Главные вкладки

    Эссе "Мои методические находки"
    статья по теме

    Эссе был представлен на Всероссийский мастер-класс учителей родных, включая русский, языков-2011 в г.Москва.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Мои методические находки

                                  Мудреца спросили однажды, как он приобрел такое

                             множество знаний. «Постоянно спрашивая о том,

                                         чего я не знал», - ответил он.

         Эта притча ярко показывает суть учительской профессии: учитель должен учиться всю жизнь, ибо до тех пор, как сказал К.Ушинский, учитель до тех пор учитель, пока он учится. Образованный человек  отличается от необразованного тем, что продолжает считать свое образование незаконченным.

         Я учусь быть учителем с тех пор, как в 1991 году поступила в Улан-Удэнское педагогическое училище. А может быть, это началось, когда я шестилетним ребенком  пришла в школу и попала в добрые руки моей первой учительницы Дашеевой Буданай Доржиевны, уроки которой я ждала с нетерпением и волнением каждый день? Или это начало надо искать в интереснейших уроках моего учителя бурятского языка и литературы Аюши Жаповича Доноева? Они, мои школьные учителя, привили мне стремление познавать все больше и больше. Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию. В 2002 году я окончила Бурятский государственный университет по специальности «учитель бурятского языка и литературы».

        «Самым важным явлением в школе, самым важным предметом в школе, самым живым примером для ученика является сам учитель,» - считал немецкий педагог Фридрих Дистервег. Учитель  не только преподает тот или иной предмет, он - воспитатель. Много душевных сил, чуткости, сердечной доброты, зоркости нужно, чтобы  заметить такого человечка, не  дать замерзнуть, развратиться  его душе, потому что знания в руках безнравственного человека – грозное оружие.

    Как сделать, чтобы ребята росли добрыми, отзывчивыми, порядочными людьми? Как научить их любить свой родной язык, культуру, традиции, обычаи своего народа? Обучение без воспитания невозможно. Часто только в школе ребенок получает вместе со знаниями понятия о нравственности, навыки культурного поведения, испытывает радость дружеского общения.

    Как представитель бурятского народа и учитель бурятского языка я с болью наблюдаю, что (несмотря на то, что в два последние десятилетия очень много сделано для развития и сохранения бурятского языка и культуры) наш язык пока не стал языком практического пользования  как на бытовом, так и на государственном уровне. Чтобы бурятский язык стал поистине востребован в первую очередь самими бурятами, затем представителями других народов, проживающих в Бурятии, очень много должны сделать мы – учителя бурятского языка и литературы. Для того, чтобы внести свою лепту в  решение этой  важной задачи нами  создан в школе  клуб возрождения национальной культуры «Мүшэхэн» («Звездочка»). Приоритетным направлением деятельности клуба является этническое, интеллектуальное, эстетическое воспитание, развитие поисково-исследовательской деятельности учащихся.

      В реализации    целей и задач клуба задействованы не только учителя  бурятского языка, но и учителя русского языка, иностранных языков, музыки, изобразительного искусства, хореографии, истории.

    Таким образом, данный проект  ставит основной задачей изучение бурятского языка представителями всех народов, обучающихся в нашей школе, через  знакомство с материальной и духовной культурой бурят. Именно такой подход к обучению языку вызывает у учащихся интерес к нему, поэтому он наиболее продуктивен и дает положительные результаты.  

          Знакомство с обычаями, обрядами, традициями, устным народным творчеством (загадками, пословицами, поговорками, благопожеланиями – үреэлами,  нравоучениями и т.д.) происходит через их обыгрывание в различных бытовых ситуациях,  в обрядовых сценах, участие в различных конкурсах, в научно-исследовательской деятельности – все это дает возможность ученикам глубже познакомиться с этнокультурными традициями народа. Так происходит практическое приобщение не только  к материальной и духовной культуре народа, но и приобщение к языку.

          Педагогический потенциал этнокультуры бурятского народа неисчерпаемо богат. Поэтому такая деятельность способствует не только возрождению языка и национальной культуры, но и формирует  национальное самосознание, нравственную личность, истинно толерантного гражданина и патриота Родины.

         На мои уроки приходят не только дети-буряты, но и русские, армяне, татары и т.д. Всем им я стараюсь  раскрыть красоту бурятского языка, показать богатую и  разнообразную культуру бурят, знакомлю с историей родного края, вместе открываем тайны культуры своих народов. Поэтому учащиеся познают культуру не только бурятского народа, но знакомятся с культурой народов, населяющих республику: «семейских» (русских переселенцев, сохранивших свою уникальную культуру и особенности языка); татар, эвенков и т.д. Это дает большие возможности формирования толерантной, духовно-нравственной личности.

         Создается духовное пространство, в котором сливаются языки и культуры разных народов. В ФГОС второго поколения одной из важнейших компетентностей является компетентность общекультурная – формирование совокупности таких знаний, умений личностных качеств, которые обеспечивают владение языком культуры, способами познания мира, способностью ориентироваться в пространстве культуры. А это неизбежно выводит национальное самосознание человека на понимание и уважение языка и культуры других народов, формируя в подрастающей душе терпимость к человеку любой национальности, веры, культуры. Следовательно, деятельность клуба решает эту глобальную задачу формирования человека и гражданина. В этом я вижу мою главную задачу учителя.

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад "Дидактические и методические находки по созданию успеха на уроке технологии"

    Доклад в виде презинтации о возможных приемах и методах по созданию успеха на уроке технологии в неделимых классах...

    методические находки

    вашему вниманию предлагаются разнообразные формы работы с учащимися среднего и старшего звена, которые ,надеюсь , помогут сделатьуроки более продуктивными и интересными....

    Методические находки

        В своей работе я использую много нестандартных методических приёмов, и о некоторых  из них хочу рассказать в данной работе. Сразу замечу, что не всё, предоставле...

    Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки"

    Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки"...

    Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки.

    В настоящее время вектор деятельности педагога смещается из области  обычной передачи знаний в область сотрудничества, в область направления деятельности учащихся на достижение целей урока. Измен...

    Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки.

    Образование – то, что остается после того, когда забывается все, чему учили.А. Эйнштейн...

    Эссе "Мои методические находки"

    Игровые технологии являются ведущими в моей педагогической деятельности. Мои методические находки тоже связаны с ними....