Использование устного народного творчества на уроках башкирского языка и литературы
статья на тему

Биккузина Эльза Фаритовна

Башкирский народ очёнь большое значение придавал воспитанию и развитию одарённой личности и по мере своего развития, большое значение отводит умственному, эстетическому, трудовому, нравственному, семейному воспитанию. В статье описывается использование устного народного творчества на уроке башкирского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_bikkuzinoy_elzy_faritovny.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Башкирский народ очёнь большое значение придавал воспитанию и развитию одарённой личности и по мере своего развития, большое значение отводит умственному, эстетическому, трудовому, нравственному, семейному воспитанию.

 Термин «ум» часто используется как синоним «способности мышления». В представлении башкирского народа понятие «способность» употребляется в значениях одарённость – талантлы, 31л1тле, зир1клелек, умение что-то делать – беле9 32й29, способный к труду – эшк1 31л1тле, восприимчивость – ос6ор, от6ор, незаурядность – 7181тт1н тыш, баш6алар8ан айырылып тор7ан. Эти понятия для башкир широки и многосторонни, что они близки и нам.

  Об одарённых детях башкирский народ говорил «Ай 9413ен, к2н 94к1н, йыл 9413ен, ай 94к1н» «За день вырос как за месяц, за месяц - как за год».

 В процессе умственного воспитания большое значение отдавалось не только знаниям, но и формированию нравственного облика подрастающего поколения. Еще древнеримский философ Сенеки говорил «Научись сперва нравам, а затем мудрости, ибо без первого трудно научиться последней». Я. А. Каменский в своем трактате «Наставление нравов» цитировал народное изречение «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».

  Главной целью использования, создания пословиц имеют формирование нравственного облика подрастающего поколения. Само название в башкирском языке «м161л - пословица» ассоциируется с представлениями о поучениях, нравоучениях. Они являются эффективными средствами формирования моральных представлений, выработки нравственных привычек и поведения. На уроках они чаще используются, как материал для проведения артикуляционной гимнастики.  Например, «Белем3е8 кеше к983е8 кеше» - «Человек без знаний слепой». «Белем байлы6тан арты6» - «Знание дороже богатства». «Белеме бар хур булма4» - «Знающий человек не пропадёт». В процессе изучения данных пословиц дети понимают, что люди со знаниями всегда были уважаемы. Даже в древности люди это понимали и говорили. «Алтын д19л1т т9гел, 7илем д19л1т» «Не золото является богатством, а знание». «Буй7а 94м1, а6ыл7а 94» «Не расти в длину, развивай ум». Изучение пословиц способствуют формированию положительной мотивации ученика к процессу обучения, нравственному развитию.

 Изучая тему «Числа» можно использовать математические сказки – загадки, которые помогают более быстро запомнить название чисел, развивают логическое мышление, также они представляют интересное умственное задание.

Например

Ике 3иге8 ун алты,           Дважды восемь шестнадцать,

Та7ы 3иге8, та7ы алты.        Ещё восемь, ещё шесть.

 Данные загадки  способствуют быстрому овладению приёмами счёта.

  В основе умственного воспитания лежит знание об окружающей действительности. В устном народном творчестве башкирского народа много загадок о окружающей среде, явлениях и предметах.

 Например

   У старика есть двенадцать сыновей,

   Трое из них надевают серую одежду,

   Трое – зелёное платье,

   Трое – жёлтую одежду.

   Трое – белую шубу.

   Это - образная загадка на отгадывание времен года. В воображении встают четыре молодца или девицы. Самое главное в этой ситуации то, что ребенок включается в процесс восприятия, запоминания, размышления. Изучая загадки, дети повторяют цвета, признаки различных предметов.

 На уроке необходимо использовать приметы – наблюдения за природой. Они прошли долгий путь, прежде чем стать основой  для познания окружающего мира. Использование примет на уроке способствуют развитию наблюдательности. Учащиеся читают примету на доске либо в учебнике, переводят, учат наизусть, выявляют ее правдивость в жизненных ситуациях. Например «:ар7а кил31, 6ар китер» - «Если грачи прилетят, то растает снег». Данная примета изучается в конце зимы, в начале весны дети ждут прилёта грачей и наблюдая за изменениями в природе, приходят к самостоятельному выводу.  Примет, соответствующих разным временам года, месяцам большое разнообразие и при прохождении тем о временах года, дети самостоятельно подбирают соответствующие приметы.

  В башкирском народном устном творчестве много различных загадок, пословиц, примет, скороговорок и стихов. Их использование способствует развитию наблюдательности, улучшению разговорной речи изменению мотивации, как к башкирскому языку, так и к общему процессу обучении.

  Когда я только начала свою трудовую деятельность, многие дети не понимали, для чего они изучают башкирский язык. Особенно это было обидно слышать от детей башкирской и татарской национальности, но сейчас ситуация иная, проведя анкетирование в четвертых классах большинство из них отвечают, что они должны знать свой родной язык и уметь на нём свободно общаться.

  Поэтому следующей темой моего самообразования стало «Развитие монологической и диалогической речи учащихся на уроках башкирского языка и литературы» Изучение данной темы, помогло мне понять, какими методами и способами развивать речь учащихся. На слайдах представлены лишь некоторые упражнения используемые мной на уроках.           Например.

Изучая тему «Слова - признаки» во вторых классах, «Прилагательные» в четвертых классах интересна для детей игра.  «Скажи мне своё имя и по нему скажи какой ты».   Каждый ребёнок говорит своё имя на башкирском языке, а затем выбирает любую букву из своего имени и перечисляет свои хорошие качества.

 Например

 «Ал3ыу», берёт букву «№».

 № - 31йб1т-хорошая, 31л1тле-способный, 3о6лан7ыс-восхитительная, 32й2н2сл2-радостная.

 Данное упражнение удачно тем, что ребёнок запоминает звучание и написание своего имени на башкирском языке, узнаёт новые прилагательные, составляет словосочетания и предложения, лучше запоминает эти слова, работает над правильным составом слов в предложении. Глаголы пишутся в конце, прилагательные - перед существительным, признак которого они обозначают. В случае изменения его местоположения он может стать другой частью речи. Признаки, относящиеся к самому ребёнку, а не абстрактному предмету  способствуют быстрому запоминанию и правильному использованию этих слов в речи. На следующих уроках эти слова используются в абстрактных текстах, дети выводят правила, что в башкирском языке окончание у прилагательных не меняется, не зависимо от рода, числа и падежа существительного.

 В начальных классах интересно  проходит игра «Эйе, Ю6». В первом классе вопросы задаются на русском языке, а в остальных классах по мере увеличения словарного запаса на башкирском языке.  

  Помогая детям накапливать опыт правильной лексической сочетаемости слов, важно иметь в виду те случаи многозначности, когда каждое из значений имеет свои ряды синонимов и антонимов. При изучении этих вопросов я беру следующие задания  

   К каждому из ряда слов подбери антоним с учетом значения слова:

а3 с9ск9 – белый цветок,

а3 д9фт9р – чистая тетрадь,

а3 к74ел – светлая душа

матур ялан – красивая поляна,

матур к7лд9к – красивое платье,

матур уй – красивая мысль

 Выберите из ряда синонимов те, которые могут сочетаться с каждым из слов:

  Сиб9р, матур, зифа, 8ылыу  - 3ы2, ялан, к7лд9к, бала. Сиб9р, 8ылыу, зифа говорят только про людей.

  М589б9т- величавый, 1орур- гордый, бейек- высокий, тек9- крутой    -  им9н, 3ая, кеше

 Полезным  является  умело составленный список ключевых слов.

Например

Сифат- прилагательное

  • нинд9й? - какой?
  • 8орау - вопрос
  • билд9 - признак
  • д9р9ж9 - степень
  • т5п - основной
  • арты3лы3- превосходная степень
  • Са1ыштырыу – сравнительная

Такие слова облегчают учащимся оформлять свои мысли на родном языке, избегать недостатка в словарном запасе

По представленной наглядности хорошо работать над описанием картины. Вначале даётся описание рисунка, а затем постепенно добавляются признаки другого времени года, задаются вопросы учителем, дети отвечают и составляется диалог «Бына я8 8а килде» -   «Вот и пришла весна». По одной  наглядности идет работа над монологической и  диалогической речью. В первом классе со второй недели изучения вводится диалог с двумя вопросами и ответами на них, а затем по мере увеличения словарного запаса увеличивается и количество вопросов. Если в начале диалог проходит между учителем и учащимся, то теперь дети работают парами. Такая систематическая работа способствует развитию монологической и диалогической речи учащихся на уроках башкирского языка.

       Спасибо за внимание.

 

   

 

Творческий отчет

учителя башкирского языка и литературы Биккузиной Э. Ф.

2009- 2010 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование устного народного творчества на уроках биологии.

В данном материале приведено обоснование целесообразности применения приемов устного народного творчества на уроках биологии. Даны примеры применения материала на урокахю...

Практический материал: Альбом «Использование устного народного творчества для формирования лексико-грамматических категорий»

У дошкольников с общим недоразвитием речи изначально бедный словарный запас, не сформирована грамматическая система. Знакомясь с произведениями устного народного творчества, мы отметили, чт...

Развитие устной и письменной речи на уроках башкирского языка и литературы

Методы и приемы развития речи учащихся на уроках башкирского языка...

Консультации для родителей .Су-Джок терапия в логопедии. Как научить ребенка здороваться. Использования литературы в семейном воспитании. Использование устного народного творчества в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста.

Консультации для родителей .Су-Джок терапия в логопедии. Как научить ребенка здороваться.  Использования литературы в семейном воспитании. Использование устного народного творчества в к...

«Устное народное творчество», интегрированный урок (русская литература и ИЗО)

Обобщение знаний о героических эпосах эвенкийского, якутского, русского народов;  закрепить знания о нимнгакане «Таргандун мата», олонхо «Ньургун Боотур Стремительный», бы...

«Устное народное творчество», интегрированный урок (русская литература и ИЗО)

laquo;Героический эпос – духовное наследие народа», открытый урок, проведённый в рамках районного конкурса открытых уроков, посвященных Году литературы...

Консультация для родителей. Тема: «Использование устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста с ЗРР»

Речь - чудесный дар природы -не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правил...