всей группы, то ты не можешь не осознавать ответственности и за свои успехи и за успехи товарищей. Вместе учиться не только легче и интереснее, но и эффективнее. Это касается не только академических успехов, их интеллектуального развития, но и нравственного. Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующим его индивидуальным особенностям развития. Ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь.

1.3. Организация обучения в сотрудничестве

     Технология сотрудничества основана на содружестве участников педагогического процесса, учитывает их интересы. Авторитарный учитель управляет ходом обучения единолично. Все связанные с этим функции – организацию класса, объяснение и инструктирование, контроль, оценивание, помощь отстающим и т.д., учитель выполняет                                                                                         сам. Технология сотрудничества предполагает распределение этих функций между учителем и учениками. (Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. «Сотрудничать – работать, действовать вместе, принимать участие в общем, деле»).  

     В случае использования технологии диалогового сотрудничества учитель придерживается следующих принципов:

  1. Совместно с учащимся погружаться в процесс самообучения и самовоспитания;
  2. Не задавать вопросов, не формулировать проблемы, а создавать ситуации, требующие самостоятельного осмысления изучаемого содержание через собственное видение проблем;
  3. Ведущей организационной силой является не взаимодействие пары «учитель-ученик», а пара «ученик-ученик»

Процесс обучения при использовании данной технологии приобретает естественность в организации межличностных отношений. Каждый, реализуя свою собственную цель, понимает, что более качественного результата он может добиться, общаясь с другими.

     В отличие от традиционной системы линейного изучения материала, при использовании технологии диалогового сотрудничества учитель выбирает несколько тем. По содержанию они таковы, что ученик может изучать их в любой последовательности. Темы небольшие. Материал может изучаться на одном уроке или несколько занятий подряд, в разные дни. Каждый учащийся в данный момент изучает одну тему, а за определенный промежуток времени он должен усвоить все темы. Учитель готовит алгоритм работы одного ученика и пары или группы. Учитель распределяет темы между учениками так, чтобы одновременно над каждой из них работали и «слабые» и «средние» и «сильные». При групповой работе над вводом в тему, группы подбираются разноуровневые по качеству знаний, а при погружении в освоение материала организуются новые группы приблизительно одного уровня. Состав групп меняется довольно часто, так как при систематической работе в данной технологии учащиеся сами начинают организовывать свою работу, развивая при этом рефлексивную способность.

Надо отметить, что при организации такого взаимодействия создаются условия для развития многообразных универсальных учебных действий (способность к мобилизации сил, самостоятельное формулирование цели, умение вести диалог, планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли, формулировать свое мнение и позицию, осуществлять взаимный контроль, оказывать помощь и др.).

Важную роль в организации учебного процесса играет контроль знаний.  Существует множество вариантов осуществления контроля. Например, учитель составляет малую группу «экзаменаторов» из учащихся, которые в данный момент могут прервать свою работу и принять участие в контроле. Это может быть зачет. На зачете учитывается все: логическое построение ответа, эмоциональная окраска, грамотность, ответы на вопросы, оформление ответа, все, над чем работал ученик. Каждый «экзаменатор» выставляет свою оценку и объясняет ее. Придя к общему согласию, выставляют общую оценку. Если

                                                                     

имеют место противоречия, то обращаются к учителю. Распространенной формой контроля можно назвать и взаимные диктанты учащихся (просто диктант или диктант с последующим устным или письменным комментарием, или с последующим заданием).

Таким образом, можно выделить основные этапы реализации данной технологии:

  1. Ввод материала. Осуществляется относительно возможностей учащихся. Они могут работать с информацией самостоятельно или в малых группах.
  2. Работа по превращению изучаемой информации в знания. Работа в парах сменного состава предпочтительнее.
  3. Проверка качества усвоения материала.

Сотрудничество с детьми нельзя объявить или ввести с новой четверти, его приходится годами добиваться.

Основные варианты организации обучения в сотрудничестве

I. Обучение в команде.

Задача каждого ученика в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый ученик команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик.

Основные принципы обучения в команде: «награду» команда получает одну на всех в виде балльной  оценки. Для этого необходимо выполнить одно задание для всей команды. Команды (группы) не соревнуются друг с другом, т.к. все они имеют разную «планку» и разное время на ее достижения.

II. Подход с сокращенным названием «пила». Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на смысловые блоки. Каждый член группы изучает материал по своему вопросу. Затем ребята изучающие один и тот же вопрос, но состоящий в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется « встреча экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами у других членов группы. Те докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Единственный путь освоить весь материал – это внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадях. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, т.к. это может отразиться на их итоговой оценке. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.

В 1986 году Ф.Славиным разработан  метод «Пила-2». Он предусматривает работу учащихся группами по 4-5 человек. Вся команда работает над одним и тем же материалом. Но при этом каждый член группы получает вопрос, каждый готовит особенно тщательно и становится в нем экспертом. Проводятся встречи экспертов из                                                                     разных групп. В итоге все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который оценивается. Результаты учащихся суммируются. Побеждает команда, набравшая больше баллов.

III.  Вариант метода обучения в сотрудничестве «Учимся вместе». Класс разбивается на разнородные по уровню обучения группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение материала и здесь работают основные принципы – награды всей команде, индивидуальный подход, равные возможности.

IV. Исследовательская работа учащихся в группах. Этот вариант является разновидностью метода обучения в сотрудничестве, акцент делается на самостоятельную деятельность учащихся, работают индивидуально или в группах до 6 человек. Они выбирают вопрос общей темы, которая намечена для изучения всем классом. Затем в малых группах этот вопрос разбивается на индивидуальные задания для каждого ученика. Каждый должен внести свою ленту в общую задачу. Обсуждения в группах дают возможность ознакомиться с работой каждого ученика.

В заключении сформулируем основные преимущества использования технологии сотрудничества:

1. Не все ученики готовы задавать  вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им не ясно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю.

2. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умение их применять в конкретных заданиях.

3. У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся отстаивать свое мнение.

4. Ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.

5. У учащихся развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

Роль обучающегося и учителя видна из следующей таблицы.

Этапы

Действия учителя

Действия учащихся

1. Организационно-подготовительный

Формирование мотивации участников, организует разноуровневые группы. Дает задания группам.

Распределяют роли внутри группы, поиск необходимой информации в учебнике.

2. Индивидуальная работа

Регулярное консультирование по содержанию изучаемого материала.

Изучают индивидуально, выполняют необходимые записи построения.

3. Работа экспертных групп

Объединяет обучающихся в экспертные группы, дает консультации.

Обсуждают изученный материал, консультируют друг друга.

4. Работа в группах сотрудничества

Организует работу групп сотрудничества, косвенно прослушивает ответы в группах.

Каждый член группы освещает внутри группы свой вопрос.

5. Итоговый

Подведение итогов работы группы. Оценивание деятельности группы.

Отчитываются за данное задание.

  1.   Работа в постоянных парах,  парах сменного состава и малых группах

     Для равноправного взаимодействия в диалоговом обучении школьникам нужны новые умения. Для этого учитель организует работу постоянных пар. На этих же уроках у учащихся появляются дополнительные  задачи: необходимо контролировать свой голос так, чтобы не мешать другим, но чтобы напарник хорошо мог слышать; учиться слушать и слышать товарища; научиться удобно сидеть. Одно из возможных заданий для пары постоянного состава – изучение текста. Вначале можно предложить учащимся читать друг другу текст вслух: первый читает, второй слушает, потом наоборот. После прочтения можно переходить к его анализу и изучению, выполнению заданий. Именно в постоянных парах необходимо научить учеников делать записи в тетрадь товарища. Сделать это надо так, чтобы не вызывать отрицательной реакции на непривычный вид работы. Рекомендуется сделать это в игровой форме. Работа в постоянных парах как правило организована на начальном этапе перехода к обучению в парах сменного состава, которые являются главным механизмом для организации общения в обучающем диалоге, для выработки навыков парной работы. Учебная группа представляет собой «коллективного учителя» и «коллективного ученика» одновременно.

Организация работы в парах сменного состава. Ученик, получив от учителя карточку, прочитывает ее, стараясь запомнить содержание. После этого подходит к любому ученику, имеющему карточку другого цвета, рассказывает ему содержание своей карточки и выслушивает содержание карточки партнера. Затем ученики задают друг другу вопросы на понимание или уточнение и обмениваются карточками. Таким образом, идет работа учащихся в парах сменного состава и заканчивается тогда, когда каждый ученик поработал с карточками всех цветов, и его первоначальная карточка вернулась к нему.

Инструкция для ученика «Работа в парах сменного состава»                                                                                

  1. запишите в тетрадях дату и тему урока
  2. получите карточку с заданием, прочитайте ее, разберитесь в смысле и постарайтесь запомнить.
  3. выберете себе партнера с карточкой другого цвета, не такого как у вас. Перескажите ему содержание вашей карточки.
  4. выслушайте содержание карточки партнера.
  5. задайте друг другу вопросы на понимание и уточнение содержания карточек с тем, чтобы лучше понять и запомнить материал.
  6. обменяйтесь карточками. Обменивайтесь карточками до тех пор, пока не узнаете содержание всех цветов: ваша карточка должна вернуться к вам.
  7. соберитесь в малые группы по цвету карточек. Изобразите графически (схематично, рисунком) содержание вашей карточки.
  8. выйдите к доске и представьте работу малой группы (зарисуйте и прочитайте содержание вашей карточки).
  9. запишите в своих тетрадях содержание всех карточек.
  10. сдайте тетради на проверку (или взаимоконтроль).

После того как дети приобретут навык работы в парах с карточками, составленными учителем, можно научить детей самим придумывать задания, аналогичные изучаемым; задания, обратные данным, и с ними работать в парах сменного состава.

Известно, что интеллектуальное развитие непосредственным образом связано с развитием речи. Работая в парах сменного состава каждый ученик должен объяснять свои действия, вслух разъяснять свои мысли, ссылаться на правила, предлагать способы решения, задавать вопросы, что, несомненно, способствует развитию речи учащихся.

Опыт показывает, что при коллективной форме занятий среди детей устанавливаются дружеские отношения. Отличники не вызывают зависти и вражды со стороны более слабых, сильные ребята в процессе обучения постоянно помогают слабым, строго с них спрашивают, добиваются правильного ответа.

Таким образом, доступная интересная деятельность, ощущение успеха, доброжелательные отношения между учащимися способствуют успешному изучению учебного материала.

ПРАКТИЧЕСКАЯ   ЧАСТЬ

     В начале исследования и работы над методической темой была поставлена цель – внедрение технологии диалогового взаимодействия в педагогический процесс. Основная задача – научить детей пятого класса работать в сотрудничестве, провести диагностику изменения мотивации учащихся, а так же разработать систему учебных занятий по английскому языку в 5 классе.

Этапы реализации:

  1. Изучение научно-методической литературы, посещение курсов  ЛОИРО, дистанционных курсов и практических  семинаров г.Гатчина.
  2. Постепенное внедрение данной технологии в учебный процесс.
  3. Разработка системы учебных занятий с использованием технологии диалогового взаимодействия.
  4. Обучение учащихся с применением технологии диалогового взаимодействия.
  5. Мониторинг знаний учащихся, анкетирование  с целью выявления изменения мотивации к изучению английского языка.

     Столкнувшись с некоторыми противоречиями в течении образовательного процесса на среднем этапе, я пришла к выводу, что большинство учащихся испытывают трудности в некоторых аспектах изучения иностранного языка. Во-первых, некоторые учащиеся низкомотивированны; во-вторых, часто большинство учеников просто боятся переспросить то, что им было непонятно. Но самое главное то, что почти во всех классах у нас не хватало времени на отработку определенного материала, так как учебник «Spotlight» достаточно насыщен учебным материалом и дополнительными компонентами, что вызывает желание охватить как можно больше. Увеличение количества домашнего задания не приносило желаемого результата, а скорее имело обратный эффект – дети теряли интерес к изучению языка. Возможным решением нарастающей проблемы стало активное применение новой формы работы на уроке, а именно,  применение технологии диалогового сотрудничества и использование эффективных приемов.

     Изучив научно-методическую литературу, я выяснила, что урок-сотрудничество можно проводить при формировании слухо-произносительных, лексических и грамматических  навыков, а тек же при развитии умений в чтении, говорении, письме и даже при проведении урока-рефлексии. Я принялась к разработке каждого из вышеперечисленных уроков с применением данной технологии.

     Учебник «Spotlight» состоит из 10 модулей, в каждом модуле я разработала и провела 1 урок с применением технологии диалогового сотрудничества. Каждый урок отличался своими целями, задачами и приемами.

Табл.№1.  УМК «Spotlight» 5 класс    СИСТЕМА УРОКОВ

урок

модуль

тема

Вид деятельности, цели, приемы

№1

вводный

We learn English

исследование

№2

Stater unit (pp.

25-34)

Алфавит

Формирование слухо-произносительных навыков

Прием «Пила»

№3

2b

School days

Формирование грамматических навыков (множественное число существительных)

Прием «Гость»

№4

3d

My home

Необычные здания мира

Проектная деятельность.

Развитие умений в говорении.

№5

4

My family

Урок-рефлексия

прием «Жокей и лошадь»

№6

Animals

Формирование лексических навыков

Прием «Пила»

№7

6d

Tourist attraction

Развитие умений в чтении

№8

8b

Celebrations

Формирование лексико-грамматических навыков

Прием «Элеватор»

№9

9

Modern living

Формирование слухо-произносительных навыков

Прием «Пила»

№10

10а

Travel and leisure

Развитие умений в говорении

Схема  «Рыбья кость»

     На самом первом уроке (урок-знакомство), начиная с темы «We learn English», я поделили учащихся на 3 группы и предложила ответить на вопрос «Why do we learn English?» Учащиеся вырабатывали свои идеи в группах, делились и записывали ответы других групп. На этом же уроке мы оформили «таблицу УСПЕХА»  для отзывов (рефлексии) по подобным урокам, где я попросила учащихся самим отметить свои достижения и выразить отношение к такому виду урока.

Таб.№2

Урок, модуль

тема

Мои успехи

Отношение к уроку-сотрудничеству ( по пятибалльной системе)

№1

вводный

We learn English

http://tse1.mm.bing.net/th?&id=OIP.Ma118a5e5f4823777af25825f082e9148o0&w=300&h=300&c=0&pid=1.9&rs=0&p=0http://tse1.mm.bing.net/th?&id=OIP.Ma118a5e5f4823777af25825f082e9148o0&w=300&h=300&c=0&pid=1.9&rs=0&p=0http://tse1.mm.bing.net/th?&id=OIP.Ma118a5e5f4823777af25825f082e9148o0&w=300&h=300&c=0&pid=1.9&rs=0&p=0http://www.rusmayka.ru/i/20429/main_500.jpghttp://tse1.mm.bing.net/th?&id=OIP.Ma118a5e5f4823777af25825f082e9148o0&w=300&h=300&c=0&pid=1.9&rs=0&p=0http://tse1.mm.bing.net/th?&id=OIP.Ma118a5e5f4823777af25825f082e9148o0&w=300&h=300&c=0&pid=1.9&rs=0&p=0

http://tse1.mm.bing.net/th?&id=OIP.Ma118a5e5f4823777af25825f082e9148o0&w=300&h=300&c=0&pid=1.9&rs=0&p=0http://tse1.mm.bing.net/th?&id=OIP.Ma118a5e5f4823777af25825f082e9148o0&w=300&h=300&c=0&pid=1.9&rs=0&p=0http://tse1.mm.bing.net/th?&id=OIP.Ma118a5e5f4823777af25825f082e9148o0&w=300&h=300&c=0&pid=1.9&rs=0&p=0http://www.rusmayka.ru/i/20429/main_500.jpghttp://tse1.mm.bing.net/th?&id=OIP.Ma118a5e5f4823777af25825f082e9148o0&w=300&h=300&c=0&pid=1.9&rs=0&p=0http://tse1.mm.bing.net/th?&id=OIP.Ma118a5e5f4823777af25825f082e9148o0&w=300&h=300&c=0&pid=1.9&rs=0&p=0

5  5  5  5  5   5   5   5   5  5 4 5

     На первом этапе работы с данной технологией было важно дать учащимся установку: главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Первый опыт был удачен, дети отметили положительное отношение к таким урокам.

     Следующий урок-сотрудничество -  урок №2 -  был посвящен формированию слухо-произносительных навыков. Для данной работы было выполнено следующее:

-класс поделен на 5 групп по 2-3 человека

-каждая группа прослушивала и отрабатывала  правила чтения одной гласной буквы (стр. 13,15,17,19,21 учебника Spotlight 5)

-затем учащиеся менялись по принципу пар сменного состава (прием «пила») и каждый объяснял свое правило чтения другому ученику и после выслушивал правило чтения другой буквы  от очередного напарника. Учащиеся работали в паре сменного состава 2-3 минуты, затем один участник группы оставался на месте, другой отправлялся к следующему по кругу участнику. В  группе из трех человек двое участников оставались на постоянном месте, а один перемещался по кругу.

           ☺☺                          ☺☺       

☺☺                                               ☺☺☺     

                     ☺☺☺

            На данном этапе ученики 5 класса начали осознавать преимущества такой работы: они общаются между собой выступая как в роли учителя так и в роли ученика. У детей развиваются коммуникативные умения и формируется чувство товарищества и взаимопомощи. Кроме того, у ребят отрабатываются навыки ориентировать в пространстве  и работать в шумовой среде, что для них явилось новшеством.

        В конце урока несколько человек читали упражнения, объясняя правила «открытого» и «закрытого» слога, получали оценки и, конечно, сами оценивали свои успехи в «таблице УСПЕХА».

     Урок №3 по формированию грамматических навыков начался с постановки целей: как правильно образовать множественное число существительных и все ли существительные  образуют форму множественного числа по одному принципу? В конце урока предполагался небольшой тест по теме. Для данного урока мною заранее были приготовлены карточки с заданиями на определенные правила. Условно обозначу их так:

  1. s, ss, ch, sh,x, o +es
  2. y      ies
  3. f       ves
  4. Исключения

(Приложение №1)

Класс поделен на 4 группы (по количеству правил). На этот раз я апробировала другой вид работы в сотрудничестве, используя прием «Гость».  Сам материал (карточки) был закреплен за определенным местом, для этого выбрала 4 отдельные парты, достаточно далеко стоящих друг от друга. Группы детей по 3-4 человека ходили «в гости» к правилам, меняясь через определенное количество времени. Изучив одно правило, учащиеся фиксировали его у себя в тетрадях в таблицах, записывая правило и примеры из карточек.

     Положительным моментом явилось то, что дети учились сами добывать знания, формулировать правила образования множественного числа существительных. Хочу отметить, что важна была поддержка одноклассников – ни один в группе не боялся переспросить что-либо или сделать ошибку, они активно обсуждали и записывали новый материал. Надо сказать, что именно при такой работе важна идея интеллектуального фона класса (Сухомлинский). Так как работа была рассчитана на среднего ученика, то все в классе справились. Итоговый тест показал результат выше, чем результат в параллельном классе, где урок проходил в традиционном формате. В конце урока, заполняя «таблицу УСПЕХА» я попросила учащихся отметить разным цветом степень своего понимания темы: зеленый – отлично все понял, желтый – иногда затрудняюсь, красный – не понял. Красного не оказалось совсем.

     Урок №4 по формированию умений в говорении явился сочетанием технологии диалогового сотрудничества, игровой технологии и проектной технологии. Тема: «Unusual buildings of the world». Учащимся было предложено домашнее задание – подготовить информацию о любом необычном здании мира, принести фото и на английском языке подготовить информацию 1-где это здание расположении; 2-какое оно, сколько этажей, высота, цвет, материал из которого сделано; 3-особенности этого здания, что с ним связано; 4-возраст здания. Всего 5-6 предложений по образцу. Класс был поделен на 2 творческие группы по 5-6 человек. В течении урока учащиеся делали постер, рассказывали о своем здании в группе  - 10 минут. Затем я предложила учащимся игру «Travel agency». Один или пара учеников из другой команды, собираясь путешествовать, расспрашивали о достопримечательностях и интересных зданиях мира. Члены противоположной команды должны были ответить на вопросы о том или ином здании. Затем роли менялись.  В итоге учащиеся рассказали о 14 необычных зданиях мира, чем, несомненно расширили свой кругозор и показали умение искать и использовать информацию (приложение №2).

    Несомненным плюсом в данной работе является активизация памяти и внимания учащихся, так как перед ними стояла задача не только рассказать свою информацию, но и запомнить новую. Интерес к урокам английского языка увеличивался от урока к уроку, надо отметить снижение уровня усталости за урок – некоторые дети даже не заметили, как прозвенел звонок, причина – занятие не однообразно-монотонной работой, а наличие свободы выбора и, соответственно, увлеченность. Учащиеся так же приобретают навыки слушать и слышать партнера, уважать собеседника и развиваться творчески.  Единственным недостатком данного урока считаю шум, царящий во время групповой работы.  

     Изучив достаточно большое количество литературы по вопросу рефлексии на уроках, я решила провести такой урок с применением технологии сотрудничества. Урок №5.  Цель – обобщение материала, совершенствование навыков и умений по теме и формирование у учащихся способности к рефлексии. В начале урока повторение изученного материала, выполнение заданий progress check стр.64. Для проверки понимания темы были сформированы 5-6 пар сменного состава и использован прием «Жокей и лошадь». Учащиеся выбирали по одной карточке разного цвета: зеленые – вопросы, красные – ответы (приложение №3). У одного ученика ответ не совпадал с вопросом, надо было найти свою пару, т.е. ответ на свой вопрос, а карточку с ответом надо было отдать тому, кто задаст подходящий вопрос. Для непосредственно рефлексии необходимо было приготовить плакат с изображением дерева, на котором 5 веток с подписями: Now I can 1) talk and write about family   2)talk about hobbies    3)ask for personal information   4)describe appearance and character     5)write a profile. Учащимся были выданы листочки разного цвета, обозначающие уровень сформированных знаний: зеленый – отлично, желтый – хорошо, оранжевый -  удовлетворительно, красный – плохо. На листиках подписаны имена, учащиеся приклеивают листочки к дереву. Если рядом с зеленым по определенному вопросу оказывался оранжевый или красный лист, то учащиеся, чьи зеленые листы были рядом помогали отстающему понять то, что он не вполне усвоил, объясняли своими словами материал еще раз. Работали в группах по несколько человек. Данная работа оказалась крайне важной для тех, кто по причине болезни пропустил уроки и не владел знаниями в полном объеме. Они смогли догнать своих одноклассников с их же помощью.

Урок №6 имел целью формирование лексических навыков по теме «Животные». Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает по 1 категории животных: wild animals, pets, farm animals, exotic animals. Для данного урока важна идея опережения: учащимся необходимо было просматривать весь модуль 5 для поиска необходимой информации. Учащиеся каждой группы заполняли таблицу в тетради.

Табл. № 3

animals

Place of  living

description

activities

Каждой группе предлагалось найти информацию о 3-4 животных. По окончании работы учащиеся зачитывали описание одного животного, а остальным группам надо было его угадать. При этом участникам других групп необходимо было задавать наводящие вопросы. Каждый ученик записывал нового животного к себе в тетрадь, продолжая таблицу. Формой контроля был взаимный диктант. Каждый ученик диктовал новые слова членам своей группы, затем роли менялись.

    Для сравнения усвоенного материала, я провела подобный взаимный диктант в классе, где не использовала данную технологию при формировании лексических навыков, а после нескольких традиционных уроков по данной теме. Привожу сравнительную таблицу результатов.

Табл. №4

5-1 класс (техн.сотрудничества)

5-2 класс (традиционные уроки по теме)

Количество слов в диктанте

15

11

Средний балл

4,8

4,4

Задание повышенной сложности (написать 5 предложений о любом животном)

90% справились с заданием

70% справились с заданием

Можно сделать вывод, что за данный урок не только выполняется  огромный объем работы, что является неоспоримым преимуществом технологии сотрудничества, но и более сложные задания выполнены теми учащимися, кто работал в сотрудничестве со своими одноклассниками.

     Следующий урок №7 – урок развития умений в чтении. Я применила технологию рефлексивного чтения, как средство развития коммуникативной культуры. Важно было обратить внимание на

  • Умение вести диалог
  • Выделять главное в тексте
  • Выстраивать беседу
  • Формулировать вопросы и отвечать на них
  • Уметь отстаивать свою точку зрения
  • Быть способным слушать и слышать собеседника (с этим возникали некоторые трудности)

Для использования данной технологии я изучила методику Ривина – технология рефлексивного чтения. Суть: чтение абзацами для формирования более сложных умений (чтение параграфами, страницами, главами).

     Работа осуществлялась в постоянных парах (учащиеся сами их себе выбирали). Текст делится на две части. Каждый изучает свою часть. На доске вопросы по тексту. После прочтения начинается работа в парах: сначала учащиеся читают свой текст друг другу, определяют и переводят новые слова. Записывают ответы на вопросы в тетрадь, затем вместе выполняют упражнение на понимание текста (№3, стр.81). на данном уроке я использовала и дополнительные тексты о Лондоне (приложение №4).

     В данной работе важное значение приобретает идея ответственности, так как каждый должен изучить материал настолько хорошо, чтобы продуктивно работать с напарником и выполнить все задания. Дети учатся слушать и слышать своего партнера, так как им необходимо правильно ответить на поставленные вопросы. Надо отметить еще одно преимущество данной работы: многие дети стесняются читать или отвечать перед классом, когда все внимание направлено только на него. Подобная работа по технологии  диалогового сотрудничества позволяет даже «слабым» ученикам как-то проявить себя, попытаться выполнить работу наравне с «сильным» учеником. И он достаточно успешно его выполняет.

     Еще одним плюсом явилось то, что содержание темы, изученной с использованием такой технологии, запоминается лучше и надолго (ведь учащиеся не только самостоятельно изучали материал, но и обучали при этом своих партнеров).

     Еще несколько уроков с использованием данной методики я провела, используя тексты из раздела учебника Spotlight on Russia. Достаточно удобные для деления на абзацы тексты содержат интересную информацию для изучения, часто требую работы учащихся со словарем. По методике Ривина можно изучать с одной группой детей в одном помещении несколько разных текстов. Навык делового общения хорошо отрабатывается в постоянной паре. Работа в постоянных парах – своего рода подготовка класса к работе в парах сменного состава. Важное место в моем исследовании заняла работа по изучению текста в постоянных парах. Тема «Festivals», Spotlight on Russia,  стр.10 – «Maslenitsa». Первый шаг – прочитать текст друг другу вслух (учимся слушать и уважать собеседника). Далее – изучение текста (новые слова, перевод при необходимости некоторых фраз или предложений). Для успешной работы учащемуся требуются новые умения: надо научиться активно работать в классе, где непривычно шумно, надо слышать своего партнера, отрегулировать громкость своего голоса так, чтобы партнер хорошо понимал, при этом не мешая остальным. Надо научиться сидеть так, чтобы было удобно общаться друг с другом (повернуться, повернуть стул, положить книгу и т.д.). при работе с текстом «Our country» стр.4, учащимся было еще сложно перейти в режим парной работы так как это был первый опыт по данной методике). Тогда класс был переведен в другой режим «учитель-класс». Для диалога я выбрала следующие задания: ответить на вопросы, перевести отдельные слова (population, nationalities, culture, tradition, language), составить план-схему по группам:

     Урок №8 – урок формирования грамматических навыков. Класс поделен на 7 пар сменного состава. Каждой паре  выдаются индивидуальные карточки (приложение № 5), которые включают в себя правила и упражнения по теме урока (some-any, неисчисляемые сущ.,  how much\many, вопрос  are there any…?  и т.д.). учащиеся изучают материал, выполняют упражнения. Учитель корректирует по мере необходимости и помогает, если требуется. Через некоторое время учащиеся начинают меняться парами – прием «элеватор» - и объясняют изученное ими правило друг другу.

1 этап -5 минут

  1.  2  3  4  5  6  7

       1     2  3  4  5  6  

2 этап -через 5 минут

1  2  3  4  5  6  7

7  1  2  3  4  5  6

3 этап -еще через 5 минут

  1. 2  3  4  5  6  7
  1.  7  1  2  3  4  5

4 этап – еще через 5 минут

  1. 2  3  4  5  6  7

5    6  7  1  2  3  4  

5 этап – еще через 5 мин.

  1. 2  3  4  5  6  7  

      4   5  6  7   1  2  3

6 этап – через 5 минут

  1. 2  3  4  5  6  7

3    4  5  6  7  1  2

7 этап – через 5 минут

 1  2  3  4  5  6  7  

 2  3  4  5  6  7  1

Практика показала, что учащиеся охотно принимают участие в объяснении нового материала и активно работают в течении всего урока. Даже самые «слабые» ученики смогли проявить себя в роли учителя несколько раз за урок. Таким образом, за 30-35 минут учащиеся освоили новую грамматическую тему без труда. В конце урока был предложен тест на все правила, пройденные во время урока (приложение № 6). Тест был написан более, чем успешно – из 14 человек 12 пятерок и 2 четверки. Основными  принципами данной работы является завершенность и ориентация на результат. По окончании урока учащиеся вновь заполнили таблицу УСПЕХА и отметили, что такой урок гораздо интереснее обычного, сами просили проводить такие уроки чаще.

    Считаю важным и уместным привести сравнительную таблицу планирований урока традиционного и урока с применением технологии диалогового сотрудничества в 5 классе (урок- формирование грамматических навыков, модуль 8b)

Традиционный урок

Урок-сотрудничество

  1. Организационный момент
  2. Lead-in (мотивация, снятие языковых барьеров, актуализация знаний)
  3. Постановка целей
  4. Context (предъявление явления в контексте)
  5. Отработка  нового материала – выполнение упражнений №1-6 из учебника стр.98
  6. Контроль (фронтальный, индивидуальный, устный и письменный)
  7. Итоги, рефлексия

1.Организационный момент

2.    Lead-in (мотивация, снятие языковых барьеров, актуализация знаний)

 3.   Постановка целей

4.   Разделение на пары или группы

5.   Получение задания

6.    Выполнение задания

7.   Смена пар 6 раз, выполнение каждым учащимся всех заданий на всех карточках

8.   контроль (устный иписьменный, индивидуальный)

9.   Итоги, рефлексия

 

Контроль в конце урока по пройденной теме

(результаты)

Писали тест – 13 человек

Пятерок  9

Четверок - 4

Писали тест – 14 человек

Пятерок 12

Четверок 2

Итоговый контроль через несколько уроков по данной теме

Писали тест – 13 человек

Пятерок 3

Четверок 8

Троек 2

качество знаний по теме -80%  

Писали тест - 14 человек

Пятерок 8

Четверок 6

качество знаний по теме- 100%

(приложение №7 – справка)

Можно сделать вывод, что в классе, посетившим урок по традиционной схеме, материал был немного забыт, а в параллельном классе материал усвоен гораздо лучше.

Надо заметить, что, при планировании уроков с применением данной технологии, большую и достаточную часть времени необходимо отводить для самостоятельной работы учащихся, но при этом регламентировать его для логического завершения и выхода на контроль.

     В 9 модуле я вновь применила технологию диалогового взаимодействия для урока формирования произносительных навыков. Урок №9.  Каждый учащийся индивидуально изучает правило чтения (стр. 112,97,90,82 и др.), прослушивает запись, затем по уже знакомому учащимся принципу «пилы» начинают обмен информацией. Надо обратить внимание на то, что учащиеся уже самостоятельно заняли определенные места и организованно начали работать, то есть к концу года учащиеся уже активно принимали участие в уроке по диалоговому сотрудничеству и оставляли положительные отзывы в таблице УСПЕХА.

    Урок №10 – урок развития умений в говорении по теме «Travel and leisure». Для данного урока важно отметить наличие идеи трудной цели и идеи опоры. В каждом классе присутствуют дети с очень разными способностями, поэтому идея опоры – огромная помощь в организации и проведении урока и реальная возможность достичь поставленной цели. Изучив литературу по опорным сигналам у В.Ф.Шаталова, схемы у С.Н.Лысенковой и опорные детали Е.Н.Ильина, я активно стала использовать данный опыт в своей работе. Сигнал (набор ключевых слов, знаков или других опор для мысли) позволяет ученикам развертывать предъявляемый им текст и облегчает понимание и запоминание материала. Но самое главное – данный метод исключает процесс зубрежки.

  Для данного урока я использовала наглядную опору схему «фишбон».

     Для изучения темы «Travel and leisure» было выделено 5 вопросов, соответственно учащиеся объединились в 5 групп по 2-3 человека. Вопросы о путешествии были записаны в верхней части схемы

Why

When

Types

Where

How

        

В «голове» рыбной схемы записана вступительная фраза для монологического высказывания, а в «хвосте» - завершающая фраза о путешествиях как варианты ответа:

Nowadays many people like travelling.

Travelling is great, as for me…

Каждая группа выбирает один вопрос для изучения. Используется учебник стр.116, модуль 10а. в процессе изучения учащиеся меняются парами по уже известному им принципу «пилы» или по принципу «река-берег», обучают своего напарника и сами получают при этом новые знания. Каждая группа составляет 1-3 предложения по своей теме и записывает их схематично в тетрадь в нижнюю часть схемы. Таким образом, к окончанию урока у учащихся в тетради схематично отображена тема о путешествиях, изучен материал учебника, выписаны новые слова и составлено монологическое высказывание. Объем работы, который при традиционном уроке, конечно, не выполнить или н не настолько продуктивно, потому что дети на зазубривают тему, а составляют индивидуальные рассказы, опираясь на опору или просто держа в голове схему и отвечая на вопросы верхней части «косточки», причем в каком порядке эти вопросы – тоже выбор самого учащегося.

     Хотелось бы упомянуть о том, как могут быть поставлены на службу учебного процесса с применением вышеописываемой технологии информационно-коммуникативные технологии.  Практически по каждой теме можно приготовить презентацию или небольшой интерактивный тест. Учащиеся достаточно успешно самостоятельно готовили презентации по темам индивидуально или в парах, что стало практиковаться чаще, а затем делились своими материалами на уроке с одноклассниками , работая в парах сменного состава или по группам. (Прилагаются несколько презентаций в электронном виде, список презентаций – приложение №8)

     Согласно новому ФГОС, роль учителя меняется. Используя технологию диалогового сотрудничества, он становится консультантом, сотрудником ,а иногда просто наблюдателем. При проведении подобных уроков и алгоритм его работы теперь выглядит так:

  1. Вступительное слово, объяснение целей и задач урока
  2. Выдача индивидуальных карточек
  3. Организация работы в парах или группах
  4. Самостоятельная работа учащихся
  5. Контроль или взаимоконтроль
  6. Подведение итогов, рефлексия

А алгоритм деятельности ученика имеет следующие этапы:

  1. Получить карточку с заданием
  2. Изучить материал
  3. Объяснить новый материал партнеру
  4. Выслушать и запомнить материал напарника
  5. Записать необходимую информацию
  6. Поменяться столько раз, сколько нового материала необходимо выучить
  7. Пройти проверку полученных знаний

Оценивается ученик по следующим параметрам:

  • Качество воспроизведения изучаемого материала
  • Умение организовывать свою познавательную деятельность
  • Умение работать в группе или паре

Отдельно хочется отметить достоинства работы в малых группах:

  • Размер группы позволяет каждому из участников высказаться, любой может принять участие в выборе предмета и решения поставленной задачи
  • Малая группа помогает преодолеть застенчивость
  • Группа работает без непосредственного руководителя, тем самым участникам группы самостоятельно приходится распределять обязанности и налаживать сотрудничество или решать конфликты;
  • Больше времени на активную работу в течение урока.

Методика и техника исследования:

В ходе исследования применялось:

  • педагогическое наблюдение (для выявления низкомотивированных учащихся);
  • анкетирование (для отслеживания изменения мотивации учащихся к изучению английского языка ).
  • Тестирование и мониторинг учащихся по темам, пройденным с применением технологии диалогового сотрудничества
  • Сравнительное тестирование учащихся двух пятых классов по пройденной теме

Достигнутые результаты:

В результате проведённой работы мне удалось достичь следующих результатов:

  • Возросла  активность учащихся на уроках английского языка и возросла мотивация учащихся к изучению английского языка;
  • Усилилось стремление учащихся поделиться информацией с одноклассниками;
  • Изменился фон познавательной деятельности, стал более благополучным;
  • Активно развивается у учащихся умение работать в сотрудничестве;
  • Усилилась сосредоточенность внимания, стремление преодолеть возникающие трудности;
  • Созданы оптимальные условия для самореализации учащихся

Практические рекомендации

Таким образом, эффективность и целесообразность применения технологии диалогового сотрудничества на уроках английского языка в ходе практического исследования подтвердилась. Использование данной технологии на уроках английского языка способствовало повышению мотивации учащихся и развитию определенных навыков и умений.

Данная опытно-методическая разработка может быть использована любым учителем английского языка, работающим по УМК «Spotlight» в 5 классе и не только, так как идеи, методы и приемы, описанные при разработке уроков, будут, несомненно, полезны при работе с любым УМК.

Заключение

 В результате проведенного   исследования по проблеме внедрения технологии диалогового сотрудничества на уроках английского языка для повышения мотивации учащихся и развития у них определенных навыков и умений  были сделаны следующие выводы:

  1. Технология диалогового сотрудничества является весьма эффективной педагогической технологией обучения и представляет собой возможное средство для повышения мотивации учащихся в  традиционной классно-урочной системе. Необходимость применения данной технологии  в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.
  2. Использование данной технологии на уроках английского языка способствует активному погружению учащихся в деятельность и полной занятости учеников на уроке, а так же формированию и развитию внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению иностранным языком, развитию индивидуальных особенностей учащихся и их самостоятельности.
  3. Использование данной технологии способствует уменьшению или исчезновению у учащихся страха совершить ошибку или не справиться с большим объемом материала на уроке.
  4. Уроки, проведенные с использованием данной технологии, способствуют  развитию у учащихся умения договариваться с другими участниками процесса, выходить их конфликта и идти на компромисс.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование на уроках русского языка второй ступени обучения современных технологий (на примере информативных и процессуальных моделей) как способ формирования метапредметного учебного результата.

Презентация подготовлена для выступления на августовской конференции учителей русского языка и литературы «Формирование компетентности учителей русского языка и литературы как одно из ключевых направл...

«Использование компьютерных технологий в процессе обучения английской лексики на средней ступени обучения».

Компьютерные технологии являются неотъемлемой частью жизни современного общества. Именно поэтому их использование в обучении не только желательно, но и необходимо. Как уже было изложено выше, использо...

Использование разных видов наглядности для формирования коммуникативной компетенции школьников на уроках английского языка на средней ступени обучения

Цель данной работы – выявить зависимость успешного формирования коммуникативной компетенции от методически грамотного использования разных видов наглядности на уроках английского языка на средне...

Система уроков по технологии Диалогового сотрудничества - УМК"Spotlight" 5 класс

В «Современном словаре иностранных слов» слово «диалог» (от греческого dialogos) трактуется как разговор между двумя или несколькими лицами, как переговоры, как свободны...

Статья " Использование компьютерных технологий в проектной деятельности на уроках английского языка средней ступени обучения"

Статья " Использование компьютерных технологий в проектной деятельности  на уроках английского языка средней ступени обучения"...

Статья «Использование игровых методов как средство стимулирования познавательной активности учащихся на уроках английского языка на средней ступени обучения».

Нет такого ребёнка, который пришёл бы на свой первый урок английского языка без тайной мечты «научиться красиво говорить, как учитель». Но, чаще всего, перед педагогами часто встаёт пробле...

Статья "Использование компьютерных технологий в проектной деятельности на уроках английского языка средней ступени обучения"

quot;Использование компьютерных технологий в проектной деятельности  на уроках английского языка средней ступени обучения"...