Использование современных технологий на уроках английского языка (из опыта работы)
статья по английскому языку на тему

Петрова Ольга Юрьевна

В последние годы остро стоит вопрос о применении новых педагогических технологий в образовании. Среди многообразия современных образовательных технологий выделяются игровые, проектная технология, технология развития критического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных технологий на уроках английского языка

(из опыта работы)

Петрова О.Ю., преподаватель английского языка

В последние годы остро стоит вопрос о применении новых педагогических технологий в образовании. Среди многообразия современных образовательных технологий я выделяю те, которые, на мой взгляд, можно использовать в работе со студентами в рамках ФГОС: игровые, информационно-коммуникационные, технология развития критического мышления,  метод проектов.

В своей практике  применяю проектную методику - практические творческие задания, требующие применения английского языка в реальных условиях. Проекты для поддержки учебных возможностей могут строиться на различном учебном материале курса английского языка. Проекты основываются на таких вопросах, ответы на которые не могут быть получены зубрежкой. Проекты ставят студента в активную позицию – человека, который исследует, решает проблемы, самостоятельно принимает решения, изучает. Проектная деятельность учащихся на уроках английского языка способствует формированию важнейшей компетенции – коммуникативной, что так необходимо студенту нового времени.

Проект осуществляем по следующим этапам:

  1. постановка проблемы (определение темы проекта, формулировка проблемы)
  2. выполнение проекта (поиск информации, выбор способа реализации проекта)
  3. презентация проекта (отработанный оформленный материал представляется группе, защита проекта)
  4. подведение итогов проектной деятельности, рефлексия

Мы начинаем с простых проектов «Дом моей мечты», «Наш колледж», «Хобби», «Здоровый образ жизни». На 2-3 курсах проекты связаны с профессиональной тематикой: «Виды экономических систем», «Экскурсия по Ханты-Мансийску», «Организация питания в гостиницах».

Проекты выполняются в ходе завершающих уроков по теме, когда по результатам его выполнения, я оцениваю усвоение студентами определенного учебного материала по теме. При оценке готового проекта я обращаю внимание не только на правильное использование языка. Считаю, что важным стимулом для развития личности студента является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта (Приложение 1).

В современном обществе человеку необходимо уметь критически осмысливать обстоятельства и принимать продуманные решения на основе анализа соответствующей информации. Обществу нужны люди, умеющие сопоставлять информацию, полученную из различных источников, формировать картину мира на основании собственных систем взглядов.

Технология развития критического мышления хорошо применима на уроках иностранного языка. Данная технология позволяет мне давать студентам возможность высказывать свою точку зрения в рамках изучаемой темы, сочетать индивидуальную, парную и групповую работу, позволяет студентам услышать мнения других, изложить свою точку зрения без риска ошибиться.

Технология развития критического мышления на уроках английского языка, как правило, включает в себя три стадии.

Первая стадия – стадия вызова. Основными задачами данной стадии является развитие интереса и повышение учебной мотивации, обобщение имеющихся знаний по заданной проблеме.

Вторая стадия – стадия осмысления содержания. На данной стадии выдвигаются следующие задачи: обеспечение знаниями студентов, осмысление полученных знаний, соотношение имеющихся знаний.

Третья стадия – стадия рефлексии. На данной стадии происходит формирование у студентов собственного отношения к проблеме, осмысление и обобщение полученных знаний, присвоение (запоминание) знаний. Студенты размышляют о том, что нового они узнали, активно перестраивают свои представления о проблеме с тем, чтобы включить в них новые понятия.  

Технология развития критического мышления на уроках иностранного языка предполагает использование различных приемов и стратегий: кластеры, написание синквейнов, инсерт, корзина идей, написание эссе,  тонкие и толстые вопросы, фишбон, чтение с остановками, бортовые журналы. Размышление над интересными цитатами и высказываниями, работа над пословицами может стать хорошей основой для развития критического мышления студентов.

Рассмотрим задания для развития критического мышления, которые я использую в своей практике преподавания английского языка.

  1.  Таблица вопросов.

Прием ««тонкие» и «толстые» вопросы» помогает студентам правильно строить общение. Важно научить студентов задавать друг другу вопросы, которые побуждают размышлять, думать, анализировать. Умение находить варианты ответов на «толстые» вопросы  и задавать такие вопросы – шаги к формированию критического мышления.

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. На стадии вызова это вопросы, на которые студенты хотели бы получить ответы при изучении темы. Студенты формулируют вопросы по теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов.  В левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа.  В правой колонке фиксируются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. После того как прозвучат ответы на данные вопросы, студентам предлагается прочитать или прослушать текст, найти подтверждения своим предположениям и ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы. На стадии рефлексии я предлагаю студентам составить еще 3 «тонких»  и «толстых» вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всей группе.

Форма таблицы «тонких»  и «толстых» вопросов по теме

«The Traditional Economy»

“Thin” questions

“Thick” questions

What is the traditional economy?

Is it a simple economy?

Where does the traditional economy still exist?

Do you agree that the traditional economy has its benefits and drawbacks?

Why are people who live in traditional societies among the poorest people in the world?

What is the most important idea of the text?

What is the difference between the traditional economy and market economy?

What are the benefits and drawbacks of the traditional economy?

Why do you think there is no future of the traditional economy?

Would you like to live in traditional economics? Why/why not?

  1. Таблица «З-Х-У»

Данный прием помогает студентам собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить и систематизировать знания по изучаемой теме. На стадии вызова я прошу студентов вспомнить, что им известно по изучаемой теме. Ответы студентов заносятся  в первую колонку таблицы. Следующий этап работы – заполнение графы «Хочу узнать». Для ее заполнения студенты задают вопросы: что они хотят узнать до работы с текстом? На стадии осмысления содержания переходим к тексту, который поможет нам ответить на вопросы, подтвердить или опровергнуть уже имеющиеся у нас сведения, расширить категории информации. Когда студенты прочитают статью и заполнят свои таблицы, обсуждаем, чтобы проверить, на всё ли получен ответ. Я предлаю студентам  различные способы дальнейшего поиска информации.

Пример использования таблицы «З-Х-У» по теме: «The Planned Economy»:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

  • The planned economy is controlled.
  • The USSR had the planned economy in the 20th century.
  • What are the advantages of the planned economy?
  • Does it have any drawbacks?

  • The government sets prices in a planned economy.
  • Worker’s wages depend on a service they provide to the society.
  • Huge industries can grow overnight in a planned economy.
  • It is difficult for governments of planned economy to know exactly how much to produce to meet the demand.

  1. Инсерт.

Во время чтения текста студенты делают на полях пометки: “V” – уже знал; “+” – новое; “ – ” – думал иначе; “?” – не понял, есть вопросы. Прочитав текст один раз, студенты могут вернуться к своим записям, изменить их или дополнить. Следующим шагом может стать заполнение таблицы “Инсерт”. Важным этапом работы группы является обсуждение записей, внесенных в таблицу.

Приведем пример одной из таблиц, составленных студентами, после чтения текста «The Mixed Economy»:

«V»

«+»

«-»

«?»

There is no completely free market or a totally controlled one

Deregulation means freeing up the economy to allow private businesses to compete with state-run industries

Governments create laws to prevent monopolies

Why do governments deregulate some industries?

  1. Перекрестная дискуссия

Само слово «перекрестная» предполагает столкновение противоположных точек зрения. Перекрестная дискуссия помогает студентам избежать однозначного толкования темы, а с другой стороны – научиться уважать чужое мнение. Вопрос, предлагаемый для перекрестной дискуссии, должен быть стержневым для изучаемой темы. На первом этапе студенты делятся по парам. Студентам предлагается начертить и заполнить таблицу. Они работают в парах, последовательно записывая несколько аргументов «за» и несколько аргументов «против».  После того, как оба списка готовы, эта пара присоединяется к другой паре. Они сравнивают свои записи, взвесив аргументы за и против, и приходят к какому – либо выводу, который выписывается на демонстрационном листе.

  1. Синквейн

Синквейн – эффективный инструмент для рефлексии. Он дает возможность резюмировать информацию.  Это стихотворение, состоящее из пяти строк: в первой строке называется тема (существительное); во второй строке дается описание предмета (два прилагательных); в третьей строке характеризуется действие предмета (три глагола); в четвертой строке выражается отношение автора к предмету; в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы.

Пример составленного синквейна по теме «The Market Economy»:

Market
Free and technological
Buy, sell and use

Helps to control prices and quality
A competition

  1. Эссе.

Эссе – это письменная форма, в которой отражены впечатления, мысли и опыт студента по определенной теме. Эссе называют “потоком сознания, перенесенного на бумагу”. Так, после детального обсуждения на уроках двух текстов «The planned economy»  и «The market economy», показывающих проблему с разных сторон, студентам было предложено написать эссе на тему ‘Comparison of the planned economy and the market economy’ по плану:

  1. Introduce the subject by saying what a planned economy is and what a market economy is.
  2. Describe a planned economy explaining its advantages and disadvantages.
  3. Describe a market economy explaining its advantages and disadvantages.
  4. Conclude by saying which system you think is the best. Or

Explain why you think neither system is the best.

Таким образом, рассмотрев приемы развития критического мышления, можно сделать выводы, что данная технология обучает  студентов мыслить логично, оценивать и запоминать факты, формировать свою точку зрения. Технология развития критического мышления дает мне большие возможности в развитии коммуникативной компетенции студентов на уроке английского языка. 

На сегодняшний день я изучаю новую современную технологию веб-квест. В переводе с английского web – сеть, паутина, quest – поиск.  Я думаю, что это хорошая форма, сочетающая проектное обучение, проблемно-ориентированное обучение и поисковое обучение. Это технология – веб-квест, представляющая собой проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

Главная особенность веб-квеста состоит в следующем: вместо того чтобы заставлять студентов бесконечно искать в сети необходимую информацию, преподаватель дает им список web-сайтов, соответствующих тематике проекта и уровню знаний. Конечно же, студенты должны будут зайти на эти сайты в поисках необходимых сведений, однако благодаря предоставленному заранее списку нужных ресурсов они не затеряются в интернете и не станут бесцельно блуждать в нем, вместо того чтобы заниматься своим проектом. Таким образом, технология веб-квестов ориентирована на эффективное формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие качество современного образования. Она направлена на максимальную практическую деятельность и является актуальным механизмом включения студентов, в процессы способствующие развитию их информационных и коммуникационных компетенций.

Всякий веб-квест предполагает определённую структуру:

Введение - краткое описание темы веб-квеста. Этот раздел предназначен для привлечения интереса студентов.

Задание - формулировка проблемной задачи и описание формы представления конечного результата.

Порядок работы и необходимые ресурсы - описание последовательности действий, ролей и ресурсов, необходимых для выполнения задания (ссылки на Интернет-ресурсы и любые другие источники информации), а также вспомогательные материалы (примеры, шаблоны, таблицы, бланки, инструменты для сбора и фиксации информации и т.п.), которые позволяют более эффективно организовать работу над веб-квестом.

Оценка - описание критериев и параметров оценки выполнения веб-квеста, которое представляется в виде рубрик. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.

Заключение - краткое описание того, чему смогут научиться студенты, выполнив данный веб-квест.

Использованные материалы - ссылки на ресурсы, использовавшиеся для создания веб-квеста.

Комментарии для преподавателя - методические рекомендации для преподавателей, которые будут использовать веб-квест.

В заключении хотелось бы отметить, что применение современных технологий в образовательном процессе совершенствует информационную компетентность будущего специалиста, что, в свою очередь, позволит быть конкурентоспособным специалистом в быстро меняющемся информационном обществе.

Использованные источники:

1) Горбунова О.В. Использование технологии веб-квест в образовательном процессе http://inshakovaox.jimdo.com/методические-работы/повышение-квалификации/использование-технологии-веб-квест-в-образовательном-процессе-вариативный-модуль-72-часа/

2) Панкова Т. В. Web-quest – технология формирование медиакомпетентности будущего учителя иностранного языка / Т. В. Панкова // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2012. – № 14. – С. 90–95.

Приложение 1

Проект «Визитная карточка Ханты-Мансийска»

Характер проекта: исследовательский проект

Образовательная цель: развитие речевых умений на основе творческого применения усвоенного ранее лексико-грамматического материала в новой ситуации общения

Развивающая цель: развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения)

Воспитательная цель: воспитание творческого потенциала личности студентов, самостоятельности.

После завершения проекта студенты смогут:

- применять наиболее рациональные способы самостоятельного изучения английского языка;

- осуществлять поиск необходимой информации на иностранном языке;

- читать и анализировать аутентичные тексты, выделять главное, сравнивать и объяснять выявленные различия;

- в процессе последовательного изложения умозаключений, фактов и суждений расширить свой словарный запас;

- представлять результаты своей работы с использованием информационных технологий

Вопросы для изучения при выполнении проекта:

  1. Географическое положение Ханты-Мансийска
  2. Население Ханты-Мансийска
  3. Правительство Ханты-Мансийска
  4. Климат
  5. История Ханты-Мансийска
  6. Достопримечательности Ханты-Мансийска