СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ немецкого языка. Из опыта работы
план-конспект по немецкому языку по теме

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ   немецкого языка. Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Л.М. Курьянова, учитель немецкого языка  МБОУ СОШ №42 г. Братска

                                  СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ

                                                     НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

      Изучение иностранного языка в современной школе направлено на достижение  коммуникативной компетенции, а также развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка. Сегодня в системе образования существуют различные педагогические технологии, методики и приемы, направленные на  решение этих образовательных задач. Главной тенденцией совершенствования урока по-прежнему является повышение его качества и эффективности, поэтому учитель должен постоянно находиться в творческом поиске, изучая и применяя в своей работе инновационные технологии,  хотя и не следует забывать то хорошее, что существовало в традиционном обучении.

     В процессе работы над собой я познакомилась с такими технологиями, как проектная методика, технология развития критического мышления,  методы и приемы которых я применяю на своих уроках, освоила компьютерную грамотность. В настоящее время  меня заинтересовала тема «Развитие проектного мышления», готовность и способность работать с проблемной ситуацией на уроках иностранного языка.

     Внедрение новых технологий в учебный процесс способствует более эффективному обучению практическому владению иностранным языком. Одной из самых удачных форм, которая обеспечивает максимальную активность всех и каждого ученика, является проектная методика.

     Работа над проектом проявляет творческие способности учеников, развивает его воображение, фантазию, мышление. При этом формируется потребность в говорении на языке, самостоятельность в поиске необходимой информации, умение работать в различными источниками. Большую роль в проектной методике играют групповые формы работы, умение работать в коллективе, нести ответственность за решение общей задачи.

     В своей работе я применяю проектную методику с начала обучения. Для проекта выбираю темы из реальной жизни, из реального окружения детей. При прохождении темы «Семья» создается проект «Моя родословная». При изучении темы «Город» ребята создают проект о нашем городе. Интересны работы ребят на тему «Школа моей мечты», где они проявляют фантазию при проектировании школы, составлении расписания уроков. В старших классах проекты по таким темам как «Проблемы молодежи», «Экологические проблемы нашего региона», «Положение иностранцев в Германии и России» готовят в форме круглого стола или деловой игры, где учащиеся обсуждают с элементами дискуссии актуальные проблемы и высказывают собственное суждение.

 

     Информационные проекты чаще всего учащиеся готовят индивидуально. Чтобы вовлечь всех в работу, я раздаю таблицы с определенными графами, в зависимости от информации, которые учащиеся должны заполнить, это могут быть годы жизни,  жанры произведений, названия произведений и т.д. Кроме того, каждый должен высказать свое мнение о проекте. Это необходимое условие для защиты проекта. В конце урока все должны сдать заполненные таблицы для контроля понимания представленной информации.

     В рамках проекта по сказке братьев Гримм «Золотой гусь» был создан проект «Театр». Принцип работы: читали, рисовали, отвечали на вопросы, пересказывали. Затем решили инсценировать. Активное участие в подготовке проекта приняли родители, помогли с костюмами, реквизитом, а затем стали благодарными зрителями. В ходе постановки сказки ребята решили устроить настоящий концерт, чтобы рассмешить принцессу. Разучили песню, станцевали современный танец, рассказывали стихи.

     После презентации очень важно подвести итоги и выставить оценки. Это самая ответственная задача. Оценку выставляем вместе с ребятами в целом за проект, учитывается многоплановость, уровень проявленного творчества, четкость презентации, работа в коллективе.

    Конечно, проектная методика не решает всех проблем в обучении иностранного языка, но если ее использовать планомерно и систематично, то эффективность будет высокая, а главное, повышается интерес и мотивация к изучению иностранного языка.

     На уроках и при подготовке проектов я обратила  внимание, что часто дети затрудняются выбрать самую важную информацию, не умеют выделять главное в тексте, классифицировать, делать выводы. Это подтолкнуло меня к изучению новой педагогической технологии – технологии критического мышления.

     Все большее значение в современном образовании имеет идея ключевых компетенций, т.е. система критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях. Китайская пословица гласит «Дай человеку рыбу, он ее съест. Научи его ловить рыбу, он будет сытым всегда». Так и в школе. Школа не может научить на всю жизнь, но она должна научить детей учиться всю жизнь. В современном мире учащиеся должны уметь ориентироваться в информационном потоке, уметь просеивать информацию и сами принимать решения, что для них сегодня важно, а что нет. Чтобы хорошо управляться с информацией, необходимо овладеть практическими и определенными мыслительными навыками. И здесь на помощь приходит новая технология – технология критического мышления, которая предлагает новые интересные приемы и техники, позволяющие поддерживать у учащихся интерес к процессу обучения, творческую активность и представляет условия для осмысления и обобщения приобретенных знаний. Эту технологию я выбрала как тему по самообразования с целью изучения и внедрения в учебный процесс. Сначала изучила теорию, затем познакомила ребят с некоторыми методическими приемами, как разбивка на кластеры, синквейны, инсерт, чтение со стопами, прием ЗХУ. Обратила внимание детей, что данная технология универсальна и может использоваться при изучении любых предметов.

     Ребят заинтересовали эти приемы, особенно разбивка на кластеры и синквейны. Возможно, немаловажную роль сыграл принцип новизны, но ребята с удовольствием стали применять эту технологию. Разбивку на кластеры я использую на стадии вызова и рефлексии для работы с лексическим материалом. При введении новой темы я предлагаю учащимся вспомнить весь словарный запас, который им знаком по данной теме, и провести разбивку на кластер. Очень важно на ознакомительной стадии  показать этот прием на доске. В середине записывается ключевое слово, а затем записываются слова, которые можно употреблять по данной теме. Важно находить смысловые связи, т.е. соединять эти слова. После разбивки на кластер, я составляю предложения по полученным соединениям, что позволяет сделать краткие устные сообщения по теме, используя имеющийся словарный запас. Работа учащихся может проводиться индивидуально, затем в парах и в группах. Это дает возможность учащимся приобщиться к имеющимся ассоциациям и связям. Они обмениваются информацией, составляют и зачитывают общий кластер. При зачитывании кластеров все должны быть внимательны и вычеркивать карандашом те слова, которые проговаривались. Та лексика, которая не была вычеркнута, выписывается на доске и отрабатывается. Можно на доске составить общий кластер, с которым можно работать при подготовке устного высказывания по теме.  Затем на стадии рефлексии вместо традиционного лексического опроса и словарных работ, я провожу снова разбивку на кластеры, в который ребята должны включить новый лексический материал. После чего мы сравниваем оба кластера и обсуждаем результаты работы над темой, насколько расширился словарный запас учащихся.

     

     Методический прием «Синквейн» также вызвал у учащихся большой интерес. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Синквейн – это стихотворение, которое требует передачи информации в кратких выражениях. Сейчас ребята в старших классах без труда делают синквейны по любым темам. Например:

Musik

klassische, moderne

bewegt, beruhigt, begeistert

Ich mag Jazz

Kunst

     Методический прием инсерт используется как на стадии осмысления при работе с текстом, так и на стадии рефлексии. Он позволяет осознанно и внимательно читать текст, делая знаки на полях карандашом. Пометки должны быть следующими:

V – информация, которая уже известна;

+ - новая информация

- - отмечается информация, с которой не согласен;

? – информация, которая непонятна ученику

     Данный прием позволяет отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Я предлагаю данный прием при выполнении домашнего задания, чтобы на уроке доработать ту информацию, которая вызвала затруднения учащихся.

   

     Методический прием «Чтение со стопами» применялся на уроках иностранного языка и ранее.  Материал для чтения разбит и выдается для работы определенными частями, желательно с компьютера, чтобы учащиеся не видели продолжения текста. После прочтения первого, я предлагаю ответить на вопросы, затем обсуждается второй и т.д. После прочтения всего текста, я предлагаю учащимся  цитаты для сравнения, таким образом, завязывается дискуссия, где учащиеся могут высказать свое суждение.

     На  стадии вызова, если учащиеся уже имеют достаточно знании         по предлагаемой теме, я предлагаю методический прием «знаем/хотим узнать/узнали». Этот прием можно применять для чтения или прослушивания текста на протяжении одного урока. Он также хорошо направляет исследовательскую деятельность учащихся, которая может продолжаться на протяжении нескольких уроков, если учащихся заинтересовала данная тема и они хотели бы узнать больше информации по ней. Чаще всего я применяю данный прием с темами, имеющими информацию страноведческого характера, например о странах, где говорят по-немецки. Доска делится на три колонки, озаглавленные соответственно: знаем, хотим узнать, узнали. Ученики воспроизводят такую таблицу в тетрадях. Затем называю тему и спрашиваю, что они знают по данной теме, обсуждаем и заносим в первую колонку. Затем прошу ребят дополнить список, что бы они хотели узнать и заносим во вторую колонку. Затем, если учащимся предстоит читать текст, обсуждаем вопросы, которые они поставили и ребята занимаются поиском ответов на них в тексте. После чтения учащиеся заполняют третью колонку информацией из текста. Работа ведется индивидуально, после выполнения ребята обмениваются информацией со всей группой. Сравниваем, что они знали ранее с тем, что узнали после прочтения текста.

     Я считаю, что использование приемов технологии критического мышления на уроках, и не только иностранного языка создает условия для

- повышения эффективности восприятия информации

-  умения критически мыслить

-  умение работать в сотрудничестве

-  повышения качества образования.

       Однако данные приемы и методики только помогают при изучении иностранного языка. Основной целью была и остается коммуникативная компетенция. Практическое владение иностранным языком предполагает умение общаться. Нельзя научиться общению, не общаясь. В традиционном обучении было много хорошего. Большое внимание уделялось развитию монологической речи. Вспомним подготовку учащихся к экзаменам, когда многие  учащиеся буквально заучивали массу устных тем, которые ему в реальной жизни никогда не пригодятся.

      Вспоминаю свой  «горький» практический опыт, когда я впервые приехала в Германию. Муж не получил телеграмму и не встретил меня. Стоим с сыном на вокзале города Магдебурга, немецких денег нет. Банки все закрыты, так как было это 25 декабря  в  Рождество. Кроме психологического стресса необходимо было преодолеть языковой барьер, несмотря на хорошее знание языка, как я считала, было страшно обратиться к кому-либо и быть непонятой. Затем взяла себя в руки и  обратилась в справочное бюро, так как знала пункт назначения. Была приятно удивлена, что меня хорошо понимают. Сели мы с сыном в электричку и поехали «зайцами», без билетов. Вот здесь мне пришлось объясняться с котроллером. Объяснять ситуацию, поздравлять с Рождеством и т.д. Немцы – очень доброжелательный народ и контролер выразил сочувствие и понимание.   В общении мне было проще рассказывать немцам монолог, например о преимуществах социализма перед капитализмом, о партийных съездах, выдающихся личностях и т.д., чем общаться в конкретных жизненных ситуациях. Здесь приходилось прилагать усилия, хотя мне кажется, должно быть наоборот.

      Раньше общение на уроке чаще проводилось фронтально или в парах. В настоящее время все больше применяются групповые работы, создаются ситуации для общения на различные темы. Не всегда просто создавать проблемные ситуации  для общения, которые бы заинтересовали учащихся,  но стремиться к этому необходимо.

      Очень большое значение на своих уроках я придаю стимуляции реального общения на языке. Поэтому с начала обучения  ввожу лексику классного обихода. Выполняю действия, комментирую их. Даю команду детям, они выполняют их с комментариями. Такую работу необходимо проводить постоянно, до полного закрепления  и применения в реальном общении. На уроке перед учащимися часто стоят реальные коммуникативные задачи, которые они должны уметь решать. Ученик хочет выяснить свою оценку за урок, попроситься выйти, ответить на вопрос, поблагодарить, извиниться, попросить что-либо у одноклассников, уточнить домашнее задание, поздравить с праздником и т.д.  Чтобы их выполнить, необходимо научить, как обратиться к учителю или одноклассникам; клише, чтобы привлечь внимание, лексические единицы и лексико-грамматические структуры. Если выполнять эту работу регулярно, учащимся  проще будет общаться и в учебно-речевых ситуациях, которые мы моделируем на уроке.

     На уроках я большое внимание уделяю выявлению интересов детей, их творческих способностей. Я считаю, что большим стимулом активной работы на уроке является материал, который интересен учащимся, необходимо поддерживать этот интерес. В моей практике была ученица, которая в 8 классе увлеклась творчеством группы «Tokio Hotel“. Ей очень хотелось узнать больше об этой группе, их песнях. Это был хороший стимул для изучения немецкого языка. Дальше была работа, которая была ей интересна. В итоге через год она заняла 2 место на Городской Олимпиаде, а в 10 и 11 классе занимала 1 место на Городской Олимпиаде. Сейчас она поступила в педагогический институт иностранных языков. В моей практике уже три выпускницы, которые выбрали свою будущую профессию, связанную с иностранными языками.

     Для того, чтобы детям было интересно,  нужно быть в постоянном поиске. Очень часто ребята задают вопросы о том, или ином исполнителе, музыкальной группе, их песнях. Приходится постоянно учиться, разыскивать необходимую информацию, слушать молодежную музыку, переводить песни, чтобы потом иметь возможность на уроке общения по данной теме. Например, при изучении темы «Нация» в 10 классе, ребята слушали песни «Deutschland“, „Moskau“, которые им очень нравятся, и отвечали на вопросы «Что типично для немцев?» и «Что типично для русских?», брали интервью у родителей и одноклассников, что они думают по этим вопросам.

     На городском конкурсе «Nachtigal“ вокальная группа нашей школы была признана лучшей. Но что удивительно, что исполняли песню «Deutschland“ в стиле рэп учащиеся, имеющие удовлетворительные оценки по предмету. Песню выучили прекрасно и спели в очень быстром темпе.

     В настоящее время работаю по теме самообразования «Проектное мышление», что предполагает проблемное обучение. Умение рассматривать учебную ситуацию, возникшую в процессе деятельности, как задачу, предполагающую поиск, нахождение и реализацию решения, очень актуально на уроках иностранного языка. Создание проблемных ситуаций позволит решать коммуникативные задачи урока. При этом необходимо учитывать языковую подготовку и интересы учащихся. В 8 классе при изучении тем «Подготовка к путешествию», «Путешествие» можно предложить ребятам игру «Рождество в Германии» или  «На необитаемом острове». Дети методом мозгового штурма ставят конкретные задачи:

1.Собраться в дорогу.

2. Разработать маршрут движения.

3. Составить программу пребывания.

     Игра предусматривает групповую форму работы. Каждая группы выполняет свою задачу. В конце все вместе подводят итоги: готовы ли мы к путешествию? И хочется ли нам куда-нибудь вместе идти?

     У меня есть много идей и задумок, но есть проблема, которая, на мой взгляд, в ближайшие годы не решится. Скоро просто некого будет учить. С каждым годом изучение немецкого языка в школах нашего города  сокращается. Решение проблемы вижу только в введении предмета «немецкий язык» вторым языком в учебный план, как обязательный  предмет. Факультативные  занятия или спецкурсы по немецкому языку не будут иметь такой эффективности, как урок. Так как необходима системность и постоянная работа над языком.  

ЛИТЕРАТУРА:

1. Стандарты второго поколения. М., Просвещение, 2008

2. Новые педагогические и информационные образовательные технологии в системе образования / под ред. Е.С.Полат. – М.,1999

3. Развитие критического мышления на уроке. С.И.Заир-Бек, И.В. Муштавинская. –М.Просвещение, 2004

4. Развитие проектного мышления. М.Битянова. М., Школьный психолог. 2005

5. Обучающие семинары. Методическая поддержка компетентностного обучения. Т.В.Хуртова. Волгоград. Учитель. 2007