Рабочая программа по бурятской литературе 5-9 класса
рабочая программа

Бадеева Оксана Олеговна

Бурятская литература 5-9

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnaya_buryatskaya_literatura_5-9.docx282.5 КБ

Предварительный просмотр:

D:\скан. Бур.лит. 5-9 кл..jpg 

Оглавление

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родная (бурятская) литература».        3

Пояснительная записка.        3

Содержание обучения в 5 классе.        5

Содержание обучения в 6 классе.        7

Содержание обучения в 7 классе.        9

Содержание обучения в 8 классе.        10

Содержание обучения в 9 классе.        12

Планируемые результаты освоения программы по родной (бурятской) литературе на уровне основного общего образования.        14

Тематическое планирование по бурятской литературе        22

в 5  классе (35ч).        22

в 6  классе (35ч).        22

в 7  классе (35ч).        23

в 8  классе (35ч).        24

в 9 классе (34ч).        25

Учебно  – методическое обеспечение образовательного процесса        26

Электронные образовательные ресурсы:        26

Федеральная рабочая программа по учебному предмету                                         «Родная (бурятская) литература».

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родная (бурятская) литература» (предметная область «Родной язык и родная литература») (далее соответственно – программа по родной (бурятской) литературе, родная (бурятская) литература, бурятская литература) разработана для обучающихся, владеющих родным (бурятским) языком, и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по родной (бурятской) литературе.

Пояснительная записка отражает общие цели изучения родной (бурятской) литературы, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов.

Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне основного общего образования.

Планируемые результаты освоения программы по родной (бурятской) литературе включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного общего образования, а также предметные результаты за каждый год обучения.

Пояснительная записка.

Программа по родной (бурятской) литературе разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.

Освоение родной (бурятской) литературы занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания, способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров обучающихся.

Основу содержания программы по родной (бурятской) литературе составляют чтение и изучение художественных произведений, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей обучающихся, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта. Воспитательное воздействие литературы тесно связано с эстетическим совершенством художественного слова, оно также зависит от возраста и уровня подготовленности обучающихся, что последовательно учитывается в программе по родной (бурятской) литературе.

Программа по родной (бурятской) литературе составлена с учётом преемственности с программой для уровня начального общего образования, закладывающей основы литературного образования. На уровне основного общего образования продолжается работа по совершенствованию навыка осознанного, правильного, выразительного и беглого чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Программа по родной (бурятской) литературе тесно связана с такими учебными предметами, как «Родной (бурятский) язык», «История», «География», «Обществознание», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура».

Программа по родной (бурятской) литературе формирует эстетическое отношение к окружающему миру, наряду с историей и обществознанием обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память обучающихся, способствует освоению знаний по гуманитарным учебным предметам и формирует у обучающихся умение разбираться в отношениях между людьми, активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Программа по родной (бурятской) литературе включает последовательный перечень тем и разделов для изучения с учётом межпредметных и внутри предметных связей, логики образовательной деятельности и возрастных особенностей обучающихся. Программа по родной (бурятской) литературе распределяет учебный материал в соответствии с чёткой последовательностью этапов (от фольклора до современной родной (бурятской) литературы). Каждый этап литературного образования обогащает обучающегося как читателя, учит воспринимать и активно использовать искусство слова. Этому способствует овладение техникой диалога и различные формы обращения к художественному тексту: планирование, формулирование своих ответов, пересказы, работа над сочинениями, рефератами, творческими заданиями, подбор цитат из текста, использование литературных игр и другие.

Содержание программы по родной (бурятской) литературе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. В 9 классе начинается линейный курс на историко-литературной основе. В 9 классе активизируется связь учебного предмета с историей, культурой, активнее привлекается критическая, справочная литература, исторические документы, более определённую филологическую направленность получает проектная деятельность.

Содержание программы по родной (бурятской) литературе для каждого класса включает перечень произведений художественной литературы и краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений каждого писателя предшествует краткий обзор его жизни и творчества, который имеет развёрнутый характер в зависимости от роли и места изучаемого писателя в истории бурятской литературы.

Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе программы по родной (бурятской) литературе. Теоретико-литературные понятия рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

В содержании программы по родной (бурятской) литературе выделяются следующие содержательные линии: устное народное творчество, духовная литература, родная (бурятская) литература ХVIII – ХIХ веков, родная (бурятская) литература I половины XХ века, родная (бурятская) литература II половины XХ века, современная родная (бурятская) литература.

Изучение родной (бурятской) литературы направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к родной литературе и культуре;

приобщение обучающихся к литературному наследию бурятского народа, формирование у них потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и навыков создания собственных устных и письменных высказываний;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий.

Общее число часов, рекомендованных для изучения родной (бурятской) литературы, – 170 часов: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю),в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю),в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю).

Образовательная организация вправе предусмотреть перераспределение времени на изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в пользу изучения родной (бурятской) литературы.

Содержание обучения в 5 классе.

Введение.

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Учебник родной (бурятской) литературы и работа с ним. Роль литературы в воспитании и образовании человека.

Устное народное творчество.

Фольклор – коллективное устное народное творчество.

Вымысел в фольклорном произведении. Нравственный идеал бурятского фольклора. Бурятский фольклор и его основные жанры. Малые жанры фольклора. Детский фольклор. Скороговорки, загадки, пословицы и поговорки, игры – считалки, дискуссии.

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Бурятские народные сказки.

Сказки как вид устного народного творчества. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Композиция, сюжет сказки. Нравоучительный характер сказок. Бурятские сказители и улигершины: А.А. Тороев, Е.И. Сороковиков-Магайи другие (обзор).

«Шоргоолзон» («Муравей»). Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных. Животные как герои сказок. Иносказательный смысл сказки.

«Зол Шор хоёр» («Зол и Шор»). Художественные особенности волшебной сказки. Выражение нравственного идеала народа в сказке, представление о положительном герое.

«Сэсэн хүүхэн» («Умная девушка»). Народная мораль в характере и поступках героев. Образ умной невесты-спасительницы как идеала человека, выходца из народа. Тема мирного труда и защиты родной земли.

Теория литературы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Сюжет (начальные представления). Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сравнение. Сказочные формулы.

Духовная литература.

Краткие сведения о дидактической литературе. Духовно-нравственные заповеди «десять черных грехов, десять белых добродетелей» в произведениях «Алтан үдэтэ хун шубуун» («Лебедица с золотым пёрышком»), «Хоёр толгойтой бүргэд» («Двуглавый орёл»), «Юртэмсын заршам» («Уклад вселенной»), «Хорото жаданууд» («Ядовитые копья»).

Теория литературы. Дидактическое произведение (начальные представления)

Родная (бурятская) литература.

Взаимосвязь и различие литературы и фольклора.

Авторский вымысел и воображение читателя.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).

Эпос и эпические жанры.

Литературная сказка как авторское произведение. Фольклорная и литературная сказка. Художественный вымысел.

Ш.Н. Нимбуев. Краткий рассказ о писателе. «Тархайн хүбүүн Зархай» («Тархай сын Зархая»).

Литературная обработка фольклорных сюжетов. Герой  литературной и фольклорной сказки. Литературные приёмы создания сказочной ситуации. Народный юмор, красочность и яркость языка.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления).

Басня как эпический жанр.

Басенный стих. Истоки басенного жанра в 1920-1930-х годах, баснописцы: Б.Д. Абидуев, Б.Б. Базарон, Ш.Н. Нимбуев, Д.Н. Мадасон (обзор).

Г.Г. Чимитов. Краткий рассказ о поэте. «Эрэ тахяа» («Петух»). Герои басни. Осмеяние пороков – неблагодарности, хладнокровного отношения к родной матери в басне. Поучительный характер басни.

Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления).

Рассказ.

Отличие рассказа от сказки. Жанровые особенности рассказа.

Х.Н. Намсараев. Краткий рассказ о писателе. «Үри нэхэбэри» («Взыскание долга»). Повествование о жизни народа, полной классовых противоречий, глубокой социальной несправедливости, в дореволюционное время. Жестокий характер местного богача Цэрэна Улегчинова, светлая душа Бүнжэд, ум и смелость Цэбүүдэя.

Ц.Н. Номтоев. Краткий рассказ о писателе. «Хилээмэн» («Хлеб»). Быль как форма повествования. Герой и сюжет рассказа. Нравственные ценности в рассказе.

Б.-Б.Н. Намсарайн. Краткий рассказ о педагоге, писателе. «Алтаргана» («Золотарник»). Взаимоотношения детей и взрослых. Приобщение любви к родной природе.

Б.Н. Ябжанов «Танил дуун» («Знакомая песня»). Биография и творчество писателя. Сюжет рассказа. Мир природы и человека в рассказе через противостояние добра и зла. Выразительно-изобразительные средства, использованные автором. Сила доброты в произведении.

Теория литературы. Пейзаж (начальные представления), эпитет, олицетворение (начальные представления).

Повесть.

Отличие повести от рассказа: сюжет, время, герой, жанровые особенности повести.

Ц.-Б.Б. Бадмаев. Краткий рассказ о писателе. «Будамшуугай орон нютагаар Серёжын аяншалга» («Серёжа в стране Будамшуу»). Отражение бурятских традиций и обычаев в произведении. Дружба народов, толерантность в повести.

Теория литературы. Начальное понятие о повести.

Лирические жанры.

Ц.Д. Зарбуев. Слово о поэте. «Буряад орон» («Бурятия»). Чувство радостии любви к родному краю в стихотворении. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Понятие о лирическом стихотворении как жанре. Ритм, рифма, звукопись, аллитерация (начальные представления).

Ч.Ц. Цыдендамбаев. Краткий рассказ о писателе, поэте. «Ургыхан» («Подснежник»), «Сэсэгхэн» («Цветочек»). Стихотворные лирические произведения о родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мираи осмысление собственного мироощущения, настроения.

Теория литературы. Ритм и интонация в стихе. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. Эпитет, метафора, олицетворение (развитие представлений).

А.Ж. Жамбалон. Слово о поэте. «Талын хүнби» («Человек степи»). Мири человек в лирическом произведении.

Теория литературы. Ритм в фольклоре и литературе (начальные представления).

Драматические жанры.

Специфика драматических произведений. Автор в драме. Драма и читатель.

Из современной родной (бурятской) литературы.

Э.Ч. Дугаров. Слово о писателе. «Сэгнэлтэнүүд» («Оценки»). Художественное своеобразие произведения. Определение средств изображения и выражение чувств героев. Образы детей. Проблемы воспитания детей.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления).

Содержание обучения в 6 классе.

Устное народное творчество (Арадай аман зохёол).

Мифы.

Мифология как форма познания и эстетического освоения действительности. Классификация бурятских мифов. Персонажи мифов. Художественное своеобразие мифов. Отличие бурятских и древнегреческих мифов. Бурятские мифы «Дэлхэйн бии болоһон тухай» («Сотворение мира»).

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Обрядовый фольклор.

Песня и обряд. Произведения календарного обрядового фольклора периода младенчества, детства: родины, захоронения последа (тоонтолхо), праздникдня рождения (милаангууд), запрет (хорюул). Обрядовые песни праздника встречи Нового года по лунному календарю – Сагаалган. Ёохорой дуунууд (Песни ёхора).

Пословицы и поговорки.

Многообразие тем. Пословицы монголоязычных народов и народов мира. Выражение в них духа народного языка. Прямой и переносный смысл пословици поговорок. Загадки-малые жанры устного народного творчества. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (первоначальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

Улигер как памятник героического эпоса.

Народные представления о героизме и героях. Художественное своеобразие былин: особенности их создания и бытования, повторяющиеся мотивы, образы, сюжетные элементы, роль зачина, художественного повтора, постоянных эпитетови гипербол.

Улигер «Аламжа Мэргэн» («Аламжи Мэргэн»). Воплощение в улигере нравственных качеств бурятского народа. Аламжи Мэргэн – носитель лучших человеческих качеств (доброта, мужество, физическая сила, мастерство). Значение фантастического в улигере.

Теория литературы. Понятие о бурятском устном народном творчестве.

Письменные произведения бурятского народа ХVIII – ХIХ веков.

Введение. Жанровая система общемонгольской литературы. Бурятская дидактическая литература. «Шэдитэ хүүр» («Волшебное слово»). «Сайн үгэтэ эрдэниин сан субашид».

Бурятская дидактическая литература. Р. Номтоев «Аршаанай дуһал»(«Капля рашияны»). Краткий рассказ о писателе. Литературные сказки в жанре «комментария – тайлбури» (комментаторская литература). Нравственные уроки дидактической литературы

Теория литературы. Жанр субхашит, жанр «комментария-тайлбури», жанр «обрамлённой повести». Тайлбур.

Родная (бурятская) литература.

Басни.

Б.Б. Базарон. Краткий рассказ о поэте, баснописце. Басня «Эрдэмтэ эрбээхэй» («Учёная бабочка»). Осмеяние пороков – несерьёзного, небрежного отношения к делу в басне.

Э.М. Манзаров. Слово о поэте. «Золдоо хатарһан зомгооһон» («Танцующая щепка»). Изображение неумелого хвастуна в басне.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория (развитие понятий).

Эхэ орон (Родина).

В.К. Петонов. Краткий рассказ о поэте. «Минии Росси» («Моя Россия»). Тема Родины в поэзии Петонова.

Ц.-Д.Ж.-Б. Дамдинжапов. Краткий рассказ о писателе. «Юрын буряад эхэ» («Просто мать»). Повествование старой бурятки о горьком сиротском детстве, тяжёлой юности, о беспросветной молодости, пришедшейся на период первой мировой войны, об ужасах белогвардейщины и о тяжёлых годах в период Великой Отечественной войны.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Композиция произведения. Повествование от первого лица как художественный приём.

С.С. Цырендоржиев. Краткий рассказ о писателе. «Шобоодой» («Шободой»). Изображение послереволюционного времени, показ классовой борьбы в рассказе. Героический поступок мальчика Шободоя.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий).

Д.З. Жалсараев. Краткий рассказ о поэте. «Эхэ тухай дуун» («Песняо матери»). Чувство любви и благодарности к матери. Поэтические образы материи Родины в стихотворении.

Ц.Р. Галанов. Краткий рассказ о писателе. «Хүгжэм» («Музыка»). Музыкальные мотивы в творчестве писателя. Изображение судьбы героини, её честность, добросовестность и трудолюбие. Стремление Бальжимы к развитию творческих способностей дочери. Гармоничность и музыкальность рассказа.

Теория литературы. Пейзаж (развитие представлений). Литературный герой (развитие представлений).

Ч.Ц. Цыдендамбаев. Краткий рассказ о писателе. «Шэнэ байшан» («Новый дом»). Значение дома, очага, семьи в рассказе. Гордость писателя за народ, его трудолюбие, дух коллективизма. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Характеристика персонажей (развитие представлений).

Баллада. Лирическое и эпическое начало в балладе. Основные балладные сюжеты. Ц.Ц. Дондогой. Слово о поэтессе. «Гэр тухай баллада» («Баллада о доме»). Образ дома. Своеобразие баллады.

Теория литературы. Баллада (начальные представления).

Дружба.

Ч.Ц. Цыдендамбаев «Талын аадар» («Ливень в степи»). Реальная основа содержания рассказа. Тема служения людям. Дружба русского и бурятского народов в рассказе. Теория литературы. Герой-рассказчик (начальные представления).

Ж.Б. Балданжабон. Краткий рассказ о писателе. «Алханын нюусанууд» («Тайны Алханая»). Тема дружбы между представителями разных национальностей. Красота родной природы в изображении писателя. Экологическая тема в произведении.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений)

Л.Д. Тапхаев. Краткий рассказ о поэте. «Фермын үхибүүд» («Дети фермы»). Изображение жизни сельских ребятишек в стихотворении. Авторская позицияо воспитании трудолюбия у детей. Художественное своеобразие произведения.

Родная природа.

Ц.Н. Номтоев. Краткий рассказ о писателе. «Эдэбхи» («Инициатива»).  В повести затронута тема защиты окружающей природы,  приумножения её богатств. Особенности выражения авторской позиции в произведениях Номтоева.

Теория литературы. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).

Б.Д. Абидуев. Краткий рассказ о поэте. «Сонхоор малайһан һара» («Месяц в окне»). Яркая, полная движения картина зимней ночной природы. Выражение душевных переживаний автора в стихотворении.

Г.Х. Базаржапова Краткий рассказ о поэтессе. «Зунай үдэшэ» («Летним вечером»), «Нара хүлеэнэб» («Жду солнце»). Картины природы, выражающие чувства, мироощущения лирического героя.

Теория литературы. Развитие понятия о лирическом произведении. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений). Звукопись в поэзии (развитие представлений)

Бурятская детская драматургия.

Бурятская детская драматургия: особенности сказки-пьесы.

М.Ж. Батоин. Краткий рассказ о писателе. «Хүхэ зүһэтэй үнэгэн» («Серая лиса»). Борьба добра и зла в пьесе М. Батоина; закономерность победы добра.

Содержание обучения в 7 классе.

Введение.

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Характеры и обстоятельства в художественном произведении,их взаимосвязь. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мираи стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

Устное народное творчество.

Предания.

«Бабжа Барас баатар тухай домог» («Легенда о Бабжи Барас баторе»). Воплощение в улигере нравственных свойств бурятского народа, прославление верности своей родине, народу. Бабжа Барас батор – носитель лучших человеческих качеств (бескорыстное служение Родине и народу, патриотизм, мужество, отвага, находчивость, физическая сила).

Легенды.

«Бальжан хатан тухай домог («Легенда о Бальжин хатане»). Героизми самоотверженность Бальжин хатан и её соплеменников в борьбе против маньчжурских поработителей. Величие духа Бальжин хатан, отдавший свою жизнь за свободу и независимость бурятского народа.

Теория литературы. Легенды и предания (развитие представлений).

Письменные произведения бурятского народа ХVIII – ХIХ веков.

Введение. Краткий обзор о письменных произведениях ХVIII – ХIХ веков. Изображение образа человека в письменных произведениях бурятского народаХVIII – ХIХ веков.

В. Юмсунов «Эрдэмтэ соохор моритой Эрилтэй хаан» («Хан Эрилтэйс чубарым конём»). Взаимосвязь с устным народным творчеством. Роль волшебства в произведении. Образы Алтан Ша и младшей дочери Неба. Героизми самоотверженность главного героя улигера Алтан Ша в борьбе за счастливую жизнь своего народа.

Дидактические произведения начала ХХ века.

Э.-Х. Галшиев «Бэлиг-үүн толи» («Зерцало мудрости») – выдающийся памятник бурятской литературы начала ХХ века. Характерная черта сочинения Э.-Х. Галшиева – тонкое авторское знание человеческой психологии.

Теория литературы. Жанр субхашит (развитие представлений).

Родная (бурятская) литература.

Родной язык.

Н.Г. Дамдинов. Краткий рассказ о жизни поэта. «Түрэл хэлэн, түрэһэн дайда» («Родной язык, родная земля»). Любовь поэта к родному языку. Связь бурятского языка с родной матерью, родным народом и родной землёй. Влияние родного языка на развитие человека, роль в жизни, художественное своеобразие.

Д.А. Улзытуев. Краткий рассказ о поэте. «Буряад хэлэн» («Бурятский язык»). Д. Улзытуев о богатстве, силе и красоте бурятского языка. Родной язык как духовная опора человека.

Б. Батхуу. Краткий рассказ о поэте. «Аялгата һайхан буряад хэлэмни» («Мой певучий бурятский язык»). Глубокий лиризм и выражение чувств поэта в стихотворении.

Человек.

Д.Ц. Дамбаев. Краткий рассказ о поэте. Философская направленность лирики Д. Дамбаева. «Хүн тухай дуун» («Песня о человеке»). Светлое чувство любвик человеку, гимн человеку.

Г.Ц. Дашабылов. Краткий рассказ о поэте. «Талын хүн» («Человек степи»). Тема красоты, гармонии человека с миром.

М.Ж. Самбуев. Краткий рассказ о поэте. «Минии таабай» («Мой дед»). Размышления поэта о любви человека к малой родине, верности обычаями традициям своего народа. Нравственный идеал автора.

Ц.-Д.Х. Хамаев. Краткий рассказ о писателе, поэте. «Худалшан» («Врун»), «Мэхэшэн» («Обманщик»). Размышления поэта о человеческих пороках, позиция автора на поступки, поведение человека в обществе.

Ч.Ц. Цыдендамбаев. Краткий рассказ о писателе. «Банзарай хүбүүн Доржо» («Доржи, сын Банзара»). Историзм романа. Изображение картины быта, жизни бурят и русских в XVIII веке. Детские годы первого бурятского учёного Доржи Банзарова. Духовные и нравственные качества Доржи: сообразительность, проницательность, любознательность и сострадание к окружающим.

Теория литературы. Роман (начальные представления).

Д.О. Батожабай. Краткий рассказ о писателе. «Шалхуу Рабданай хөөрөөнһөө» («Детство Шалхуу Рабдана»). Автобиографический характер повести. Изображение детских и юношеских годов автора. Проявления чувств героя, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Ц.Н. Номтоев. Краткий рассказ о писателе. «Шагжын хула» («Саврасый конь Шагжи»). Глубокое, проникновенное чувство гордости писателя подвигом иноходца в грозные годы войны.

Б.Н. Ябжанов. Краткий рассказ о писателе. «Хэрмэшэ» («Полкан»). Человеки природа. Изображение военного детства в рассказе. Взаимоотношения человека и собаки Хэрмэшэ в рассказе. Художественное своеобразие произведения.

Теория литературы. Литературный герой (развитие представлений).

Ж.Т. Тумунов. Краткий рассказ о писателе. «Талын бүргэд» («Степной орёл»). Мастерство писателя в изображении патриотизма, героизма, отваги, проявленного героем Баярта. Выражение чувства любви к родине. Сила внутренней, духовной красоты человека.

Н.Г. Дамдинов «Талын дуун» («Песнь степей»). Разговор молодого человекасо временем, со своей страной, с её людьми. Своеобразие стиля автора – повторы, рефрены как новая форма звуковой организации поэтического произведенияв бурятской поэзии. Теория литературы. Поэма (начальные представления).

Ц.Г. Шагжин. Краткий рассказ о писателе, драматурге. «Будамшуу». Юмор, насмешка в драме. Характер главного героя Будамшу – находчивость, смекалка, рассудительность, доброта. Народный юмор, яркость и красочность языка произведения.

Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие представлений).

Содержание обучения в 8 классе.

Введение.

Бурятская литература и история. Интерес бурятских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков бурятской литературы.

Устное народное творчество.

В мире бурятской народной песни (лирические, исторические песни).

Отражение жизни бурятского народа в народных песнях «Барга байдал ошон ошоо», «Үбэтэй намаатай нютагтайл аад…», «Соохорхон тэнгэриин харанхыда», «Хүрин хээр», «Эрбэд соохор», «Үдэшэлгын дуун» и другие. Разнообразие тематики лирических и исторических песен. Поэтика песен. Современный бурятский фольклор. Благопожелания, устные рассказы.

Бурятский героический эпос «Гэсэр» как величайший памятник.

Образ человека в бурятском героическом эпосе. Народная оценка героя и способы её выражения. Традиционная система образов в бурятском героическом эпосе. Характеры героев в фольклоре и литературе.

Теория литературы. Героический эпос (начальные представления).

Предания.

Предания как исторический жанр бурятской народной прозы. Особенности содержания и формы народных преданий. «Гун Сакбын тухай» («О Савве Рагузинском»). Устный рассказ об исторических событиях первой трети ХVIII века, связанных с установлением границы между Россией и Монголией. Ум, рассудительность, прозорливость – основные черты характера посла русского правительства Саввы Рагузинского.

Теория литературы. Народная песня. Предание (развитие представлений).

Письменные произведения бурятского народа ХVIII- ХIХ веков.

«Монголой нюуса тобшо» («Сокровенное сказание монголов») – первый письменный памятник монгольских народов. Изображение эпохи правления Чингисхана и его потомков в произведении. История государства Ехэ Монгол Улс (Великой монгольской империи).

История создания жанра путевых заметок – одной из форм письменных произведений бурятского народа ХVIII-ХIХ веков. Д.Д. Заяев «Замай тэмдэглэлнүүд» («Путевые заметки»), Б. Рабданов «Худалдаа наймаан, түбэд эхэнэрнүүд» («Торговля, роль тибетских женщин в обществе»). Отражение жизни, характера, традиций и обычаев разных народов в путевых заметках. Художественные особенности жанра путевых заметок.

Теория литературы. Путевые заметки.

Из родной (бурятской) литературы I половины ХХ века.

Б.Б. Барадин. Поэт, прозаик, драматург, учёный-востоковед. «Буряад монголой уг гарбалай домог» («Легенда о происхождении бурят-монголов»). Художественное своеобразие произведения.

Х.Н. Намсараев. Краткий рассказ о писателе. Повесть «Цыремпил». Отражение в произведении картин жизни и быта бурятского народа в канун первой русской революции. Образ Цыремпила: от стихийного бунтаря до сознательного борца за народное счастье. Образы представителей народа (Радна, Гамбал, Ямаахан, Нашан-Бато, русский революционер Фёдор Васильевич) и классовых врагов (богач Бадма, кулак Галши, глава Эрдэни, купец Бутин). Новаторство писателя. Традиционное, романтическое и реалистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Ц.Д. Дондубон. Краткий рассказ об отношении писателя к политическойи общественной жизни в период коллективизации. Повесть «Хиртэһэн һара» («Затмение луны»). Показ разворота классовой борьбы, исторической неотвратимости перехода крестьянина-середняка Радны Цыбикова на позиции Советской власти в произведении. Реалистическое изображение событий, людейи их взаимоотношений. Психологически обоснованный показ борьбы противоречивых чувств в душе Радны, смены настроений героя в повести. Социальная и духовная близость героев Радны Цыбикова из повести «Затмение луны» и Кондрата Майданникова из романа М.А. Шолохова «Поднятая целина».

Теория литературы. Реализм (начальные представления). Психологизм (начальные представления).

Из родной (бурятской) литературы II половины ХХ века.

Ж.Т. Тумунов. Краткий рассказ о писателе. Изображение боевых подвигов народа и военных будней писателем-фронтовиком в годы Великой Отечественной войны. «Халуун зүрхэн» («Горячее сердце»). Война в жизни человека и народа. Человек в экстремальной ситуации.

А.Д. Бадаев. Краткий рассказ о поэте. «Сэргэ» («Коновязь»). Размышленияоб особенностях и значении коновязи в жизни бурятского народа. Выражение сочувствия и боли поэта к сэргэ – сакральному символу дома, очага. Верность обычаям и традициям своего народа.

Теория литературы. Сюжет в стихотворении.

К.Ш. Цыденов. Краткий рассказ о писателе. «Хээрэ» («В степи»). Тема гуманизма в малой прозе К. Цыденова. Повествование о неразрывной связи судьбы человека с историческими событиями страны (война России с Германией, участие бурят в тыловых работах на западе страны, 1930-е годы, период коллективизации борьба с зажиточными крестьянами, 1960-е годы). Лирическая интонация в рассказе.

Ц.Р. Галанов. Краткий рассказ о писателе. «Эсэгын хүбүүн» («Сын отца»). Отражение военного времени в рассказе. Мечты и реальность военного детства.

Ц.-Д.Ц. Дондогой. Краткий рассказ о поэтессе. «Эхэ тухай поэмэ» («Поэмао матери»). Изображение трудностей жизни села в годы Великой Отечественной войны. Образ матери в поэме.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений).

М.Ж. Самбуев. Краткий рассказ о поэте. «Зуун дуун» (книга сонетов) («Сто песен»). «Аласай замда юрөөнэб» («Благословляю в дальний путь»). Живая мысль, подлинные горячие чувства в сонетах. Отцовское благословение, пожелание маленькому сыну. Связь фольклора и литературы.

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Ц.-Д.Д. Дондокова. Краткий рассказ о поэтессе. Поэма «Шулуунууд дуулана» («Камни поют»). Поэма на историческую тему. Характер Ринчин-Доржи Дымбылова, хоринского тайши. Современность и историческое прошлое в произведении.

Теория литературы. Лиро-эпическая поэма (развитие представлений).

Б.Н. Ябжанов. Краткий рассказ о писателе. «Эртын шүүдэр» («Ранняя роса»). Жизнь села в годы Великой Отечественной войны, дружба мальчиков Майтагсани Майдар.

Теория литературы. Традиции фольклора (развитие представлений).

Д.О. Эрдынеев. Краткий рассказ о писателе. Цикл рассказов «Түбэргөөнтэнэй хүбшэргэй» («Нравы Тубэргэнов»). История в характерах потомков старинного бурятского рода Тубэргэнов. Нравственное народное начало. Теория литературы. Цикл рассказов (развитие представлений).

Л.Д. Тапхаев. Краткий рассказ о поэте. Интерес Тапхаева к истории народа. Стихотворение «Андалдашагүй баялиг» (Абай Гэсэр, Алтан Шагайе…) («Необмениваемое богатство»).

А.Г.-Н. Лыгденов. Краткий рассказ о писателе. «Нюдэнэй аршаан» («Целебный источник»). Изображение жизни сельчан в перестроечные 1990-е годы. Социальная и нравственная проблематика в рассказе. Проблемы воспитания.

Содержание обучения в 9 классе.

Введение.

Литература и её роль в духовной жизни человека. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

Письменные произведения бурятского народа ХVIII – ХIХ веков.

Просветительская деятельность у бурят (обзор). Просветительская деятельность Я.А. Болдонова, А.В. Игумнова, М. Махусаева, Б. Норбоева, Ц. Онгодова, Н.С. Болдонова, Р. Номтоева, Цэдэнжаб Сахарова, М.Н. Хангалова, Г. Цыбикова и других. Влияние выдающихся русских учёных О.М. Ковалевского, Г.Н. Потанина и других на развитие науки и образования у бурят. Научная деятельность Д. Банзарова.

Из родной (бурятской) литературы I половины ХХ века.

Мүнхэ Сарьдаг (Б.Ц. Найдаков). Жизнь и творчество (обзор). Критическая деятельность. «Саяандаа» («Саянам»). Ощущение разлада лирического героя с окружающей средой, выражение боли и сострадания за родную природу.

Д.Д. Дашинимаев. Жизнь и творчество (обзор). Поэт – реформатор бурятского стихосложения. Своеобразие внедрения силлабо-метрической системы (ритм, рифма). Изображение природы в стихотворении «Мүнхэ-Һарьдаг». Стихотворение «Тоёон» («Тоён»). Размышления автора о развитии промышленности в республике, самоотверженном труде рабочих.

Теория литературы. Ритм стихотворения (углубление понятия).

Ц.Г. Галсанов. Жизнь и творчество (обзор). Переводческая деятельность поэта. Темы, жанры лирики Галсанова. Стихотворения о героизме, мужестве, природе «Табан таанараа магтанам» («Хвалю вас пятерых»), «Хэнгэргэ» («Кынгерга»).

Из родной (бурятской) литературы II половины ХХ века.

Д.О. Батожабай. Жизнь и творчество (обзор). «Багшашни хэн бэ?» («Кто твой учитель?»). Жизнь – реальная основа повести. Смысл названия. Нравственное, этическое, эпическое и лирическое в произведении, образы.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия). Художественная деталь (развитие представлений).

Н.Г. Дамдинов. Жизнь и творчество (обзор). «Декабристын бэһэлиг» («Кольцо декабриста»). Показ в драме судьбы декабристов, сосланных в Бурятию. Поэтическое изображение подвига исторической личности Николая Бестужева, декабриста, учёного, художника. Развитие характера главного героя драмы – Н.А. Бестужева. Братское содружество русских и бурят.

Теория литературы. Стихотворная драма (развитие представлений).

Ц.Р. Галанов. Жизнь и творчество (обзор). «Саран хүхы» («Северомуйская легенда»). Национально-патриотический пафос повести. Сюжет, художественные приёмы и средства проникновения во внутренний мир героев. Тема геройства в жанре повести. Роль устного народного творчества в сюжете, композиции произведения.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия). Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Ч.-Р.Н. Намжилов. Жизнь и творчество (обзор). Мотивы любви к родинев стихотворениях «Монголой дэбтэрһээ» («Из книг о Монголии») («Монгол ороной морид хурдан…, «Һүниин огторгой», «Сагаан үнгэ һайхан», «Урилдаан дээрэ»).

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия).

Ц.Д.Х. Хамаев. Жизнь и творчество (обзор). «Ута намарай сэсэг» («Цветок поры осенней»). Человек и природа, жизнь и смерть, взаимоотношения отцови детей в повести.

Д.-Д. Мункоев. Жизнь и творчество (обзор). «Эхэ тухай дуун». Выражение в произведении сокровенных чувств к матери.

Теория литературы. Лирическая проза (развитие представлений).

М.М. Осодоев. Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Ууган хүбүүн» («Старший сын»). Нравственная сила подвига Владимира Бильдушкинова, пограничника, павшего смертью храбрых при защите рубежей Родины на острове Даманском. Жизненный путь героя, формирование характера, приобщение к миру взрослых.

Теория литературы. Документальная повесть (развитие представлений).

Б.Ш. Шойдоков. Жизнь и творчество (обзор). Писатель-фронтовик. «Дайсанай ара талада» («В тылу врага»). Изображение ратного подвига бурятских воинов на фронтах Великой Отечественной войны. Духовная и нравственная красота героев.

Теория литературы. Роман (развитие представлений).

Б.Ш. Эрдынеев. Жизнь и творчество (обзор). «Хазаар хара һахал» («Чёрная борода»). Изображение народных характеров и нравов. Система персонажей комедии. Мастерство драматурга. Национальный материал, национальный колорит.

Планируемые результаты освоения программы по родной (бурятской) литературе на уровне основного общего образования.

В результате изучения родной (бурятской) литературы на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, понимание роли различных социальных институтов в жизни человека, представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и много конфессиональном обществе, в том числе с использованием примеров из родной (бурятской) литературы;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с использованием примеров из литературы; активное участие в самоуправлении в образовательной организации, готовность к участию в гуманитарной деятельности;

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и много конфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного (бурятского) языка и родной (бурятской) литературы, истории, культуры Российской Федерации, своего края в контексте изучения произведений бурятской литературы;

ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;

уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в бурятской литературе;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;

готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;

осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений, умение управлять собственным эмоциональным состоянием, сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;

осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений бурятского фольклора и литературы, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наукдля решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;

осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среды, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с использованием изученных и самостоятельно прочитанных литературных произведений;

овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики литературного образования, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

9) обеспечение адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды, изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;

способность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в произошедшей ситуации, быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.

В результате изучения родной (бурятской) литературы на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умение совместной деятельности.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и другие) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);

устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;

с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы об их взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальными желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.

У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.

94.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения, в ходе учебного диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание общения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);

самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

94.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

94.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть способами самоконтроля, само мотивации и рефлексии в литературном образовании;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, находить позитивное в произошедшей ситуации;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей, оценивать соответствие результата цели и условиям;

различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;

регулировать способ выражения своих эмоций;

осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;

признавать своё право на ошибку и такое же право другого;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость себе и другим;

осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

94.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках родной (бурятской) литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы на уроке родной (бурятской) литературы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным участниками взаимодействия на литературных занятиях;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

94.11.3. Предметные результаты изучения родной (бурятской) литературы. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

владеть начальными представлениями об общечеловеческой и духовно-нравственной ценности литературы и её роли в воспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации;

понимать образную природу словесного искусства и содержание изученных литературных произведений, различать основные жанры фольклора и художественной литературы, сопоставлять литературу и фольклор;

выражать своё отношение к прочитанному, выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанные произведения, определять тематику и проблематику, элементы композиции, изобразительно-выразительные средства изученных произведений, характеризовать героев-персонажей;

понимать и использовать при анализе произведения теоретико-литературные понятия: фольклор, жанры фольклора, литературные роды и жанры, дидактическое произведение, тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, пейзаж, эпитет, олицетворение, аллегория, ритм, рифма;

воспринимать на слух и осмысленно читать литературные произведения разных жанров, выразительно читать, в том числе наизусть, передавая личное отношение к произведению;

пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств родного языка, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, вести диалог на материале прочитанного произведения, создавать устные и письменные высказывания разных жанров;

планировать с помощью учителя своё чтение, расширять свой круг чтения, владеть начальными умениями пользоваться библиотечными фондами, справочной литературой, словарями, интернет- ресурсами.

94.11.4. Предметные результаты изучения родной (бурятской) литературы. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность литературы, осознавать её роль в воспитании любви к Родине и укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;

понимать особенности литературы как вида словесного искусства, отличие художественного текста от текстов других функциональных стилей;

определять тематику и проблематику, элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительные средства изученных произведений, характеризовать героев-персонажей, владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанные произведения;

понимать авторскую позицию и высказывать своё отношение к ней;

понимать использовать в процессе анализа произведений теоретико-литературные понятия: жанры фольклора, литературные жанры, тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, жанр субхашит, «комментарий-тайлбури», жанр «обрамлённой повести», рассказ, сюжет, повествование от первого лица, литературный герой, герой-рассказчик, портрет, пейзажная лирика;

выразительно читать, в том числе наизусть, передавая личное отношение к произведению;

пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств родного языка, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту, вести беседу, диалог на материале прочитанного произведения;

сопоставлять художественную литературу с произведениями других видов искусства;

создавать устные и письменные высказывания разных жанров;

планировать с помощью учителя своё чтение, расширять свой круг чтения, пользоваться библиотечными фондами, справочной литературой, словарями, интернет-ресурсами.

94.11.5. Предметные результаты изучения родной (бурятской) литературы. К концу обучения в 7 классе обучающиеся научатся:

понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность литературы, осознавать её роль в воспитании любви к Родине и укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;

понимать специфику литературы как вида словесного искусства, выявлять отличия художественного текста от текстов других функциональных стилей;

понимать содержание изученных произведений, выявлять в произведении нравственные ценности;

воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, определять тематику и проблематику, элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительные средства изученных произведений, характеризовать героев-персонажей, понимать авторскую позицию и высказывать своё отношение к ней;

понимать и использовать в процессе анализа и интерпретации произведений теоретико-литературные понятия: жанры фольклора, литературные жанры, жанр субха шит, тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, автобиографическое художественное произведение, герой-повествователь, литературный герой, комическое, юмор;

выразительно читать, в том числе наизусть, передавая личное отношение к произведению;

владеть различными видами пересказа с использованием образных средств родного языка, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, вести беседу, диалог на материале прочитанного произведения;

сопоставлять художественную литературу с произведениями других видов искусства;

создавать устные и письменные высказывания разных жанров, составлять отзыв о прочитанном, краткую аннотацию;

планировать с помощью учителя своё чтение, расширять свой круг чтения, пользоваться библиотечными фондами, справочной литературой, словарями, интернет-ресурсами при анализе литературного произведения.

  Предметные результаты изучения родной (бурятской) литературы.

К концу обучения в 8 классе обучающиеся научатся:

понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность литературы, осознавать её роль в воспитании любви к Родине и укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;

понимать образную природу и содержание изученных литературных произведений, выявлять отличия художественного текста от текстов других функциональных стилей;

понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять в произведении нравственные ценности, воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное;

выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

определять род и жанр литературного произведения, формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения, давать характеристику героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений, художественную литературу с произведениями других видов искусства, формулировать и высказывать собственное мнение о нравственной стороне поступков героев;

определять роль элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, понимать авторскую позицию и высказывать своё отношение к ней;

понимать смысл теоретико-литературных понятий и использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений: жанры фольклора, героический эпос, путевые заметки, литературные жанры, тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, конфликт, система образов, реализм, психологизм, цикл рассказов;

выразительно читать, в том числе наизусть, передавая личное отношение к произведению;

владеть различными видами пересказа, формулировать вопросы к тексту, вести беседу, диалог на материале прочитанного произведения, создавать устные и письменные высказывания разных жанров;

планировать с помощью учителя своё чтение, расширять свой круг чтения, самостоятельно и под руководством учителя пользоваться библиотечными фондами, справочной литературой, словарями, интернет-ресурсами при анализе литературного произведения.

  Предметные результаты изучения родной (бурятской) литературы.

К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность литературы, осознавать её роль в воспитании любви к Родине и укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;

понимать образную природу и содержание изученных литературных произведений, выявлять отличия художественного текста от текстов других функциональных стилей;

понимать основные факты жизни и творческого пути писателей, связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять в произведении нравственные ценности;

воспринимать и анализировать художественный текст, выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

определять род и жанр литературного произведения, формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

понимать смысл теоретико-литературных понятий и использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений: литературные жанры, фольклоризм литературы, тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, конфликт, система образов, художественная деталь;

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев, выявлять авторскую позицию и высказывать своё отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе наизусть, передавая личное отношение к произведению, владеть различными видами пересказа;

строить письменные высказывания в связи с изученным произведением, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;

самостоятельно пользоваться библиотечными фондами, справочной литературой, словарями, интернет-ресурсами при анализе литературного произведения.

Тематическое планирование по бурятской литературе

в 5  классе (35ч).

Тема

Кол-во часов

1

Введение. Литература как искусство слова. Теория литературы: понятие о художественном произведении. Направления и жанры литературы.

1

2

Устное народное творчество.

4

2

  1. Считалки 

1

3

  1. Загадки

1

4

  1. Пословицы и поговорки

1

5

  1. Теория  литературы:

Фольклор, загадки, пословицы и поговорки.

1

3

Народные сказки.

4

6

  1. «Сэсэн хүүхэн» («Умная девушка»)

1

7

  1. «Тоти шубуун» («Попугай»)

1

8

  1. «Үнэгэн шоно хоёр» («Лиса и волк»).

1

9

  1. Теория литературы: народная сказка.

1

4

Литературные сказки.

4

10-11

Б.Д.Абидуев «Тэхэ Бабанын түүхэ» («История козлёнка Бабаны»)

2

12-13

Сказка А.И.Шадаева «Шуран Доржо» («Шустрый Доржо»)

Теория литературы: Понятие о литературной сказке. Главные и второстепенные персонажи.

2

5

Рассказы

10

14-16

Х.Н.Намсараев «Үри нэхэбэри» («Возмещение долга»)

3

17-19

Ц.Н.Номтоев «Хилээмэн» («Хлеб»)

3

20-23

Ц.Г.Шагжин «Верка» («Верка»). Теория литературы: сравнение (зэргэсүүлгэ), диалог

4

6

Произведения посвященные великой Отечественной войне.

24-27

Б.Ш.Шойдоков «Тагнуулшануудай баатаршалга» («Подвиг разведчиков»)

4

7

Басни

28-29

Б.Б.Базарон «Зугы» («Пчела»)

2

30-31

Г.Г.Чимитов «Эрэ тахяа» («Петух»). Теория литературы: басня

1

8

Лирические произведения.

32

Д.З.Жалсараев. «Минии уялга» («Мой долг»).

1

33

Владимир Петонов «Шүлэгүүд» («Стихотворения»)

1

34-35

Внеклассное чтение.

2

Итого:

35

Тематическое планирование по бурятской литературе

в 6  классе (35ч).

Тема

Кол-во часов

1

Введение. Дружба народов.

4

2

Солбон Ангабаев. «Минии нүхэд олон юм даа» («Много у меня друзей»)

1

3

Чимит Цыдендамбаев «Талын аадар» («Степной дождь»)

2

4

Владимир Петонов. Стихотворение «Шасаргана» («Облепиха»)

1

2

Устное народное творчество.

6

5

Пословицы и поговорки.

1

6

Улигеры и улигершины «Аламжа Мэргэн»

1

7

Теория литературы: улигер. Аламжа Мэргэн хүбүүн Агуу Гоохон дүүхэй хоёрой түрэһэн, гараһан тухай. 1-дэхи, 2-дохи булэг.

1

8

Аламжа Мэргэн. 3-дахи, 9-дэхи булэг.

1

9

Аламжи Мэргэн. 11-дэхи б. Түгэсхэлэй хэшээл. (Обобщение).

1

10

Бөө мүргэл. (Шаманизм).

1

3

Бурятская литература

15

11-13

Ц-Д.Дамдинжапов. «Юрын буряад эхэ». («Простая женщина»)

3

14

Эрдэни Дугаров. Стихотворение. «Буряадаар» («По бурятски»)

1

15-21

Ц.Д.Бадмаев «Будамшуугай орон нютагаар Серёжын аяншалга» (Путешествие Серёжи по стране Будамшу)

7

22

Г.Чимитов. «Табан хурган» («Пять пальцев»)

1

23-24

Жан Зимин. Поэма «Үншэн саган ботогон» («Осиротевший белый верблюжонок»)

2

25

Практикум.

1

4

Природа родного края

7

26

Б.Абидуев. стихотворение «Сонхоор малайһан һара» («Луна в окошке»)

1

27-30

Б-Д.Батоев «Хээрын нүхэнэй нюуса» («тайна пещеры»)

 4

31-32

Стихи о родном крае. Теория литературы: олицетворение, пейзаж. (Поэты, писатели родного края) С.Туяа, А.Тороев г.м.

2

5

Внеклассное чтение.

3

33-34

А.Бальбуров «Двенадцать моих драгоценностей» книга «Тоонто нютаг», У-Удэ, «Бэлиг», 2012

2

35

Повторение пройденного материала за год

1

Итого:

35

Тематическое планирование по бурятской литературе

в 7  классе (35ч).

Тема

К-во часов

1

Введение. Художественное произведение

 как явление искусства. Главный герой,

характер, образ в литературных

произведениях

1

2

Стихотворения о родном крае. 

Н.Г.Дамдинов «Түрэл хэлэн, түрэһэн дайда»

(«Родной язык, родная земля»)

1

3

Д.А.Улзытуев. «Буряад хэлэн» («Бурятский язык»)

1

4-5

Поэты округа о родном крае. (Владимир

Петонов, Ким Ильин, Дольён Мадасон,

Лариса Босхолова, Бальжит Мантагуева,

Валентина Далбаева, Галина Атутова и др)

2

6-8

Письменная литература XVIII-XIX вв.

 «Бальжан хатан тухай домог».

Теория литературы:

3

9

Славное прошлое. Ч.Ц.Цыдендамбаев.

Доржи Банзаров – первый бурятский учёный.

1

10-14

Роман Ч.Ц.Цыдендамбаева «Банзарай

хүбүүн Доржо» («Доржи сын Банзара»)

5

15-19

Пьеса Ц.Шагжина «Будамшуу» («Будамшу»).

 Теория литературы: Понятие о драме,

в произведении.

5

20-22

Литература военных лет. Ж.Т.Тумунов.

рассказ «Талын бүргэд» («Степной орёл»)

3

23-24

Балдан Насанович Ябжанов. Рассказ  

«Хэрмэшэ» («Белочница»)

2

25-28

Барадий Мункуевич Мунгонов. Повесть

«Чёрный ветер» («Хара һалхин»).

Теория литературы: понятие о

 лирическом отступлении («лирическэ түүрээлгэ»)

4

29-30

Послевоенная литература. Ц.Галанов

 «Хүгжэм» («Музыка».)

2

31-32

Литература родного края. Писатели

Усть-Ордынского Бурятского округа

 о родном крае.

2

33

Современная бурятская поэзия. Булат

 Жанчипов. «Буряаднай»

Галина Раднаева «Стихотворения» («Шүлэгүүд».)

Матвей Чойбонов «Стихотворения» («Шүлэгүүд»).

Лобсон Тапхаев. Стихи.

1

34

Внеклассное чтение.

1

35

Повторение пройденного материала.

1

Итого:

35

Тематическое планирование по бурятской литературе

в 8  классе (35ч).

Тема

Кол-во часов

1

Введение. Устное народное творчество.

1

2-3

Мифы. Теория литературы: мифы как вид устного народного творчества.

2

4

Предания. Теория литературы: предания как вид устного народного творчества.

1

5

Песни.

1

6

Благопожелания.

1

7-12

Улигеры и улигершины.

6

13

Практикум.

1

2

Памятник монгольской литературы ХIIIвека.

4

14-15

«Сокровенное сказание монголов». Образ Чингисхана. «Монголой нюуса тобшо» или ((Э.Х.Галшиев «Бэлигүүн толи»))

2

16-17

Буддийская литература. Эдуард Дугаров «Будда Шакьямуни».

2

3

Бурятская литература середины ХХ века.

10

18-21

Ц.Д.Дондубон (Ц.Дон) «Хиртэhэн hара» («Затмение луны»).

4

22-25

Х.Н.Намсараев «Үүрэй толон» («На утреней заре»)

4

26-27

практикум

2

5

Бурятская поэзия.

5

28

Д.Дашанимаев. Сихотворение «Тоён»

1

29

Солбонэ Туяа «Ангара»

1

30-31

Ц.Дондогой «Эхэ тухай поэмэ» («Поэма о матери»)

2

32

Мэлс Самбуев «Аласай замда юрѳѳнэб» («Благословляю»)

1

33-34

А.И.Шадаев «Шампи баабай» («Дедушка шампи»)

2

35

Внеклассное чтение

1

Итого:

35

Тематическое планирование по бурятской литературе

в 9 классе (34ч).

Тема

Кол-во часов

1

Введение. Бурятская литература.

Роль и место литературы в жизни человека. Развитие литературы.

Теория литературы:анализ художественного произведения.

1

2-4

Д-Р.О. Батожабай «багшашни хэн бэ?» («Кто твой учитель?»)

3

5

Ц-Д. Дондокова «Шулуунууд дуулана» («Песнь камней»)

1

6-8

Ж. Тумунов поэма «Сүхэ Баатар»

3

9-10

Н.Г. Дамдинов «Декабристын бэhэлиг» («кольцо декабриста»)

Теория литературы: Понятие об исторической драме.

2

11-14

Ц.Галанов «Саран хүхы» («Лунная девушка»)

(северо-муйская историч легенда)

4 

15-16

Ц-Б. Бадмаев «Итали тухай шүлэгүүд» («Стихи об Италии»)

2

17-18

М.Самбуев «Ленинград тухай шүлэгүүд» («Стихи о ленинграде»)

2

19-21

Д.Эрдынеев «Ехэ уг»(«Большая родословная»)

3

22-24

М.Осодоев «Ууган хүбүүн» («Старший сын»)

3

25-27

А.Ангархаев «Мүнхэ ногоон хасуури» («Вечнозелёная ель»)

3

28-29

Л.Тапхаев. «Ёохор» («Ёхор»)

2

30-31

Писатели округа о родном крае.

2

32-33

Современная бурятская поэзия:

-Баир Дугаров.

-Вениамин Хензыхенов

-Любовь Загдеева

-Галина Атутова

-Станислав Тулугоев

(на выбор учителя)

2

34

Современная бурятская проза:

Нелли Матханова

В.Тулаев «Эсэгэеэ хүлеэлгэ.»

1

35

Внеклассное чтение

1

Итого:

35

Учебно  – методическое обеспечение образовательного процесса

1. Учебник «Турэлхи литература» 5 класс В.Ш. Ускеева, Ц.Б.Цыренова, Ж.Д. Жамбуева

2. Учебник «Турэлхи литература» 6 класс В.Ш. Ускеева, Ц.Б.Цыренова, Ж.Д. Жамбуева

3. Учебник «Буряад литература» 7 класс С.А. Ошорова, С.С. Балданова

4. Учебник «Буряад литература» 8 класс Х.Г. Цыденова, Б.Ш. Ширапова

5.  Учебник уншаха ном «Мэндэ-э!» 5-9 кл. С.А. Дашиева Г-Х.Ц. Гунжитова, О.И. Богомолова.

Электронные образовательные ресурсы:

В рамках реализации Государственной программы Бурятии «Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия»  вышла онлайн-версия учебника для изучения бурятского языка - https://buryadxelen.com. На сайте вы найдёте свыше 2000 упражнений. Можно пройти диктанты и ознакомиться с методическими разработками учителей.
Это удобная интерактивная площадка для проверки знаний с выставлением оценок
«Эхэ Хэлэн» полностью на бурятском языке и рекомендована для изучения бурятского языка и как родного, и как государственного.
            онлайн-учебник Burlang.Nom https://nom.buryat-lang.ru/. Позволяет школьникам сразу приступить к глубокому изучению государственного языка.
           На сайте http://nomoihan.com/ размещены известные произведения литературы бурятских писателей прошлого и настоящего
Можно ознакомиться с их биографией, первыми книгами. Также можно пройти тест по литературе Бурятии

         «Амисхаал». Говорим по бурятски. Мобильное приложение для изучения бурятского языка.

        Региональная электронная платформа для изучения бурятского языка  http://reqebu.ru .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по бурятской литературе

Рабочая программа по бурятской литературе в 6 классе...

Рабочая программа по бурятской литературе 7 класс

Рабочая программа по бурятской литературе за 7 класс содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование по предмету....

Рабочая программа по бурятской литературе

Рабочая программа по бурятской литературе по ФГОС...

Рабочие программы по бурятской литературе

Рабочие программы по бурятской литературе для 5-11 классов...

Рабочая программа по бурятской литературе в 8классе

Рабочая программа по бурятской литературе в 8классе....

Рабочая программа по бурятскому языку в 9классе

Рабочая программа по бурятскому языку в 9 классе...