Особенности обучения взрослых - выступление на конференции
статья по теме

 

Сообщение  по теме «Особенности обучения взрослых» на Всероссийской научно-методической конференции преподавателей «Образование как основа устойчивого развития экономики» (2010 г.) при Сыктывкарском государственном университете – Республика Коми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferenciya_guseva_n._f.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности обучения взрослых

Сегодня общепризнанно, что доминирующим фактором экономического роста является человеческий капитал.

Одним из главных видов инвестиций в человеческий капитал является вложение в образование. В наше время преимущества в конкурентной борьбе уже не определяются ни размерами страны, ни богатыми природными ресурсами, ни мощью финансового капитала. Теперь все решает уровень образования и объем накопленных обществом знаний.

Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования «производит» самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Образование во всем мире закономерно становится главным каналом социальных перемещений, как правило, восходящих, ведущих индивидов к более сложным видам труда, большим доходам и престижу.

Экономическое развитие прямо зависит от эффективности расширения системы образования, т.к. именно она поставляет необходимые для научных исследований кадры и научно-технический персонал, т.е. уровень образования рабочей силы является одним из наиболее важных факторов социально-экономического и научно-технического развития.

В условиях рыночных отношений профессиональная подготовка кадров является определяющим элементом, формирующим качественные характеристики рабочей силы, которая является не менее ценным ресурсом общественного развития, чем материальные факторы производства. Поэтому особо остро стоит вопрос о профессионализме будущих специалистов, о том, чтобы качество и уровень современной их подготовки отвечали реалиям сегодняшнего дня.

Деятельность взрослого человека по получению образования не может рассматриваться изолированно от его общественной, трудовой деятельности, гражданских прав и обязанностей, семейной и личной жизни. Заочное обучение следует рассматривать как составную часть общественной и трудовой жизни взрослого человека.

Особенности контингента студентов и слушателей заочного образования в значительной степени определяют организационные формы их обучения.

Следует ясно представлять, что учебный процесс в системе заочного образования имеет свою специфику и особенности. Они заклю чаются в:

  1. разноплановом составе обучающихся (по образованию, зани маемым должностям, опыту работы, возрасту, степени подготовлен ности, условиям работы и т.д.);
  2. методике преподавания (акцент на активные формы обучения);
  3. привлечении для проведения занятий опытных преподавателей и практических ра ботников;
  4. актуальности учебных планов и программ.

Эти принципиальные специфические особенности системы заочного образования в настоящее время активно внедряются в учебный процесс средних специальных,  высших учеб ных заведений и систему образовательных учреждений по переподготовке и повышению профессиональной квалификации специалистов отрасли культуры.

Вопрос о совершен ствовании профессионального уровня работников культуры, переподготовке, повышении их квалификации и уровня общекультурного развития, расширении на учного кругозора всегда актуален. Развитие общества и повышение компетентности специалистов явля ются понятиями неразделимыми. Успешное обновление всех сторон жизни страны в решающей мере зависит от того, насколько быстро и глубоко каждый человек проникается пониманием необходимости ради кальных перемен, насколько решительно, энергично и компетентно бу дет работать на своем участке.

Эти проблемы затрагивают и социально-культурную деятельность, относятся к работникам учреждений культуры. Эта категория работников в силу творческого характера своего труда, его многофункциональности, изменчивости форм и содержания работы более чем другие нуждается в постоянном обогащении новыми идеями, свежими мыслями, передовым опытом.

Одним из немногих действенных механизмов, способных решить эту задачу, является система заочного образования взрослых людей. В нее входят: освоение профессиональ ных навыков и введение в профессию для части кадров, не имеющих никакой профессиональной подготовки – ГОУ СПО «Коми республиканский колледж культуры им. В.Т.Чисталева»; совершенствование профессионального мастерства кадров культуры, имеющих профессиональную подготовку, профессиональная переориентация и обучение профессиональному мастерству кадров, имеющих неспециальную подготовку или опыт ра боты в других отраслях народного хозяйства – Учебно-методический центр  Министерства культуры Республики Коми.

Совместная взаимопроникающая и взаимодополняющая деятельность педагога и студента-заочника, слушателя курсов по обучению и практическому освоению специальных дисциплин ведет к взаимному обогащению и более эффективному освоению профессии.

В образовательном процессе подготовки студентов-заочников используются следующие инновационные методы:

  1. Метод «Портфолио»
  2. Электронное тестирование
  3. Использование презентационной техники
  4. Интегрированные занятия
  5. Деловые имитационные игры
  6. Технологии дистанционного образования
  7. Использование электронных учебно-методических комплексов в процессе обучения
  8. Проведение занятий с применением технологии «мозгового штурма»
  9. Применение электронных справочников и мультимедийных учебных пособий  в процессе обучения

Сегодня, как, впрочем, и раньше,  учебников и учебных пособий по циклу специальных дисциплин катастрофически не хватает. Те, что есть, устаревают стремительно. Положительно оцениваю свою работу по обобщению имеющегося материала по ряду тем, т.к. студенты имеют возможность в  «самой глуши» ознакомиться с темой и уже на уроке,  при помощи педагога, выполнить практическую или самостоятельную работу.

Так, например, необходимость составления методического пособия «Рабочая тетрадь специалиста  – организатора досуга» возникла в ходе проводившихся на протяжении ряда лет учебных занятий со студентами колледжа культуры, а также со слушателями выездной кафедры Учебно-методического центра Министерства культуры в разных уголках Республики Коми.

Имея в своем распоряжении всего лишь один день, а чаще 3-4 часа, необходимо было в течение этого времени не только познакомить слушателей в доступной для них форме с содержанием и основами социально-культурной деятельности, но, и это, быть может, главное – пробудить у них понимание жизненной необходимости в приобретении подобного рода знаний.

Цель методической работы «Социально-культурное проектирование» как для студентов колледжа культуры, так и для слушателей курсов повышения квалификации, состоит в оказании практической помощи при формировании проектных умений обучающихся как одного из условий развития их инди видуальности. Умения, нарабатываемые студентами в процессе проектирования, в отличие от накопительно-знаниевого обучения формируют осмысленное исполнение жизненно важных умственных и практических действий. Иначе говоря, формируются составляющие познавательной, информационной, социальной, коммуникативной и других компетенций.

Студентам-заочникам предложена разработка и составление портфолио «Панорама культурной жизни конкретного региона».  Ряд практических и самостоятельных заданий по отдельным темам: «Разработка карты досуга», «Памятные места региона», «Рекреационные зоны отдыха региона»  и др. с интересом и успешно осваиваются студентами. Результат совместной деятельности преподавателя и студента - создание «путеводителя» по своему региону: «Современные учреждения культуры и программы социокультурного сервиса».

Следует подчеркнуть, что выполнение заданий предполагает максимальное использование обучающимися на заочном отделении и в системе переподготовки и повышения квалификации кадров - использование материалов конкретного учреждения культуры.

Успех выполнения каждого задания оценивается не только преподавателем, а всеми обучающимися, и это предопределяет практическую направленность работы и высокую мотивацию каждого студента или слушателя.

Литература

  1. Ариарский, М.А. Методика «погружения» в специальность [Текст] /М.А.Ариарский, И.А.Ивлиева, Л.В.Полагутина. – СПб.: СПбГУКИ, 2007. – 337 с.
  2. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности [Текст] /А.Д. Жарков. – М.: Либерея-Бибинформ, 2008. –  240с.
  3. Загребин, С. Культурная политика в современной России [Текст]: проблемы, программы, приоритеты / С.Загребин//Дом культуры. – 2008. – № 2. – С. 16 – 20.