Здоровье сберегающие технологии работы с детьми с Ограниченными возможностями здоровья, имеющими Синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
статья

Шабельникова Клавдия Степановна

В статье перечислены основные здоровьесберегающие технологии для детей с ОВЗ имеющие синдром дефицита внимания и гиперактивности. Описываются основные направления работы по коррекции психических процессов. Дается подробная поэтапная логопедичческая работа с такими детьми с практическими заданиями, которые помогут детям в развитии внимания ,памяти ,речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровье сберегающие технологии работы с детьми с Ограниченными возможностями здоровья,  имеющими Синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

В практике логопедической работы часто встречаешь неугомонных, невнимательных, непослушных, импульсивных детей, доставляющих  множество хлопот. Таких детей называют гиперактивными, гиперкинетическими, страдающими минимальной мозговой дисфункцией. С целью эффективной коррекции нарушений  письма  и чтения у школьников с СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности), на логопедических занятиях необходимо проводить работу по развитию и коррекции эмоциональной и поведенческой сферы.  

Дефицит внимания - неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени.
 Гиперактивность — чрезмерная активность, слабый контроль побуждений

Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности:  гиперактивность, нарушения внимания, импульсивность (Ю. С. Шевченко, Н. Н. Заваденкои др.). 

Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребенок часто не замечает. Для детей с этим синдромом характерны чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте. В двигательной сфере у них обычно обнаруживаются нарушения двигательной координации, несформированности мелкой моторики и праксиса: это неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку, несформированный почерк

Нарушения внимания могут проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности и выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. Такие дети характеризуются непоследовательностью в поведении, забывчивостью, неумением слушать и сосредоточиться, частой потерей личных вещей. Они стараются избежать заданий, требующих длительных умственных усилий.  Показатели внимания таких детей подвержены колебаниям. Если деятельность ребенка связана с заинтересованностью, увлеченностью и удовольствием, то они способны удерживать внимание часами.

Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует не подумав, перебивает других, может без разрешения встать и выйти из класса. Кроме того, такие дети не умеют регулировать свои действия и подчиняться правилам, ждать, часто повышают голос, эмоционально лабильны (часто меняется настроение).

Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5—15 минут, затем 3—7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на учителя. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5—15 минут.

При повреждении вестибулярного аппарата они двигаются, крутятся и постоянно вертять головой, чтобы оставаться «в сознании». Для того чтобы сохранить концентрацию внимания  они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности.

Например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются только его задние ножки, учитель требует, чтобы ученики «сели прямо и не отвлекались». Но для таких детей эти два требования вступают в противоречие. Если их голова и тело неподвижны, снижается уровень активности мозга.

Перечисленные нарушения приводят к возникновению трудностей в освоении чтения, письма, счета. Н.Н.Заваденко отмечает, что для 66% детей с диагнозом СДВГ характерны
дислекция
  и дисграфия, для 61% детей — признаки дискалькулии. В психическом развитии наблюдаются задержки на 1 ,5— 1,7 года.        

Кроме того, гиперактивность характеризуется слабым развитием тонкой моторной координации и постоянными, беспорядочными, неловкими движениями, вызванными несформированностью межполушарного взаимодействия и высоким уровнем-адреналина в крови. Для гирперактивных детей также характерна постоянная болтовня, указывающая на недостаток развития внутренней речи, которая контролирует социальное поведение.

Нейропсихологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должна включать в себя:

  • растяжки, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц.
  • дыхательные упражнения, улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность;
  • глазодвигательные упражнения, позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполу-шарное взаимодействие.
  • упражнения для языка и мышц челюсти,
  • перекрестные (реципрокные) телесные упражнения,
  • упражнения для развития мелкой моторики рук,
  • упражнения для релаксации и визуализации,
  • функциональные упражнения,
  • упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы,
  • упражнения с правилами.

Я, остановлюсь на функциональных упражнениях, так как об остальных технологиях говорилось ранее, при проведении мастер –класса по использованию нейропсихологических техник и приёмов.

Функциональные упражнения целесообразнее проводятся по трем основным направлениям:

—развитие внимания, произвольности и самоконтроля;

  • элиминация гиперактивности и импульсивности;
  • элиминация гнева и агрессии.

Коррекцию следует проводить поэтапно, начиная с одной отдельной функции. Гиперактивному ребенку невозможно быть одновременно внимательным, неимпульсивным и спокойным. Когда будут достигнуты устойчивые положительные результаты по развитию одной функции, можно переходить к развитию одновременно двух функций, а затем и трех.

      Например, развивая произвольное распределение внимания, необходимо снизить нагрузку на самоконтроль импульсивности и не ограничивать двигательную активность. Снижая импульсивность, не стоит работать над концентрацией внимания и ограничивать подвижность. Развивая усидчивость, можно допустить импульсивность и рассеянное внимание.

К упражнениям для  развития произвольности относят движения, которые осуществляются по словесной команде и должны быть переосмыслены, «перекодированы» ребенком, на основании чего он дает команду произвести то или иное действие.

В процессе занятий степень произвольности может быть различной. Так, инструкция для решения задачи типа «делай, как хочешь» не требует выполнения действий,  действие здесь носит механический характер, и степень произвольности снижается. Оптимальным для развития произвольности являются подробные инструкции, подразумевающие постепенное формирование у ребенка способности к построению собственной программы.

Очень важны четкая повторяющаяся структура занятий, неизменное расположение предметов,  что является дополнительным организующим моментом при формировании произвольности. Еще одним условием развития произвольности является соблюдение детьми правил, ритуалов и временного регламента. Кроме того, поочередное приписывание каждому участнику группы роли лидера автоматически повышает степень его доминантности, а следовательно, уровень его произвольной саморегуляции, программирования и контроля над собой и происходящим вокруг.    

Функциональное упражнение «Парад». 

Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности, развитие навыков удержания программ.

И.п. — стоя. Марширование на счет «Раз-два-три-четыре». В первом цикле шагов хлопок руками на счет «раз», во втором — на счет «два», в третьем — на счет «три», в четвертом — на счет «четыре».

Раз (хлопок)-два-три-четыре.

Раз-два (хлопок)-три-четыре,

Раз-два-три (хлопок)-четыре.

Раз-два-три-четыре (хлопок).       Повторить несколько раз.

Функциональное упражнение с правилами «Костер».  

Цель: формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности.

        Дети садятся на ковер вокруг «костра» и выполняют соответствующую команду инструктора. По команде (словесной инструкции) «жарко» дети должны отодвинуться от «костра», по команде «руки замерзли» — протянуть руки к «костру», по команде  «ой, какой большой костер» — встать и махать руками,  по команде «искры полетели» —хлопать в ладоши, по команде «костер принес дружбу и веселье» — взяться за руки и ходить вокруг «костра». За тем игра выполняется с ведущим ребенком.

Функциональное упражнение  «Море волнуется...».

Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, минимизация импульсивности.

Детям предлагается интенсивно двигаться по комнате, принимая различные позы. Инструктор произносит считалку:

Море волнуется — раз!    
Море волнуется — два

Море волнуется — три!    

Морская фигура — замри!

Коррекционно-развивающая техника «Скорая помощь».

Цель:

  • элиминация эмоционального напряжения;
  • развитие межполушарных связей;
  • развитие внимания, самоконтроля;
  • улучшение работоспособности.
    Инструкция.

Верхняя буква каждой строки проговаривается вслух. Нижняя буква обозначает движение руками: Л—левая рука поднимается в левую сторону; П — правая рука поднимается в правую сторону, В — обе руки поднимаются вверх. Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, а затем от последней буквы к первой. Можно изготовить плакат или индивидуальные карточки с буквами:

А 

Б 

в 

г 

д 

Е 

  ж 

3 

и 

Л 

П 

П 

в 

л 

в 

л 

П 

в 

К 

Л 

м 

н 

0 

П 

р 

с 

т 

Л 

л 

П 

л 

л 

П 

в 

П 

л 

У 

ф 

X 

ц 

ч 

ш 

я 

П 

в 

л 

в 

в 

П 

л 

Функциональное упражнение «Черепаха».

Цель: развитие двигательного контроля. Инструктор встает у одной стены помещения, играющие — у другой. По сигналу инструктора дети начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2—3 минуты  инструктор подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним. Упражнение может повторяться несколько раз. Затем инструктор обсуждает с группой трудности в выполнении упражнения.  

Функциональное упражнение «Рубка дров».

Цель: элиминация агрессии.

 И.п. — стоя. Каждый участник должен представить себе, что он рубит дрова из нескольких чурок. Он должен пантомимически поставить чурку на пень, высоко над головой поднять топор и с силой опустить его на чурку. Всякий раз при опускании топора он должен громко выкрикнуть: «Ха!» Затем поставить перед собой следующую чурку и рубить вновь. Через 2 минуты каждый участник говорит, сколько чурок он разрубил.

       Необходимым условием любого коррекционного процесса является система наказаний и поощрений, которая разрабатывается всей группой в начале занятий. Наказанием может служить выбывание из игры на «скамью запасных», лишение роли лидера. В качестве поощрений могут служить различные призы, выбор любимой музыки для сопровождения занятий, ведущая роль в игре и т. д.

При коррекционной работе также необходимо учитывать, что гиперактивные дети не могут длительное время подчиняться групповым правилам, быстро утомляются, не умеют выслушивать и выполнять инструкции. Рекомендуется начинать работу с ними с индивидуальных занятий, поэтапно включая их в групповую деятельность.

Кроме предложенных технологий для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности,  возможно использование следующих приемов:

1.Осуществление гиперактивным ребенком контроля за другими детьми (дежурный на занятии, ведущий в игре, помощник инструктора и т. д.). Использование часов на занятиях и осуществление контроля гиперактивным ребенком за временем (хранитель времени).

2.Использование ритмов с большими паузами или ритмичной музыки.

3.Снятие импульсивности и гиперактивности — упражнения с песком, водой и глиной;

4.Развитие устойчивости внимания: длительная сортировка и нанизывание бусинок; развитие способности к произвольному переключению внимания — чтение алфавита, перемежающегося со счетом:

      а 1, б, 2, в, 3, г, 4, д, 5, е, 6, ё, 7, ж, 8, з, 9, и, 10, и, 11, к 12, л, 13, м, 14, н, 15, о, 16, п, 17, р, 18, с, 19, т, 20, у21, ф, 22, х, 23, ц, 24, ч, 25, ш, 26, щ, 27, ъ, 28, ы, 29, ь, 30, э, 31, ю, 32, я, 33 

• построчное прослеживание взглядом листа и последовательное зачеркивание букв «к» и «р»:

Асчкльдркбюжхрьоауйчбъхзрсярбюжш щземавчцбртиаскьлрюдзрьтмклюэзьм квуфрнкртчызэюркимрегкуырьбдтюхзк РТ всчкитьбджзщроктьдзрьнкмасблдж юркамиьбюджщгнкптрасмжэзьртимкв сакртьоркмитьблркраклшорыцфркмит ьорнек 

 

  • прослеживание взглядом линии от начала до конца, когда она переплетается с другими линиями. Например, лабиринты, нарисованные американским художником Айзеком Тэйером.

         http://umochki.ru/images/golovolomki/labirinty/labirinty-predmety/labirinty-predmety-20.jpg

 Упражнения при коррекция нарушений письменной речи.

Варианты речевых игр и упражнений для коррекции смешенных форм дислексии и дисграфии:

1. «Запретная буква»: в обычную игру в слова (придумать слово на последнюю букву) вводится правило: нельзя говорить слово, в котором есть запретная буква. Число запретных букв можно увеличивать.

2. «Азбука Морзе»: рисование различных букв в ответ на условный сигнал: на один стук Р, на два стука Л и т.д.

3. «Корректурная проба с переключением»: после условного сигнала смена зачеркиваемой буквы.

 4. «Найди общий звук»: читается ряд слов, задача ребенка – услышать общий звук в словах.

5. «Отгадай слово» - читается ряд слов, задача ребенка запомнить (записать) первый звук в словах и собрать «Зашифрованное» слово.

6. Игра в слова: каждый игрок должен придумать слово, начинающееся на 3-ю букву с конца слова (арБуз – буратИно – игоЛка и т.д.)

7. «Слоги» - раскладываются карточки со слогами, задача ребенка подобрать к каждой карточке картинки, в названии которых есть данный слог (СО – колеСО, ноСОрог, Совок, Соты и т.д.)

8. Придумывание рассказов, в которых все слова начинаются на одну букву.

Варианты упражнений для коррекции нарушений чтения:

1. Называние отдельных букв по тексту в определенном ритме, без пауз, держа дыхание – работа над физиологией (без контекста). Рекомендации: Корректирует ритм, удержание строки.

2. Чтение слов с произнесением только гласных (гласные – основа слова). Требования: контролировать дыхание, ритм (вначале подсказывать указкой, затем ребенок сам), если трудно - снижать темп.

3. Читать слова «задом наперед» всю строку, читать плавно (нет угадывающего чтения) – вырабатывается сложный моторный навык.

4. Читать только конец слова (коррекция угадывающего чтения).

5. Читать одно слово правильно, другое – наоборот.

 6. Читать каждое слово слева направо с последней буквы, т.е. наоборот и побуквенно!, далее, следующее слово с последней буквы побуквенно справа налево и т.д. Требования: делать паузу и отдых для глаз!

 Варианты игры и упражнений на развитие навыка глобального чтения.

1. Предъявление слов на карточке (1-2 сек.): слова сначала в И.п., затем падежные формы (добиваться правильного ответа без подсказок). Пример: ЧАШКУ

2. Чтение поочереди: 1 слово педагог, другое – ученик.

3. Чтение текста вверх ногами.

4. Задание на глобальное восприятие текста: предъявлять небольшой текст; не давать читать, а указкой показывать на несколько слов по тексту. Затем спросить о чем текст. Так несколько раз, до тех пор, пока ребенок не сможет пересказать содержание текста. Это упражнение не привязывает к структуре, а позволяет самостоятельно строить фразу, учит навыку самостоятельного рассказа.

Рекомендации педагогам для гиперактивного ребенка

   

1.        Изменение окружения:

  • Работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально.
  • Гиперактивный ребенок всегда  должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски;
  • Оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка — первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду.
  • Измените режим урока с включением физкультминуток, разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса;
  •  Предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения;
  •     Направляйте энергию гиперактивных детей в полезое  русло: вымыть доску, раздать тетради …

2.        Создание положительной мотивации на успех:

  • введите знаковую систему оценивания;
  • чаще хвалите ребенка;
  • расписание уроков должно быть постоянным;
  • избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ;
  • вводите проблемное обучение;
  • используйте на уроке элементы игры и соревнования:
  • давайте задания в соответствии со способностями ребенка;
  • большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них;
  • создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний;
  • игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные;
  • стройте процесс обучения на положительных эмоциях;
  • помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!

3.        Регулирование ожиданий:

  • объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;
  • объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит  от специального лечения, коррекции и от спокойного и последовательного отношения.

Использование предложенных  технологий, приёмов, обеспечивающих полимодальность воздействия, способствует снятию эмоционального, физического, интеллектуального напряжения, неуверенности, и, как следствие, повышает мотивацию к учебной деятельности.

Литература:

1. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей обучения / Т.В. Ахутина // Хрестоматия по нейропсихологии / Под ред. Е.Д. Хомской. - М.: Институт общегуманитарных исследований, МПСИ, 2004. - с. 779 - 783.

2. Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб.-метод.пособие / Т.Г. Визель. - М.: Астрель: Хранитель, 2007. – с. 127.

3. Горячева Т. Г., Султанова А. С. Нейропсихологические особенности психического развития детей с синдромом гиперактивности // В. М. Бехтерев и современная психология. - Вып. 3. - Т. 2. - Казань, 2005.

4. Иншакова О.Б. Некоторые приёмы коррекции специфических ошибок чтения и письма / О.Б.Иншакова. Принципы и методы коррекции нарушений речи. - СПб., 1997. - с. 75 - 82.

 5. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, с. 2002 – 128.

6. Митчелл Дэвид. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. М.: Перспектива, 2011. 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по воспитанию детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

В помощь для родителей, имеющих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью даются рекомендации по созданию необходимой для таких детей комфортной обстановки для их воспитания....

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Буклет для родителей " Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью"....

Памятка для педагогов "Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью"

Буклет. Памятка для педагогов "Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью"...

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

В решении совместного заседания коллегий Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения РФ, Госкомспорта России, Президиума Российской академии образования, состоявшегося 23 мая 2002года,го...

Проект «Технологии работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Дети с ОВЗ имеют такое же право на жизнь и своё развитие!...

Система работы педагога-психолога с обучающимися с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Цель: предоставление опыта работы по вопросам психолого педагогического сопровождения обучающихся с СДВГ....