Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки.
статья по английскому языку по теме
В настоящее время вектор деятельности педагога смещается из области обычной передачи знаний в область сотрудничества, в область направления деятельности учащихся на достижение целей урока. Изменяются отношения между учителем и учащимся: от устоявшейся схемы «субъект-объект» осуществляется переход к схеме «субъект-субъект». Это нелегко, т.к. требует от педагога ломки стереотипов...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки. | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Новый образовательный стандарт:
мой творческий поиск, методические находки
Кто владеет информацией – тот владеет миром!
21 век – век информации. Пресса, Интернет, телевидение и радио, общение с другими людьми, учеба, аудиокниги…
Плоды технического прогресса позволяют человеку беспрепятственно вливаться в стремительно меняющийся информационный поток. Дети «впитывают» гаджеты почти «со скоростью звука». В такой ситуации школа перестает быть исключительным источником информации. Изменения в обществе предполагают изменение роли школы, поиски новых форм образования, совершенствование методик преподавания. Поэтому реформа Российской системы образования неизбежна. Причем надо отдавать себе отчет в том, что реформа в нынешних условиях - это постоянный, непрекращающийся процесс.
Считаю, что получение полноценного современного образования – шанс на выживание не только отдельных людей, семей, но и всей нашей необъятной страны, всего ее населения.
Я пришла в школу, имея серьезный опыт работы на большом промышленном предприятии.
Выбор профессии учителя был осознанным, а выбор преподавания именно английского языка позволил мне осуществить своё заветное желание овладеть иностранным языком на высоком профессиональном уровне. Обучаясь в политехническом институте, а затем, работая инженером, мне приходилось часто заниматься техническими переводами. Поэтому, когда в середине 90-х годов встал вопрос о переквалификации, то у меня не было сомнений в том, что вторая профессия будет связана с английским языком. Интернет, стремительно ворвавшийся в нашу жизнь на рубеже тысячелетий, принес с собой необходимость ежедневного использования именно английского языка. Открытие границ, свободное перемещение по миру, возможность получения работы и просто общения с зарубежными друзьями также показали, что английский язык на самом деле является международным языком. Знание английского языка стало приравниваться к понятию успешности в жизни. Поэтому актуальность изучения иностранных языков в целом и английского языка в частности, возрастает с каждым годом.
Я хочу, чтобы мои ученики это тоже понимали. Ведь именно им, современным школьникам, тем, кто учится сейчас или придет в школу завтра, владение одним, а то и двумя иностранными языками будет необходимо как воздух.
Переход на новые стандарты – это веление времени.
Если раньше главной целью образования являлась передача предметных знаний в объеме школьной программы, то в условиях нового стандарта все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Следовательно, деятельность учителя сводится к развивающей функции обучения, применению на уроках таких методов и приемов, которые несут в себе деятельностный подход и способствуют развитию ученика как личности.
Особая роль сегодня принадлежит уроку. Каким же он должен быть? Какой должна быть его структура, форма, методика? Каким требованиям отвечать?
По результатам диагностических исследований американских ученых
Р. Карникау и Ф. Макэлроу, человек помнит 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 80% того, что говорит сам, и 90% того, к чему пришел самостоятельно в своей практической деятельности.
Как учитель английского языка считаю, что именно урок занимает важнейшее место в условиях построения образовательного процесса. Именно на уроке я организую познавательную деятельность учащихся, формирую и развиваю предметные и ключевые компетенции, применяю современные образовательные технологии, создаю «ситуацию успеха», психологического комфорта, обеспечиваю сохранение здоровья учеников, т.е. осуществляю развитие компетентности личности школьников.
К сожалению, нечеткое понимание в учительской среде разницы между технологией обучения и технологией организации учебного процесса, новациями и инновациями продолжают приводить к отчуждению ученика от процесса учения.
Да и современные дети существенно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:
- резко возросла информированность детей;
- современные дети стали мало читать, особенно классическую художественную литературу;
- у многих детей не формируется произвольность поведения, мотивационная сфера;
- наблюдается ограниченность общения со сверстниками.
Некоторые учащиеся с трудом воспринимают требования стандарта, рассчитанного на здоровых, нормально подготовленных детей. У нас в школе, например, остро стоит проблема с адаптацией младших школьников к русскоязычной среде. Половина первоклассников в этом году пришли из семей, где русский язык не является родным. Кроме этого, очень мало детей из их числа посещали детский сад. Учащиеся не всегда понимают бытовую русскую речь, обращенную к ним. Что можно говорить об изучении английского языка, который мы преподаем со второго класса, опираясь на русский язык? Сложно стимулировать подобных детей в освоении учебного материала на уровне стандарта, не говоря о продвинутом и творческом уровнях.
А ведь совместная деятельность учителя и учащихся на уроке в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Каким государство и общество видит учителя на современном этапе развития образования в связи с реализацией ФГОС? Готов ли к этому учитель?
Основываясь на личном опыте, я скажу, что это человек, который, прежде всего, любит свою профессию. Учитель всецело предан своему делу и своим ученикам, так как без любви к детям в нашей непростой работе нельзя. Учитель - это профессионал, учитывающий то, что каждый ребёнок – личность, и принимающий ученика таким, какой он есть: с его трудностями в учёбе, переживаниями. Педагог, находящийся в постоянном поиске, непрерывно обогащая свой опыт, свободно владеющий средствами ИКТ, применяющий в своей педагогической деятельности здоровьесберегающие технологии. Сегодня, как и в любое время, быть учителем не просто.
Учитель сегодня – организатор процесса обучения, т.е. процесса взаимодействия ученика с объектом культуры. Он – консультант, помощник, управленец. В настоящее время вектор деятельности педагога смещается из области обычной передачи знаний в область сотрудничества, в область направления деятельности учащихся на достижение целей урока. Изменяются отношения между учителем и учащимся: от устоявшейся схемы «субъект-объект» осуществляется переход к схеме «субъект-субъект». Это нелегко, т.к. требует от педагога ломки стереотипов. Поэтому от психологической и эмоциональной готовности учителя воплощать идеи, заложенные в новых образовательных стандартах, как в личностном, так и в профессиональном плане зависит очень многое. Школа не сетевой магазин по предоставлению образовательных услуг потребителям, хотя такая трактовка места и роли образования сегодня внедряется в массовое сознание. Педагог по определению – ведущий ребенка. Ежедневно, заходя в класс, я ощущаю безусловную ценность своей миссии, постоянно стремлюсь к обретению сокровенного смысла педагогического труда.
Если вспомнить слова замечательного педагога В. А. Сухомлинского, который говорил, что: «Детство – важнейший период человеческой жизни… И от того, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», то становится очевидным, что от каждого конкретного Учителя зависит будущее всей страны, всех нас.
Действительно, это так. На своих уроках я стараюсь реализовать принципы обучения, заложенные в новых стандартах. В частности, я использую технологию сотрудничества. За урок мне, как и каждому преподавателю, необходимо успеть научить детей думать, анализировать, сравнивать, делать выводы. Эффективность любого урока можно определить по тому, что дети взяли в процессе обучения, какие умения приобрели.
Педагогика не сводится только к технологии, это еще искусство, приобщаясь к которому учитель овладевает разнообразными способами педагогического общения, учится управлять эмоциями и настроениями своих воспитанников. Хороший педагог – безусловно исследователь, но исследователь особого рода. Постоянная совместная деятельность с детьми определяет позицию и способ исследования, который в науке именуется включенным экспериментом. Конечная цель исследования – найти ключ к каждому ребенку.
Цель моей профессиональной деятельности –
формируя информационную, коммуникативную и социальную компетентности учащихся на уроках английского языка, я осуществляю развитие компетентности личности, готовя их к успешной жизни в современном обществе, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
Готовность к саморазвитию заложена у ребенка с рождения. Если на каком-то этапе эта готовность угасла, необходимо просто разбудить ее (приложив свой талант). А значит, разбудить – первая задача моих действий, как учителя, совместная со всеми объектами образовательного процесса. Учитель теперь не просто транслятор знаний, а организатор развития ученика, его помощник в раскрытии своего личностного потенциала.
Трудно работать в условиях введения стандарта? Непросто.… Но интересно…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, педагогические находки"
Новый образовательный стандарт второго поколения для средней и старшей школы, к введению которого готовится школьное сообщество, ориентирует нас на формирование у детей готовности к самостоятельной де...
Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, мои педагогические находки"
В проекте реформы образования одним из основных предметов заявлен английский язык. Поэтому на современной школе лежит большая ответственность в подготовке выпускников школ к сдаче ЕГЭ по английскому я...
Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки"
Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки"...
Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки.
Образование – то, что остается после того, когда забывается все, чему учили.А. Эйнштейн...
Творческая работа "Новый образовательный стандарт"
Мой творческий поиск, методические находки...
«Развитие творческого мышления обучающихся через технологию критического мышления на уроках немецкого языка в условиях внедрения новых образовательных стандартов»
В данной работе представлено обобщение опыта по использованию технологии критического мышления на уроках немецкого языка....
Методическая тема: «Современная система методического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов при обучении иностранным языкам»
В настоящее время, когда открытость российского общества и его готовность вступать в диалог со всеми странами очевидна, изменилось и отношение к предмету «иностранный язык», и его ро...