ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ УМК «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ» (SPOTLIGHT) В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
статья по английскому языку (5 класс)

Костина Екатерина Сергеевна

В статье представлен опыт практического применения учебно-методического комплекса (УМК) «Английский в фокусе» (Spotlight) в общеобразовательной школе. Рассматриваются методологические основы комплекса, его ключевые дидактические характеристики и соответствие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Особое внимание уделяется анализу структурных компонентов УМК и их влиянию на формирование коммуникативной компетенции и метапредметных умений учащихся. На примере реализации учебного проекта «Солнечные часы» демонстрируется практическая реализация деятельностного подхода и воспитательного потенциала курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx38.43 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ УМК «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ» (SPOTLIGHT) В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Учитель английского языка МОУ «СОШ №41» г. Саратова
Костина Е.С

Аннотация: В статье представлен опыт практического применения учебно-методического комплекса (УМК) «Английский в фокусе» (Spotlight) в общеобразовательной школе. Рассматриваются методологические основы комплекса, его ключевые дидактические характеристики и соответствие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Особое внимание уделяется анализу структурных компонентов УМК и их влиянию на формирование коммуникативной компетенции и метапредметных умений учащихся. На примере реализации учебного проекта «Солнечные часы» демонстрируется практическая реализация деятельностного подхода и воспитательного потенциала курса.

Введение
Учебно-методический комплекс «Английский в фокусе» (Spotlight) представляет интерес как образовательный инструмент, соответствующий требованиям как Федерального компонента Государственного стандарта, так и обновленного ФГОС. Курс был разработан в рамках современного европейского образовательного пространства и соответствует уровню А1 Общеевропейской системы оценки владения иностранным языком, что ориентирует учебный процесс на достижение практических результатов в области межкультурной коммуникации.

Методологическая основа УМК
Методологический фундамент комплекса базируется на трех ключевых подходах:

  1. Коммуникативно-когнитивный подход, обеспечивающий поэтапное формирование и развитие всех компонентов коммуникативной компетенции.
  2. Личностно-ориентированный подход, позволяющий учитывать интересы, возрастные и индивидуальные особенности каждого ученика.
  3. Деятельностный подход, который трансформирует ученика из пассивного слушателя в активного субъекта образовательного процесса.

Деятельностная направленность обуславливает применение современных педагогических технологий, таких как метод проектов. Конечной целью является формирование компетентного пользователя языка, готового к осознанному диалогу культур.

Ключевые дидактические характеристики курса
К числу наиболее значимых особенностей УМК «Английский в фокусе» относятся:

  • Аутентичность материалов: значительная часть языковых материалов представляет собой образцы реальной речи.
  • Модульная структура: структура каждого модуля соответствует полному циклу психологической деятельности ученика: от мотивации и целеполагания до самоконтроля, самооценки и рефлексии.
  • Формирование метапредметных умений: этому способствует рубрика «Учись учиться», предоставляющая практические рекомендации по организации учебной деятельности.
  • Межпредметные связи: курс системно выстраивает связи с другими дисциплинами, позиционируя язык как средство познания мира.
  • Воспитание и социализация: разделы «Spotlight on Russia» и «Культурологический аспект» знакомят с культурой стран изучаемого языка и формируют навыки презентации собственной культуры.
  • Дифференциация и подготовка к ГИА: УМК предоставляет возможности для дифференцированного подхода и включает систему заданий, готовящих к государственной итоговой аттестации.

Структурно-содержательный анализ учебника
Учебник состоит из 10 тематических модулей и «Starter Module» для повторения основ. Новый материал в каждом модуле сконцентрирован в первых трех уроках («уроках микротемы»), что способствует поддержанию высокой учебной мотивации. Содержательное ядро модуля составляют эти уроки вместе с уроком речевого этикета «English in use». Завершает каждый модуль раздел для самопроверки, выполняющий функции мотивации и целеполагания.

Языковой портфель (Portfolio) как инструмент формирования автономии учащегося
Компонент «Языковой портфель» является инструментом для развития навыков самоанализа, самооценки и рефлексии. Ученик курирует свои достижения, выбирая творческие задания и помещая в портфель работы, подтверждающие его прогресс (проекты, работы по внеклассному чтению). Оформление портфеля в конце учебного года представляет собой творческий отчет о достижениях.

Практическая реализация деятельностного подхода: проект «Солнечные часы»
Практическая апробация УМК была осуществлена в рамках проектной работы по модулю 6. Тема проекта — «Солнечные часы». Работа началась с проблемного вопроса о видах часов. Далее учащиеся работали с аутентичным текстом, используя стратегии изучающего чтения и аудирования. На следующем этапе был совместно разработан алгоритм изготовления макетов часов, которые ученики создавали самостоятельно. Завершающей стадией стала выставка и защита проектов, в ходе которой учащиеся представляли свои работы и проводили анализ ошибок на основе сравнения с успешными образцами.

Воспитательный потенциал УМК
Помимо учебных результатов (развитие навыков чтения, аудирования и говорения), проектная работа позволила достичь важных воспитательных целей:

  • осознание возможностей самореализации;
  • воспитание организованности и дисциплинированности;
  • укрепление семейных ценностей через вовлечение родителей в совместную творческую деятельность.

Заключение
Таким образом, УМК «Английский в фокусе» является современным и эффективным инструментом, который позволяет не только формировать прочные языковые навыки, но и развивать личность ученика, его способность к самообразованию и готовность к межкультурному диалогу. Комплекс предоставляет учителю методическую поддержку и создает условия для творческой педагогической работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к докладу на XII городской научно-практической конференции "Современный урок географии. Речевая культура как условие реализации требований ФГОС", 2012г.

Хочу представить вашему вниманию краткую информацию об опыте своей работы с «особыми детьми».О школе Наш центр образования относиться к образовательным учреждениям, где учатся те, кого выставили...

Педсовет "Проектирование урока в деятельностной парадигме в контексте реализации требований ФГОС"

Педагогический совет по теме «Проектирование  урока в деятельностной  парадигме в контексте  реализации  требований  ФГОС»  Цель: спроектировать учебное за...

Разработка технологической карты урока в контексте реализации требований ФГОС

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока,...

Современный урок информатики в контексте реализации требований ФГОС ООО

Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его  стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики  концентрируется в уроке.Совр...

Сборник "Преемственность педагогических идей В.А. Сухомлинского в контексте реализации требований ФГОС УО (ИН)"

Преемственность педагогических идей В.А. Сухомлинского в контексте реализации требований ФГОС УО (ИН)....

Рабочая программа по английскому языку "Английский в фокусе" “Spotlight” 7 класс по обновленным ФГОС 2024–2025 г.

Рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа, из расчета 3 часа в неделю в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений.Цели, задачи и результаты изучения ...