Использование современных информационных технологий в обучении немецкому языку (из опыта работы)
статья по немецкому языку

Денисова Лорина Валентиновна

Статья посвящена обобщению опыта внедрения курса «Информационно-компьютерные технологии в обучении иностранным языкам» в средней школе с углубленным изучением немецкого языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных информационных технологий в обучении немецкому языку (из опыта работы)

Образовательные стандарты выступают как важнейший нормативно-правовой акт Российской Федерации, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу ( ООП). ФГОС является принципиально новым для отечественной школы документом.

Новая концепция структурирования образовательных стандартов представляет собой совокупность трех систем требований:

 к результатам освоения основной образовательной программы;

 к структуре основной образовательной программы;

 к условиям реализации основной образовательной программы.

Задача современного педагога состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Задача учителя - формировать коммуникативные навыки учащихся, активизировать познавательную деятельность в процессе обучения иностранным языкам.

В структуре планируемых результатов особое значение отводится личностным и метапредметным результатам.

Учебный предмет «Иностранный язык» согласно ФГОС начального общего, основного общего образования входит в предметную область «Филология», а среднего (полного) общего образования в предметную область «Иностранные языки».

Согласно примерной программе по иностранному языку предмет «Иностранный язык» формирует коммуникативную культуру обучающихся, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора, формированию представлений о диалоге культур, осознанию себя как носителя культуры и духовных ценностей своего народа. Необходимо отметить огромный воспитательный потенциал иностранного языка как учебного предмета.

Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам.

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языкам.

И задача современного педагога состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Задача учителя - формировать коммуникативные навыки учащихся, активизировать познавательную деятельность в процессе обучения иностранным языкам.

Учитывая современные тенденции в преподавании иностранных языков и занимаясь поиском повышения эффективности их преподавания в школе с углубленным изучением немецкого языка, мы пришли к выводу о необходимости введения курса «Информационно-компьютерные технологии в обучении иностранным языкам», для чего была написана соответствующая программа.

Данную программу мы рассматривали как вариативную частью базового курса. Программа рассчитана на 34 учебных часа и носит межпредметный характер. Она позволяет сделать процесс изучения иностранного языка более продуктивным, так как возможна ее интеграция при изучении иностранного языка.

ИКТ предоставляют огромные возможности: от использования обучающих программ, электронных словарей до электронной почты и информационных и обучающих средств сети Интернет. Компьютерные технологии эффективно помогают формированию и совершенствованию языковой и речевой компетенции. Использование компьютерных программ и Интернет-технологий, а так же проектная методика позволяют активизировать деятельность каждого учащегося, в процессе обучения создать ситуации для их творческой активности, индивидуализировать обучение. Компьютер может оказаться мощным средством мотивации учащихся, позволяя создать осознанную потребность в приобретении языковых навыков.

Общепризнанно, что внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет интенсифицировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

Программа курса «Информационно-компьютерные технологии в обучении иностранным языкам» рассчитана на учащихся 5-8 классов школы с углубленным изучением иностранного языка. Цель данного курса: Научить использовать современные средства, такие, как компьютерные программы и Интернет-технологии, а также применять проектную методику при обучении иностранному языку.

Задачи курса:

  • научить ориентироваться и продуктивно действовать в информационном интернет-пространстве, использовать его ресурсы для выполнения поставленной задачи;
  • научить находить, структурировать, преобразовывать и сохранять информацию;
  • развивать коммуникативную культуру школьников, обучать практическому овладению иностранным языком;
  • активизировать познавательную и исследовательскую деятельность учащегося в процессе обучения иностранному языку;
  • реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечение индивидуального и дифференцированного обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, склонностей, психологических особенностей;
  • обучить навыкам проектной работы в коллективе.

На среднем этапе обучения немецкому языку расширяется объем лингвистических и страноведческих знаний учащихся, полученных ранее в начальной школе, а также совершенствуются приобретенные ранее навыки и умения. Это означает, что в процессе обучения немецкому языку в основной школе:

  • увеличивается объем используемых учащимися в речи языковых средств;
  • прослеживается динамика от простых к более сложным речевым умениям;
  • улучшаются качественные характеристики практического владения языком;
  • возрастает степень самостоятельности учащихся в процессе иноязычного общения.

На занятиях курса «Информационно-компьютерные технологии в обучении иностранным языкам»последовательно вводятся задания, связанные с поиском, фиксацией и структурированием информации и использованием её в целях построения собственных устных и письменных высказываний. Предмет стимулирует формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества.

        Введение данного курса сразу вызвало повышенный интерес учащихся. Так как данный курс рассматривался нами как отдельный предмет, это дало возможность многим учащимся, имеющим недостаточно хорошие отметки по основному предмету, проявить себя в творческих заданиях и особенно в проектной деятельности, предусмотренных программой курса, что позволяет реализовать осуществление индивидуального подхода в обучении. Чтобы снять возникновение дополнительных языковых трудностей, мы строили работу в основном параллельно изучаемым темам по основному УМК, в нашем случае – это УМК «Мозаика» (коллектив авторов Н.Д. Гальскова, Н.А. Артемова, Т.А. Гаврилова, Е.М. Борисова, И.Р. Шорихина, Е.В. Лясковская, Е.П. Перевозник).

В то же время данный курс дал возможность на практике почувствовать актуальность изучения иностранного языка, показав широкий спектр его применения.

Трудно переоценить использование ИКТ в обучении аудированию. Сайт «Deutsche Welle» позволяет, например, слушать новости в замедленном темпе, там же можно найти аудио и видеоматериал по актуальным темам в разделах «Top-Thema» и «Video-Thema». На сайте deutsch-perfekt можно найти мини-аудиоупражнения, небольшие упражнения на закрепление лексического и грамматического материала, «Вопрос недели», тексты для чтения и даже интерактивную карту немецкоговорящих стран. Для желающих расширить свой словарный запас есть раздел «Слово дня».

Широко применяется также возможность использовать электронную почту, что способствует обучению письменной речи и этикету письма. Особенно активны в этом виде деятельности учащиеся, принимающие участие в межшкольном обмене со школами-партнерами из Германии.

Данные сайты особенно активно используются нами в работе:

http://www.goethe.de/

http://www.dw.de/dw/0,,9119,00.html

http://www.audio-lingua.eu/?lang=en

http://grammade.ru/index.php

http://www.vitaminde.de/

http://www.deutsch-perfekt.com/

https://learningapps.org/

Особо хочется отметить сайт https://learningapps.org, который может использоваться  как способ on-line контроля лексических или грамматических знаний учащихся с помощью большого количества готовых упражнений различной направленности. Кроме того этот сайт предоставляет возможность не только учителю, но и учащемуся самостоятельно создавать упражнения различных форматов, используя своё владение информационными технологиями, применяя на практике свои способности ориентироваться в сети Интернет. А результат предлагается оценить одноклассникам, что вызывает особую заинтересованность.

        Я полагаю, что высокую степень заинтересованности учащихся данным курсом можно объяснить прежде всего тем, что на занятиях много практических заданий, а также тем, что наряду с индивидуальными заданиями, широко применяются работа в парах, группах и проектная деятельность. Ведя данный курс, учитель создает условия для проявления познавательной активности ученика, что способствует формированию гармоничной всесторонне развитой личности, обладающей целостной картиной мира, способной жить и работать в высокотехнологичном конкурентном мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных информационных технологий в обучении иностранным языкам

Данная статья посвящена актуальной теме- использованию современных информационных технологий в обучении иностранным языкам...

использование современных информационных технологий в обучении английскому языку

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образов...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Н.Ю. Кулюшина (МБОУ Гимназия №94, г.Казань, учитель немецкого языка)ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)«Знать много языков – значит иметь много кл...

Использование современных информационных технологий при обучении английскому языку

Современный мир требует от учителя владение современными информационными технологиями. В данной статье описываются возможности использования компьютера на уроках английского языка, начиная от простых ...

Использование современных педагогических технологий на уроке немецкого языка (из опыта работы)

Неотъемлемой частью развития общества являются изменения в системе образования.  Новые образовательные стандарты предполагают переосмысление методов и технологий обучения иностранным языкам. В но...

ГБОУ школа №371 Московского района Санкт-Петербурга Статья по теме " Использование современных педагогических технологий на уроке английского языка (из опыта работы)"

Статья по теме  "  Использование современных педагогических технологий на уроке английского языка (из опыта работы)"...