Реализация воспитательного потенциала учебного предмета «Иностранный язык» и его роль в личностном развитии обучающихся»
статья по английскому языку

Гафурова Гульнур Масгутовна

.Главная ценность уроков иностранного языка (в частности английского) заключается в его воспитательном потенциале. Коммуникативное обучение развивает и воспитывает такие качества, как трудолюбие, настойчивость, инициативность, развивает волю, мышление, внимание, память и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    «Реализация воспитательного потенциала учебного предмета

           «Иностранный язык» и его роль в личностном развитии обучающихся»

                                     Выступление на РМО 18.08.2025

Главная ценность уроков иностранного языка (в частности английского) заключается в его воспитательном потенциале. Коммуникативное обучение развивает и воспитывает такие качества, как трудолюбие, настойчивость, инициативность, развивает волю, мышление, внимание, память и т.д.

В настоящее время целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации.

Основной целью обучения иностранному языку является развитие личности школьников, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой ими иноязычной речевой деятельности.

   Указанная цель раскрывается в единстве четырех взаимосвязанных компонентов: воспитательного, развивающего, образовательного и практического.

   Воспитательный компонент цели заключается в следующем:

  1. в формировании у школьников уважения и интересов к культуре и народу страны изучаемого языка
  2. в воспитании культуры общения
  3. в поддержании интереса к учению и формированию познавательной активности
  4. в воспитании потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности

   Воспитательные аспекты на уроках английского языка связаны с конкретными темами, которые изучаются в программе. Практически в любой теме есть некие воспитательные задачи, которые мы решаем вместе с детьми на уроках.

   В начальной школе при работе над какой-либо темой учащиеся выполняю самостоятельные проектные работы. Эти работы связаны с поиском информации по конкретной изучаемой теме, составлением своей работы на английском языке и ее оформлением.

   Через темы «Моя семья», «Мой дом, моя комната» воспитываются духовные и нравственные качества личности. Семья-основа любого общества. Именно она закладывает характер человека. Работая по теме «Моя семья» в 4 классе, учащиеся изучают родословную своей семьи, а затем предоставляют проекты генеалогических деревьев помогают им задуматься о своей семье, осознать, насколько семья для них важна в жизни. Что касается своей комнаты, то ученики описывают предметы мебели. Комнату свою они изображают прибранной, светлой, складываются  такие качества как опрятность, аккуратность, уважение к труду.

В теме «Еда» дети описывают блюда, которые они употребляют, которые они предпочитают больше всего. Описывают завтрак, обед и ужин, тем самым раскрывают тему рациона питания и режима дня.

   Тема «Письмо другу о летних каникулах» рассматривается как в начальной, так и в средней школе. Нравственное воспитание-основа данной темы. Воспитывается уважение и толерантность друг к другу. С каждым годом обучения прибавляется новый лексический материал, и это дает возможность учащимся дополнить и расширить свои проектные работы, встречаясь с этой темой несколько раз. Ученики делятся своими впечатлениями о проведенном времени, делятся положительными и негативными эмоциями через письмо.

Воспитательные цели урока прослеживаются и в структуре урока. В организационном моменте, когда ученики сами определяют тему и цели урока, тем самым учатся самостоятельности принятия решения. В основной части урока развиваются мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение, систематизация и обобщение.

Какие же методы и приемы, используемые на уроке английского языка, могут содействовать нравственному воспитанию учащегося? Прежде всего, здесь не последнее место занимают коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения. Рассмотрим на примере групповую работу на уроке в 6 классе по теме «Зоопарки и природные парки». Ученики поделились на 3 группы, и приготовили маленькие сообщения по пройденному материалу: 1)животные в зоопарке, 2)животные в природном парке и в заповеднике, 3)животные на воле. Иллюстрировали картинками и приготовленными заранее вырезками. Данная работа является не только обучающей, но и воспитательной. Воспитывается любовь и бережное отношение к животным, к проблемам окружающей среды, на уроках затрагивается экологический аспект данной проблемы.  

Что касается парной работы, то в данном случае ученики составляют и разыгрывают диалоги по образцу, тем самым учатся культуре общения, этикету, формируется любознательность и стремление расширить кругозор.

Большое значение имеет работа с поэтическим материалом, который развивает ребенка, обогащает его духовный мир, прививает любовь к родной природе, чуткость к поэтическому слову. Авторы УМК предоставляют широкий спектр заданий, связанных с работой над поэтическим материалом. Чтение стихов, их декламация и перевод делают занятия иностранным языком более содержательным, повышают мотивацию и интерес к изучению предмета. Также уделяется большое внимание отбору стихотворений, в основу которых положены тематические, познавательные и дидактические принципы.

В заключительном этапе урока стоит отметить, что с точки зрения воспитания разные виды оценивания позволяют осуществлять нравственное воспитание, воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, силу воли, коммуникабельность, трудолюбие. Разные способы оценивания оказывают положительное воздействие на ребенка и в плане успеха, и в случае неудач. На уроках я применяю такие приемы, как комментирование оценки, обсуждение оценки с учащимися. При этом учащиеся сами определяют, что нового они узнали на уроке и какой материал вызывал затруднения.

Важную роль в поведении ребёнка и формировании его личности играет школьная успеваемость. Возникшее вследствие разных причин хроническое отставание в учёбе может породить у школьника отвращение к учебной деятельности и стремление самоутвердиться иными способами. Дабы избежать подобных ситуаций, в ход урока следует включить работу со слабоуспевающим учеником. Такая работа проводится индивидуально с каждым учеником, который требует к себе особого внимания.

Какую работу с такими учениками я провожу на своем уроке?

1. Раздаточный материал. В зависимости от уровня владения языком я раздаю ученикам карточки с заданиями на усвоение лексического или грамматического материала. Зачастую они демонстрируют выполнение своей работы в конце урока, объясняя при этом, как они выполнили задание, и что нужно было сделать. Это помогает остальным ученикам вспомнить ту или иную пройденную тему.

2. Участие в ходе урока. Кроме самостоятельных работ, ученик может участвовать в процессе наряду с остальными учащимися, определяя ход урока. К примеру, помогать определять тему урока, его цели, читать задание и комментировать, что в нем нужно сделать, читать правила грамматического материала, помогая учащимся разобраться в нем.

3. Групповая работа. Наряду с сильными учениками, слабый ученик может тоже внести свой вклад в работу. В данном случае ученику легче будет освоить тот или иной материал, если он будет сам добывать нужную информацию. (Работа над тестами, найти ответы на вопросы).

Хочется отметить, что особенно важным для учеников с низким уровнем активности является фактор успеха. Необходимо всегда хвалить ученика даже за самые незначительные успехи, чаще обращать внимание коллектива обучающихся на успехи такого ученика так, чтобы он чувствовали своё движение вперёд.

На  уроках иностранного языка мы обучаем общению, которое по самой своей сути – личностно. Ученик не просто рассказывает о чём то; он высказывает своё мнение, своё отношение к предмету общения. Именно эта личностная заострённость и является тем каналом, через который в душу и сознание ученика проникает воспитательное воздействие.

Таким образом, изучая иностранный язык, ученик должен не только усвоить его лексические, грамматические и синтаксические особенности, но и научиться адекватно ситуации реагировать на реплики носителей языка, уместно применять мимику и жесты, использовать формулы речевого этикета и знать культурно-исторические особенности страны изучаемого языка.               

 Невозможно представить себе человека, вступившего в диалог культур и оставшегося на той же ступени личностного развития. Культура общения участника коммуникации выходит на совершенно иной, более высокий уровень, который требует от него:

- терпимости к непохожести собеседника;

- уважения к культуре партнёра по общению;

- принятия различий в стиле жизни, одежде, образе мышления;

- преодоления стереотипов в отношении другого народа и его культуры;

- проявления интереса к собеседнику и его стране;

- открытости новому и неизвестному.

Иностранный язык открывает учащимся непосредственный доступ к огромному духовному богатству другого народа, повышает уровень их нравственного воспитания, формирует любовь к своему Отечеству. И поэтому иностранному языку отводится существенная роль в плане формирования личности, человека культуры. Иностранный язык как  учебный предмет располагает большими возможностями для воспитания патриотизма, интернационализма, формирования нравственных качеств человека.                        

Урок иностранного языка – это перекрёсток культур, это практика межкультурной коммуникации, это воспитание личности, обладающей высокой системой общечеловеческих ценностей, новым мышлением и реалистичным взглядом на современный мир.

 

Гафурова Г.М. МБОУ СОШ №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка из опыта работы по вопросам реализации содержания и технологий формирования предметных, метапредметных и личностных результатов в рамках учебного предмета «Иностранный язык» «Интеллектуальная игра по английскому языку «RAISING STAR

Разработка внеурочного мероприятия по английскому языку Raising Star (Восходящая Звезда) рассчитана на обучающихся 7 классов. Данное мероприятие активизирует коммуникативные умения всех видов речевой ...

Возможности реализации инвариантного модуля «Школьный урок» в рамках учебного предмета «Иностранный язык»

Статья посвящена возможностям реализации инвариантного модуля «Школьный урок» на уроках английского языка....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Занимательный английский» учебного предмета «Иностранный язык (английский)» для обучающихся 2-4 классов (ФГОС НОО) Учитель английского языка высшей категории Нехорошева Н.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо внеурочной деятельности«Занимательный английский»учебного предмета «Иностранный язык (английский)»для обучающихся 2-4 классов (ФГОС НОО)  Учитель ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Иностранный язык (английский)» для обучающихся 2, 4 классов 2024 -2025 г. (срок реализации)

Данная программа предназначена для обучения школьников в российских общеобразовательных учреждениях и школах с углублённым изучением английского языка на основе линии учебно-методических комплектов &l...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Иностранный язык (английский)» для обучающихся 6, 8 классов 2024 -2025 г. (срок реализации)

Аннотация к рабочей программе "АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ",6 класс (“SPOTLIGHT”) по обновленным ФГОСПредлагаемая рабочая программа по английскому языку предназначена для обучающихся...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Иностранный язык (английский)» для обучающихся 10, 11 классов 2024 -2025 г. (срок реализации)

Аннотация к рабочей программе по английскому языку 10-11 класс Настоящая программа отвечает требованиям Федерального государственного...