Проблемы изучения мокшанского языка.
материал по теме

Лаксаева Елена Николаевна

Проблемы изучения мокшанского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_izucheniya_mordovskogo_yazyka.docx46.19 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы изучения мордовского языка.


 

Кялезень Колга

Шачема-касома кялезе!

Кельктянза марнек велезе,

Валхне тёждяста моравихть,

Вельдест кальдяфне колавихть.

Шачема –касома кялезе!

Кеподи фалу мялезе:

Васень валть мокшекс азыне,

Нинге шабакс тейть казине.

Сейчас большое внимание уделяется изучению мордовского языка в русскоязычных школах, это необходимо для того, чтобы с уважением относились к мордовскому языку, его истории и культуре, к родному краю. Ведь мы живём в Мордовии, а на мордовском языке порой не общаются даже в семьях, где родители мордва, а дети не только не говорят, но и не понимают мордовский язык. Мне кажется, не будет лишним, если дети будут изучать родной язык своей маленькой родины и познакомятся с обычаями мордовского народа.

   Я работаю 7 лет над изучением мокшанского языка. И хочу поделиться, как проходят наши уроки, с какими проблемами сталкиваюсь. Занятия проводятся два раза в неделю, моим ученикам нравятся уроки мокшанского языка. На уроках  мы знакомимся с устно-поэтическим творчеством мордовского народа,  его традициями и обычаями, с культурой мордвы , с праздниками, мордовскими писателями, художниками.

 

При объяснении нового материала не ограничиваюсь только переводом мордовских слов на русский язык, а стараюсь использовать как можно больше наглядности: картинки, дети приносят игрушки, использую звукозаписи, организовываю разнообразные игровые ситуации, которые  лучше помогают ребёнку воспринимать язык.

Неплохо бы иметь разработки уроков, как по изучению эрзянского языка. Потому что очень много времени уходит на подготовку, очень часто приходится засиживаться в библиотеке. На уроках с детьми общаемся и на мокшанском и на русском языках. Начинаю урок всегда с диалога на мокшанском языке, спрашиваю какое сегодня число, какое время года, какой день, какая погода и т. д. Интересно проходят уроки, когда учим мордовские песни. Разучили песни: Умарина», «Луганяса келунясь»,  «Панжи, панжи лайме порась». Детям очень нравятся мордовские частушки.

 

Эрька, ялгай, шяяреньконь

Понасайнек локшекс,

И кштитяма, моратама

Велень клубса мокшекс

 

2. Корхтафтсамазь-оржан,

Корхтайхть-оржа нярьня!

Кизефтесьте тядязень-

Валня зря аф мярьган.

 

Кельгса , кельгса Мокша ляйть,-

Арунят волнанза.

Кельгса. Кельгса мон гитарать.-

Весялат струнанза.

3.Гармонистти морамода

Марожень лепёшка

Тага добавления-Кутювонь печения!

 

По теме «Осень» попросила детей нарисовать осенний пейзаж. Физкультминутки в основном перевожу сама.

Когда проходим тему «Весна»- провожу конкурс чтецов.

 

1000 летие единения мордовского народа с народами Российского государства имеет историческое значение для мордовского народа. По своему глубинному смыслу этот юбилей станет  знаковым событием и в жизни страны и республики..

 Я со своими классами провела неделю мордовского языка. Неделя прошла очень интересно,  рисунками детей был оформлен стенд- «Здесь истоки мои».

К этому стенду очень хорошо подошёл эпиграф-В.О.Ключевского

 

Изучая предков,узнаём самих себя,

Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем пришли в мир, как  и для чего живём, как и к чему мы должны стремиться.

С 1 марта по  1 апреля прошёл месячник мордовского языка. Очень много узнали дети о своей малой родине. Как  с большой гордостью они рассказывали стихи о Мордовии.

 

Среди необъятных просторов России

Среди неоглядных российских широт

Есть край наш мордовский-он самый красивый,

Самый красивый народ в нём живёт!

Было трудно, но дети старались читать стихи на мокшанском языке.

 

Мокшень крайняй,шачем шире,

Морозень тейть мораса.

Келихть паксятне и вирьхне,Козят лаймонь пораса!

3.Монь велезе инь мазы,

И цебярь эрь шиня,

Сон тейне шачем мастор,

Россиянь уженя!

 

4. Веленязе  мазы аймак,сире ёфксонь уженя,

Моньге эряма примамайть,

Ладять тейне пизоня.

Вот так я с большой любовью провожу уроки мокшанского зыка, изучаем свой любимый мордовский край!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы изучения английского языка как второго иностранного языка в школе

В статье поднимается вопрос о проблемах  и основных направлениях изучения английского языка как второго иностранного языка в школе....

Проблемы изучения английского языка как второго иностранного языка в школе

В статье поднимается вопрос о проблемах  и основных направлениях изучения английского языка как второго иностранного языка в школе....

Доклад «Некоторые проблемы изучения адыгейского языка в русскоязычных школах».

На протяжении многих лет работы я наблюдала, что уроки адыгейского языка в русскоязычных школах не всегда вызывают интерес у учащихся. Некоторые дети считают его скучным предметом. Я задумалась...

Проблемы изучения якутского языка и литературы в школе

Каждый язык - это целый мир. Язык не только предмет изучения, а живая душа народа....

Проблемы изучения иностранных языков.

Автор раскрывает имеющиеся, на данный момент, проблемы изучения иностранных языков в учебных заведениях. Также речь идет о происходящих изменениях в данной области....

Образовательный проект "Проблема изучения английского языка в стране, для которой закрыты границы"

Образовательный проект "Проблема изучения английского языка в стране, для которой закрыты границы"...