Использование Internet ресурсов на уроках французского языка (из опыта работы)
методическая разработка (французский язык) на тему
Выступление на секции муниципального конкурса "Цифровые горизонты".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_internet.docx | 25.99 КБ |
ispolzovanie_internet-resursov_na_urokah_francuzskogo_yazyka.pptm | 1.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Использование Internet-ресурсов
на уроках французского языка.
Бирюлина Елена Юрьевна,
учитель французского языка
МОУ СОШ с.Терса
Вольского района
В современных условиях развития человеческого общества образование приобретает определяющую роль, и образованный человек понимает и принимает необходимость учиться непрерывно, искать новые механизмы накопления, передачи и усвоения знаний. Поэтому одним из приоритетных направлений развития общества является информатизация образования.
Процесс информатизации образования требует не только новых технических средств, но и новых форм и методов преподавания, нового подхода к процессу обучения.
Еще в XIX веке К. Д. Ушинский писал, что главная цель учителя «…не передача фактов, посредством их изложения (ученику), но свободное развитие (его) сознания в определенном направлении…». В наше время эти слова становятся самой актуальной целью образования. Школа будущего - это школа, ядро которой - союз «учитель - ученик», где учитель не просто излагает факты, а вводит ученика в увлекательный мир, где ему предстоит самостоятельно искать, добывать, анализировать, представлять и передавать другим информацию. Вот почему невозможно представить школу будущего вне зоны использования информационно-коммуникационных технологий. Мультимедиа и гипермедиа становятся важнейшей частью общеобразовательной среды.
При сравнении компьютерных учебных материалов и печатных учебных пособий, аудио - и видеокурсов, в первую очередь следует отметить предоставляемые компьютером технологические и методические преимущества. Основными из них можно назвать следующие:
- индивидуализация обучения;
- оперирование большими объёмами информации;
- комплексное мультисенсорное воздействие на различные каналы восприятия путём использования текста, звука, мультипликации, видео;
- неограниченное количество обращений к заданиям;
- немедленное предоставление обратной связи и др.
Компьютерные учебные материалы обладают целым рядом характеристик присущих только этому виду средств обучения. Главными отличительными характеристиками компьютерных средств обучения в целом, и обучающих программ в частности, являются следующие:
- интерактивность;
- мультисенсорность;
- адаптивность;
- нелинейность представления информации;
- индивидуальность дизайна;
- необходимость специальной подготовки пользователя для работы с программой.
Интерактивность. Термин “интерактивный” означает “диалоговый”. Интерактивность компьютерной программы – это её способность вести “диалог” с пользователем, т.е. реагировать на вводимые пользователем запросы или команды. Способы ведения человеко-машинного диалога и его содержание определяются техническим уровнем и типом программ.
Мультисенсорность компьютерных средств обучения – использование комплекса средств для представления информации (текста, звука, графики, мультипликации, видео) позволяет решать нам следующие важные педагогические задачи: ориентироваться на различные каналы восприятия ученика; варьировать режимы представления информации; показывать явления в динамике; включать в обучающие материалы задания, выполнение которых сложно или невозможно без использования компьютера.
Средства визуализации в виде анимации, иллюстрирующей движение органов речи, и осциллограммы, показывающей амплитуду колебания звука, позволяют наглядно представить процессы, сопровождающие процесс производства речи, и сравнить собственное произношение с эталонным на основе сопоставления осциллограмм.
. Адаптивность в вычислительной технике подразумевает способность системы автоматически изменять своё функционирование в зависимости от определённых аспектов работы, состояния или внешних условий. Для компьютерного обучения адаптивные возможности системы означают наличие средств индивидуализации обучения.
Нелинейность представления информации – свойство компьютерных обучающих программ, принципиально отличающее их от печатных пособий. Если содержание традиционного учебника представлено как линейная последовательность разделов, то содержание компьютерной обучающей программы является скрытым от пользователя. Получение исчерпывающей информации о содержательном наполнении заданий и справочных материалов, системе помощи, возможных режимах работы, особенностях обратной связи и т.п. невозможно при беглом просмотре и требует тщательного изучения учебных материалов. Есть возможность параллельного использования словаря, текстового процессора, справочных материалов.
Одним из достоинств этой программы является индивидуальность дизайна. Что такое "индивидуальность дизайна"? Это художественно-эстетическое решение программы. Разработчики стремятся сделать учебный материал неповторимым, ярко индивидуальным.
Индивидуализация может реализовываться при помощи выбора, например:
- уровня сложности изучаемого материала;
- количества заданий;
- времени на выполнение заданий;
- системы оценки;
Современный урок иностранного языка – это сложное образование. На уроке решаются многоплановые задачи. На каждом уроке учащиеся непременно должны получить "прибавку" к практическому владению изучаемым языком. Она может выразиться в лучшем понимании речи на слух за счет усвоения новых слов, новой грамматической формы, структуры; в приобретении знаний о культуре страны изучаемого языка в области литературы, музыки, истории, то есть учащиеся погружаются в национальную культуру и национальную психологию страны изучаемого языка.
Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность компьютерных программ вызывают огромный интерес у учащихся. Существующие сегодня CD-ROM-диски позволяют выводить информацию в виде текста, звука и видеоизображения.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.
На своих уроках я очень часто использую предлагаемый фирмой «1С» программный продукт «Французский язык, 5-9 кл.». Он очень помогает в подготовке к урокам, так как программа обучения на диске «Французский язык 5-9 классы» представлена в виде 4 этапов: 1 этап (базовый), 2 этап (5 класс), 3 этап ( 6-7 классы), 4 этап (8-9 классы). На этом диске даны диалоги на разнообразные темы (домашние животные, разные цвета, мой класс, ужин, завтрак, визит к врачу, о школе и многие другие), после которых идут тренинги. Учащиеся имеют возможность погружения в аутентичную коммуникативную среду, имея перед собой текст на французском языке с его переводом. Можно усложнять задания, закрывая перевод и сам текст. Очень хорошо на этом диске представлены готовые тематические уроки «Основы здорового образа жизни», «Занятия спортом», «Вредные привычки» и др. Есть замечательный урок-объяснение «Поиск в глобальной сети Интернет». Здесь можно научиться, как пользоваться виртуальной библиотекой, виртуально посетить практически любой музей мира. На диске великолепно представлен страноведческий материал по стране изучаемого языка- Франции (эмблемы Франции - знамя, аллегорическая фигура Марианны, Марсельеза, галльский петушок, девиз, логотип и герб Франции; достопримечательности Парижа; события и исторические личности; культура и изобретения и многое др.). На диске «Французский язык 5-9 классы» грамматика представлена в виде объяснения нового материала, а затем даны тестовые задания по самым разнообразным темам.
Компьютерное тестирование, как и любое тестирование, также дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать “работу над ошибками”.
Часто на моих уроках присутствуют презентации, созданные на основе программы Microsoft Office PowerPoint. Это и введение нового лексического материала, грамматических явлений французского языка, рассказ о географии и истории страны изучаемого языка. Мои ученики полюбили выполнять домашние задания в виде презентаций. В этом случае учащийся имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, самостоятельно выбирая форму представления материала, способ и последовательность его изложения. А это и есть дифференцированный подход к обучению. В моей практике немало примеров того, как ученик, показывающий весьма посредственные знания, создавал самостоятельно и уверенно представлял на уроке самостоятельно подготовленный материал высокого уровня, зачастую выходящий за рамки школьной программы. Уверенное владение компьютером позволило такому ученику повысить свою самооценку и, к тому же, расширить кругозор и почерпнуть новые для себя знания.
Каждая презентация – это уже проект, выполненный с помощью информационных технологий. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения. Здесь, кстати, неоценимую помощь может предоставить Интернет. Быстрый доступ к разнообразной информации, использование всех мультимедийных возможностей позволяют реализовать самые смелые и неожиданные идеи. Если же ученик владеет не только основными средствами работы с информацией, но и более сложными программами, то в этом случае возможно создание поистине уникальных проектов.
В настоящее время учащиеся всё чаще в поисках дополнительной информации обращаются в интернет. Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатлительными услугами. Неудивительно, что и преподаватели иностранного языка по достоинству оценили потенциал глобальной сети Интернет. Интернет создает уникальные возможности для изучения иностранного языка, пользуясь аутентичными текстами, общаться с носителями языка, т.е. он создает естественную языковую среду.
В сети Интернет имеется огромное количество аутентичных обучающих курсов для разного уровня владения языком. Это и караокэ детских песен, считалочки, рифмовки, диалоги, обучение чтению, счету и грамматике, огромное количество литературных текстов разных жанров и разной степени сложности. Можно провести видео путешествие по различным туристическим маршрутам.
По каждой теме в кабинете имеются ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ. Например, по теме «Искусство».
http://www.museum-online.ru/ (Музей)
http://rushistory.stsland.ru/Termins5.html (Словарь терминов по искусству)
http://cde.ael.ru/electronik/Kylturologiya/8.html (Европейская культура XIX в.)
http://www.rb-k.biz.ua/stories29020.html (Западноевропейские художники ХVIII-ХIХ вв.)
http://scit.boom.ru/iskustvo/iskustvo_italii002.htm (Искусство Западной Европы)
http://ww.impressionism.ru/history.html (Импрессионизм)
Большую помощь в моей работе оказывает сайт "Иностранный язык и компьютер в школе" ( http://virtlab.ioso.ru).
Нет нужды говорить, что компьютер облегчает работу преподавателя в первую очередь с точки зрения психологии. У учащихся появляется большой мотивационный потенциал, их увлекает возможность больше работать самостоятельно и с использованием электронного помощника. Изучаемый материал подается в «живом» виде и несет в себе функцию интерактивности. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.
Использование ИКТ на уроках французского языка позволяет:
- - увеличить темп урока,
- - уделить больше время на самостоятельную работу учащихся,
- - повысить мотивацию учащихся к изучению иностранного языка,
- - увеличить словарный запас за счет визуально - слухового изучения лексических единиц.
- - осуществить индивидуальный подход в обучении (работая самостоятельно на ноутбуке, ученики выполняют задания с оптимальной для себя скоростью).
При использовании информационных технологий и Интернет-ресурсов на уроке повышается качество знаний по изучаемому предмету, а также появляется определенный мотивационный интерес со стороны как ученика, так и учителя.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мультимедийных презентаций на уроках французского языка (из опыта работы"
Об уровне образованности человека судят по его информационной компетенции, а по уровню информационно-коммуникативной компетенции учителя судят о его профессионализме....
Использование компьютерных технологий на уроках немецкого языка (из опыта работы)
Рассказывается об опыте использования компьютерных технологий на уроках немецкого языка...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка (из опыта работы)
Рассказывается об использовании здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого (или другого иностранного языка)....
Специфика реализации ФГОС на уроках французского языка. Из опыта работы.
Согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а та...
Использование современных технологий на уроках английского языка (из опыта работы)
В последние годы остро стоит вопрос о применении новых педагогических технологий в образовании. Среди многообразия современных образовательных технологий выделяются игровые, проектная технология, техн...
использование электронных образовательных ресурсов на уроках английского языка(из опыта работы)
В своей работе я более подробно остановлюсь на применении электронных образовательных ресурсов на уроках английского языка.Поэтому, целью своей работы я определила: раскрыть роль электронных образоват...
Методика использования аутентичных видеоматериалов на уроках английского языка (из опыта работы)
Одним из важных факторов, влияющий на мотивацию изучения английского языка является осознание возможности или невозможности его применения в реальных жизненных ситуациях. Одним из эффективных способов...