Выступление на конференции
статья по теме

Косынкина Лариса Михайловна

Как привлечь внимание русскоязычных детей к незнакомому для них эрзянскому языку? Как научить говорить на этом языке? Как воспитать уважение к чужой культуре?

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                       Косынкина Л.М.,

                                                                                          Саранск

   Нетрадиционные формы уроков при изучении эрзянского языка в начальной школе

    Ни для кого не является секретом то, что в современной школе наблюдается опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытаются  остановить различными способами.  Например, проведением  уроков в нетрадиционной форме. Главной целью этих уроков является повышение мотивации к учению.

   Безусловно, в настоящее время на ученика обрушивается колоссальный объем информации. Но постепенно наступает «перенасыщение» знаниями, которые начинают отягощать сознание ребенка. В результате теряется интерес к предмету, к учению.  Для педагога это неприемлемо. Поэтому в своей учительской практике при обучении школьников эрзянскому языку мы довольно широко используем нестандартные уроки.

    Импровизированные учебные занятия проводятся после изучения  какой-либо темы, выполняя функции обучающего контроля. Например, урок-праздник «Мастянь чи». Необычная атмосфера на подобных уроках способствует достижению самых разных целей методического, педагогического и психологического характера. Своеобразная обстановка на уроке способствует совершенствованию речевых умений и навыков, погружает в языковую среду, приобщает к культуре мордовского народа.

    Методически эффективными являются урок-путешествие, урок-сказка, урок-экскурсия. Данные виды нестандартных уроков развивают и совершенствуют социокультурную компетенцию учащихся, расширяют представление о культурном наследии мордовского народа.

       Например, детям особенно нравятся уроки-путешествия. Мы         представляем, что садимся в машину времени и совершаем экскурсии по одному из самых старинных городов Среднего Поволжья.

      Ребятам интересно знать, что Саранск основан как сторожевая крепость,    сооружений которой до нас не дошло. Оказывается, что был в нашем городе и кремль, который размещался на бывшей Соборной площади. Кремля уже давно нет, а по площади мы можем пройтись и сегодня.

 Как жили люди, чем они занимались сотни лет назад? Совершая путешествие в далекое прошлое, мы узнаем на уроках, что в нашем городе население занималось сельским хозяйством, промыслами, торговлей, а также разными художествами и ремеслами. 

 Расскажут об истории нашего края и уроки-экскурсии. Посещение  музея для детей -  настоящий праздник.

     Краеведческий музей. Это одно из самых старинных зданий города, построено в 18 веке. «Какие красивые дома были раньше!»- восхищаются дети. А если зайти в сам музей... Чего здесь только нет! Богатая коллекция картин и гравюр, фарфоровой и фаянсовой посуды, личные вещи знатных людей города. Хранятся также очень ценные старинные книги и даже свитки прошлых веков. Дети рассматривают экспонаты, затаив дыхание. Столько впечатлений! Есть что рассказать родителям. Возможно, в свой следующий выходной день они тоже захотят там побывать.

     О творчестве нашего знаменитого земляка скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи можно узнать в Музее изобразительных искусств. Здесь собрана богатейшая коллекция его скульптур.  «Моисей», «Микеланджело», «Александр Невский», красивые женские лица – ими можно любоваться бесконечно.

     Использование компьютерных технологий, безусловно, открывает перед учителем огромные возможности. Видео-уроки, Интернет-уроки помогают  совершить заочную экскурсию по любому музею, увидеть все.

    Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся  к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность и активность. Например, уроки-конкурсы на лучших чтецов стихотворений мордовских поэтов.

      Возможно, самыми интересными для учащихся начальной школы стали уроки, посвященные мордовским народным сказкам. Очень хотелось познакомить своих учеников с необыкновенным сказочным эпосом мордвы, ценнейшим пластом культуры удивительного народа. Дети отмечают остросюжетность мордовских народных сказок, непредсказуемость событий и приключений, восхищаются удивительными героями. Вирява, Ведява, Рав-Жольдямо, Юртай, Сураля, Дуболго Пичай, Дячка Най-Най. Каждую встречу с этими героями  мои ученики ждут с нетерпением. Надо сказать, что дети полюбили уроки-путешествия в мир мордовских народных сказок.  Это нестандартные уроки, они отличаются от уроков чтения в начальной школе. Их содержание – общение ребенка и взрослого человека (не учителя, а друга, наставника). Цель – создание благоприятных условий для продвижения в своем развитии каждому учащемуся сообразно его природе.

    Каждый этап работы со сказкой предоставляет учителю огромные возможности для развития, воспитания и психологической гармонизации личности.

    Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Педагоги оценивают такие уроки неоднозначно: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, другие – считают их нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов перед напором учеников, не желающих серьезно трудиться.

   Бесспорно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки  учителю просто необходимо. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы ввиду отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности все-таки не следует. Для развития познавательных интересов у учащихся необходимо сочетать традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения.

                               Литература

                       

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте, М.: Просвещение, 1991, 267 с.
  2. Годника С.М. Страницы современной педагогики: диалог теории и практики.- М., 1998, с.124
  3.     Кашлев С.С. «Интерактивные методы обучения» - М., 2001, 12 с.
  4.     Китайгородская Г.А «Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам», М.: Просвещение, 1989
  5.      Медведева О.И. «Творчество учителя на уроках иностранного языка», М.: Просвещение, 1992, 94 с.
  6.      Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» - М, 1998.

7.     Шмалов С.А. «Игры учащихся – феномен культуры»- М.:Новая школа, 1994, 290 с.

8.     Эльконин Д.Б. «Психология игры» - М., 1978, 117 с.

9.     Интернет: Http://www.5balov.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения взрослых - выступление на конференции

Сообщение  по теме «Особенности обучения взрослых» на Всероссийской научно-методической конференции преподавателей «Образование как основа устойчивого развития экономики» (2010 г.) при Сыкт...

Выступление на конференции

Воздействие искусства на личность ученика в современном образовательном пространстве. Воспитание средствами искусства.Проектная деятельность на уроках музыки. Вокально -хоровая деятельность и ее воспи...

Выступление на конференции "Исследовательская деятельность учащихся в системе общего и дополнительного образования!

2012 годНаучно-практическая конференция «Исследовательская деятельность учащихся в системе общего и дополнительного образования детей»Учитель истории, обществознания, краеведения, МХК МБОУ Ульян...

Статьи, написанные для выступлений на Конференциях, съезде учителей биологии в МГУ

Статьи для Конференций учителей биологии в МПГУ 2010, 2011 г.г., Статья на съезд учителей биологии в МГУ 2011 г....

Выступления на конференциях, семинарах, методических объединениях, педсоветах

Выступления на конференциях, семинарах, методических объединениях, педсоветах....

Выступление на конференции социальных педагогов

Выявление ресурсов воспитания учащихся средствами социально-педагогиеского партнёрства школы, семьи, общества....

Выступление на конференции: "Современные концепции гуманизации учебного процесса и вальдорфская педагогика"

Вашему вниманию предлагается статья Петровой Н.Б., учителя английского языка,МОУ гимназии № 1.Статья была опубликована в сборнике трудов международной конференции,  посвященной 20-летию основания...