Определенно-личные предложения
план-конспект урока (8 класс) на тему

Назарова Елена Викторовна

урок  русского языка для 8 класса по теме: "Определенно-личные предложения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon определенно-личные предложения524.82 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия № 12 города Липецка

Предмет:  русский  язык

Класс:   8

Учитель: Назарова Елена Викторовна

Тема урока: Определенно-личные предложения.

                   Определенно-личные предложения.

Образовательные цели: Повторить ранее полученные знания   по правописанию суффиксов причастий, повторить  теоретические сведения по синтаксису: грамматическая основа, второстепенные члены предложения; дать информацию по  определенно-личным предложениям, формировать умение находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям, закрепить изученный материал, определить сферу употребления односоставных предложений.

Воспитательные: формировать культуру речи, нравственное воспитание.

Развивающие: способствовать интеллектуальному развитию личности, познавательной сферы деятельности.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, раздаточные листы.

Х о д    у р о к а:

  1. Активизация учащихся, сообщение цели урока.
  2. Повторение  орфографии. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени.  Работа с таблицей, повторение теоретических сведений.

– Что обозначает причастие?

      – Как оно образуется?

– Какие бывают причастия?

             -  Чем схожи причастия и глаголы?

Они бывают совершенного и несовершенного вида, бывают настоящего и прошедшего времени, причастия образуются от глаголов, иногда бывают сказуемыми, их можно заменить сочетанием с глаголом

                   - Чем причастия отличаются от глаголов?

Они не спрягаются, у них нет будущего времени

Действительные причастия настоящего времени (что делающий?)

Образованы от глаголов I спряжения

Несов.вида переходн. и непереход. 

пишется -ущ-, -ющ- 

писать – пишущий
стелить– стел
ющий

Образованы от глаголов II спряжения

Несов вида переходн. и непереходн.

пишется -ащ-, -ящ-

видеть – видящий
клеить – кле
ящий 

Исключение: брезжить  брезжущий

Страдательные причастия настоящего времени (кем делаемый?)

Образованы от глаголов I спряжения

Несов. вида переходных гл 

Пишется -ем-

читать – читаемый
копать – копа
емый

Исключение: двигать – движимый

Образованы от глаголов II спряжения

Несов. вида пеореходн. глаголов 

Пишется -им-

видеть – видимый
слышать – слыш
имый

  1. Задание.

Вставить пропущенные гласные в суффиксы причастий настоящего времени.

Леч…щий  врач,  колебл…мый ветром,  едва  слыш…мый  шорох,  

щебеч…щие  птицы,  терп…щий бедствие.

  1. Задание.

Образуйте от данных глаголов причастия настоящего времени.

Ненавидеть ___________________________________________

Пилить         ___________________________________________

Возобновлять  _________________________________________

Омывать  _____________________________________________

Возрождать ___________________________________________

Работа производится на раздаточных листах. ПРИЛОЖЕНИЕ.

3. Повторение сведений по синтаксису.

- Какие типы предложений по наличию грамматических основ вы знаете?

- Чем бывают распространены предложения?

- Какие второстепенные члены предложения вы знаете? Дайте определения.

Мы уже говорили, ребята, что предложения бывают двусоставные и односоставные. Сегодня на уроке мы начнем знакомится с типами односоставных предложений, рассмотрим состав определенно-личных  и определим сферу их употребления.

    4.Изучение нового материала.

        Анализ языкового материала. (Работа в группах)

Прочитайте предложения.

- Как мыслится в этих предложениях деятель (действующее лицо)?

- Можно ли вставить в определенно-личное предложение подлежащее?

- Чем оно при этом может быть выражено?

Заполните таблицу. Определите наклонение, время, лицо и число глагола-сказуемого.

Способы выражения сказуемого в определенно-личных предложениях

Глагол-сказуемое

Наклонение

Время

Лицо, число

Люблю грозу в начале мая…(Ф.Тютчев)

изъявительное

наклонение

настоящее время

1-е лицо, ед. ч.

Выйду, сяду под рябиной, буду слушать соловья (Н .Рыленков)

изъявительное наклонение

будущее время

1-е лицо, ед. ч.

Что стоишь,  качаясь ,тонкая рябин? (нар. Песня)а

изъявительное

наклонение

настоящее время

2-е лицо, ед. ч.

Звени, звени, златая Русь,

Волнуйся, неуемный ветер! (С.Есенин)

повелительное наклонение

ед. ч.

Спи, сыночек дорогой…

повелительное

наклонение

ед. ч.

                    5. Закрепление полученных сведений.

Продолжим запись и разбор материала для наблюдения (найдите сказуемые и определите, к какому лицу относится обозначаемое ими действие, обратите внимание на их грамматическую форму).

1. И день, и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя. (А.Грибоедов )
2. Благодарю за наслажденья, / За грусть, за милые мученья, / За шум, за бури, за пиры, / За все, за все твои дары...…
(А.Пушкин)
3. Но здесь с победою поздравим / Татьяну милую мою.
(А.Пушкин)
4. Куда бежишь, тропинка милая, куда зовешь, куда ведешь?
(М.Исаковский)
5. Чему смеетесь? Над собой смеетесь.
(Н.Гоголь)
6. Присоветуй им встретить меня с детской любовью и послушанием.
(А.Пушкин)

После того как выясним, что действия, обозначенные сказуемыми, в этих предложениях относятся к единственно возможному лицу (1-му или 2-му), и установим, какими формами выражаются сказуемые, можно попросить учеников дать определение односоставного определенно-личного предложения. ПРИЛОЖЕНИЕ.

Определенно-личным предложением называется односоставное предложение, в котором действие, выраженное сказуемым, относится к единственно возможному лицу. Сказуемое в нем выражается глаголами в форме 1-го или 2-го лица настоящего и будущего времени изъявительного наклонения или формами повелительного наклонения.

6. Работа с материалом учебника.

П. 32. Стр. 89-90

7. Выполнение упражнения.

Упражнение 185 1 вар.: 1-2 предложение;   2 вар.: 3-4 предложение.

8. Роль определенно-личных предложений в художественном тексте.

         Стилистический эксперимент 

-Давайте, ребята,  проследим роль определенно-личных предложений в тексте. Для этого проведем стилистический эксперимент.

– Возьмем для эксперимента строки А. Пушкина из «Медного всадника».

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит.

  1. Задание. Подчеркните основу. Что изменилось, если бы Пушкин написал:

Я люблю тебя, Петра творенье,
Я люблю твой строгий, стройный вид...

(Во-первых, фраза становится громоздкой, неповоротливой; во-вторых, внимание на себя перетягивает личное местоимение я – и главной становится фигура автора, что противоречит замыслу Пушкина.)

– А.М. Пешковский на этот счет писал: «...предложения с местоимениями являют собой речь более вялую, разжиженную, спокойную, но ничем не более ясную».
Значит,  односоставные предложения, какими бы они ни были по виду, являются средством лаконичности.
Стихотворение с определенно-личными предложениями более приближено к читателю, имеет доверительную интонацию.

  1. Задание

– В определенно-личных предложениях часто употребляются обращения. Прочитайте примеры из стихотворений.

Дай, Джим, на счастье лапу мне. (С.Есенин)

Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана.
(М.Лермонтов)

– Личные местоимения обычно опускаются при глаголе, выражающем благодарность, поздравление, пожелание, просьбу, а также при глаголах мысли и чувства. М.В. Ломоносов писал об определенно-личных предложениях: «умолчание» личных местоимений перед спрягаемыми формами глаголов «украшению служит».

     Сфера их использования обширна (разговорная речь, публицистика, научный и официально-деловой стили).

Выводы заносятся в таблицу. ПРИЛОЖЕНИЕ.

II. Определенно-личное предложение

1. Средство лаконичности

2. Сосредоточивает внимание на глаголе (действии, чувстве, мысли)

3. Создает интонацию доверительности

4. Употребляется в стихах-признаниях, просьбах, призывах и т.д., в письмах, дневниковых записях

           

                          9. Подведение итогов. Рефлексия.

-С какой группой односоставных предложений мы сегодня познакомились на уроке?

-Чем в них выражен глагол-сказуемое?

                                10. Домашнее задание.

П.32, упр. 387,  упр.  188  ( творческое задание по развитию речи); повторени теории по правописанию суффиксов причастий

Используемая литература и интернет ресурсы.

1.Русский язык:учебник для 8 класса. Авторы Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова. М.: Просвещение, 2007 г.

2. Уроки русского языка в 8 классе: кн. Для учителя. Г.А.Богданова. М.: Просвещение, 2007 г.

3. http://rus.1september.ru/view_article.php?id=201001203

4. http://rus.1september.ru/article.php?ID=200404704                                                                                                        

 РАБОЧИЙ  ЛИСТ.  ПРИЛОЖЕНИЕ.

Определенно-личные предложения.

  1. Повторение орфографии

Действительные причастия настоящего времени (что делающий?)

Образованы от глаголов I спряжения

Несов.вида переходн. и непереход. 

пишется -ущ-, -ющ- 

писать – пишущий
стелить– стел
ющий

Образованы от глаголов II спряжения

Несов вида переходн. и непереходн.

пишется -ащ-, -ящ-

видеть – видящий
клеить – кле
ящий 

Исключение: брезжить  брезжущий

Страдательные причастия настоящего времени (кем делаемый?)

Образованы от глаголов I спряжения

Несов. вида переходных гл 

Пишется -ем-

читать – читаемый
копать – копа
емый

Исключение: двигать – движимый

Образованы от глаголов II спряжения

Несов. вида пеореходн. глаголов 

Пишется -им-

видеть – видимый
слышать – слыш
имый

  1. Задание.

Вставить пропущенные гласные в суффиксы причастий настоящего времени.

Леч…щий  врач,  колебл…мый ветром,  едва  слыш…мый  шорох,  

щебеч…щие  птицы,  терп…щий бедствие.

  1. Задание.

Образуйте от данных глаголов причастия настоящего времени.

Ненавидеть ___________________________________________

Пилить         ___________________________________________

Возобновлять  _________________________________________

Омывать  _____________________________________________

Возрождать ___________________________________________

  1. Новый материал

Заполните таблицу. Определите наклонение, время, лицо и число глагола-сказуемого.

Способы выражения сказуемого в определенно-личных предложениях

Глагол-сказуемое

Наклонение

Время

Лицо, число

Люблю грозу в начале мая…(Ф.Тютчев)

Выйду, сяду под рябиной, буду слушать соловья (Н .Рыленков)

Что стоишь,  качаясь ,тонкая рябин? (нар. Песня)а

Звени, звени, златая Русь,

Волнуйся, неуемный ветер! (С.Есенин)

Спи, сыночек дорогой…

                    3. Закрепление полученных сведений.

Продолжим запись и разбор материала для наблюдения (найдите сказуемые и определите, к какому лицу относится обозначаемое ими действие, обратите внимание на их грамматическую форму).

1. И день, и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя. (А.Грибоедов )
2. Благодарю за наслажденья, / За грусть, за милые мученья, / За шум, за бури, за пиры, / За все, за все твои дары...…
(А.Пушкин)
3. Но здесь с победою поздравим / Татьяну милую мою.
(А.Пушкин)
4. Куда бежишь, тропинка милая, куда зовешь, куда ведешь?
(М.Исаковский)
5. Чему смеетесь? Над собой смеетесь.
(Н.Гоголь)
6. Присоветуй им встретить меня с детской любовью и послушанием.
(А.Пушкин)

Сделаем вывод:

Определенно-личным предложением называется односоставное предложение, в котором действие, выраженное сказуемым, относится к единственно возможному лицу. Сказуемое в нем выражается глаголами в форме 1-го или 2-го лица настоящего и будущего времени изъявительного наклонения или формами повелительного наклонения.

4.Стилистический эксперимент.

– Возьмем для эксперимента строки А. Пушкина из «Медного всадника».

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит.

1.Задание. Подчеркните основу. Что изменилось, если бы Пушкин написал:

Я люблю тебя, Петра творенье,
Я люблю твой строгий, стройный вид...

       2.Задание

В определенно-личных предложениях часто употребляются обращения. Прочитайте примеры из стихотворений.

Дай, Джим, на счастье лапу мне. (С.Есенин)

Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана.
(М.Лермонтов)

  1. Выводы заносятся в таблицу. ПРИЛОЖЕНИЕ.

II. Определенно-личное предложение

1. Средство…………………

2. Сосредоточивает внимание на …………….. (действии, чувстве, мысли)

3. Создает интонацию ………………….

4. Употребляется в …………………………………………………………………………………………………............…………………………………………………………………………………..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Виды односоставных предложений. Определенно-личные предложения.

Данный урок представлен в разделе « Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» На данном уроке предполагается изучение и закрепление новой темы....

Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения.

Презентация к уроку русского языка  в 8 классе "Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения"...

Урок по теме "Односоставные предложения. Определенно-личные предложения."

Урок по теме "Односоставные предложения. Определенно-личные предложения."...

Односоставные предложения. Определенно-личные предложения.

Урок усвоения новых знаний к учебнику М.М.Разумовской....

Односоставные предложения. Определенно-личные предложения.

Урок для учащися 8 класса. Программа М.М.Разумовской. Урок выполнен в системно-деятельностном подходе....