Открытый урок "Навеки с Россией"
план-конспект урока (7 класс) на тему

Наниз Зуриет Заурбиевна

Интегрированный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл открытый урок37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Навеки с Россией

Цели урока:

  • знакомство с историей адыгов;
  • формирование навыков выразительного чтения, умений восстанавливать текст;
  • развитие памяти, мышления и творческой деятельности;
  • воспитание чувства толерантности, дружбы, уважения к своей Родине.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, магнитофон, карточки, кроссворд.

Ход урока.

I.  Организационный момент.

- Шъуимафэ ш1ух!

- Опсэу!

- К1алэхэр непэ хьак1эхэр ти1эх, ахэмэ сэлам ятэжъугъэх.

- Шъуимафэ ш1ух! Шъукъеблагъэх тиурок.

- Шъут1ысыжьых.

II. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня у нас необычный урок. Он у нас интегрированный. Мы будем учить адыгейский язык с элементами истории адыгов.

Тема нашего урока: «Навеки с Россией».

Цели нашего урока:

  • знакомство с историей адыгов;
  • формирование навыков выразительного чтения, умений восстанавливать текст;
  • развитие памяти, мышления и творческой деятельности;
  • воспитание чувства толерантности, дружбы, уважения к своей Родине.

      На уроке мы с вами будем читать, писать, разгадывать кроссворд и проводить исследовательскую работу.

      Мы учили стихи о Родине, о своей стране. Кто помнит и может нам рассказать стихотворение о нашей большой Родине? А кто помнит стихотворение о нашей малой Родине? (2 ученика рассказывают стихотворения).

III. Работа над новой темой.

  • Какой праздник Адыгея недавно праздновала?
  • 450-летие добровольного вхождения в состав России.
  • Кто из вас принимал участие в праздновании данного праздника?

Дети давайте сейчас вернемся на 450 лет назад в прошлое.

Учитель истории Адыгея:

Ребята, мы с вами вернемся на 450 лет назад, когда между Черкесией и Россией стали завязываться  дружественные отношения. Давайте вспомним какие субъэтнические племена адыгов проживали на территории Черкесии в  XVI  веке? (работа с картой «Черкесия в  XVI веке).

К концу  XV века адыги населяли обширную территорию на Северном Кавказе: от устья Дона на севере до Абхазии на юге; от берегов Азовского и Черного морей на западе до реки Сунжи на юго-востоке. Примерно в XIV-XV веках в Европе и на Востоке утверждается название страны адыгов-Черкесия.

Посмотрим на карту и определим соседей Черкесии в XVI веке, (работа с картой «Черкесия и ее соседи в XVI веке»).

Во второй половине XV столетия имеют место столкновения адыгов с отрядами крымских ханов. Угроза со стороны Крыма возросла после подчинения его новой мощной силе на восточноевропейской политической арене - Осмаской империи. Вторая половина  XV и  XVI века была временем расцвета Османской империи, эпохой ее наивысшего могущества.  Адыги, населявшие западную часть Северного Кавказа, первыми приняли на себя удар османских захватчиков. Еще в конце XV века была построена турецкая крепость Тамань.

Адыгские посольства в Москву - одно из важнейших политических событий в адыгской истории XVI-XVII вв.  Весьма велико их значение и для собственно русской истории этих же веков, так как установление связей с черкесскими княжествами открыло для Москвы важные политические преимущества в противостоянии Крыму и Турции.

Ребята, что вы знаете о правителе России середины XVI века?

В 1552 г. ко двору Ивана IV прибыло первое посольство черкесов, во главе которого было три князя: бесленеевский князь Маащук, абазинский князь Иван Езбозлуков и князь Танащук без указания на субэтническую принадлежность, но из контекста и этого, и последующих посольств ясно, что это был западночеркесский князь. оно представляло, два автохтонных западнокавказских этноса - адыгов и абазин.

Второе посольство 1555 г. последовало с крайнего запада Черкесии-из княжества Жанэ, которое в этот период являлось наиболее сильным в военном отношении в Адыгее. Во главе депутации был старший князь Жанетии Сибок, его сын Кудадек, брат Сибока Ацымгук, а также абазинский князь Тутарыка Езбозлуков.

Обещанная Иваном  IV помощь против Крыма вскоре была оказана.  Когда в 1555 году крымский хан с войском двинулся на Кубань, против татар был послан русский отряд под командованием И.Шереметева. Крымцы повернули обратно и в Черкесию не пошли.

Третье посольство 1557 г. последовало уже от кабардинских князей, во главе которых стоял Темрюк Идарович, будущий тесть Ивана Грозного. Кабардинский посол Кавклыч Кануков передал просьбу кабардинцев к русскому царю считать их заодно с жанеевскими князьями. Таким образом, посольство 1557 г. подвело итог всем предыдущим дипломатическим усилиям черкесов и включило в рамки военного альянса с Россией всю страну адыгов от Тамани до Дагестана.

В 1557 году на службу в Москву прибыли адыгские феодалы Машук и Сибок со своими дружинами. Адыгские отряды в составе русских войск приняли участие в Ливонской войне.

Адыги сражались в «передовом полку». Отряды Сибока и Машука проявили доблесть во время военных действий в Ливонии в 1558 и 1559 годах. Они отличились в боях под Мильтоном, Дерптом и в других сражениях.

Адыги явились для правительства Ивана  IV ценным союзником на Северном Кавказе в борьбе против Крыма и его заморских покровителей. Установление адыго-русского боевого союза сыграло важную роль в дальнейшем развитии событий на Северном Кавказе во второй половине XVI столетия.

В 1560-1561 годах адыгские и русские войска совершили несколько походов на Крым, нанося татарам мощные удары. Это встревожило Турцию, которая подготовила войска для защиты Крыма.

Наряду с кубанскими адыгами, дружественные связи с Россией в 1557 году установили и восточные адыги – кабардинцы.  Развитие русско – кабардинских связей было в XVI веке весьма динамичным.

Династический союз России и Черкесии последовал в 1561 г. как результат крайне выгодного партнерства. Мария Темрюковна – черкесская царица России – проявила себя как яркая благородная личность, искренне заботившаяся о благополучии народа, государства, церкви. Иван Грозный по достоинству оценил своих новых союзников.

1557 г. – дата актуальная не только для адыгской истории, но и для большей части Северного Кавказа. Важнейшим следствием этих посольств стало развертывание скоординированных действий против Крымского ханства.

На карте России XVI века мы с вами видим адыгов и кабардинцев в составе русского государства.

Учитель адыгейского языка:

Без прошлого нет ни настоящего ни будущего, конечно мы должны знать историю своего народа.

(На экране появляется слайд с текстом).

Адыгэ лъэпкъым итарихъ.

Адыгэ лъэпкъыр лъэпкъ жъы дэд, ащ гъогу къин к1ыхьэ къук1угъ.

Адыгэмэ къарык1уагъэр дэгъоу тш1эн фае. Тэ, адыгэхэм, абдзах, к1эмгуй, бжъэдыгъу, бэслъэнэй, шапсыгъ, къэбэртай, нэмык1ырэ ц1эхэмк1и тызэджэжьы, ау зэк1эми тыадыг.

Зэк1эми адыгэ ц1ыф лъэпкъхэм яшэн-зэхэтык1э хабзэхэр зэфэдэх. Ахэмэ уап1у: уилъэпкъ ш1у плъэгъунэу. Шъыпкъагъэрэ зэфагъэрэ пхэлъынэу, жъымэ лъытэныгъэрэ шъхьэк1афэрэ афэпш1ынэу.

Сейчас я вам прочту текст, вы внимательно слушаете и следите. После текст будет деформирован, ваша задача восстановить текст и прочитать.

(Учащиеся восстанавливают текст, читают и передают основную мысль.)

- В чем выражается мудрость народа?

- В пословицах.

Жъы зимы1эм к1э и1эп.

Уихэгъэгу ным фэдэу гъэлъап1э.

Уихэку лъэшмэ, урэгушхо.

(На экране появляются три пословицы, учитель читает вслух, с посощью учеников переводит на русский язык, дети записывают в тетрадь по одной пословице, в это время играет музыка.)

- На уроках мы часто знакомимся с известными людьми Адыгеи. Кого из них можете назвать?

(Учащиеся перечисляют известных людей Адыгей: Джаримов А.А., Совмен Х.М., Тхакушинов А.К., Хасан М., Нехай Т., Куек Н., Машбаш И., и т.д.)

- Хорошо.

- А сейчас мы с вами делимся на две команды, одна команда переводит текст с русского на адыгейский язык, вторая с адыгейского на русский язык. Кто быстрее и правильнее выполнит задание, та команда и победила.

(На экране появляются два текста, пока учащиеся переводят тексты, звучит музыка).

Тиреспубликэ инп, ау бай. Ч1ыгу дэгъухэр и1эх. Тиреспубликэ икъэлэ шъхьа1эр Мыекъуапэ. Ц1ыф лъэпкъ зэфэшъхьафхэр щэпсэух.

Ахэр бзэ зэфэшъхьафк1э мэгущы1эхэми, зэкъошныгъэ пытэ азфагу илъ, зэдэ1ужьхэу мэпсэух, мэлажьэх.

Майкоп – столица Республики Адыгея. Он расположен на берегу реки Белой. Улицы Майкопа красивые и чистые, широкие и прямые. Зеленые деревья и цветы украшают наш город.

Мы очень любим наш Майкоп.

- Кто готов?

(Проверяются задания, по представителю от команд выходят к доске и зачитываю переводы).

IV. Закрепление.

- А сейчас мы с вами будем отгадывать кроссворд, но нужно сперва отгадать, что зашифровано в слайдах:

  1. язык (речь);
  2. праздник;
  3. песня;
  4. адыгейский музыкальный струнный инструмент;
  5. счастье;
  6. мир;
  7. памятник.

Смотрим на экран:

Переводят слова и заполняют кроссворд. (В это время звучит музыка).

Учащиеся по очереди выходят к доске и записывают слова на адыгейском языке, после этого на экране появляется заполненный кроссворд и учащиеся читают ключевое слово «зэкъошныгъ».

б

з

э

м

э

ф

э

К1

б

ы

р

а

къ

о

р

э

д

щ

ы

К1

э

п

щ

ы

н

н

а

с

ы

п

м

а

м

ы

р

с

а

у

гъ

э

т

- Что самое главное, чтобы сохранить мир?

(Учащиеся отвечают: дружба, согласие, любовь)

V.  Домашнее задание.

Исследовательская работа:

Шык1эпщын – шы - конь, к1э - хвост, пщын - гармошка.

- Какие еще спрятаны слова?

- Найдите и запишите их.

VI. Итог урока.

- С какими пословицами мы сегодня познакомились?

- Что интересного вы сегодня узнали об истории адыгов?

- Понравился ли вам урок?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

VII. Выставление оценок.

Ученик. Третьим символом государства является гимн (показывает табличку с этим словом)

Ученик.  Гимн – это торжественное песнопение. Гимн исполняют и слушают стоя.

Петр I. В России, как и во многих других странах, было принято сочинять музыку и слова к какому-то случаю. Военные торжества: выезды, въезды в города – давали просмотр для торжества и обещали щедрые милости полюбившимся авторам и исполнителям.

Ученик. Торжественное песнопение берет свое начало с Древней Греции, где пелись гимны, прославляющие богов. Пелись они в храмах, на религиозных праздниках.

Петр I. Давайте послушаем современный гимн России (дети исполняют гимн РФ под фонограмму).

Петр I. Какой глубокий смысл вложен в эти слова гимна:

              Могучая воля, великая слава-

              Твое достояние на все времена.

Ученик.  И правда ведь, русский человек имеет огромную силу, он очень вынослив, и потому завоевал великую славу в боях, сражениях, войнах. И в мирное время – он первооткрыватель Космоса. Русский человек сделал больше научные открытия. У него много достижений в области культуры, литературы. А достижения человека и есть – достижения государства.

Маленькая Адыгея – частица великой России.

Ученик. Вы сегодня ступили на землю русскую, российскую, землю святую, землю великую. Великий царь? Частицей этой земли является маленькая солнечная Адыгея (на фоне этой видеозаписи ученик читает стихотворение С.Яхутля «Адыгея родная моя» см. приложение).

Петр I. Какая красота! Поистине Адыгея – райский уголок.

Ученик. Адыгея – одна из 89 субъектов, входящих в состав РФ. Она 11 лет назад обрела государственность. Республика Адыгея имеет свой герб, флаг, гимн.

Ученик. Это герб Республики Адыгея (показывает).

Петр I. Какой красивый герб? В центре герба несется на коне воин. Кто это?

Ученик. Это Саусоруко. Храбрый богатырь – нарт.

Петр I. А что в руке у Саусоруко? Факел

Ученик. Отважный Саусоруко несет своему народу огонь – символ тепла и света. Столик – 1анэ – символ гостеприимства.

Петр I. А что же означают горы, море?

Ученик. Зеленое поле, высокие горы и синее море говорят о красоте, богатстве и щедрости.

 

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок география России 8 класс "Особо охраняемые территории России"

Открытый  урок по географии России 8 класс "Особо охраняемые территории России",с сообщениями учеников о разных формах охраняемых территорий  в виде презентаций....

Сценарий открытого классного часа «Россия - Родина Моя»

сценарий классного часа для 10 класса, воспитывающий патриотизм, любовь и гордость к своей стране...

Методическая разработка открытого школьного мероприятия: "Россия многонациональная страна"

Даная методическая разработка направлена на повышения уровня толерантности учащихся 9-11 классов, в рамках формирования национальной идеи Российской Федерации, как целостного единого государства, с мн...

План-конспект открытого урока "Золото России"

Данный урок разработан для предмета по выбору "Мастерство декоративного оформления"  и ставит цель формировать интерес к народным промыслам, продолжить знакомство с хохломским промыслом; учить вы...

Презентация к открытому уроку "Границы России", 4 класс

Предполагается раздаточный материал: флаги указанных стран в черно-белом виде (для раскраски)....

Сценарий открытия конференции «В России дух – всему основа» «Русский театр: от райка до модерна»

Литературно-музыкальная постановка. Древнегреческий театр явлется колыбелью культуры и искусства. Он родился из мистерий, посвященных богам — покровителям земледелия, в первую очередь Дионису. Го...

Внеклассное мероприятие «День открытых дверей» Банка России Отделение Смоленск ГУ Банка России по ЦФО

1 октября 2015 года в Смоленском отделении  ГУ Банка России по ЦФО проводился день открытых дверей. Адрес проведения мероприятия: г.Смоленск, ул. Б.Советская, д.41/18.Мероприятие «День откр...