Обобщение педагогического опыта
учебно-методический материал на тему

Шемякина Марина Ивановна

Обобщение педагогического опыта учителя эрзянского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Обобщение опыта58 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта учителя родного языка и родной литературы МБОУ «Шокшинская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И. С. Пряхина»

Теньгушевского муниципального района

Республики Мордовия

Шемякиной Марины Ивановны

- Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Обосновывая актуальность и перспективность опыта, я считаю, что учитель всегда должен творить новое, интересное, увлекательное. Поэтому  уроки всегда стараюсь связать с другими предметами, доказывать, что родной язык по своему интересный предмет и по звучанию, и по разговору.

В настоящее время по изучению родного языка возникает много проблем в связи с тем,  что родители не хотят, чтобы их дети его изучали. Потому что в дальнейшем данный предмет остается невостребованным. Я же пытаюсь доказать обратное, что в изучении этого предмета нет ничего плохого, наоборот, изучая этот предмет дети становятся более развитыми, они же изучают свой родной язык, язык их бабушек и дедушек, их родителей. Мы не должны потерять то, что нам оставили предки. Это же наше, родное!

Для сохранения эрзянского языка, привития интереса уроки  провожу  в музее, куда дети идут с большой охотой, желанием. Это помогает на практике увидеть все национальное достояние нашего села и нашего народа. Так как у нашего народа есть много интересного в культуре, обычаях и традициях. Самым  интересным является наш шокшинский национальный костюм.

Из вышесказанного выясняется то, что целью преподавания родного (мокшанского, эрзянского) языка  в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия является воспитание и развитие качеств личности, которая отвечает требованиям школьного образования, задачам построения демократического, гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного состава российского общества.

Воспитание бережного отношения к родному языку, традициям и обычаям своего народа, формирование духовного и физически здорового человека, любящего свой родной язык – вот задачи, которые стоят передо мной, как учителем мордовского  языка. Решать эти задачи в настоящее время мне помогают инновационные образовательные технологии.

Считаю опыт работы по теме «Привитие интереса к изучению эрзянского языка» актуальным и перспективным потому, что он  нацелен на поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика, основан на использование личностно - ориентированного обучения, что  соответствует концепции гуманизации образования и социокультурной потребности современного общества. Инновационные технологии направлены  на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.

- Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

       Основной педагогической идеей опыта является создание условий для формирования устойчивой, положительной мотивации обучающихся, развитие интереса к предмету  «мордовский язык» через организацию активного обучения, а также творческое разнообразие форм и методов деятельности учителя в целях интенсификации учебно-познавательной деятельности учащихся.

      Основными целями инновационного обучения являются:

- развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся; формирование личностных качеств учащихся;

- выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;

 - развитие различных типов мышления.

      Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:

 - оптимизация учебно-воспитательного процесса;

 - создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;

-  выработка долговременной положительной мотивации к обучению;

 - включение учащихся в творческую деятельность;

 - тщательный отбор материала и способов его подачи.

Этническая культура любого, в том числе и мордовского  народа, содержит в себе огромный нравственный потенциал и выступает гарантом сохранения стабильности и прогрессивного развития общества. Использование традиций и обычаев в формировании этнокультурной воспитанности школьников позволяет оказать влияние на его социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие.

 Теоретическая база опыта.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

-  развивающее обучение;

- проблемное обучение;

 - развитие критического мышления;

-  дифференцированный подход к обучению;

- создание ситуации успеха на уроке.

Основными принципами инновационного обучения являются:

-  ориентация на творчество;

 - усвоение знаний в системе;

- нетрадиционные формы уроков;

 - использование наглядности.

Реализация данных  технологий и принципов позволяет создать на занятиях атмосферу  доверия, творчества и взаимодействия и сделать урок более результативным.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

На мой взгляд, обучение любому предмету в школе, в том числе и родному языку, должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получать новые знания. А это зависит от  правильного выбора учителем методов, приёмов и средств обучения.

При использовании инновационных технологий в обучении родному языку успешно применяются следующие приемы:

- мозговая атака;

-  групповая дискуссия;

- дидактическая игра;

 - исследование текста;

 - работа с тестами;

 -нетрадиционные формы домашнего задания (подготовка иллюстраций, тестовых заданий, составление стихов и рассказов, сказок).

      На своих уроках я использую технологии проблемного обучения и развития критического мышления, большое внимание уделяю  работе в парах и группах. Часто для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках  создаю проблемные ситуации, ситуации затруднения, которые побуждают учащихся к поиску, обоснованию. В современном образовательном процессе очень актуально использование на уроках компьютерных технологий, что способствует развитию интереса учащихся к изучаемому предмету. Подача учебного материала в виде презентации сокращает время обучения. Подобные уроки помогают решить следующие дидактические задачи: усвоить базовые знания по предмету; систематизировать усвоенные знания; сформировать мотивацию в целом; формировать творческие способности.

     Игровая технология – самая актуальная на уроках. В процессе дидактической игры обучаемый должен выполнить действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в его профессиональной деятельности. В результате происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и её развитие. Очень полезны игры - соревнования, например, "Кие седее курок (кто быстрее)". Подобрать как можно больше  мордовских слов на определенную букву, или кто быстрее напишет названия птиц на родном языке.

Использую нетрадиционные формы уроков: урок – путешествие, урок–игра, урок-викторина.  Использую на уроках  творческие задания, которые требуют включить воображение, фантазию: сочинение сказок, рассказов, написание сочинений-миниатюр о родном крае.

   В своей работе считаю необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями народной культуры, будущими хранителями своего эрзянского языка.

 -  Анализ результативности.

          За данный промежуток работы имею  положительные результаты обучения, благодаря грамотному и методически оправданному использованию в своей работе инновационных образовательных технологий и привития интереса к изучению родного языка.

На  протяжении нескольких лет мои ученики являются победителями и призерами муниципального и межрегионального этапа олимпиады школьников по эрзянскому  языку и мордовской литературе.

      Под моим  руководством  дети с удовольствием занимаются проектно – исследовательской творческой деятельностью,  являются призерами и победителями различных межрегиональных, республиканских и муниципальных конкурсов.

Название мероприятия

Уровень

Дата участия

Результат

«Живая классика» (на эрзянском языке)

Муниципальный

2015 год

победитель

«Война в моей семье»

Муниципальный

2014 год

победитель

«Малая академия юных дарований»

муниципальный

2015 год

призер

«Родной язык в моей семье»

Межрегиональный

2016 год

победитель

«Историко-культурное и природное наследие родного края»

Региональный

2016 год

победитель

«В узах дружбы 1000 лет»

Региональный

2013 год

призер

«Историко-культурное и природное наследие родного края»

Региональный

2014 год

призер

- Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Но, несмотря на инновационный подход в образовании,  на развитие творческого потенциала на занятиях, у учащихся по-прежнему остается ряд трудностей при изучении мордовского  языка. Так как овладение литературным мордовским языком представляет собой сложный процесс, требующий приобретения навыка непосредственного понимания читаемого или воспринимаемого на слух, формирование соответствующих мыслей непосредственно на базе литературного эрзянского  языка. Трудности возникают из-за того, что наши ученики разговаривают на своем, шокшинском диалекте.

- Адресные рекомендации по использованию опыта.

Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в публикациях, выступлениях на семинарах, мастер  - классах муниципального и республиканского уровней.

Выступления на МО

2012 год – Республиканская конференция учителей родных языков. Тема

 «Воспитание толерантного отношения и приобщения детей к культуре других национальностей»;

2013 год – Районная конференция учителей родных языков. Тема «Проблемы преподавания эрзянского языка»;

2014 год – Участие в региональном семинаре «Национальный учебник: история, современность, перспективы»;

2015 год – Районная конференция учителей родных языков. Тема «Использование информационных технологий на уроках эрзянского языка и мордовской литературы».

Открытые уроки

Школьный уровень :

2013 год мастер – класс по теме М. И. Брыжинский «Поклонись борозде»;

2014 7 год урок – игра по теме «Существительнойтнень киява»;

2015 год  по урок-повторение по теме «Ледстясынек мельс ютазенть».

Районный этап:

2014 год по теме «Урок путешествие по стране существительного и прилагательного»;

Республиканский этап:

2015 год по теме «Писатели Мордовии»

2015 год по теме «Устаревшие слова»

Ежегодно на базе нашей школы проводится районный фестиваль «День эрзянского языка».

Профессиональные конкурсы:

2012 год – Межрегиональный фестиваль-конкурс «Символы Мордовии: история и современность» - Лауреат II степени;

2012 год – Муниципальный конкурс педагогов дополнительного образования «Мой кружок» – победитель;

2012 год – Республиканский конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» - призер;

2013 год участие во Всероссийской ассоциации творческих педагогов России,  интернет-конкурс педагогического творчества,  представление своего педагогического опыта в номинации «Организация досуга и внеклассной деятельности»;

2014 год – Районный конкурс «Лучший учитель – 2014» - призер;

2015 год – Республиканский конкурс «Лучший учитель мордовского (мокшанского, эрзянского) языка – 2015» - призер;

2015 год – Региональный этап Всероссийского мастер-класса учителей родных, включая русский, языков 2015 – участие.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта.

 Обобщение педагогического опыта.АктуальностьУсловия возникновения, становления и адресная направленность опыта   Ведущие педагогические идеи           Теоретическая база и технология        Новизна С...

Обобщение педагогического опыта учителя немецкого языка Козловой М. А.

На современном этапе развития нашего общества необходимость владения иностранным языком осознаётся всё большими слоями общества, т.к. зарубежные контакты не только расширяются, но и углубляются....

Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.

Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...

Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"

В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Базовая модель обобщенного педагогического опыта.Тема опыта"Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике в 5-11 классах"

Идеей моего обобщенного педагогического опыта является повышение качества знаний учащихся разноуровневого класса и формирование у них устойчивого интереса к математике через дифференциацию обучения....

Экскурсионный музейный урок как форма представления и обобщения педагогического опыта (из опыта работы школьного музея «Иван Бунин: города, события, встречи…»)

Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, личностных особенностей учащихся и творческих ...