Эссе "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, педагогические находки"
статья по биологии на тему

Новый образовательный стандарт второго поколения для средней и старшей школы, к введению которого готовится школьное сообщество, ориентирует нас на формирование у детей готовности к самостоятельной деятельности, а так же навыков сотрудничества и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения. Игровые формы учебной деятельности, на мой взгляд, способствуют формированию этих качеств, как ни какие другие. Могу сказать, что использование игровых методов работы стало моей педагогической находкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_na_konkurs.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

«Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, педагогические находки»

Учитель химии и биологии МБОУ СОШ №6

Маслобоева Марина Леонидовна


В конце концов, вот что значит учиться: важно не то,

проиграем ли мы в игре, важно, как мы проиграем и как мы

благодаря этому изменимся, что нового вынесем для себя,

как сможем применить это в других играх.

Странным образом поражение оборачивается победой.

(Ричард Бах)

В начале своей педагогической работы, я, хотя и старалась выполнять все методические рекомендации по формам ведения урока, его структуре и содержанию, чувствовала, тем не менее, потребность в использовании еще какого-то способа улучшения у детей настроения, а значит усиления познавательной активности и мотивации к учебе. Постепенно для решения этой проблемы я стала применять игровые моменты на уроке: сначала в виде небольших игровых пауз, затем – конкурсов и викторин. И, увидев положительные результаты, заинтересовалась вопросами игровой деятельности в процессе обучения и воспитания. Сейчас я могу сказать, что использование игровых методов работы стало моей методической находкой.

Новый образовательный стандарт второго поколения для средней и старшей школы, к введению которого готовится школьное сообщество, ориентирует нас на формирование у детей готовности к самостоятельной деятельности, а так же навыков сотрудничества и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.

Игровые формы учебной деятельности, на мой взгляд, способствуют формированию этих качеств, как ни какие другие.

На основе изученной литературы и собственного опыта, я могу определить психологическую основу, назначение и методику организации игровой деятельности на уроке и во внеурочное время, сказать о плюсах и минусах использования игры в процессе обучения и воспитания в школе.

Как известно, с развитием цивилизации происходило удлинение периода взросления человека. И если, на начальных стадиях развития общества, игры не существовало, и дети рано включались в жизнь взрослых, то впоследствии, чем выше становились требования к члену общества, тем значительнее становилась роль игры. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра на уроке - это самостоятельная деятельность, которая вместе с тем учит общению, умению объединять усилия для достижения поставленной цели, дает общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Интересная игра повышает умственную активность ученика, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии, он узнает что-то новое, расширяет свой кругозор. Поэтому игровая деятельность является актуальной проблемой процесса и обучения, и воспитания.

Сейчас многие известные педагоги выдвигают проблему мотивов и потребностей на первый план. Разбирая психологический механизм игры, можно сказать, что главное здесь – стимулирование мотивационно-потребностной сферы ученика за счет выполнения эмоционально привлекательного действия. А это как раз то, чего зачастую не удается добиться при использовании других форм учебной деятельности. Поэтому, игра – действенный метод повышения качества образования за счет усиления познавательной активности и мотивации к учебе.

Но это, конечно, не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими, прежде всего традиционными методами. Кроме того, по своему опыту знаю, что игровая форма деятельности на уроке может иметь и минусы. Использование на уроке игры должно быть, во-первых, мотивированным (т.е. соответствовать цели и задачам урока), во-вторых, тщательно подготовленным и, в-третьих, хорошо организованным. А самая главная ошибка педагога: заставлять учеников играть! Участие в игре должно быть только добровольным. Все это надо учитывать и при организации внеурочной деятельности учащихся.

Что касается меня, то, по мере накопления опыта, игровые формы учебной деятельности, применяемые мною, становились более продуманными и разнообразными: помимо конкурсов и викторин, это теперь различного типа игры, турниры, спектакли. Расскажу о некоторых из них.

Лет пятнадцать тому назад телевизионная игра «Что? Где? Когда?» была на пике популярности и так как я, как и многие, была ее поклонницей, то старалась увлечь ею и учеников своего 10 класса. Сначала мы просто обсуждали прошедшие игры, а потом я провела игру между своим и параллельным классом: вместо команд знатоков и телезрителей у нас, между собой, играли две команды знатоков. Опыт оказался удачным: остались довольны и победители, и проигравшие. После этой, было много других игр. И сейчас я могу с уверенностью сказать, что наша версия игры, по подобию самой игры «Что? Где? Когда?», учит подростков слушать друг друга и отстаивать свою точку зрения, заставляет концентрировать внимание, думать быстро и четко, брать на себя ответственность, рассуждать логически, ценить интеллект другого участника и получать удовольствие от самого мыслительного процесса. Чем не «мозговой штурм», так популярный сегодня! Кроме того многого стоит и пример самих телевизионных знатоков и членов клуба: высокий уровень образованности и интеллекта, чувство юмора, дух благородства и товарищества!

Поначалу вопросы моей игры были из разных областей знаний: некоторые я заимствовала из телеигры, материал для других искала сама. Так, например, я использовала такой готовый вопрос, пользующийся у детей неизменным успехом: «Какую знаменитую фразу из знаменитого произведения можно выразить математическим выражением «2b  ≠  2b»? («To bе or not to be?» - «Быть или не быть?». Фраза из трагедии В. Шекспира «Гамлет»). Иногда вопросы – и, зачастую, очень интересные – предлагали сами ученики. В одну из игр я включила вопрос, составленный мною по материалам книги «Среди запахов и звуков» М. Плужникова и С. Рязанцева о причинах смерти распятых на кресте людей. Этот вопрос послужил началом серии игр «Что? Где? Когда?» биологического, а затем и химического содержания, материал для которых я ищу, в том числе, и в Интернете. В настоящее время эти игры я представляю в форме презентаций, делая соответствующее зрительное и звуковое оформление, что, по моему наблюдению, усиливает эмоциональное восприятие игры.

Если предыдущий пример игровой деятельности подходит для старшеклассников, то для учащихся 8-9 классов можно предложить другой вариант применения игровых технологий для образовательного и воспитательного процесса – спектакль «Сигарета и мы. Кто победит?», основным действием которого является судебный процесс над сигаретой, как символом курения. В ходе увлекательного эмоционального разбирательства, построенного по правилам соревновательного судебного  процесса, выступают: прокурор - с обличающими подсудимую речами; свидетели, подтверждающие его слова (химик, врач, косметолог, патологоанатом);  пострадавший (курящий подросток); и даже адвокат, находящий слова оправдания для своей подзащитной. Вердикт «виновна» или «не виновна» выносят присяжные, выбираемые непосредственно перед спектаклем из числа зрителей. Судья просит их быть максимально объективными и вынести свое решение, основываясь на личном опыте и на полученной в ходе процесса информации. Это вовлекает зрителей в действие спектакля, а его участников заставляет быть еще более эмоциональными и убедительными, поскольку от этого зависит исход, а значит и мораль игры.

Постановка любого, в том числе и такого, спектакля, дело непростое и длительное. Но полученный воспитательный результат, по моему мнению, стоит того: и участники спектакля, и зрители получают много важной для них информации, причем без нотаций, в необычной и убедительной форме. А главное – игра подводит детей к самостоятельным выводам и их невольному проецированию на свое поведение. Я ставила этот спектакль только дважды, но повторяли мы его по два-три раза для разных зрительских аудиторий. И каждый раз присяжными выносился обвинительный вердикт и суд приговаривал подсудимую «к изгнанию из общества без права возвращения». То есть, действие спектакля всегда подводило детей к правильным выводам. Кроме того, хотя трудно сказать о зрителях, но, по крайней мере, никто из участников спектакля ряды курильщиков не пополнил!

Как поется в одной детской песенке «чтобы учиться хорошо, надо учиться весело!». Именно поэтому я стараюсь вводить в игры элемент юмора. Примером может служить игра для учащихся 8-9 классов «Отвечаем головой!», в которой подсказкой является то, от имени кого задается вопрос. А он может, например, быть задан и агентом 007, и графом Дракулой!

Игровые формы работы могут использоваться для дифференцированного обучения на уроках и во внеурочной деятельности. Ориентируясь на возможности и потребности одаренных детей, в прошлом году я подготовила и провела интеллектуальный турнир «Умники и умницы», посвященный 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова. Прообразом этой игры послужила известная телепередача.

С некоторых пор к организации и проведению игр я стараюсь привлекать самих учеников, поскольку это, на мой взгляд, дает двойной эффект: пользу и удовольствие получают и те, кто готовит игру, и те, кто играет. На одной из предметных недель викторину «Эти забавные животные!» для учеников 6 класса подготовили в виде презентации и провели два девятиклассника. Получилась очень веселая и добрая игра, так как организаторы смогли угадать, что будет интересно и понравится детям. А турнир по органической химии, между химико-биологической и математической группами десятиклассников, подготовил учащийся 11-ого класса.

Недавно в одной статье я прочитала, что только четверо из десяти педагогов постоянно или периодически используют в своей работе игровые формы деятельности. А зря! Мой педагогический опыт показывает, что игра – это та форма учебной деятельности, в которой совпадают потребности детей и цели педагогов, а значит при грамотной организации игровых форм учебной деятельности, положительные результаты будут налицо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 11 классе. "Творческие индивидуальности. Поиски и находки поэтов Серебряного века".

Данный материал содержит:Конспект урока.Презентацию к уроку. (Из-за большого количества материала презентация разделена на две части).Сборники стихотворений: "Сады моей души", "Гимн Афродите", "Дерзки...

Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, мои педагогические находки"

В проекте реформы образования одним из основных предметов заявлен английский язык. Поэтому на современной школе лежит большая ответственность в подготовке выпускников школ к сдаче ЕГЭ по английскому я...

Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки"

Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки"...

Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки.

В настоящее время вектор деятельности педагога смещается из области  обычной передачи знаний в область сотрудничества, в область направления деятельности учащихся на достижение целей урока. Измен...

Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки.

Образование – то, что остается после того, когда забывается все, чему учили.А. Эйнштейн...

Поиск новых подходов для обучения курсантов Морского технического колледжа , в соответствии с образовательными стандартами 3-го поколения

Стандарты третьего поколения  ФГОС содержат инвариативную часть (то,  что обязательно к выполнению) - это 70% от общего объема времени, отведенного на освоение ОПОП   и вариативную...