Развитие функциональной граммотности на уроках английского языка
презентация к уроку по английскому языку

Описание приемов и средст формирования функциональной граммотности .Примеры заданий на развитие функциональной граммотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель английского языка

Тащиян Римма Владимировна

Эффективные приемы и средства формирования функциональной грамотности на уроках английского языка

Функциональная грамотность является ключевым навыком, который позволяет человеку успешно взаимодействовать в обществе, выполнять свои социальные роли, решать профессиональные задачи, а также совершенствовать себя в различных сферах. Она включает в себя умения и навыки, позволяющие человеку осуществлять чтение, письменную речевую деятельность, вычислительные операции, решать повседневные задачи и взаимодействовать на родном и иностранном языке.

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка предполагает овладение лингвистическими компетенциями, отвечающими за когнитивные навыки понимания иноязычной речи, построения письменных текстов, устных монологических высказываний, конструктивных диалогов на различные темы, описывающих окружающую среду в определенный хронологический момент.

Обучающийся, уровень функциональной грамотности которого развит на достаточном уровне, представляет собой человека, способного принимать решения, критически мыслить, эффективно работать в коллективе, а также своевременно адаптироваться к изменяющимся условиям. Поэтому функциональную грамотность можно рассматривать и как компетенцию, помогающую более детально понимать культуру и традиции своей страны, других государств, а также способствующую развитию личности гражданина и общества в целом.

Для педагога функциональная грамотность выступает средством, способным минимизировать разрыв теории и практики в преподавании учебной дисциплины. Решение данной педагогической трудности выступает важным аспектом обучения детей английскому языку, поскольку применение реальных жизненных ситуаций в качестве примеров коммуникативного взаимодействия людей помогает им лучше понять значимость изучения иностранного языка в школе.

Формирование функциональной грамотности на уроке английского языка отвечает современным требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Сюда входит развитие памяти, внимания, мышления и восприятия учащихся, коммуникативных навыков, творческих способностей, укрепление учебной мотивации, поддержание интереса к познанию, работа в коллективе, использование информационных технологий и др. [1]

Для формирования функциональной грамотности важен контекст. Автором концепции контекстного обучения иностранному языку является советский и российский психолог и педагог А. А. Вербицкий. Он доказал, что обучение иностранному языку должно быть основано на реальных ситуациях, в которых язык выступает инструментом деятельности.

Коммуникативная деятельность в рамках контекстного обучения представляет собой вид учебной деятельности, который включает в себя интерактивность, обмен информацией и взаимодействие между субъектами образовательного процесса. Она служит средством для достижения как образовательных целей, так и личностного самоопределения школьников. Для этого обучающимся необходимо овладеть лексикой, синтаксическими и грамматическими нормами, иметь представления о содержании общения и технологиях языковой среды англоговорящих стран. Поскольку все эти знания обычно представлены в различных учебных дисциплинах, важно продемонстрировать учащимся их взаимосвязь с учебным курсом английского языка.

Этапы реализации модели урока должны отражать идею непрерывного формирования речевой деятельности школьника и воплощать принцип преемственности содержания обучения и уровней развития лингвистических компетенций.

Содержание обучения корректируется исходя из структурных особенностей английского языка, культурных особенностей общения носителей языка, а также межпредметных связей текущего материала изучаемых дисциплин. Это способствует формированию комплексного представления у обучающихся об английском языке в системе наук и общего мировоззрения, преодолению коммуникативного барьера на уроке и в будущем, созданию благоприятных условий гармонично-развитой личности.

Обеспечение личностного включения учащегося в процесс обучения подразумевает создание условий для самостоятельного и активного участия школьника в образовательном процессе. Моделирование в учебной деятельности содержания, форм и условий жизнедеятельности помогает обучающимся понять, какие компетенции им потребуются в повседневной жизни. Это также позволит им практиковаться в решении учебных задач и бытовых вопросов, с которыми они могут столкнуться вне урока.

Проблемность содержания обучения демонстрирует роль английского языка в повседневной деятельности людей, ухаживающих за питомцами, принимающих поздравления, совершающих покупки, организующих праздники, экскурсии, участвующих в благотворительности, путешествующих и т. д. Это помогает обучающимся лучше прочувствовать и освоить иноязычную лексику, а также осознать культурные особенности носителей английского языка [2].

Адекватность форм учебной деятельности школьников целям и содержанию контекстного обучения означает, что методы формирования функциональной грамотности должны быть выбраны в соответствии с целями и задачами урока английского языка. Например, если целью урока является построение умозаключений на английском языке по теме «Мои увлечения», то более подходящими средствами обучения станут дискуссии, мини-конференции, чем, например, урок в формате лекции.

Одним из ярких примеров контекстного обучения является использование ролевых игр на уроках английского языка. В этих играх обучающиеся могут применять свои коммуникативные навыки для решения различных вопросов, таких как поход в кино, покупка продуктов в магазине и т. д.

Следующим примером контекстного обучения английскому языку является использование проектов, которые связаны с реальными жизненными ситуациями. Например, ученики могут работать над проектом, посвященному путешествиям загород, и использовать имеющиеся практические знания для планирования поездки.

Отметим, что контекстное обучение в современной образовательной среде должно включать использование информационных технологий, в том числе и цифровых образовательных платформ для изучения английского языка. Эти технологии могут помочь учащимся лучше понять контекст использования изучаемого языка и научиться применять свои знания не только на уроке, но в досуговой деятельности.

Для успешного формирования функциональной грамотности у обучающихся педагогу необходимо придерживаться междисциплинарного подхода. Для этого нужно структурировать педагогический процесс следующим образом [5].

Во-первых, на уроках английского языка целесообразно включать учебные задания, фокусирующиеся на логических основах мышления, математических операциях, а также эмпирическом поиске решений. Данная деятельность позволит заложить основы формального рассуждения на английском языке у школьников.

Во-вторых, важно уделять внимание работе обучающихся с географическими, биологическими, химическими и физическими фактами о явлениях природы, людях, событиях, закономерностях и пр. Данный вид учебного труда способствует расширению мировоззрения школьников, а также словарного запаса на английском языке.

В-третьих, необходимо предлагать ученикам упражнения, предполагающие описание и установление хронологии исторических и текущих событий. Такая тренировка поможет овладеть процессом моделирования речевых ситуаций на английском языке и прогнозирования.

В-четвертых, выполнение учебных заданий, требующих навыков социального мышления помогут педагогу не только создать необходимый образовательный контекст, но и контролировать развитие когнитивных ресурсов, необходимых для межкультурной коммуникации в условиях учебного занятия, а также досуговой деятельности.

Междисциплинарный подход к формированию функциональной грамотности на уроках английского языка позволяет педагогу работать со следующими дидактическими аспектами:

1) коммуникативный аспект, предполагающий общение как основу функциональной грамотности. Наиболее продуктивными методами работы с данным аспектом педагоги считают ролевые игры, дискуссии, проекты и т.д., поскольку именно они направлены на развитие коммуникативных навыков у школьников.

2) когнитивный аспект, фокусирующийся на развитии процессов памяти, восприятия, обработки и сохранения информации на английском языке, а также предметных и абстрактных форм мышления. Для работы в данном контексте педагоги предпочитают использовать те задачи, которые требуют анализа, синтеза и оценки обучающимися учебной информации.

3) аспект проектной деятельности, базирующийся на поисково-исследовательской деятельности обучающихся, нацеленной на решении учебной задачи, сформулированной в качестве научной проблемы. Для этого педагоги создают проекты, требующие применения учащимися различных мыслительных операций, таких как обобщение, анализ, синтез, категоризация, а также навыков работы в группе.

4) интерактивный аспект, основывающийся на активном участии школьников в процессе обучения, поддержании у них учебной мотивации, а также интереса к изучению английского языка. Для реализации данного аспекта используются вышеупомянутые методы, также допускается их модификация под контекст темы учебного занятия.

5) цифровой аспект, интегрирующий информационные технологии в обучение английскому языку современных школьников. Для этого педагоги могут использовать соответствующий возрасту, целям и задачам урока медиа контент. Это поможет не только сделать обучение более интересным и увлекательным, но и наглядно продемонстрирует специфические особенности межкультурной коммуникации [3].

В эпоху цифровизации функциональная грамотность становится еще более актуальной, поскольку она помогает школьникам адаптироваться к условиям быстро меняющегося реального мира и виртуальной среды [4].

Таким образом, формирование функциональной грамотности на уроках английского языка может быть реализовано с помощью различных методов обучения учащихся иноязычной речи в условиях близкого к аутентичным условиям контекста. Функциональная грамотность представляет собой многогранную систему навыков и умений, отвечающих за практическое применение полученных знаний в целенаправленной деятельности.

На своих уроках я применяю различные приёмы и технологии, благодаря которым и формируется та самая творческая личность, способная мыслить и действовать, решая нестандартные задачи, а, следовательно, функционально грамотная личность. Кроме того, данные технологии направлены на расширение кругозора учащихся и осознанного отношения к окружающему миру.

Среди наиболее эффективных технологий, можно выделить:

— технологию критического мышления;

— метод проектов;

— личностно ориентированное обучение;

— игровые технологии;

— информационно-коммуникационные технологии.

Благодаря технологии критического мышления можно выстроить на уроке партнерские отношения, не только через общение, но и через интересный совместный поиск. В классе создается атмосфера открытости, ответственного сотрудничества. Учащиеся могут анализировать свою работу на уроке, но самое главное, учатся делать это самостоятельно.

Приемы технологии критического мышления, которые позволяют достигать описанные выше результаты:

— «Лови ошибку» (учащимся предлагается выступить в роли учителя и исправить ошибки, например, в предложениях в Present Simple. Они должны не только исправить, но и объяснить, почему это ошибка.

— «Рассказ по ключевым словам» или картинкам.

— «Чем закончится история» (Даю детям посмотреть отрывок из видео, останавливаю и прошу продолжить рассказ).

— «Тонкие и толстые вопросы» (учащиеся должны задать простые и сложные вопросы по теме, или по содержанию какого-то рассказа)

— «Синквейн», как обобщение работы по тексту (стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется для синтеза материала. Благодаря лаконичности, развивается умение резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Синквейн идеально подходит для проверки домашнего задания, например, на уроке детям предлагается составить синквейн по прочитанному тексту. Время, естественно, ограничено. Сразу видно, кто делал домашнее задание, а кто — нет, ведь для синквейна требуется осмысленное прочтение.

— «Перепутанные логические цепочки» (текст разбивается на части, затем его необходимо составить логически правильно).

Метод проектов как наиболее активный наилучшим способом помогает формировать функциональную грамотность. Во-первых, учащиеся учатся находить информацию самостоятельно, а тем самым анализировать и делать выводы. Во-вторых, они развивают свои коммуникативные навыки. В-третьих, учатся отвечать не только за свою работу, но и за работу целой группы, если предполагается групповой проект. И наконец, возрастает интерес к процессу обучения.

Личностно ориентированное обучение — технология, которая дает каждому учащемуся возможность реализовать себя на уроке, ведь в данном случае мы опираемся на его способности и интересы. Данная технология также позволяет проявлять изобретательность, умение выходить из «сложных», на первый взгляд, нерешаемых ситуаций. Личностно ориентированное обучение — это не только средство интеллектуального, но и нравственного развития личности. На каждом своем уроке я стараюсь подбирать материал так, чтобы можно было выявить личный опыт учеников, чтобы не только расширялся их объем знаний, но и происходило преобразование личного опыта через структурирование, интегрирование и обобщение. Подвожу детей к тому, чтобы они могли выразить собственное мнение на определенную ситуацию, например, через приём дебатов, когда одна группа учеников приводит аргументы в пользу проблемного вопроса, а другая — против. При этом создается потрясающая рабочая атмосфера на уроке, дети испытывают ситуацию успеха, ведь в данном методе нет проигравших. И снова повышается мотивация к изучению английского языка.

А изучение «скучной», по мнению многих учеников грамматики, также можно сделать интересным и продуктивным с помощью личностно-ориентированной направленности. Один из приемов, который позволяет избежать механической отработки времен на уроке — использование креативных, «поэтически-музыкальных» заданий. Например, предлагаю ученикам прочитать стихотворение и объяснить употребление артиклей.

Go to the East or go to the West

Your home is always the best!

(the East and the West-части света, home –употребляется с притяжательным местоимением your, the best –превосходная степень прилагательного good). При формировании продуктивных грамматических навыков, например, по теме Passive Voice, предлагаю раскрыть скобки, поставив глаголы в пассивную или активную формы и аргументировать свой выбор.

Эффективность применения игровой технологии на уроках английского языка сложно переоценить, т. к. она способствует лучшему усвоению материала и развивают речевые компетенции. Игры можно применять абсолютно в каждом классе, и дети их очень любят.

Наряду с играми фонетическими, лексическими, орфографическими, наибольшей популярностью пользуются ролевые игры, ведь они как нельзя лучше развивают не только речевые навыки, но и творческий потенциал, языковой барьер стирается, дети привыкают выступать на публике, а погружение их в ту или иную речевую ситуацию позволяет в дальнейшем адаптироваться в реальной жизни. Так, например, в старших классах ребята очень любят формат ток шоу, когда кто-то выступает в роли знаменитости, разыгрывая определенную заранее легенду. Также, успешно проходят игры в формате «Small talk», когда учащиеся оказываются в в аэропорте, в магазине, в школе и т. д.

Говоря об информационно-коммуникационных технологиях , стоит отметить особую мотивацию учащихся к выполнению интерактивных заданий, но и также эффективность закрепления лексическо-грамматических тем.

Наиболее популярные ресурсы, которые я использую в работе это:

(огромный каталог заданий на отработку фонетических, лексических, орфографических, грамматических тем)

(представлены задания по разным видам речевой деятельности)

Список литературы:

1. Безукладников К. Э., Готлиб Д. Л. Формирование функциональной грамотности в основной школе как способ повышения мотивации учения на уроках иностранного языка // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики, 2021. № 1. С. 106-117.

2. Вербицкий А. А. Контекстное обучение иностранному языку специальности. Москва: Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова, 2015. 205 с.

3. Кларин М. В. Инновационные модели обучения: Исследование мирового опыта. Монография. М.: Луч, 2016. 640 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Summer go on holiday move house buy a car holiday home go on holiday 1

Слайд 2

Summer suitcase bag rucksack briefcase suitcase 2

Слайд 3

Summer hotel mobile home caravan hospital hotel 3

Слайд 4

Summer sunbathe walk swim surf sunbathe 4

Слайд 5

Summer beach volleyball tennis basketball netball beach volleyball 5

Слайд 6

Summer sand castle sand house sand palace sand tower sand castle 6

Слайд 7

Summer beach ball football frisbee basketball beach ball 7

Слайд 8

Summer swimming trunks kilt jeans trousers swimming trunks 8

Слайд 9

Summer swimsuit bikini top dress swimsuit 9

Слайд 10

Summer sailing windsurfing surfing water skiing sailing 10

Слайд 11

Summer snorkelling sunbathing canoeing scuba-diving snorkelling 11

Слайд 12

Summer swimming sailing snorkelling scuba-diving swimming 12

Слайд 13

Summer surfing rafting sailing windsurfing surfing 13

Слайд 14

Summer beach umbrella beach chair bucket and spade flip-flops beach umbrella 14

Слайд 15

Summer sunglasses goggles watches sunshades sunglasses 15

Слайд 16

Summer walk on the beach go shopping go sightseeing go on a cruise walk on the beach 16

Слайд 17

Thank you. Dedicated to my beloved son, Tom who died on 7 April 2014 at the age of 17. http://busyteacher.org/19543-my-son-tom.html 17


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка как одно из приоритетных направлений современного образования школьников.

Необходимо изменить приоритеты  в сфере школьного образования: на первом плане должна быть ориентация на формирование «ключевых компетенций» и «функциональной грамотности»...

Функциональная граммотность на уроках английского языка

Основной целью обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения и практического применения знаний, поэтому можно смело утверждать, что на уроках английского языка учи...