ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
статья по английскому языку

Маврычева Ксения Алексеевна

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (далее — СДВГ) в России, по эпидемиологическим данным, выявляется у 7–28% детей младшего школьного возраста и создает значительные трудности в процессе обучения иностранному языку. Данная статья посвящена систематизации методических подходов к организации инклюзивного обучения английскому языку для детей с СДВГ. Особое внимание уделено игровым технологиям и разнообразию форм учебной деятельности как ключевым инструментам повышения мотивации и концентрации внимания. Приводятся практические рекомендации по построению структуры урока и контролю поведения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

К.А. Маврычева

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

PRINCIPLES OF WORKING WITH CHILDREN WITH ATTENTION-DEFICIT/HYPERACTIVITY DISORDER IN ENGLISH LANGUAGE LESSONS

Аннотация: Синдром дефицита внимания и гиперактивности (далее — СДВГ) в России, по эпидемиологическим данным, выявляется у 7–28% детей младшего школьного возраста [3] и создает значительные трудности в процессе обучения иностранному языку. Данная статья посвящена систематизации методических подходов к организации инклюзивного обучения английскому языку для детей с СДВГ. Особое внимание уделено игровым технологиям и разнообразию форм учебной деятельности как ключевым инструментам повышения мотивации и концентрации внимания. Приводятся практические рекомендации по построению структуры урока, контролю поведения и организации взаимодействия с командой школы.

Abstract: Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (hereinafter ADHD) affects 5-7% of school-age children [3] and creates significant difficulties in foreign language learning. This article is devoted to the systematization of methodological approaches to organizing inclusive English language education for children with ADHD. Special attention is paid to game technologies and a variety of forms of educational activity as key tools for increasing motivation and concentration of attention. Practical recommendations are provided for structuring lessons, behavior management, and organizing interaction with the school team.

Ключевые слова: СДВГ, игровые технологии, инклюзивное образование, дифференциация, поведенческое регулирование.

Keywords: ADHD, game technologies, inclusive education, differentiation, behavioral regulation

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является одним из наиболее распространенных нейроразвивающих расстройств у детей в возрасте от 6 до 18 лет [1]. По данным международных исследований, СДВГ диагностируется у 5-7% школьников в развитых странах, а в России этот показатель составляет 3-5% от общей популяции учащихся [2].

Дети с СДВГ характеризуются следующими ключевыми особенностями: устойчивый дефицит внимания, гиперактивность (повышенная двигательная активность), импульсивность в поведении и речи, трудности в планировании и организации деятельности [3]. Эти характеристики особенно ярко проявляются в условиях школьного обучения, где требуется длительная концентрация внимания, следование строгим правилам и подчинение социальным норм.

Преподавание иностранного языка предъявляет повышенные требования к когнитивным функциям учащихся: необходимо одновременно воспринимать новую информацию, запоминать лексику и грамматические структуры, перерабатывать услышанное, и активно использовать язык в речи [4]. Для детей с СДВГ такие требования часто являются непреодолимым барьером, что приводит к снижению мотивации, академическому отставанию и проблемам в социальной адаптации.

Несмотря на растущее внимание к инклюзивному образованию в России, практические методические рекомендации по обучению детей с СДВГ английскому языку остаются недостаточно разработанными [5]. Большинство учителей иностранного языка не получают специальной подготовки по работе с данной категорией учащихся, что приводит к использованию неэффективных традиционных методов, усугубляющих проблемы обучения. Поэтому, при работе с детьми с СДВГ, следуют обратить внимание на следующие принципы построения урока:

  1. Принцип коротких циклов активности 

Особенность когнитивного функционирования детей с СДВГ заключается в том, что они не способны удерживать произвольное внимание на одном виде деятельности дольше 10-15 минут, тогда как дети без данного расстройства могут сосредотачиваться 20-25 минут [6].

Следуя этому принципу, структура урока английского языка должна подразделяться на четкие временные блоки с различными видами активности:

Этап урока

Время

Вид деятельности

Активизация через движение

0-15 мин

Игровые разминки

Лексическая работа в формате игры

15-30 мин

Игры с карточками, бинго, ассоциации

Коммуникативная практика

30-40 мин

Парные и групповые диалоги, ролевые игры

Рефлексия и творческое закрепление

40-45 мин

Рисование, письменные мини-задания

Таблица 1. Рекомендуемая структура 45-минутного урока для детей с СДВГ

Практика показывает, что такое чередование видов деятельности повышает концентрацию внимания детей с СДВГ на 30-40% по сравнению с традиционными методами и значительно снижает поведенческие проблемы на уроке [7].

  1. Принцип двигательной разрядки

Исследования нейробиологии показывают, что физическая активность оказывает непосредственное влияние на нейротрансмиттерные системы, ответственные за внимание и регуляцию поведения [8]. Для детей с СДВГ двигательная активность не только способ выплеснуть накопленную энергию, но и инструмент саморегуляции.

На каждом этапе урока английского языка следует предусматривать возможности для движения и физической активности, используя такие игры, как:

  • Simon Says — команды на английском языке с движениями, которые выполняются детьми только в том случае, если присутствует фраза “Simon Says” (Simon says touch your head!)
  • Hot Potato — быстрая передача мяча с одновременным ответом на вопрос, или произнесением слова на заданную тему.
  •  Charades — угадывание и воспроизведение слов через жесты и мимику
  1. Принцип визуальной структуры урока

Также, дети с СДВГ испытывают трудности с планированием и организацией деятельности из-за недостатков в развитии исполнительных функций [10]. Четкая визуальная карта урока, размещенная на доске, позволяет ребенку:

  • Понимать последовательность предстоящих действий
  • Предвидеть смену деятельности
  • Самостоятельно отслеживать прогресс выполнения задач
  • Снижать тревожность, связанную с неопределенностью

На доске должны быть размещены:

  1. Порядок этапов урока с номерами и визуальными символами (пиктограммы);
  2. Таймер с визуальным обратным отсчетом (физический или цифровой на проекторе);
  3. Прогресс-бар выполненных заданий (количество выполненных упражнений из общего числа);
  4. Цветные карточки или маркеры для каждого этапа урока.

Международные исследования подтверждают, что использование визуальных сигналов и структурированного расписания улучшает поведение и концентрацию внимания детей с СДВГ в среднем на 35-50% [11].

  1. Принцип позитивного подкрепления

Традиционные системы наказания (выставление неудовлетворительных оценок, отправление из класса, замечания в дневнике) неэффективны для детей с СДВГ и часто усугубляют поведенческие проблемы [12]. Вместо этого рекомендуется применение систем немедленного позитивного подкрепления: стикеры, публичная похвала, система привилегий (не выполнять одно сложное задание в тесте, право на подсказку учителя, право писать на доске, помочь учителю).

Важно: Система штрафов должна быть полностью исключена. Вместо наказания используется только перенаправление внимания на положительную деятельность (например: «Давай сядем правильно и продолжим работу» вместо замечания). Это обуславливается особенностями работы мозга таких детей: поощрения стимулируют выброс дофамина и формирование положительных ассоциаций, в то время как наказание им тяжело связать с причиной. Система поощрений заменяет внутреннюю мотивацию, которой не хватает детям с СДВГ, создавая внешний "дофаминовый стимул" для желаемого поведения.

6. Принцип персонализированных заданий

Учитывая широкий спектр способностей в классе, включающем детей с СДВГ, рекомендуется дифференциация заданий по сложности и формату.

Уровень

Когнитивные характеристики

Примеры заданий

Уровень 1

Слабая концентрация, низкая мотивация

Обведи правильный вариант

Уровень 2

Средняя концентрация, хорошая мотивация

Соотнеси картинку и слово

Уровень 3

Высокая концентрация, творческий подход

Нарисуй свою семью и опиши членов своей семьи

Таблица 2. Дифференцированные задания по уровням сложности

Такая дифференциация позволяет каждому ребенку работать в зоне его ближайшего развития (по Л.С. Выготскому), что особенно значимо для детей с СДВГ, испытывающих трудности с адаптацией к стандартным требованиям [13].


Список литературы

  1. Баргалина, Н. В. (2018). Дети с СДВГ в школе: коррекционно-развивающая программа. СПб.: Издательство "Речь". — 144 с.
  2. Выготский, Л. С. (2005). Психология развития ребенка. М.: Издательство "АСТ". — 1136 с.
  3. Дорофеева, М. В. (2020). СДВГ у детей. Диагностика и коррекция. М.: Издательство "Эксмо". — 256 с.
  4. Заваденко НН. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. Москва: ACADEMIA; 2005. 256 с. [Zavadenko NN. Giperaktivnost' i defitsit vnimaniya v detskom vozraste [Hyperactivity and deficiency of attention at children's age]. Moscow: ACADEMIA; 2005. 256 p. (In Russ.)]
  5. Зимняя, И. А. (1991). Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Издательство "Просвещение". — 222 с.
  6. Корнев, А. Н. (2012). Расстройства обучения чтению и письму у детей. М.: Издательство "МПСИ". — 320 с.
  7. Хватова, Н. В. (2019). Коррекция поведения детей с СДВГ. М.: Издательство "Сфера". — 168 с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2021). Приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 287. М.: Издательство "Просвещение".
  9. Швайн, Е. (2017). СДВГ у детей и подростков: руководство для врачей и родителей. М.: Издательство "Медицина". — 240 с.
  10. Якиманская, И. С. (1996). Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Издательство "Сентябрь". — 96 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по воспитанию детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

В помощь для родителей, имеющих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью даются рекомендации по созданию необходимой для таких детей комфортной обстановки для их воспитания....

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Буклет для родителей " Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью"....

Здоровье сберегающие технологии работы с детьми с Ограниченными возможностями здоровья, имеющими Синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

В статье перечислены основные здоровьесберегающие технологии для детей с ОВЗ имеющие синдром дефицита внимания и гиперактивности. Описываются основные направления работы по коррекции психических проце...

"Особенности работы c детьми 8-10 лет с нарушением зрения на уроках английского языка"

Доклад об особенностях работы с детьми с нарушением зрения  на уроках английского...

Организация работы с детьми, имеющими синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

Актуальность данного методического пособия определяется высокой распространенностью синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и высокой степенью социальной дезадаптации, возникающей на его ...

Система работы педагога-психолога с обучающимися с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Цель: предоставление опыта работы по вопросам психолого педагогического сопровождения обучающихся с СДВГ....