Компьютерные игры как средство обучения китайскому иероглифическому письму
статья

Ученые доказали, что применение компьютерных игр в образовательной сфере играют большую роль в развитии ребенка, а именно в развитии таких особенностей, как логика, мышление, быстрота реакции, формирование наглядного образа того или иного объекта знаний. На наш взгляд, это те самые компьютерные игры, обучающие китайскому иероглифическому письму, которые позволяют сделать обучение максимально наглядным, интересным, познавательным и захватывающим для учеников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Компьютерные игры как средство обучения китайскому иероглифическому письму

Прежде чем понять, каким образом можно применить компьютерные игры в качестве средства обучения китайскому иероглифическому письму, нам необходимо вспомнить, как происходит обучение китайскому иероглифическому письму без компьютерных технологий и уж тем более без игр.

Успешность овладения китайской иероглифической письменности прямо пропорциональна успешности овладения той самой необходимой базой китайской иероглифической письменности, а именно техникой письма на китайском языке.

Целью, которую ставит перед собой методика обучения технике китайского иероглифического письма,  является формирование технических навыков письма.

Задача, которую ставит перед собой методика, – научить писать графемы или иероглифы.

Методика обучения технике иероглифического письма насчитывает три основных этапа: ознакомление, тренировка и применение.

На этапе ознакомления учитель дает образец иероглифа (или графемы), после чего берет в руку мел и уже на доске разбирает иероглиф на ключи или черты с проговариванием. После чего осуществляет контроль за написанием в тетради (ученики в свою очередь пишут в тетради иероглиф с первой черты), ученики также могут совершать моторные движения по воздуху вслед за учителем. Далее следует первичная тренировка. Для этого выполняются упражнения на узнавание, дифференциацию, разбивку иероглифа на ключи, поиск недостающего ключа. При этом важно, чтобы зрительный образ целого иероглифа был только правильным, только цельным. На дифференциацию могут быть упражнения в виде собирания иероглифа по чертам или ключам, пазлы.

На этапе тренировки, ученикам могут быть даны задания в виде кроссворда или упражнения типа: допишите недостающую черту, уберите лишнюю черту, посчитайте количество черт в иероглифе и т.д.

На этапе применения, дети закрепляют изученный материал. Также выполняют задания типа: вставьте недостающее слово в предложении, составьте предложение с изученным словом.

В ходе нашего исследования было выявлено не так много компьютерных игр (программ) по обучению китайскому иероглифическому письму. Наиболее существенными из них являются:

  • набор карточек, состоящий из 2449 иероглифов, выполненных в формате swf-файлов, созданных китайскими разработчиками сайта www.teachers.net.cn. Данные карточки представляют собой своего рода пошаговую анимацию начертания китайских иероглифов;
  • приложение «Chinese Writer» – обучающая игра, разработанная для мобильных устройств и продукции компании Apple программистом под псевдонимом Molatra, данное приложение можно найти на сайте App store. Данное приложение является наиболее привлекательным с точки зрения обучения технике иероглифического письма. Данная игра представляет собой поле с падающими с неба иероглифами, которые нужно успеть написать по чертам. В случае  если иероглифическая черта написана не в том порядке, котором следует, раздается вибрация на мобильном устройстве. После окончания игрового времени предоставляется возможность просмотреть свои ошибки и потренироваться в технике написания иероглифов, в которых была допущена ошибка. Единственным минусом данной игры, пожалуй, является лишь то, что ее можно использовать только с помощью продукции компании Apple.

Как видно, обучающих компьютерных игр, предназначенных для обучения китайскому иероглифическому письму не так уж много, поэтому одной из задач нашего исследования явилась разработка собственных компьютерных игр.

Для использования разработанных компьютерных игр необходим полностью укомплектованный в техническом плане класс, а именно наличие в кабинете интерактивной доски, персонального компьютера, проектора, акустического оборудования.

Далее стоит определиться с компьютерными программами, которые будут задействованы в обучении китайскому иероглифическому письму. Нами были выбраны наиболее популярные в школе программы, которыми активно пользуются учитель и ученики. Такими программами являются Microsoft PowerPoint, Adobe flash reader.

Рассмотрим разработанные нами игры подробно (Приложение А).

На этапе ознакомления можно использовать следующие обучающие компьютерные игры:

 «Гид мира иероглифов». Данная обучающая компьютерная программа предназначена именно для ознакомления с китайским иероглифом и техникой его написания, кроме того она может быть использована в качестве оперативной справки. Данная компьютерная программа в состоянии посчитать, сколько черт в составе китайского иероглифа, в состоянии продемонстрировать правильную последовательность черт, слово в котором наиболее часто употребляется данный иероглиф, а также продемонстрировать его звучание с правильной тональностью. Данная компьютерная программа выполнена в ярких тонах, что позволяет максимально привлечь внимание учеников к изучаемому китайскому иероглифу. Для того чтобы присутствовал игровой момент, детям в процессе использования данной компьютерной программы можно давать задания на подсчет количества черт в иероглифе.

Следующая игра называется «Угадайка». В данной компьютерной игре ученикам необходимо назвать ключи, из которых состоит изучаемый иероглиф. Сначала ученики называют свои версии ключевого состава китайского иероглифа, учитель нажимает на кнопку «Проверить», после чего на экране отображается ключевой состав иероглифа.

Рассмотрим наиболее популярные, отвечающие требованиям обучения китайскому иероглифическому письму, игры для первичной тренировки.

Обучающая компьютерная игра «Хлопки», направлена на узнавание изученных на уроке иероглифов. На экране загорается китайский иероглиф, ученики должны хлопнуть в ладоши, если они узнали его. Простая, но практичная игра.

Следующая обучающая компьютерная игра называется «Найти ключик». Данная игра представляет собой хорошую возможность для поиска недостающего ключа иероглифа. На экране отображена табличка, в верхнем левом столбце расположен иероглиф без одного из ключей, в правой части таблицы – набор ключей, из которых учащимся предстоит выбрать недостающий ключ. В случае правильного ответа можно услышать звуки аплодисментов, а в случае ошибки настораживающий звук. Кроме того в случае неверного ответа, ключ перемещается в специально отведенную для ошибок колонку. После проведенной игры, учащиеся сами в состоянии проверить свои ошибки и понять недостатки. Данная компьютерная обучающая игра очень наглядная, развивает внимание учеников и наблюдательность.

Следующая компьютерная игра – «Пазлы». Игра «Пазлы» содержит набор ключей, из которых ученику предстоит сложить изученные иероглифы. В данном случае применяется таблица с набором ключей из предыдущей игры, но в верхнем левом углу отсутствует какая-либо часть китайского иероглифа, однако представлено его значение. Ученик задействует механизмы памяти для того чтобы вспомнить ключевой состав пройденного иероглифа, с опорой на значение данного иероглифа. Затем выбирает из сетки ключей правильные по его мнению варианты. В случае правильного выбора, раздаются поощряющие звуки аплодисментов, а в случае ошибки – настораживающий звук.

Далее следует серия обучающих компьютерных игр, направленных на тренировку навыков письма.

Первая компьютерная обучающая игра, которую хотелось бы упомянуть на данном этапе, называется «Кроссворд». Она основывается на общеизвестных принципах поиска правильных вариантов. Ученикам необходимо выделить изученные иероглифы в составе кроссвордной сетки. В случае правильного ответа клетка с изученным иероглифом загорается зеленым цветом, а если ученик нажал клетку с неправильным вариантом, то клетка загорается красным цветом, указывая на ошибку.

Следующая компьютерная игра называется «Облака». Игра представляет собой девять облаков расположенных в трех  столбцах по три облака в каждом. Учащимся необходимо соотнести фонетик, перевод и иероглиф. Внизу под облаками располагаются три линии разных цветов. Если в момент выполнения задания одно из облаков переходит на другую линию, значит, ход переходит к следующему ученику, а предыдущий ученик допустил ошибку. И так до тех пор, пока облака не окажутся на своих правильных местах.

Следующая компьютерная игра называется «Посчитай-ка». Задача учащихся – сосчитать количество черт в изученном иероглифе. Для проверки ответа под иероглифом имеется табличка, напоминающая знаменитую игру «Сапер», т.е. в каждой ячейке таблички находятся цифры от одного до двадцати. Ученик нажимает на ячейку с правильным по его мнению ответом. В случае верного выбора раздается специфичный звук аплодисментов и на месте таблички запускается фейерверк. Данная компьютерная игра хороша тем, что ученикам приходится мысленно или в воздухе прописывать пройдённый ранее иероглиф для того, чтобы узнать количественный состав черт данного иероглифа.

Для этапа применения, нами также были разработаны компьютерные игры. Первая игра на данном этапе «Составьте словосочетание». Ученику предлагается изученный иероглиф (слово) и варианты слов, которые вместе могут образовать словосочетание. Ученику необходимо составить словосочетание, которое будет правильным по смыслу. Ученик посредством выбора выполняет данное задание. В случае ошибки, неправильный вариант перемещается в графу для ошибок.

Следующая игра данного этапа называется «Заполните пропуск». Ученику предлагается предложение, в котором отсутствует один из иероглифов. Ему необходимо выбрать из имеющихся слов, вариант, который он считает правильным, в случае ошибки данное слово перемещается в графу для ошибок, а ученик в свое время может продолжить выполнение задания.

На наш взгляд, это те самые компьютерные игры, обучающие китайскому иероглифическому письму, которые позволяют сделать обучение максимально наглядным, интересным, познавательным и захватывающим для учеников. Что касается роли учителя в данном процессе, то он является посредником между компьютерными технологиями и учениками, поэтому то, насколько правильно  и эффективно будет осуществляться обучение китайскому иероглифическому письму с использованием обучающих компьютерных игр, будет зависеть от учителя и его пользовательских качеств.

Ученые доказали, что применение компьютерных игр в образовательной сфере играют большую роль в развитии ребенка, а именно в развитии таких особенностей, как логика, мышление, быстрота реакции, формирование наглядного образа того или иного объекта знаний.  

Компьютерные игры имеют двойственный характер: и позитивный и негативный.

С одной стороны, ученые в большинстве своем отмечают релаксирующее воздействие игры на психологическое состояние человека (игра отвлекает от проблем), компьютерные игровые программы тренируют реакцию, вырабатывают стратегическое мышление и т.д. С другой стороны, происходят изменения психики человека под воздействием игры (потеря ориентации во времени и пространстве, отказ от реального мира и уход в мир виртуальный, формирование агрессивных наклонностей и т.д.).  

Учитель в свою очередь является посредником между компьютерной игрой (программой) и учениками в учебной обстановке, с его помощью большинство минусов использования игр в образовательном процессе может быть сведено до минимума при рациональном инструктаже и контроле за выполнением данного инструктажа учителем.

Изучение специальной литературы и сферы компьютерных технологий показало, что на сегодняшний день таких игр для обучения китайскому иероглифическому письму не так уж много. Поэтому мы считаем, что разработанные нами компьютерные игры для обучения китайской иероглифической письменности и методические рекомендации по их применению имеют большую практическую ценность и в дальнейшем могут быть внедрены в образовательный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ролевая игра как средство обучения иноязычному общению

В разработке представлена методика работы и пример ролевой игры на уроке английского языка в 10 классах по теме:"Самоуправление в школе"....

Тема самообразования: "Игра как средство обучения, воспитания и развития личности

Данный материал глубоко рассматривает понятие "Игра", ее цели. Приметы дидактических игр....

Игра как средство обучения иностранному языку в школе

Это статья о пользе использования игр на уроках иностранного языка....

Компьютерная игра как средство нравственного воспитания младших школьников

Формирование нравственности учащихся — важнейшая задача школы. Мораль как регулятор поведения личности. В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет ее нравственное формирование....

Компьютерные игры как средство обучения и их роль в образовательном процессе.

Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования ...

Статья на тему: "Обучающая компьютерная программа как средство обучения иностранному языку".

В данной статье поднимается вопрос определения компьютерной программы как средства обучения иностранному языку, в частности английскому. Рассматриваются положительные составляющие введения такой прогр...