Персонализированная программа наставничества для молодого специалиста
учебно-методический материал по английскому языку
В данной программе представлен план работы с молодым педагогом на год
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
для молодого учителя английского языка МОУ-лицея имени Д.И. Менделеева
Соловьевой Елизаветы Романовны
составитель: Понкрачева Ирина Геннадьевна,
учитель английского языка высшей категории
МОУ-лицея имени Д.И.Менделеева
Клин, 2025 г.
Содержание программы: | стр. | |
1. | Пояснительная записка | 3-4 |
2. | Ценностные ориентиры | 4 |
3. | Планируемые результаты | 4-5 |
4. | Содержание программы | 5-7 |
5. | План реализации программы наставничества | 7-8 |
6. | План работы педагога-наставника с молодым специалистом | 8-15 |
7. | Используемая литература | 15 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы наставничества
Наставничество - вид деятельности социально активных людей, готовых принять, понять, помочь, научить, проконсультировать, транслировать свой позитивный опыт. Передавая опыт и свои знания, каждый обучающийся или взрослый осознает свою значимость и берет на себя ответственность в создании благополучной атмосферы обогащения и развития среды, в которой он находится. Актуальность программы наставничества определена государственной политикой в области образования и определяет стратегию развития школы.
Важной задачей образования на сегодняшний день является привлечение в образовательную сферу талантливой и профессиональной молодежи; повышение престижа и социальной значимости профессии педагога; улучшение качества образования. Проблема образовательного учреждения заключается не только в привлечении молодых специалистов в школу, но и закреплении в системе образования. Необходимы дополнительные меры поддержки молодых учителей и важным этапом является наставничество.
Цель наставничества – успешное закрепление молодого специалиста в должности педагога, повышение его профессионального потенциала и уровня, создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации.
Задачи:
- Обеспечить теоретическую, психологическую, методическую поддержку молодых педагогов.
- Способствовать планированию карьеры молодых специалистов, мотивации к повышению квалификационного уровня.
- Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности молодого педагога. Срок реализации программы 1 год
Начало реализации программы наставничества с 1.09.2025 г., срок окончания 1.09 2026 года.
Исходя из образовательных потребностей МОУ-лицея имени Д.И.Менделеева целевой моделью наставничества рассматривается форма наставничества «Учитель – учитель».
Основные виды деятельности наставника и молодого специалиста:
- Диагностика затруднений молодого специалиста, оказание помощи на основе его потребностей.
- Планирование и анализ взаимодействия наставника и молодого специалиста.
- Привлечение молодого педагога к участию в работе МО учителей лицея.
- Посещение уроков и внеклассных мероприятий молодого специалиста, организация взаимопосещения.
- Оказание помощи молодому специалисту в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы.
- Оказание помощи в распространении собственного педагогического опыта – открытые уроки и внеклассные мероприятия.
- Привлечение участия в вебинарах, семинарах, конкурсах различного уровня.
Принципы: добровольность, конфиденциальность, ответственность, искренне желание помочь в преодолении трудностей, взаимопонимание.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ:
Общим признаком образовательных дефицитов является недостаток самостоятельности молодого специалиста. Программа предусматривает, конечный результат деятельности наставника - обретение молодым педагогом способности к самостоятельным действиям, решению проблем, преодолению барьеров, самоуправлению процессами собственного развития, образования, адаптации и карьерного роста.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Осознание молодым педагогом своих профессиональных качеств и ориентация на ценности саморазвития.
- Качественные изменения во взаимоотношениях с коллегами, учениками, родителями.
- Желание взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь.
- Рост профессиональной и методической компетенции молодых педагогов, повышение уровня профессиональной деятельности.
- Адаптация и закрепление молодых специалистов в образовательном учреждении.
- Повышение знаний молодого педагога в вопросах педагогики и психологии.
- Психологическая устойчивость педагога, адаптация к работе в условиях модернизации современного образования.
- Повышение компетентности педагога-наставника, его профессионального статуса в образовательном учреждении.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4.1 Требования, предъявляемые к наставнику:
-знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого и вновь прибывшего специалиста по занимаемой должности;
-разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
-изучать деловые и нравственные качества молодого педагога, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
-знакомить молодого специалиста с лицеем, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;
-вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю- предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
-проводить необходимое обучение;
-контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;
-разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления;
-давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;
- контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
-оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
-личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
-участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
-периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
-подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
Требования к наставляемому специалисту:
- изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
- выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
- периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения
4.2. Механизм управления программой
Основное взаимодействие между участниками: «опытный педагог – молодой специалист», классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых професиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы.
Основными принципами работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами являются:
Обязательность - проведение работы с каждым специалистом, приступившим к работе в учреждении вне зависимости от должности и направления деятельности.
Индивидуальность - выбор форм и видов работы со специалистом, которые определяются требованиями должности, рабочим местом в соответствии с уровнем профессионального развития.
Эффективность - обязательная периодическая оценка результатов адаптации, развития специалиста и соответствия форм работы уровню его потенциала.
4.3. Организация контроля и оценки
Контролировать и оценивать работу наставляемых, будет наставник и руководитель ШМО. Оценка будет происходить в качестве текущего контроля и итогового контроля.
Текущий контроль и итоговый контроль будет происходить по итогам составленного наставляемыми и наставником отчёта на заседании РМО учителей, как один из рассматриваемых вопросов.
Деятельность наставника
- й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста/ наставляемого, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
- й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога/ наставляемого, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
- й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога/ наставляемого, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
Сведения о молодом специалисте
Фамилия, имя, отчество | Соловьева Елизавета Романовна |
Образование | высшее (бакалавриат) |
Какое учебное заведение окончил | Государственный университет просвещения, 2024 год |
Педагогический стаж | 1 год |
Место работы | МОУ-лицей имени Д.И. Менделеева г.о. Клин |
Должность | учитель английского языка |
Предмет | Английский язык |
Учебная нагрузка | 23 часа |
Классы | 1а, 2а/в, 3а/б/в/г/т/э, 4б/л |
Классное руководство | нет |
Квалификационная категория | нет |
Сведения о педагоге-наставнике | |
Фамилия, имя, отчество: | Понкрачева Ирина Геннадьевна |
Образование | высшее (специалитет) |
Какое учебное заведение окончил | ПГПУ им. С.М. Кирова |
Год окончания учебного заведения | 1998 год |
Специальность по диплому | Учитель английского и немецкого языков |
Педагогический стаж | 27 лет |
Место работы | учитель английского языка |
Должность | Учитель английского языка |
Предмет | Английский язык |
Учебная нагрузка | 26 часов |
Классы | 5м, 7м, 9з,10б,10т,11б,11т,11м |
Квалификационная категория | высшая |
План мероприятий
№ п/ п | Мероприятия | Формы | Сроки |
1. Планирование персонализированного наставничества | |||
1.1 | Встреча-планирование. | Беседа | Сентябрь, 2025г. |
Определение основных направлений совместной деятельности | |||
1.2 | Уточнение профессиональных трудностей, целей профессионального взаимодействия, форм и методов поддержки (Приложение 1) | Анкетирование | Сентябрь, 2025г. |
1.3 | Помощь в самоорганизации: составление плана достижения поставленных целей, обучение инструментам тайм-менеджмента. | Консультирование | Сентябрь, 2025г. |
2. Реализация программы персонализированного наставничества | |||
2.1 Изучение теоретических аспектов работы учителя | |||
2.1.1 | Изучение нормативных документов, регулирующих деятельность педагога | Обсуждение и рефлексия изученной информации | Сентябрь, 2025г. |
2.1.2 | Изучение и разработка ООП НОО, ООО | Консультирование | Сентябрь, 2025г. |
2.2. Профессиональное развитие молодого специалиста как учителя- предметника | |||
2.2.1 | Освоение методики составления технологической карты урока | Консультация | Октябрь, 2025г. |
2.2.2 | Повышение профессионализма через просмотр вебинаров, видеоконференций по актуальным темам преподавания предмета | Обсуждение и рефлексия полученной информации | В течение реализации программы |
2.2.3 | Методическое сопровождение в формировании фонда оценочных процедур | Консультирование | В течение реализации программы |
2.2.4 | Посещение уроков молодого специалиста с целью выявления основных трудностей | Анализ урока | Октябрь, 2025, январь 2026 |
2.2.5 | Эффективные приемы организации проектной деятельности обучающихся | Мастер-класс | Ноябрь, 2025г. |
2.2.6 | Изучение лучших практик развития функциональной грамотности на уроках английского языка | Обсуждение и рефлексия полученной информации | Декабрь, 2025г. |
2.2.7 | Посещение открытых уроков наставника | Анализ урока | Январь, 2026г. |
2.2.8 | Методика оценки уровня развитости мета навыков, «Самооценка психических состояний» (Приложение 2, 3) | Анкетирование | Январь, 2026г. |
2.2.9 | Методическое сопровождение в подготовке публикаций в периодических изданиях | Консультация | Февраль, 2026г. |
2.2. 10 | Развитие навыков формирующего оценивания. Изучение передового опыта | Дискуссия | Март, 2025г. |
2.3. Профессиональное развитие молодого специалиста как классного руководителя | |||
2.3.1 | Освоение эффективных подходов к планированию деятельности классного руководителя, тайм-менеджмент | Беседа | Октябрь, 2025г. |
2.3.2 | Применение технологии портфолио в работе классного руководителя | Консультирование | Ноябрь, 2025г. |
2.3.3 | Решение психолого-педагогических кейсов | Практикум. | Декабрь, 2025г |
2.3.4 | Поведение педагога при возникновении конфликтных ситуаций | Разработка памятки | Март, 2026г |
2.3.5 | Изучение успешного опыт работы с родителями, методики подготовки и проведения родительских собраний, освоение приемов вовлечения родителей во внеурочную деятельность | Консультирование | Апрель, 2025 г. |
3. Завершение программы наставничества | |||
3.1 | Анализ результатов взаимодействия, рефлексия (Приложение 4) | Анкетирование | Май, 2025г. |
3.2 | Планирование направлений деятельности на следующий периодреализации Программы персонализированного наставничества | Беседа | Май,2025 г. |
Ожидаемые результаты:
-успешная адаптации молодого педагога в учреждении;
-активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания; повышение профессиональной -компетентности молодого педагога в вопросах педагогики и психологии;
-обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;
-совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся, в т.ч. детей с ОВЗ;
-использование в работе начинающего педагога современных педагогических технологий; умение проводить уроки дистанционно с использованием платформы Макс и других;
-умение проектировать воспитательную систему, работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Волкова, Н.А. Наставничество в школе как ресурсная среда для развития компетенций обучающихся [Электронный ресурс] / Н. А. Волкова, И. В. Сычева //Академический вестник. Вестник СПб АППО. - 2022 - №2. - С.18-21.
- Журавлева, Н.Н.Организация наставничества как необходимое условие управления качеством образования
[Электронный ресурс] / Н. Н. Журавлева, И. А.Талышинская // Вестник педагогических инноваций. - 2022 - №2. - С.14-22.
- Сасарина, Е. Целевая модель наставничества педагога в школе: с чего начать? [Электронный ресурс] / Е. Сасарина
// Директор школы. - 2022 - №8. - С.15-22.
- Дипломатова, З.Ю. Наставничество в образовательной организации как условие карьерного роста учителя [Электронный ресурс] / З.Ю. Дипломатова, В.Н. Иванов, Г.А. Александрова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им.И.Я. Яковлева. – 2021 – № 1 (110). – С. 131-140.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа наставничества над молодым специалистом
Программа наставничества над молодым специалистом...
Персонализированная программа наставничества (учитель-учитель)
Персонализированная программа наставничества (учитель-учитель) на 2022-2023 учебный год...

Персонализированная программа наставничества
Персонализированная программа работы наставника с молодым педагогом...

ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА «педагог-ученик (выбор профессионально-образовательного учреждения по профессии – «Кинолог»)»
Целью программы наставничества является определение наставляемого ученицы 9 класса, в выборе профессионально-образовательного учреждения по профессии–«Кинолог»после окончания 9...

Индивидуальный план наставничества для молодого специалиста по предмету "Информатика"
Наставничество – это важный этап в профессиональном становлении молодого специалиста. Этот план поможет создать поддерживающую среду, где новый учитель может развиваться, учиться и становиться у...

Программа наставничества с молодым специалистом
Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включе...
