Конспект интегрированного урока "Поездка в город Якутск"
план-конспект урока (7 класс) на тему

Адамова Вероника Карловна

МБОУ «Алтанская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»

 

 

 

 

 

 

Конспект интегрированного урока «Поездка в город Якутск»

 

 

 

 

 

Составители:

                                                                                                                                                                     Учитель русского языка Адамова В.К.

Учитель якутского языка Неустроева А.Г.

2015 г.

Пояснительная записка

Русские и якутские языки являются государственными языками Республики Саха (Якутия). Эти языки в системе общего среднего образования в школе занимают особое место. Они являются средством общения, орудием познания и отражения действительности, важнейшим средством воспитания.

По программам изучения языков русского и якутского, знания учащихся базируются на современных подходах к обучению языку: сознательно - коммуникативном и деятельностном.

В настоящее время немаловажную роль в сфере образования имеют интегрированные уроки. Соединение двух-трех уроков дает возможность повысить уровень качества образования учащихся и привить интерес к преподаваемому предмету.

          Развитие устной и письменной речи является одним из важнейших компонентов обучения учащихся, исходя из этого, мы выбрали урок в 6 классе по теме «Поездка в город Якутск.  Дьокуускай куоракка айан» по форме урока – путешествия, который заинтересует учащихся, ведь такие уроки проходят редко. Но главной целью мы поставили развитие коммуникативных компетенций учащихся: умение высказывать свою мысль на родном и русском языках, умение общаться с ровесниками и взрослыми, умение пользоваться основными правилами этикета в общественных местах.

В устной форме учащиеся должны подготовить сообщение, такой метод учит детей выступать перед аудиторией, дает возможность грамотно говорить и писать, толково изъяснять свои мысли, строить высказывания логически последовательно в форме монолога-описания, монолога-повествования, монолога-рассуждения с учетом ситуации обращения.

Но перед тем как выступить перед аудиторией, необходимо тщательно подготовиться, и методы здесь различны. Они дают развитие не только письменной речи, но и логическому мышлению. Этот вид работы включает составление письменных текстов  с соблюдением логической последовательности и норм литературного языка,  обобщение изложенных в тексте фактов, умение делать выводы на основе содержащейся в тексте информации, умение различать главную и второстепенную информации, владение приемами работы с книгой и с другими источниками информации, включая СМИ и Интернет.

Урок содержит различные приемы речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо.

Во всех этапах урока учащимся предлагают работать или на русском, или на родном языках, по выбору.

На первом этапе урока учащиеся слушают данный текст, и  с помощью вопросов учителей ставят перед собой конкретные задачи деятельности на уроке. Это помогает адекватно понимать устную речь, фиксировать важные для понимания текста ключевые слова и словосочетания, удерживать в памяти основное содержание услышанной информации, подготовиться к работе на уроке.

Во – вторых, ученик заранее готовит сообщение с презентацией. Такое опережающее домашнее задание готовит ученика быть ответственным и быть примером перед ровесниками. Формирует навыки взаимодействия работы с родителем и учителем, а также умение работать с различными программами Microsoft Office.

На третьем этапе нашей работы мы применили метод работы учащихся с текстом на разных языках. Учащимся дается текст на русском языке и возможность перевода на родной язык. Такой метод повышает уровень восприятия и понимания прочитанного, и дает возможность оценивать свою речь с точки зрения правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки.

Четвертый метод, который мы применили, это составление отзыва на основе ранее просмотренного фильма. Такой метод учит детей выявлять тему, основную мысль, проблему увиденного или услышанного. Правильно и логически излагать свои мысли, строить текст.

И пятый метод, применяемый на уроке, - построение диалога. Ученики делятся на группы, и им дается задание с различными жизненными ситуациями. В этом этапе развивается умение слушать, поддерживать и сотрудничать: начать и поддерживать разговор в конкретной ситуации общения, правильно используя формы обращения к собеседнику, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника, использовать основные типы диалогических единств.

На каждом этапе мы ввели физкультминутку в виде движения по кругу, что дает детям немного расслабиться.

В конце делаем анализ проведенного урока. Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке, ставят смайлики с разными эмоциями в нарисованный автобус. И даем домашнее задание с целью закрепления полученных навыков.

Нацеленность образования на развитие личности ученика, его познавательных, интеллектуальных и творческих способностей становится главным приоритетом в системе преподавания.

Современный урок должен быть направлен на интенсивное развитие речемыслительных способностей учащихся, не только на формирование системы языковых и речевых навыков и умений, но и на отработку общеучебных умений, предполагающих овладение способами деятельности, которые формируют познавательную, информационную, коммуникативную компетенции.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_puteshestvie.rar26.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Алтанская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»

Конспект интегрированного урока «Поездка в город Якутск»

Составители:

                                                                                                                                                                     Учитель русского языка Адамова В.К.

Учитель якутского языка Неустроева А.Г.

2015 г.

Пояснительная записка

Русские и якутские языки являются государственными языками Республики Саха (Якутия). Эти языки в системе общего среднего образования в школе занимают особое место. Они являются средством общения, орудием познания и отражения действительности, важнейшим средством воспитания.

По программам изучения языков русского и якутского, знания учащихся базируются на современных подходах к обучению языку: сознательно - коммуникативном и деятельностном.

В настоящее время немаловажную роль в сфере образования имеют интегрированные уроки. Соединение двух-трех уроков дает возможность повысить уровень качества образования учащихся и привить интерес к преподаваемому предмету.

          Развитие устной и письменной речи является одним из важнейших компонентов обучения учащихся, исходя из этого, мы выбрали урок в 6 классе по теме «Поездка в город Якутск.  Дьокуускай куоракка айан» по форме урока – путешествия, который заинтересует учащихся, ведь такие уроки проходят редко. Но главной целью мы поставили развитие коммуникативных компетенций учащихся: умение высказывать свою мысль на родном и русском языках, умение общаться с ровесниками и взрослыми, умение пользоваться основными правилами этикета в общественных местах.

В устной форме учащиеся должны подготовить сообщение, такой метод учит детей выступать перед аудиторией, дает возможность грамотно говорить и писать, толково изъяснять свои мысли, строить высказывания логически последовательно в форме монолога-описания, монолога-повествования, монолога-рассуждения с учетом ситуации обращения.

Но перед тем как выступить перед аудиторией, необходимо тщательно подготовиться, и методы здесь различны. Они дают развитие не только письменной речи, но и логическому мышлению. Этот вид работы включает составление письменных текстов  с соблюдением логической последовательности и норм литературного языка,  обобщение изложенных в тексте фактов, умение делать выводы на основе содержащейся в тексте информации, умение различать главную и второстепенную информации, владение приемами работы с книгой и с другими источниками информации, включая СМИ и Интернет.

Урок содержит различные приемы речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо.

Во всех этапах урока учащимся предлагают работать или на русском, или на родном языках, по выбору.

На первом этапе урока учащиеся слушают данный текст, и  с помощью вопросов учителей ставят перед собой конкретные задачи деятельности на уроке. Это помогает адекватно понимать устную речь, фиксировать важные для понимания текста ключевые слова и словосочетания, удерживать в памяти основное содержание услышанной информации, подготовиться к работе на уроке.

Во – вторых, ученик заранее готовит сообщение с презентацией. Такое опережающее домашнее задание готовит ученика быть ответственным и быть примером перед ровесниками. Формирует навыки взаимодействия работы с родителем и учителем, а также умение работать с различными программами Microsoft Office.

На третьем этапе нашей работы мы применили метод работы учащихся с текстом на разных языках. Учащимся дается текст на русском языке и возможность перевода на родной язык. Такой метод повышает уровень восприятия и понимания прочитанного, и дает возможность оценивать свою речь с точки зрения правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки.

Четвертый метод, который мы применили, это составление отзыва на основе ранее просмотренного фильма. Такой метод учит детей выявлять тему, основную мысль, проблему увиденного или услышанного. Правильно и логически излагать свои мысли, строить текст.

И пятый метод, применяемый на уроке, - построение диалога. Ученики делятся на группы, и им дается задание с различными жизненными ситуациями. В этом этапе развивается умение слушать, поддерживать и сотрудничать: начать и поддерживать разговор в конкретной ситуации общения, правильно используя формы обращения к собеседнику, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника, использовать основные типы диалогических единств.

На каждом этапе мы ввели физкультминутку в виде движения по кругу, что дает детям немного расслабиться.

В конце делаем анализ проведенного урока. Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке, ставят смайлики с разными эмоциями в нарисованный автобус. И даем домашнее задание с целью закрепления полученных навыков.

Нацеленность образования на развитие личности ученика, его познавательных, интеллектуальных и творческих способностей становится главным приоритетом в системе преподавания.

Современный урок должен быть направлен на интенсивное развитие речемыслительных способностей учащихся, не только на формирование системы языковых и речевых навыков и умений, но и на отработку общеучебных умений, предполагающих овладение способами деятельности, которые формируют познавательную, информационную, коммуникативную компетенции.

Тема урока: Поездка в город Якутск

                       Дьокуускай куоракка айан

Языковая тема: Развитие устной и письменной речи

Форма урока: урок-путешествие

                           Айан уруога

Тип урока: Интегрированный, комбинированный

Метод: Интегрированный, словесный, наглядный, ИКТ

Цель урока: совершенствовать устную и письменную речь; повысить мотивацию к изучению  родного и русского языков, воспитывать чувства патриотизма, коллективизма, взаимопомощи.

Оборудование: компьютер, проектор, слайды, доска, интерпретация школьного автобуса, карта, картинки со смайликами.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Общепредметные умения

I этап: Орг. момент

Турукка киллэрии

Вступительное слово учителей:

- Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Давайте начнем наш урок с улыбкой и с хорошим настроением!

  Звучит песня о городе Якутске.

Халлааҥҥа сулустар кэриэтэ

Күлүмнэс уоккунан имнэнэ

Сайаҕас салгыны саҕаҕын

Дууһабар эн мэлдьи кэрэҕин

     Эрчимнээх эдэр саас

Бу кэрэ кэмнэрэ

Эйигин кытары

Алтыһан ааһаллар

Дьокуускай…

     Мин күндү тапталлаах куоратым

Инники кэскилбит биһигэ буолаҥҥын

Таптаһар сүрэҕи угуттуу турдаҕыҥ

Дьокуускай…

Чэчирии тупса тур өрүү!..

 Учащиеся дарят друг другу улыбки.

Все вместе поют знакомую песню о любимом городе.

Устное высказывание на двух языках

II. Этап.

Постановка целей и задач урока.

- Туох туḥунан ырыа иḥиттибит?

-  Оʓолоор, биḥиги бүгүн эḥиэхэ үчүгэй сонун кэḥиилээх кэллибит. Сааскы сынньалаҥ кэмигэр дойдубут киинигэр Дьокуускай куоракка кылааḥынан күүлэйдии барыахпыт. До весны так долго, нужно ждать целых два месяца. А давайте сегодня представим, что мы уже приехали в наш любимый город.

-  Сегодня у нас будет необычный совместный урок русского и родного языков.  Бүгүҥҥү урок темата – Поездка в город Якутск.  Дьокуускай куоракка айан. (слайд №1)

Размышление учеников об услышанном.

Ребята мысленно представляют, что они всем классом  едут в город Якутск

Развитие воображения, творческого мышления учащихся

IV. Работа по теме урока.

Прежде чем отправиться в наше незабываемое путешествие, давайте услышим немного из истории нашего любимого города.

- Составление маршрута совместно с учениками.

  1. Памятники великих писателей. (слайд №2-3)

   

-  Давайте все дружно возьмемся за ручки и сделаем круг. Это будет означать, что мы приехали в город Якутск. И первым посетим памятники двух великих выдающихся писателей нашей родины А.С.Пушкина и А.Е.Кулаковского. Ребята, а вы знаете, где находятся эти памятники?

-  Вот мы послушали краткий обзор жизни и творчества писателей. А вы знаете, что наши соотечественники брали пример с русских, на то время, уже известных писателей своего времени и перевели на родной язык их произведения. Что стало одним из оснований для возрождения родной литературы.

 А сейчас вы попытайтесь перевести отрывок из стихотворения Пушкина «Зимнее утро» (слайд №4) на родной язык. Посмотрим, получится ли у нас…

- А теперь послушаем друг друга и сравним, у кого получился хороший перевод Молодцы! Все очень хорошо постарались. Едем дальше.

  1. Кинотеатр «Саха-фильм» (слайд №5).

- Вот мы посмотрели фильм якутского режиссера «Ол сайын», основанный на рассказе Н.М.Заболоцкого «Сайылыкка». Теперь вы должны написать ваши впечатления об увиденном, передать свои мысли о сюжете фильма, можете работать на любом языке.

  1. Якутский государственный объединенный музей истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского (презентация).

- Мы подошли к третьему этапу нашего маршрута. Сейчас, послушайте информацию об этом музее.

- Ребята, а вы хотите стать немножко актерами  и сыграть мини-сценки по ситуациям.

Ситуации:

  1. Вы  первый раз в музее. Как вы себя будете вести?
  2. Вы,  гуляя по музею, случайно разбили экспонат, ваши действия.
  3. Вы увидели, как один из посетителей украл  экспонат, ваши действия.

(Ребята разделяются на три группы и по ситуациям разыгрывают диалог.)

Сообщение  ученика об истории города Якутск, с презентацией.

Составление маршрута совместно с учителями.

Даются несколько достопримечательностей города.

Примерный маршрут:

  1. Памятники великих писателей.
  2. Кинотеатр «Саха - фильм»
  3. Якутский государственный объединенный музей истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского.

Сообщение ученика: Памятник русского писателя А.С.Пушкина находится возле русского драматического театра по проспекту Ленина. А памятник якутского писателя А.Е.Кулаковского стоит на площади Дружбы около Театра оперы и балета им. Д.К.Сивцева – Суорун Омоллона. Об этих писателях нам сейчас расскажут ребята.

Перевод учениками стихотворений:

1 стихотворение  А.С.Пушкина на русском языке.

2 стихотворение  А.Е.Кулаковского на родном языке.

Чтение собственных переводов учащимися

(Работа по парам).

(Ребята читают и оценивают свои работы, делятся впечатлениями.)

(Все с учителями, держась за руки, делают круг).

(Ребята пишут краткий отзыв, желающие отвечают устно).

(Все с учителями, держась за руки, делают круг).

Примерное содержание сообщения ученика( опережающее домашнее задание):

12 марта (27 февраля) 1887 г. Якутский областной статистический комитет по инициативе секретаря А.И. Попова принял решение о создании местного музея. Поводом для принятия такого решения послужил череп ископаемого бизона, найденный в 1886 г. на берегу реки Вилюй и отправленный в статистический комитет старостой I Чочуйского наслега Вилюйского округа Семеном Егоровым. К этому времени появились первые музеи в Сибири, усилился интерес к Якутии, как перспективной сырьевой базе, богатой полезными ископаемыми. Первая экспозиция музея открылась 7 июня (26 мая) 1891 г.

До 1917 г. хранителями, консерваторами музея работали политические ссыльные, в том числе и Е.М. Ярославский (Миней Израилевич Губельман), чьё имя было присвоено музею в 1924 г. До 1978 г. музей работал как краеведческий. Основные коллекции музея можно разделить на 4 блока: естественные; этнографические; археологические; исторические.

- Да хотим!

Ребята разделяются на группы и по ситуациям разыгрывают диалог.

Развитие таких качеств, как ответственность, исполнительность, своевременное выполнение заданий;

Создавать   связное высказывание в форме текста  - описания;

Развитие внимательности, умения слушать своего товарища;

Уметь выступать перед аудиторией;

Принимать участие в диалогах различных видов

V. Рефлексия.

- Вот  и мы завершили наше путешествие. Пора собираться домой. Ребята, какой из этапов нашего маршрута вам больше всего понравился?

Слово учителя: Давайте оценим сегодняшний урок. На столе лежат человечки. Если урок  вам понравился, выбирайте человечка улыбающегося, если не понравился – с огорченным лицом. И вставляйте в наш автобус, который висит на доске.

Ребята называют понравщийся маршрут, отвечают на вопросы, заданные учителями, о городе Якутске.

Ребята выбирают смайлики и вставляют в нарисованный автобус.

 VI. Домашнее задание.

Нарисовать эпизод из кинофильма «Ол сайын» или сделать  иллюстрации к стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро».

VI.  Итог.

Спасибо всем за активное участие на урок! (Проставление оценок).

До свидания!

                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока "Деепричбург - город мастеров" в 7 классе общеобразовательной школы.

Интегрированный урок (русский язык, история) в 7 классе общеобразовательной школыю...

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине "Иностранный язык"(английский). Тема:"Экскурсия по городу Якутску" "Достопримечательности Якутска"

Данная методическая разработка состоит из конспекта, плана урока и презентации. Данный материал может быть использован на уроках английского языка как в школе, так и ссузе и вузе....

Организация деятельности спортивно – оздоровительного клуба « Точно в десятку» МОБУ СОШ № 10 им.Д.Г.Новопашина городского округа « Город Якутск».

На сегодняшний день во всех школах республики остро стоит проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся.  С чем же сталкивается в данное время школьник:·...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителягеографии МОБУ «Центр образования» Городского Округа «город Якутск». Сергеевой Дарии григорьевны

Правильная организация учебного процесса находится в прямой зависимости от подготовленности каждого ученика к обучению географии, от уровня его обучаемости. Как правило, учащиеся неодинаково подготовл...

План работы с неуспевающими обучающимися по географии учителя МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск» Сергеевой Дарии Григорьевны 2016-2017 учебный год

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных года...