Главные вкладки

    Использование ИКТ в учебном процессе
    методическая разработка по французскому языку по теме

    Беспамятнова Валентина Евгеньевна

    В своем педагогическом проекте я расскрываю значение использования ИКТ на уроках

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл moy_ped_proekt.docx52.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ Большекарайская СОШ

    Педагогический проект на тему:

    «Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе»

    ( Для участие в муниципальном конкурсе «Инновационный педагогический проект»)

    учителя иностранного языка

    Муниципального общеобразовательного  учреждения

    Большекарайская средняя общеобразовательная школа

    села Большой Карай Романовского района Саратовской области

    Беспамятновой Валентины Евгеньевны

    2011

    1. Обоснование актуальности проблемы.

    Введение

                 В современном обществе все более возрастает роль иностранных языков. Знание иностранного языка дает молодежи возможность приобщиться к мировой культуре, использовать в своей деятельности потенциал обширных ресурсов глобальной сети Интернет, а также работать с информационными и коммуникационными технологиями и мультимедийными средствами обучения.

                   Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, то есть практическое владение иностранным языком. Задачи учителя - активизировать деятельность каждого учащегося в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности. Основной целью обучения иностранному языку учащихся средней школы является воспитание личности, желающей и способной к общению, людей, желающих и способных получать самообразование. Участие в разнообразных международных программах, возможность учиться за границей предполагают не только высокий уровень владения иностранным языком, но и определенные особенности личности: коммуникабельность, отсутствие языкового барьера, знание норм международного этикета, широкий кругозор, умение что называется “ подать” себя.

            Ученик общеобразовательной школы имеет возможность не проходить итоговую аттестацию по французскому языку, в связи, с чем у учащихся формируется представление об французском языке, как необязательной в системе знаний. Кроме того,  современные педагоги - авторы образовательных комплексов по французскому языку предлагают великое множество учебных пособий. Неправильный выбор комплекса даже у опытного учителя оказывает влияние на содержание преподавания  и в конечном итоге влияет на мотивацию обучения предмету.

          Именно поэтому очень важно  ввести в учебный процесс такое средство, которое бы способствовало формированию мотивов учебной деятельности. Как отмечают передовые педагоги, таким средством в настоящий период являются ИКТ.

            Как правило, при выполнении различных тестов при поступлении в высшее учебное заведение или участии в конкурсах и олимпиадах, на ЕГЭ устанавливается строгий лимит времени выполнения каждого задания, что требует особый вид подготовки. Для достижения всех перечисленных целей, безусловно, эффективную помощь учителю оказывает использование компьютерных технологий и ресурсов Интернет в обучении  французскому , презентаций.

            Компьютер, в наше время, очень важная и независимая вещь. Многие ребята и даже взрослые используют его лишь для того, чтобы поиграть в компьютерные игры. Но, к счастью, много и тех, кто нашел ему правильное применение. Так, например, он помогает в учебе. Очень удобно, когда под рукой есть такой помощник, ведь мы, не выходя из дома, можем напечатать рефераты, доклады, одним словом, все что нужно. Кроме того, компьютер может помочь в изучении иностранного языка. Ведь существует масса дисков, электронных учебников, мультимедийных обучающих программ, которые приводят к хорошим результатам в изучении французского языка.

     

    Поэтому, целью своей работы я определила: раскрыть роль компьютера и программного обеспечения в успешном овладении французским языком. Для реализации этой цели необходимо решить  следующие задачи:

    - показать роль компьютера в современной коммуникативной технологии преподавания иностранных языков,

    - раскрыть многообразие форм применения компьютера и программного обеспечения в успешном овладении английским языком, использование информационных ресурсов Интернета, создание компьютерных презентаций по французскому  языку.

       Современный ученик - это личность, которой всё интересно. Ему хочется знать о культуре других стран, он много путешествует и общается, стремится быть всесторонне развитым, а, следовательно, ученик получает доступ к культурным ценностям новой для него страны, расширяя свой кругозор.

        -  Личность, которой все интересно

                                      - Много путешествует

                                        - Всесторонне развит

                                        -Расширяет кругозор

                                        -Много общается

     

          Сущность проекта заключается в создании условий для повышения эффективности урока французского языка через использование компьютерных технологий как средства тренировки и инструмента контроля знаний, умений, навыков учащихся в области чтения, говорения и письменной речи.

         Новизна проекта состоит в создании презентаций в программе Power Point  и тестовых компьютерных программ для контроля ЗНУ по французскому языку, разработке и проведению уроков французского с применением различных ИКТ как средства повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

         Результативность проекта включает в себя усвоение учащимися принципов оформления письменного    высказывания,    понимание   особенностей коммуникативных действий над текстом, сформированность навыков самостоятельной работы и развитие самоконтроля, что способствует выработке адекватной самооценки личности, а также приобретение умений и навыков, необходимых в их будущей профессиональной деятельности.

         Трудоёмкость проекта заключается в создании презентаций в программе Power Point  и специальных тестовых компьютерных программ по французскому  языку, в отборе дополнительного материала, оптимальных методов и приёмов, форм, средств организации и проведения уроков английского языка.

          Доступность проекта проявляется в том, что он может быть успешно использован учителями французского языка средних школ при условии наличия в учебном заведении необходимой техники и владения творчески работающими педагогами основами компьютерной грамотности.      

          Актуальность проекта.

          Модернизация системы образования открывает новые горизонты и возможности, но в то же время предъявляет повышенные требования к профессиональной компетенции учителя. Задача воспитания учащегося, всесторонне развитого и подготовленного к жизни и взаимодействию в современном информационном обществе, может быть решена только учителем, владеющим современными педагогическими и информационными  технологиями.

     Выполняя государственный заказ, школа стремится воспитать ученика творчески мыслящего, способного свободно ориентироваться в широком информационном потоке, умеющего  оценить ситуацию и принять правильное решение. Воспитание такого ученика возможно лишь при условии высокого уровня мотивации к определённому виду деятельности. Как считают психологи, результаты деятельности человека зависят на 20-30% от его интеллекта и на 70-80% от мотивов, поэтому психология рассматривает мотивацию как форму регуляции деятельности. Низкая мотивация учения стала одной из главных проблем современной школы. В задачи каждого учителя входит формирование и развитие мотивации учебной деятельности, познавательной активности школьника. Задача эта достаточно сложная и требует от учителя учёта различных факторов, в том числе индивидуальных и возрастных. Как показывает практика, учителю недостаточно и традиционных форм обучения, чтобы сформировать устойчивую мотивацию к учебной деятельности.       Необходимо овладение и нетрадиционными формами обучения.

           Гипотеза исследования заключается в том, что если процесс обучения средствами ИКТ будет ориентирован на повышение эффективности в области французского языка , то возможно повысится познавательный интерес учащихся к другим предметам, уровень мотивации и качество обучения в целом.

        Теоретическое значение проекта:

    1. Уточнила понятие ИКТ с помощью Интернет-ресурсов, описала условия использования средств ИКТ, способствующих повышению эффективности обучения на уроках английского языка.

           Практическое значение проекта:

    1. Апробировала  различные приёмы использования ИКТ на уроке биологии в условиях малокомплектной школы.

    2. Провела отбор наиболее оптимальных  приёмов обучения средствами ИКТ.

    2. Формулировка противоречия, проблемы, цели и задач исследования. 

     Внедрение ИКТ в процесс преподавания как естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин,  в частности уроков французского языка, позволяет расширить образовательное пространство, активизирует познавательную деятельность, позволяет развить интеллектуальные творческие способности учащихся, формирует ответственное отношение к учёбе. Все это способствует формированию мотивации обучения. Знания и умения ученик начинает приобретать по собственной воле, без принуждения, приобретать знания становится интересно и престижно. Ученик может легко продемонстрировать результаты своего учебного труда, что ведёт к формированию правильной самооценки.

       Вопросы использования ИКТ в  учебном процессе и в частности при преподавании французского языка изучены недостаточно.  Многие учёные и передовые педагоги работают над этой проблемой.  По данной проблеме разработано пока недостаточно  методических  пособий для учителей, да и многие школы нуждаются в средствах ИКТ.

    Чтобы правильно и эффективно организовать учебный процесс средствами ИКТ, учитель должен многому научиться, апробировать, подобрать приемлемые условия для  активного внедрения ИКТ в учебный процесс.  И, конечно же, нуждается в методически грамотно разработанном программном обеспечении.

           Таким   образом,  в настоящее время в образовательном пространстве современной школы  на лицо противоречие между тем, что общество требует от школы самостоятельную, мотивированную личность, способную творчески мыслить и тем, что  проблема развития мотивации средствами ИКТ на всех этапах учебно-познавательной деятельности при обучении французскому языку разработана недостаточно.

           В связи с этим возникает проблема, которая может быть сформулирована следующим образом: какие условия  необходимо создать для эффективного внедрения ИКТ в процесс преподавания французского языка, которые будут способствовать повышению эффективности  учебной деятельности учащихся. Над данной проблемой работаю уже второй год.

          

      3.Основные этапы работы над проектом

    1 этап: Теоретический анализ источников по проблеме исследования и апробация средств ИКТ на уроках французского языка.(2009-2010 уч.год)

    2 этап: Сформулировала цели, задачи, гипотезу  исследования, провела отбор методик по диагностике мотивации учебной деятельности и компьютерной грамотности учащихся. Провела диагностику учащихся.(2010-2011 уч.год, сентябрь-ноябрь)

    3 этап: Ввела ИКТ в образовательный процесс и провела анализ приемлемых условий формирования мотивации средствами ИКТ.(2010-2011 уч.год)

    4 этап: Оценочный эксперимент. Подведение итогов. Выводы. Перспективы работы в зависимости от результатов исследования.

     4  План реализации проекта

    Задачи проекта 

    Подзадачи

    Сроки

    Результаты

    1. Теоретически обосновать понятия, связанные с мотивацией учебной деятельности, уточнить понятие ИКТ.

    1.Используя литературные источники и Интернет-ресурсы повысить эффективность учебной мотивации, описать критерии сформированности необходимых ЗУН, условия развития творческих навыков учащихся.

    2.Уточнить понятие ИКТ, средства ИКТ, программные обеспечения ИКТ.

    сентябрь-ноябрь

    2010 года

    Описание-вступительная статья после обоснования темы проекта.

    2. Изучить передовой опыт учителей, внедряющих ИКТ на предметах эстетико-гуманитарного цикла.

    1.Изучить методическое обеспечение  ИКТ, используемое учителями французского  языка.

    2.Познакомиться с методическими задачами, которые решают учителя, внедряя  ИКТ  в процесс преподавания французского языка.

    3.Познакомиться с этапами информатизации учебного предмета французского  языка

    4.Изучить методические приёмы использования ИКТ на уроках французского языка.

    январь-

    февраль

    2011 г.

    Статья-описание передового педагогического опыта

    3.Провести анализ методической базы по внедрению ИКТ в образовательный процесс по французскому языку.

    1.Изучить все ресурсы ИКТ, имеющиеся в кабинете французского языка.

    2.Апробировать их,

    3.Выявить наиболее приемлемые и соответствующие образовательному комплексу.

    март-май

    2011 г.

    Составить календарно-

    тематическое планирование в одном из классов с учётом программного обеспечения ИКТ.

    4. Ввести ИКТ в учебный процесс и выявить условия эффективного использования их на уроках французского языка, способствующие развитию учебной деятельности учащихся.

    1.Описать приёмы использования ИКТ на уроке французского языка в 6-11 классах, способствующие развитию учебной деятельности.

    2.Выявить условия использования ИКТ в нашей школе  в классах с разной подготовкой и способностями учащимися.

    2010-2011 уч.г.

    1.Описание форм взаимодействия с ИКТ и приёмов использования  ИКТ как средства повышения эффективности учебной деятельности на уроках французского языка. Определений условий эффективного использования ИКТ как средства формирования мотивации.

    2.Методические разработки  с использованием ИКТ на уроках французского языка.

    3.Работы учащихся:

    "исследовательские работы

    "презентации проектов

    "буклеты

    "ученические презентации урока

    «сообщения к уроку» и др.

    5.  Организовать и провести педагогический эксперимент по проверке гипотезы исследования.

    1.Провести анализ компьютерной грамотности учащихся на уроках французского  языка.

    2.Провести диагностику изменения качества обучения учащихся на момент внедрения ИКТ на уроках и на момент окончания исследования.

    3.Изучить динамику развития мотивации учебной деятельности на уроках.

    сентябрь 2010г

    октябрь 2010 г.

     

     

     

    апрель 2011 г.

    Результаты эксперимента оформить в M.Exсel  и представить как подтверждение или опровержение гипотезы исследования.

     

                      5.1 . Учёные и передовые педагоги о мотивации учебной деятельности.

      [1]Мотивация - важный компонент регуляции любой деятельности человека. Её изучением занимались и занимаются учёные с древних времён и по наши дни.

           Свидетельством этого могут служить работы Аристотеля, Демокрита, Платона, которые изучали потребность как основу получения знаний, опыта, рассматривали её как основную движущую силу.

    Понятием мотивация психолого-педагогическая наука обозначает процесс, в результате которого определённая деятельность приобретает для индивида определённый смысл, создаёт устойчивость его интереса к ней и превращает внешне заданные цели деятельности во внутренние потребности личности.

           Анализ различных источников показал, что существует два направления в трактовке понятия мотивации. В.И.Ковалёв, А.К.Маркова, Л.И.Божович рассматривают мотивацию, как  совокупность мотивов, обуславливающих активность личности. В.Г., Асеев, В.И.Иванников, Е.П. Ильин, А.Н.Леонтьев рассматривают мотивацию как динамичное образование, процесс, что в свою очередь обеспечивает профессиональную направленность саморазвития.

     Особенностями мотивации учебной деятельности школьников являются:

    1. [2]тенденция к доминированию мотивов овладения профессией;

    2. появление ярко выраженного стремления к получению образования, интересной работы;

    3. усиление установки на хорошие жизненные условия и материальную обеспеченность через профессиональную деятельность;

    4. тесное переплетение познавательных мотивов с мотивами профессионального самоопределения.

           Установлено, что на базе общей мотивации учебной деятельности у школьников средних и старших классов появляется определённое отношение к разным учебным предметам  и непосредственно к изучению английского языка. [3]К старшим классам интерес  к французскому языку у некоторых учащихся резко меняется. Это можно объяснить важностью этого предмета для его профессиональной подготовки, качеством преподавания, мерой трудности данного предмета. Все эти факторы находятся в разных соотношениях, и получить полное представление об особенностях мотивации  учебной деятельности можно только после проведения диагностика и выявления значимости каждого компонента для каждого учащегося.

    Критериями сформированности мотивации учебной деятельности школьника на уроках французского языка выступают внутренние и внешние показатели, характеризующие его учебную деятельность.

           Внешние показатели сформированности мотивации:

    1. Высокая успеваемость по учебной дисциплине

    2. Высокая активность на занятиях

    3. Творческий подход к выполнению предложенных заданий

    4. Инициативность

    5. Проявление интереса к изучаемому предмету

           Внутренние показатели сформированности мотивации:

    1. Готовность к самообразованию, получению дополнительных знаний

    2. Устойчивое стремление к овладению профессией.

           Условия развития мотивации учебной деятельности:

    1. Признание учащегося субъектом образовательного процесса

    2. Формулирование образовательных целей в соответствии с личностными особенностями школьников

    3. Создание ситуаций, стимулирующих мотивы саморазвития, самообразования, самовоспитания

    4. создание позитивного эмоционального фона образовательной деятельности

    5. организация объективного контроля и самоконтроля эффективности развития школьника

    6. Обеспечение полноценной, позитивной обратной связи.

                5.2. Условия эффективного внедрения ИКТ на уроках французского языка и во внеурочное время.

           Самой распространённой формой взаимодействия с ИКТ, как средством  развития учебной мотивации по французскому языку является урок. В условиях нашей школы, когда не во вех классах у учителей – предметников имеется компьютер, учитель должен организовать такой урок, на который ученику хотелось бы идти с удовольствием. И это возможно. На этапах своего проекта опробовала различные приёмы организации учебной деятельности. Заслуживает внимания при проведении таких уроков электронные учебники, виртуальные экскурсии, которые поступают в школу как программное обеспечение  ИКТ, а чаще приобретаю сама. [4]Среди всех программных обеспечений наиболее приемлемыми, я считаю, такие, где имеется диалог между учеником и компьютером. После работы с электронным учебником виртуальной экскурсией ученик уже знает, что будет промежуточный контроль, когда компьютер проверяет знания ученика, если необходимо делает подсказку, обосновывает правильность ответа в виде текстовой информации и схем, рисунков и лишь после даёт советы ученику, что нужно сделать, чтобы избежать ошибок. В конце выполнения работы для ученика даётся рекомендация и оценка деятельности. С малым количеством учащихся при наличии даже одного компьютера результаты фиксируются, для этого ученика необходимо зарегистрировать. Но и в таких программах встречаются ошибки, поэтому ученикам нужно о них сообщать.

    Во многих программах работает и уровень сложности, учащиеся могут выбрать его самостоятельно. Имеется режим игр, но в том виде, в каком он представлен, он особой значимости не представляет. На них можно отрабатывать навыки взаимодействия ученика с компьютером ( Профессор Хиггинс, Solutions, Oxford team).

           Электронные словари, хрестоматия удачны тем,  что экономят время ученика и учителя при поиске учебной информации. А вот выход в Интернет непосредственно на уроке считаю неэффективным. Выход даже уже на заранее известные сайты занимает достаточно много времени, тем более, что многие сайты, которые рекомендуют нам авторы образовательных комплектов, бывают просто недоступны. Лучше всего материал сайта просматривать, помещать в свою папку и на уроке использовать уже обработанный материал.

            5.3. ИКТ на разных этапах урока французского языка как средство повышения эффективности

     

     

     

    1.Актуализация знаний

    Тесты готовности учащихся к усвоению теоретического материала

    Тесты готовности к проведению виртуальной беседы с носителями языка.

    1.Использовать не на каждом уроке, чередовать с традиционными формами проверки знаний.

    2.Изучение нового материала

    1.[5]Использование электронного учебника ,видеоверсии по страноведению

    2. Проведение виртуальной,tctls.

    3.Проведение виртуальной экскурсии.

    4.Использование тематических сайтов по изучаемой проблеме.

    5.Использование презентации урока.

    6.Использование презентации школьника по исследованной проблеме.

    7. Работа со словарём французских  терминов по разным тематикам.

    8.Демонстрация видеоколлекций, фотоколлекций, анимированных процессов диалогической и монологической речи.

    9.Изучение процессов, происходящих в обществе.

    10.Использование хрестоматийного материала.

     

    1.В целях экономии времени учитель должен хорошо ориентироваться в содержании учебной информации на диске и иметь соответствующее планирование.

    2.Учитель должен обучить детей работе с информацией на диске.

    3.Ни одна презентация не заменит живого учителя.

    Презентацию лучше использовать с живой речью учителя, чтобы можно было подстроиться под восприятие информации детьми.

    4.Презентовать лучше материал, который в учебнике рассмотрен,  не достаточно глубоко, не достаточно наглядно или вынесен на самостоятельное изучение, или вообще не рассматривается в рамках данного учебного комплекта.

    5.Презентаций может быть не более1-2 в учебной теме.

    6.Чтобы работать со словарём учитель должен знать весь словарь на образовательном диске, чтобы напрасно не тратить время для поиска нужного термина.

    7. Тематические сайты, предложенные авторами образовательных комплектов очень часто не имеют доступа, поэтому учитель сам заранее должен отыскать необходимый сайт, просмотреть его заранее. Содержимое сайта скопировать в папку и на уроке выходить не в Интернет, а брать информацию с жёсткого диска.

    3.Закрепление изученного материала

    1.Повторение материала изученного по учебнику электронному.

    2.Работа с тренажёром по уровням сложности.

    3. Работа в режиме игры  по уровням сложности.

    4. Выполнение проверочных работ.

    Учебник должен соответствовать мультимедийному комплексу

    4.Рефлексия

    Выполнение промежуточного контроля. 

     

    5.Подготовка домашнего задания.

    1.Создание презентации по изучаемой проблеме.

    2.Поиск дополнительной информации с целью подготовки сообщений на уроке, сохранение информации на диске, флэш-памяти.

    3.Обзор источников по проблеме.

    4.Составление краткого конспекта урока.       

    1.Контролировать выход в Интернет за поиском информации.

    2.Учить отличать сомнительный материал, ненаучный.

    3.Не давать задания по написанию рефератов.

    4.Обзор источников по проблеме  на сравнение, анализ, научные достижения в области языковой культуры не позволяют присваивать чужой материал себе.

    5.Составление краткого конспекта при условии, когда мотивы к ИКТ преобладают над мотивами по французскому языку.

     

          

    Одной из форм повышения эффективности по французскому языку средствами ИКТ является  и проектная деятельность. [6]Проект в большей степени среди других моделей взаимодействия учащихся с ИКТ соответствует реализации задачи развития заинтересованности учащихся в учебной деятельности в сфере французского языка, и тем самым повышению эффективности процесса обучения. Опыт проведения учебных проектов по французскому языку показал, что сама по себе проектная деятельность вовлекает детей в активную творческую деятельность. Эта деятельность формирует у них качества исследователя, психологических и физиологических особенностей функционирования окружающего мира, социума в целом. При выполнении проектов по английскому языку ученики познают не только окружающую среду, социум, их взаимосвязи, но и учатся быть активными потребителями и фильтраторами  глобальных информационных ресурсов.

           На собственном опыте лучше работают разновозрастные интегрированные длительные проекты, при выполнении которых все учащиеся объединены одной общей целью исследования, вклад в проект зависит от возраста участника и подчинён теме, изучаемой в курсе английского языка. [7]При выполнении проекта с использованием ИКТ очень важны следующие моменты:

    - Компьютер служит, прежде всего, для хранения информации, собранной учащимися  при выполнении проекта.

    - Программные  средства, прежде всего, необходимы для обработки информации: проводить расчёты, заполнять таблицы, чертить графики и др.

    - Программные средства необходимы для представления презентации проекта, изготовления плакатов, бюллетеней, стендовых материалов к проекту.

    - Компьютер - средство, с помощью которого осуществляется доступ учащихся к информационным  Интернет - ресурсам, необходимым для проекта.

    - Принтер, сканер необходимы для копирования и перенесения информации на бумажные носители.

    - Цифровой фотоаппарат, камера  - чтобы отразить исследуемые объекты природы, явления, результаты исследований.

           Уже то, что проект предусматривает обязательное использование средств ИКТ, привлекает учащихся. Для любого школьника  научится работать со всеми средствами ИКТ престижно. И даже если  у старшеклассника профессиональный мотив  и учебный  мотив к другой науке преобладает над мотивами к французскому языку, он включается в работу проекта, если  средства ИКТ доступны для него. Получив доступ к информационным  ресурсам,  учится проводить отбор информации, представлять эту информацию в различных видах. Таким путём постепенно формируется познавательный интерес к  французскому языку, следовательно, повышается эффективность всего образовательного процесса.

           Метод проектов

           Этот метод позволяет учителю выйти и на интегрированные уроки для учащихся разных возрастов, но объединённых одной проблемой: изучения французского языка и информационной, компьютерной компетентности, проектной. Кроме того,  в ходе проекта учащиеся заняты каждый своей ролью, имея общую единую цель.

           Заинтересованность учащихся при работе в проекте всегда выше, чем при обычном проведении урока, поэтому разработка таких моделей как урок-проект, проект длительного срока реализации, подведённый под какую-либо коммуникативную проблему, очень важна в деятельности учителя, который будет заниматься повышением учебной деятельности по французскому средствами ИКТ.

           В нашей школе проекты работают уже давно, причем по многим школьным предметам, и носят они  разного вида характер (коммуникативный, научно-исследовательский). С появлением  ИКТ эта работа активизировалась.

                  Опробована также и модель индивидуального взаимодействия учащихся с ИКТ. Данная модель работает тогда, когда дома у детей имеются компьютеры, или же они имеют доступ к компьютеру в послеурочное время в школе, в какой-либо организации и когда он имеет возможность выйти в Интернет для поиска дополнительной информации. Формой такой модели взаимодействия с ИКТ считаю домашнюю исследовательскую работу. С большим интересом домашнюю исследовательскую работу выполняют ученики 6-11 классов. В ходе выполнения индивидуальных исследований дети больше взаимодействуют с компьютером и у них быстрее формируются навыки компьютерной компетентности.

           Домашнее исследование с использованием  ИКТ и последующего представления результата исследования на уроке в виде презентации, как приёма подачи учебного материала, так же достаточно эффективно работает. Удобнее в таких случаях использовать методику опережающего обучения, когда на предыдущем уроке формулируется проблема, разрешаться она будет  учеником, представляться на последующих уроках в виде презентации. Очень важно оказать помощь ученику в определении направлений разрешения данной проблемы  и проверить то, что ученик будет презентовать.

           Использовала и такой приём, когда ученик выполняет конспект учебного материала на компьютере. Конспект скидывает на флэш-память, затем показывает на уроке или после. Приём хорош тогда, когда у ученика мотивация   ИКТ резко превышает мотивацию  учебной деятельности по английскому языку, т.е. резко преобладают внешние  мотивы.

          [8] Домашние задания с поиском  информации  в условия использования ИКТ также меняют форму своего существования.  Первый ошибочный опыт домашнего задания по написанию рефератов показал, что дети копируют чужие рефераты, при  этом грубо нарушают авторские права. Поэтому такие задания отошли на задний план  сами собой. Но такие рефераты можно использовать для того, чтобы приготовить сообщение по какой-либо проблеме, следовательно, реферат должен быть проработан учеником, проведён отбор содержания. Поэтому я согласна с мнением  других педагогов, лучше давать задания на анализ источника информации, сравнение каких-либо объектов, явлений, поиск информации об известных людях, событиях, фактах. При любой работе с ресурсами Интернет детям всегда нужно объяснять понятие авторское право на текстовую информацию, фото, видео, музыку, презентации и др.

         5.3.  Внеурочная деятельность по предмету с использованием ИКТ.

    1.        Создание тематических  буклетов: "maison" “Sport”,  и др.

    2.        Создание тематических открыток.

    3.        Оформление информационных стендов

    4        Проведение исследовательских работ.

    5.        Работа над проектами

            5.4. Условия эффективного внедрения ИКТ как средства  повышения качества обучения.

    1.        Компьютерная компетентность учителя и учащихся.

    2.        Достаточная методическая база средств ИКТ.

    3.        Методически грамотное использование ИКТ на уроке английского языка.

    4.        Разнообразие приёмов работы с ИКТ, чередование их с традиционными формами обучения.

    5.        Разработка календарно-тематического и поурочного планирования по французскому языку с учётом ИКТ.

    6.        Организация внеурочной деятельности  по французскому языку.

    7.        Использование внешних мотивов ученика для формирования внутренней мотивации учебной деятельности по предмету.

    8.       Использование   в работе личных компьютеров учащихся.

          5.5. Диагностика учебной мотивации на уроках французского языка

           Для подтверждения гипотезы исследования провела диагностику учебной мотивации по предмету «Французский язык». Диагностика оценивания ситуации самими учащимися не может дать достоверных результатов , однако она имеет значение прежде всего для самого учителя, чтобы иметь представление о динамике развития учебной мотивации у каждого ученика и , соответственно, эффективности самого образовательного процесса.

           Результаты диагностики представлены ниже:

    Мотивация

    Уровень учебной мотивации в %

    Гг.

    2010 г.

    2011 г.

    Внутренняя

    10%

    37%

    Внешняя

    90%

    53%

        

     

      В 2009-2010 уч. г. у  одного ученика из 10 уровень внутренней мотивации составил 12 баллов, что соответствует низкому результату.

           В 2010-11  уч.году  % учащихся с внутренней мотивацией возрастает до 37%, у одного ученика из 8 уровень внутренней мотивации возрастает до 14 баллов, что соответствует среднему результату.

           Результаты диагностики показали положительную динамику развития учебной мотивации к урокам французского языка. Это подтверждают и наблюдения за учебной деятельностью учащихся:

      Возросло качество знаний с 54% до 72%. Все учащиеся с 5 по 11 класс овладели основами компьютерной грамотности:

    1.Умеют работать в М.Оf. Word, P.-Point, Publisher, Exсel

    2.Умеют работать с программными средствами обучения  по французскому языку.

    3.Умеют работать с информацией: форматировать, сканировать, копировать на различные носители, архивировать.

    4.Работают  в сети Интернет.  

    6. Выводы по работе

           Таким образом, внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.

              Использование информационных технологий возможно не только на специализированных интегрированных уроках, но и на обычных уроках французского языка, на разных ступенях обучения школьников. Внедрение компьютерных технологий в схему традиционного урока позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. ПК не заменяет, а только дополняет учителя.

               Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний.  

    В  ходе работы проекта по теме «Применение информационных технологий как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса»:

    1.        Была сформулирована проблема, вытекающая из основного противоречия, сформулированы цель и задачи исследования, гипотеза и методы  разрешения её при обучении учащихся.

    2.        Для реализации цели исследования, используя метод теоретического анализа источников информации, изучила передовой опыт педагогов, работы педагогов-психологов по вопросу мотивации, непосредственно самих компьютерных технологий. Изучила способы диагностики учебной деятельности учащихся по предмету. Обобщила понятие ИКТ, изучила их классификацию и сущность.

    3.        Для подтверждения гипотезы исследования внедрила  ИКТ в процесс преподавания французского языка. Развила свою компетентность в сфере взаимодействия с методическим программным  обеспечением ИКТ. Отработала различные приёмы использования  ИКТ на всех этапах урока и во внеурочное время. Внедрила проектное обучение как результат наиболее сильного взаимодействия  учителя и ученика с ИКТ.

    4.        Для подтверждения гипотезы провела диагностику учебной мотивации на начало исследования и в конце работы проекта. Эксперимент нуждается в методическом обеспечении и глубоком изучении всех методик диагностики.

    5.        После внедрения ИКТ в образовательный процесс пыталась сформулировать условия наиболее успешного внедрения ИКТ с точки зрения своих личных наблюдений и метода анализа  приёмов работы на уроке.

    6.        Данная работа так же в режиме проекта, может  быть продолжена дальше, основной целью которой может являться  внедрение системы ИКТ на уроках французского языка и исследование отдельных методических приёмов с точки зрения их эффективности, как основного условия реализации ИКТ для повышения  качества обучения французского языка

    Используемая литература:

    [1] Макарова Н.В. Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий. - СПб.: "Питер",2008. - 206с.

     

    [2] Макарова Н.В. Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий. - СПб.: "Питер",2008. - 206с.

     

    [3] Нелунова Е.Д. К проблеме компьютеризации обучения иностранным языкам. Якутск, 2004.

     

    [4] Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. (в вопросах и ответах). СПБ., 2001.

     

    [5] Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, №3, 2002. с 33-41.

    [6] Полилова Т. А. Внедрение компьютерных технологий. ИЯШ, №6, 2007., с 2

     

    [7] Карпов А.С. Интернет в подготовке будущих учителей иностранного языка. ИЯШ, №4, 2002. с. 73-78.

    [8] Протасеня Е. П. Компьютерное обучение: за и против. ИЯШ, №3, 2008

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектная деятельность с использованием ИТ в учебном процессе

    Методическое пособие Регионального центра оценки качества образования и информационных технологий Санкт-Петербурга...

    Использование музея в учебном процессе.

    В статье рассказывается о применении материалов школьного краеведческого музея на уроках истории и обществознания....

    Использование музея в учебном процессе.

    В статье рассказывается о применении материалов школьного краеведческого музея на уроках истории и обществознания....

    Сбор, обработка, хранение и использование информации в учебном процессе

    Инструментом информационного обеспечения управления в школе является мониторинг - регулярный сбор, обработка и предоставление информации о ходе, условиях и результатах образовательного процесса. Предл...

    Возможности использования телекоммуникаций в учебном процессе.

    1.      Понятие телекоммуникационной среды.2.      Дидактические возможности компьютерных телекоммуникаций.3....

    Использование ЦОР в учебном процессе

    Выступление на методическом объединении учителей по теме "Использование ЦОР в учебном процессе"...