Главные вкладки

    Кружок по коми языку "Коми - край родной"
    рабочая программа (5 класс) на тему

    Канева Мария Витальевна

    Материал внеклассной деятельности по коми языку для начальной школы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kruzhok_po_komi_yazyku.doc60.5 КБ

    Предварительный просмотр:

      Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 16»

    Рекомендована                                                                                     Утверждаю

    Методическим объединением                               Директор МОУ «СОШ № 16»

    учителей-филологии                                         ______________ Е.Ю.Тутолмина

    Протокол № 1                                                                          «07» сентября 2012г

    От «30» августа 2012 года

    Руководитель ШМО

    _____________Демченко И.И..

    Рабочая  программа

    Внеурочной деятельности по коми языку

    «Коми – край родной»

    (наименование учебного предмета/курса)

    основное общее образование

    (уровень общего образования)

    1 год

    (срок реализации программы)

     (автор программы)

    Канева Мария Витальевна

    (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)

                                                                          г. Ухта

    2012 г.

                                             

                                                   Пояснительная записка

    1. Обоснование необходимости разработки и внедрения  предлагаемой программы.

    Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

    Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

    Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком  причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

    2. Цель – углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края.

    Обучающие задачи: развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родно края.

    Воспитательные задачи: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.

    Развивающие задачи:  развитие личностных качеств – самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.

    3. Особенности программы.

    Данный курс «Коми -  край родной» рассчитан на преподавание в начальной школе, 34 часа в год (1 час в неделю). Содержит четыре раздела:

    «Устное творчество коми народа»

    В этот раздел включены народные сказки, загадки, пословицы и поговорки. Необходимо познакомить учащихся с произведениями устного народного творчества, показать особенность, самобытность, связанную с условиями жизни северного коми народа, подчеркнуть связь коми народа с природой. Надо выявить жанровые особенности произведений, поэтичность языка, раскрыть нравственную сущность произведений, показать связь, сходство с произведениями других народов. На уроках должна присутствовать словарная работа. Затем желательно использовать языковой материал на других уроках: чтения, русского языка. Уроки следует строить так, чтоб ученики были активными участниками процесса познания: читали, рассказывали, сравнивали, объясняли. С этой целью многие уроки проходят в форме групповой работы. Важно побудить детей работать самостоятельно, дома: перечитать или прочитать новое, выучить наизусть, проиллюстрировать, составить викторину.

    «Как жили коми в давние времена»

    В этот раздел включены темы, связанные с бытом коми народа, с устройством жилища, украшением дома, изготовлением одежды. Раскрывая перечисленные темы, важно проводить сравнения с современностью, показывать трудолюбие, мастерство ремесленников, научить детей видеть эстетическую красоту в старинных предметах. Многие темы желательно проводить в комплексе на разных уроках, включая уроки изобразительного искусства и технологии.

    Желательно пригласить на уроки работников краеведческого музея и посетить музей.

    «Природа республики»

    Уроки этого раздела помогут обогатить и углубить знания детей, полученные на уроках окружающего мира. Следует больше внимания уделить животному и растительному миру нашего ближайшего окружения. Важно привлечь внимание учащихся к самостоятельному поиску познавательного материала по теме.

    «История города, района»

    Уроки этого раздела помогут углубить знания детей об истории района, города в котором они родились и выросли.

    Каждый раздел поделен на темы – модули, каждая тема ежегодно расширяется и конкретизируется в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения и предприятия города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.  

    Вид программы – модифицированная

    Средства достижения цели:

    Интегрированный подход к обучению, фантазирование, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов.

    Основные формы занятий: В процессе преподавания рекомендуется проводить уроки–лекции, уроки–встречи, викторины, конкурсы, экскурсии по городу, парку, музеям.

    Материально- техническое оснащение программы:

    • Учебный кабинет, библиотека с читальным залом.
    • Мультимедийный проектор, компьютер.

    К концу обучения дети должны знать:

    в итоге учащиеся должны получить знания по коми краю и определить место и значение родного края в развитии России в целом, а также овладеть следующими умениями и навыками:

    самостоятельно подбирать литературу по теме;

    работать в читальном зале библиотеки;

    готовить и выступать с докладами и сообщениями;

    работать в семейных архивах;

    сравнивать и обобщать факты;

    воспитывать бережное отношение к своему городу;

    воспитывать чувство гордости за свой город, за успехи своих земляков.

                                        Тематический план занятий

    по коми языку в 4 классе

    Кружок «Коми - край родной»

    № п/п

                                 Тема раздела

    Кол – во часов

    1

    Устное творчество коми народа.

    9

    2

    Как жили коми в давние времена.

    12

    3

    Природа республики.

    8

    4

    История города, района.

    5

                             

                                 Поурочное планирование занятий

    по коми языку в 4 классе

    Кружок «Коми – край родной»

    № п/п

                                      Тема раздела, занятия

    1

    ö

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    21

    22

    23

    24

    25

    26

    27

    28

    29

    30

    31

    32

    33

    34

    Устное творчество коми народа (9ч)

    Что изучает краеведение?

    Коми народные сказки о животных.

    Волшебные коми сказки.

    Ёма, Гундыр, Ворса – отрицательные персонажи коми сказок.

    Яг-морт – лесной человек.

    Бытовые сказки коми народа.

    Коми народные пословицы и поговорки.

    Коми народные загадки.

    Обобщающий урок по теме.

    Как жили коми в древние времена (12ч)

    Жилище коми народа.

    В коми избе.

    В коми избе.

    Народные мастера.

    Народные мастера.

    Уроки – встречи с работниками краеведческого музея.

    Материал для изготовления одежды и обуви.

    Как рукодельница семью одевала? (Урок-встреча с работником краеведческого музея.)

    Народный костюм коми.

    Украшение одежды.

    Народный коми орнамент.

    Обобщающий урок по теме.

    Природа республики (8ч)

    Растения леса.

    Дары леса. Грибы.

    Дары леса. Ягоды.

    Ядовитые растения леса.

    Животный мир тайги.

    Рыбные богатства республики.

    Природа республики в произведениях коми поэтов и писателей.

    Обобщающий урок по теме.

    История города, района (5ч)

    Населённые пункты нашего района.

    Великая Отечественная война в истории моего края, моего города, моей семьи.

    Государственные символы города, республики.

    Урок – экскурсия по улицам города.

    Обобщающий урок по теме.

    Литература:

    1.Грибова Л.С. Декоративно-прикладное искусство народа коми.1980.

    2.Коми народные загадки. Сыктывкар.1975.

    3.Коми народные сказки. Сыктывкар.1996.

    4.Коми пословицы и поговорки. Сыктывкар.1983.

    5.Пера-богатырь. Сказки финно-угорских народов. Сыктывкар.1985.

    6.Традиционная культура народа коми. Этнографические очерки Сыктывкар.1994.

    7.Историко-культурный атлас Республики Коми. Москва. 1997.

    8.Журавлёв С. Азбука пармы. Сыктывкар. 1995.

    9.Моисеев К.А., Волкова Г.А., Мартынов Л.Г. Декоративные растения на севере. Сыктывкар.1984.

    10.Климова Г. Текстильный орнамент коми.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игра-викторина Умники и умницы по теме "Алтайский край- мой край родной"

    Тематическая игра-викторина умники и умницы прходила в рамках недели истории. ...

    Игра-викторина Умники и умницы по теме "Алтайский край- мой край родной"

    Тематическая игра-викторина умники и умницы прходила в рамках недели истории. ...

    "Тамбовский край - мой край родной»

    Литературно -  музыкальная композиция, посвященная творчеству тамбовских поэтов....

    Конкурс знатоков географии родного края "Люблю тебя, мой край родной!"

    Разработка внеклассного мероприятия по краеведению....

    Конспект урока по теме : "Родная страна.Край родной"

    Данный урок относится к  теме «Родная страна» и направлен на развитие коммуникативных навыков по этой теме. Современные требования к образованию предполагают сочетание со...

    "Мой край родной , мой край степной"

    национально-региональный компонент...