Методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся, способствующие формированию и поддержанию положительной мотивации в обучении
учебно-методический материал по французскому языку (5 класс) по теме

Опыт работы учителя иностранного языка МБОУ Егорлыкской СОШ №7 Егорлыкского района Ростовской области Жарковой Ларисы Ивановны, раскрывающие подход автора к формированию и поддержанию положительной мотивации в обучении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся, способствующие формированию и поддержанию положительной мотивации в обучении

Из опыта работы

учителя иностранного языка

МБОУ Егорлыкской СОШ №7

Егорлыкского района Ростовской области

Жарковой Ларисы Ивановны

Объективной потребностью современного общества,  в условиях перестройки всех его звеньев, в том числе и образования, является поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса рациональных вариантов содержания обучения и его структуры. При этом центральными проблемами перестройки преподавания ИЯ в средней школе являются вопросы определения целей, а также содержания обучения, адекватного им, при разработке которых наиболее эффективными представляются идеи об обучении не просто языку, а иноязычной культуре в широком смысле этого слова. Основываясь на данных прагмалингвистики , и, взяв во внимание изменившийся статус ИЯ как средства общения и взаимопонимания в мировом сообществе, современная методика особо подчеркивает необходимость усиления прагматических аспектов изучения языка. Это значит, при обучении будет важно не только достижение качественных результатов в овладении иноязычным общением, но и поиск реального выхода на иную культуру и его носителей. Речь идет не просто о знании языка, а об умении использовать его в реальном общении, т. е.  практическом владении языком и, следовательно, о развитии «прагматической межкультурной компетенции». В государственном стандарте уровня обученности  по ИЯ отмечается, что формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано и с социокультурными и страноведческими знаниями, иными словами, как бы с «вторичной социализацией». Без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Только культура в различных ее проявлениях содействует формированию личности человека. (Е. И. Пасов)

Понятно, что для успешного формирования коммуникативной компетенции, формирования личности  ученика урок должен быть интересными, а для этого, необходимо организовать работу на уроке так, чтобы она личностно затрагивала каждого, воздействовала на его эмоциональную сферу. Процесс сотрудничества ученика и учителя, на мой взгляд, должен предоставлять первому возможность быть" первооткрывателем" и реализовать себя в познавательной деятельности.

 В своей работе я основываюсь на идее  личностно-ориентированного подхода и обучении и воспитании, главным принципом которого  является гуманистическая  направленность. Ученик  является полноценным субъектом  педагогического процесса, и задача моя состоит в том, чтобы не вложить в него определенную сумму знаний, а развить имеющиеся явные или скрытые способности.

В основе моей работы лежат следующие концептуальные  положения  коммуникативного метода:

-иностранный язык является целью и средством развития школьников;

-язык- средство общения социализации и приобщения ребенка к культурным ценностям;

-отношения между учеником и учителем основываются на  разноуровневом речевом партнерстве и сотрудничестве.

Таким образом, целью моей работы является развить на уроках иностранного языка не только речевые способности ученика, но и  личность школьника и как следствие я формулирую следующие задачи.

1.Изменение мотивации школьников к изучению иностранного языка  (через учебную и внеклассную деятельность).

2.Удовлетворение познавательных потребностей школьников (через учебную и внеклассную деятельность).

3.Формирование и развитие межличностных отношений.

4.Изучение и развитие потенциальных возможностей школьников.

Естественно, что если опираться на идею учить без принуждения, на развитие личности, на ее творческие способности, то на первый  план выходят методы и приемы, позволяющие создавать мотив обучения, наладить сотрудничество активизировать познавательные процессы развить потенциальные творческие способности ученика, осуществить дифференцированный подход. Наибольший эффект в этом отношении приносит, на мой взгляд, методы проблемного обучения и приемы игровой технологии

Для реализации поставленных задач в течение 4 лет я работала над проблемой  "Методы обучения и формы организации познавательной деятельности  учащихся способствующие формированию и поддержке положительной мотивации в обучении".  

   

Самое главное в обучении иностранному языку - мотивация учащихся. Подтверждение этой мысли и интересные рекомендации можно найти в работах по проблеме мотивации Б.М. Теплова, А.Н.Леонтьева, В.П. Кузовлева и Е.И. Пассова и многих других.

Еще совсем недавно для многих учащихся единственным мотивом изучения иностранного языка было получение хорошей оценки. Изменилась жизнь – изменилось отношение к предмету. Стала понятна необходимость самостоятельного открытия мира, прелесть путешествий вне больших групп с переводчиком, также как и целесообразность ведения совместного международного бизнеса и пользования интернетом. Знание иностранного языка становится обязательным компонентом профессиональной деятельности и обеспечивает более полноценное и интересное проведение досуга.

 Проведенный мной опрос школьников позволил выявить основные линии внешней и внутренней мотивации движущие учениками в процессе изучения иностранного языка.

Внешняя мотивация:

1) Каждый образованный человек должен знать иностранный язык - без этого невозможно прочитать ни одной иностранной вывески, рекламы, упаковочного ярлыка.

2) Язык знают мои родители, а я хочу быть как они.

3) Иностранный нравится больше чем русский – в нем больше интересного, незнакомого.

4) Нравится общение в классе.

5) Хочу переписываться со сверстниками иностранцами.

6) Иностранный язык служит для удовлетворения моих внеурочных интересов (компьютер, интернет, музыка, видео).

Внутренняя мотивация:

1) Хочу изучать иностранный язык, так как он обязательно пригодится в жизни, институте, в работе, может стать предметом гордости.

Мотивация, сопровождаемая учебной деятельностью:

- интересуюсь иностранным языком как предметом: нравится переводить тексты, изучать новые слова, выполнять упражнения, учить стихи, люблю готовить карточки к уроку, рисунки  к предмету, нравится, когда мы играем.

 Для того чтобы сохранить и развить вышеперечисленные линии положительной мотивации у школьников  нужно постоянно поддерживать свои  профессиональные знания на максимуме. Учитель должен быть лидером в процессе познания, а для этого он должен стать авторитетом во всех сферах общения со своими учениками. Нет более сильного мотивирующего средства, чем собственный положительный пример, интерес учителя к иностранному языку и культуре страны изучаемого языка. На уроках стараюсь создать  атмосферу взаимного доверия и уважения между учителем и учащимися, которая особым образом  тонизирует учение. Само собой разумеется, что проведение современного урока предполагает оснащенность кабинета   нужной аппаратурой в рабочем состоянии, наличие дидактивно-методического фонда, позволяющего создавать атмосферу языка и стимулировать речемыслительную деятельность на основе эталонов. В  процессе работы в кабинете использую имеющиеся у меня записи поэтических произведений, современных и популярных песен, набор фильмов, диапозитивов, книг для чтения, разных по жанру и градуированных по трудности. Разумеется, современное оснащение кабинета и наличие материалов для использования требует от учителя хорошо развитых умений обращаться с техническими средствами обучения. В этом плане в течение некоторого времени испытывала затруднения: приходилось учиться работать с кампьютером, учиться печатать  как русским так и латинским шрифтом. В данный момент осваиваю технику работы  с новым оборудованием, установленным в кабинете иностранного языка.

Естественно, для того чтобы реализовать задачи, поставленные  перед учителем сегодня, необходимо использовать методы и приемы, позволяющие создавать и поддерживать мотивы обучения, наладить сотрудничество, активизировать познавательные процессы, развивать потенциальные и творческие способности ученика, осуществлять дифференцированный подход.

Одной из задач стоящей  передо мной  является создание коммуникативной мотивации.

Под коммуникативной мотивацией понимается такой вариант, который обеспечивает инициативное участие ученика в общении как на уроке так и вне его. Известно, что коммуникативная мотивация возникает на основе взаимодействия субъекта с объективной действительностью и служит той основой, которая вызывает потребность в общении.

Мотивация к высказыванию возникает при условии, если у школьника есть потребность высказать мысль. Таким образом, коммуникативная мотивация зависит от содержания мыслительной деятельности учащихся. Чем интенсивнее это содержание, тем интенсивнее потребность в его выражении.

 

Приведу некоторые приемы   мотивирующие развитие  коммуникативных способностей школьников  используемые мной на уроках.

1) Прием преднамеренного создания различий в объеме информации потенциальных партнеров по иноязычному общению.

Пример: каждому ученику дается страничка дневника, разделенная на семь граф, по количеству дней недели. Учитель предлагает выбрать четыре дня недели и записать, что ученик собирается делать в эти дни, и в какое время, ориентируясь на свои реальные или воображаемые планы. Затем ученикам, работающим в парах, предлагается пригласить друг друга провести вместе три свободных вечера. Принимая или отвергая приглашение, они должны свериться со своими записями в дневниках и в случае отказа указать причину и предложить другой день. При этом на доске могут быть записаны соответствующие речевые образцы:

Приглашение: Не хотел бы ты ...+ в такое-то время...+в таком-то месте.

Отказ: Нет, мне жаль ...я боюсь что... причина... .

Повторное приглашение: Не мог бы ты... в другое время ...в другой день… .

Согласие: Хорошо, только... изменить время... .

2) Прием использования различий в точках зрения.

Пример: коммуникативно-языковая игра «Мое представление о тебе». Каждому ученику дается листок бумаги, на котором написано имя одного из его товарищей и несколько незавершенных предложений, которые он должен дополнить, отразив в них свое мнение о товарище.

        Она / Он обычно

        Он никогда

        Он часто

        Он обычно

        Едва ли он когда-то

Например: Он обычно помогает своим друзьям. Он никогда не пропускает занятия. Он часто играет на пианино.

Затем ученики объединяются в пары с теми,  о ком писали, и проговаривают предложения.

3) Прием перекодирования информации.

Пример: ученикам, работающим в парах, раздаются рисунки, которые они не должны показывать друг другу. Им предлагается описать содержание своих рисунков с такой точностью, чтобы партнер смог воспроизвести рисунок по его описанию или соотнести свой рисунок с описанием,  установив  сходство или различие.

4) Прием совместного решения партнерами по общению предлагаемых им задач.

5) Прием ролевой игры.

Прием ролевой игры дает наиболее ощутимые результаты как средство развития умений и навыков устной речи, если его использовать в сочетании с функционально-семантическими опорами, которые позволяют стимулировать достаточно развернутые высказывания учащихся, ориентированные на употребление в речи конкретного материала.

6)Прием использования вопросника. Вопросники являются эффективным способом стимулирования устных высказываний учащихся на всех этапах обучения. Они легко проецируются на любую изучаемую тему и отвечают практически всем принципам коммуникативного общения: речевой направленности личностной индивидуализации, функциональности, ситуативности, новизны.

  Пример. Учитель рисует на доске таблицу, затем выбирается ученик, его имя записывается в таблицу, и классу предлагается задавать ему вопросы, чтобы выяснить, что он умеет делать или, что он делает обычно, постоянно. После того как в таблицу внесены пометки, соответствующие ответам ученика (+  -),  учитель предлагает одному из учеников прокомментировать содержание в таблице в виде короткого резюме.

Имя

Шахматы

   Гитара  

Танцы

Плавание

Коньки

Пианино

Ник

+

-

+

-

+

+

  Резюме: Ник умет играть в шахматы, любит танцевать, играть на пианино, увлекается коньками, не умеет плавать и играть на гитаре.

7) Прием использования языковых игр, викторин. Примеры их многочисленны и разнообразны.

Пример. Игра "Задай правильный вопрос". Ученику в каждой паре даются карточки с записанными на них словами или словосочетаниями, например: нужно задать ученику Х такой вопрос, ответом на который могло бы служить слово или словосочетание, записанное на карточке. Если ученик Х не сможет дать ответ,  ученик  Y должен снова попытаться задать ему вопрос, несколько изменив формулировку, пока не добьется правильного ответа.

Мотивы возможного применения знаний в будущем не достаточно сильны в борьбе с каждодневными трудностями обучения. Когда школьники приступают к занятиям по иностранному языку, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Но уже на втором году обучения интерес значительно ослабевает. Отсюда вытекает проблема важности ежеурочных и даже ежеэтапных мотивов работы учащихся.

Психологи справедливо утверждают, что передача знаний от учителя к ученику, минуя собственную деятельность ученика по овладению знаниями, не представляется возможным. Доминирующими мотивами учебной деятельности учащихся должны стать мотивы познания окружающего мира. При этом важно, чтобы учащиеся овладевали действиями и способами этого познания, чтобы на первом месте были мотивы их самоосуществления себя как личности. Поэтому необходимо говорить о мотивации, как результате внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличии мотивов, направленных на активизацию его деятельности.

Мотивационные блоки  используемые мной  при проведении  уроков:

 1) В начале задействуется основной мотив или мотивационная композиция, с которыми  логически связаны цели занятия.  

2) В конце - мотивационный мост к следующему  уроку. Это оперативная перспективная мотивация.

3) На протяжении всего  урока действует блок мотивационной поддержки.  

 В ходе проведения урока по определенной теме необходимо создавать систему как общих, так и индивидуальных мотивов, как на логическом, так и на эмоциональном уровне. Схематически это может выглядеть так:

Мотивация

Общая

Индивидуальная

На логическом уровне

На эмоциональном уровне

                                                 

Говоря о методах, позволяющих создавать и поддерживать мотивы обучения, необходимо отметить следующее: метод проблемного обучения и приемы игровой технологии. Можно просто поставить перед учеником задачу: расскажи, повтори,  перескажи,  а можно сформулировать ее так, чтобы был элемент новизны, поиска, то есть, чтобы работало творческое мышление. Вот некоторые способы создания ситуаций общения ,которые я использую «Вы присутствуете  на международной конференции, где обсуждаются перспективы развития человечества. Как вы думаете, какие три наиболее серьёзные проблемы стоят перед человечеством сегодня? Обоснуйте свою точку зрения, предложите пути решения данной проблемы». «Вы работаете в магазине. Покупатель пришел, чтобы вернуть купленную им вещь, так как у него возникли проблемы. Предположите, что его не устраивает. Предложите выход из создавшегося положения». Большой интерес представляют приемы игровых технологий, в которых имитируется реальная деятельность человека в окружающем мире. Необходимость использования игры в обучении обосновывалась многими педагогами. Л.С. Выготский - считал игру путем к творчеству и его основой. Игровая форма занятий предполагает игровые приемы и ситуации, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Вот некоторые приемы введения в сюжет урока игровых моментов: «К нам прибывает делегация зарубежных гостей. Они будут заниматься системой школьного образования в нашем городе. Что мы можем рассказать им о нашей школе?» «Мишель приглашает нас совершить экскурсии  по его родному городу. Чтобы Вы хотели посмотреть?» «Сегодня день рождения Алисы. Надо помочь приготовить ей праздничный ужин». Использование игровых приемов помогает мне  не только создавать и поддерживать положительную мотивацию в обучении, но и активизировать речемыслительную деятельность, повысить коммуникативную направленность, вовлечь учащихся в активную деятельность, предоставить возможность для самореализации каждому школьнику, создать условия для его развития и самосовершенствования. Одной из самых привлекательных форм коллективной работы на уроках,  бесспорно, являются ролевые игры. В условиях реализации задач, поставленных перед школой, учителя и методисты постоянно ищут резервы повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Одним из этих резервов  можно считать ролевую игру. Обладая большими обучающими возможностями, она способствует реализации общего методического принципа коммуникативной направленности при обучении иностранному языку. Ролевая игра это обучение в действии. Она требует полной отдачи от участников. В ней используются их знания и умения, приобретенные в классе и  за его пределами, то есть их общий запас знаний и умений. Ролевая игра является в высшей степени мотивирующей, поскольку содержит элемент игры и непредсказуемость развязки. Кроме того, ученики видят возможность применения ситуации, разыгрываемой в ролевой игре, в реальной жизни. Во время ролевой игры, как и при реальном общении, участники должны внимательно слушать друг друга, так как они не знают заранее, что скажут их партнеры, они должны быстро думать и адекватно реагировать на реплики своих товарищей. Во время ролевых игр имеет место эмоциональный подъем, что также положительно влияет на качество обучения. В ролевых играх легко создать ситуацию, когда ни один из ее участников не может «отмолчаться». К другим активным формам работы, помогающим успешному усвоению иностранного языка и поддерживающим положительную мотивацию, относятся занятия, проводимые мной в форме диспутов, семинаров, конференций, заочных путешествий. Так, например, занятия, которые проводятся в форме конференции, могут быть проблемными, тематическими и читательскими. Конференции по иностранному языку провожу по заданным ситуациям в форме ролевых игр (действующими лицами выступают учащиеся). Конференции требуют длительной подготовки и активного участия в них всех учеников. Я выбираю несколько учеников с высоким уровнем обученности, которые помогают  составлять план проведения конференции, определять вопросы для обсуждения. Учащиеся готовят наглядные пособия, выпускают стенд-газету, организуют выставки книг по изученной теме, организуют индивидуальные и групповые беседы с участниками будущей конференции. Я помогаю составлять развернутый план их выступлений, выделять основные положения высказываний, делать краткие выводы из них. К такой форме занятия как конференция близка по построению пресс-конференция. Она представляет собой беседы членов какой-либо делегации с представителями прессы, с корреспондентами различных газет, с журналистами телевидения, фоторепортерами. Варианты пресс-конференции могут быть различными, например, в старших классах успешно проходили конференции  в виде встреч:

1) с путешественниками,

2) с героями литературных произведений,

3) с деятелями искусства.

В ходе подготовки к пресс-конференции ученики продумывают свои роли, составляют биографию участников конференции, тренируются в ответах на возможные вопросы, готовят костюмы, пишут объявление о пресс-конференции,  в котором перечисляются все члены делегации, чтобы к встрече журналисты могли подготовить интересующие их вопросы. Журналисты определяют представителями какой газеты, журнала, радио, телевидения, они являются, иногда учащиеся объединяются в пресс-группы, заранее составляют по несколько вопросов представителям делегаций. Учитель вместе с учениками решают, какие наглядные пособия следует приготовить, перед участниками конференции ставится речевая задача, она и роли учеников обуславливают речевое поведение школьников. В ходе пресс-конференции ребята тренируются в монологической речи, в умении задавать проблемные вопросы дискуссионного характера, аргументировано отвечать на них. После конференции школьники могут поделиться своими впечатлениями о ней в специальном выпуске стенной или фотогазеты. При проведении конференций-диспутов следует очень внимательно выбирать темы. Они должны носить дискуссионный характер, звучать остро, проблематично, так как цель диспута – формирование  общественного мнения в коллективе об  обсуждаемой проблеме. Предметом обсуждения во время диспута использую темы  из жизни молодежи в нашей стране и за рубежом, наука,  литература, искусство, музыка в странах изучаемого языка и в нашей стране. Предметом диспута может стать проблема, которая вызывает интерес у учащихся, желание высказаться. Грани между беседой, конференцией и диспутом подвижны. Если нет предмета спора, а есть лишь выступление, дополняющее и уточняющее те или иные взгляды, нет и диспута, а в лучшем случае – обычная  беседа или конференция. Диспут может перейти в дискуссию по обсуждению наиболее актуальных  для учащихся вопросов, выбор которых можно провести с помощью анкетирования.

   Интересной формой работы, которую я часто использую на уроках, является проведение занятий в форме экскурсий. Цель их – практическое  обучение школьников иностранному языку.  В ходе таких экскурсий создаю реальные условия общения на изучаемом языке, формирую и совершенствую речевые навыки учащихся. При этом решаются образовательные и воспитательные задачи: ученики получают новую интересную информацию, расширяют свой кругозор. Занятие-экскурсия требует тщательной подготовки,  в которую включаю:

1) Ее методическое обоснование: определение и формулировку задач, проводимой экскурсии, выбор объекта экскурсии и ознакомление с ним, прогнозирование возможных ситуаций общения, моделирование высказываний (управляемых и свободных), отбор лексико-грамматического материала, необходимого для общения в ходе экскурсии (знакомого учащимся и нового).

2) Ее организацию: ознакомление школьников с целью и планом проведения экскурсии, повторение знакомого, введение и закрепление нового лексического материала, составление индивидуальных и групповых заданий, которые должны выполнить ученики  в ходе экскурсии или после ее проведения.

     Как правило, перед проведением экскурсии  выясняю мнения своих учеников по тем или иным вопросам, относящимся к ее теме. Как правило, с этой целью проходит анкетирование. Задолго до экскурсии к ней готовятся  экскурсоводы. Они выбираются из числа лучших учеников. После экскурсии следует обсуждение.

   Эффективным при развитии аудирования и поддержании положительной мотивации является видео обучение. Оно способно в силу своей специфики воспроизвести и охватить все сферы коммуникативной человеческой деятельности. Как источник информации видео обучение нередко опережает чтение и письмо, является объектом познания для учащихся. Использование видео

- значительно расширяет объем поступающей аудиовизуальной, лингвострановедческой информации;

-  создает многообразие коммуникативно-речевых ситуаций;

-  ускоряет процесс усвоения лексических единиц;

-  активизирует познавательную деятельность обучения;

-  стимулирует их речевую активность.

Благодаря видео обучению школьники имеют возможность «погрузиться» в реальную коммуникативную ситуацию и среду общения. Естественно, тем самым  обеспечиваются восприятие иноязычной речи в условиях, наиболее приближенных к естественным.

Использование в учебно-воспитательном процессе аудиовизуальных средств отвечает нормам и уровню развития современного общества, повышает интерес учащихся к учебной деятельности, создает положительный настрой на занятии  и, что самое главное, способствует совершенствованию всех видов речевой деятельности учащихся. С помощью игровых, художественных и документальных фильмов школьники совершенствуют навыки устной диалогической и монологической речи, перевода, аудирования. Кроме того фильмы способствуют формированию и развитию у учащихся мотивации говорения и изучения иностранного языка.

  Несмотря на разнообразие содержания фильмов ( в работе использую фильмы страноведческого характера, учебные видеоролики), при их использовании в учебных целях прослеживается поэтапность, зависящая от видов речевой деятельности. В мотивации учения при использовании фильма, также прослеживаются определенные этапы, соответствующие этапам работы над фильмом:

1)  Просмотр фильма позволяет мне создать проблемную ситуацию для дальнейшей работы над фильмом.

2) Самостоятельная работа обучающихся над фонограммой фильма. На этом этапе совершенствуются умения аудирования, происходит развитие лингвопознавательной, инструментальной и других видов мотиваций изучения иностранного языка.

3) Занятия в классе с использованием ТСО позволяют  осуществлять различные комбинации связи между собой и обучаемыми. Обучающиеся работают со «стоп-кадром», пересказывают текст, проговаривают реплики за героями фильмов и т.д.

4) Четвертый и пятый этапы работы связаны с письменным и устным переводом кинофильма на родной язык.

При такой организации работы с фильмом рационально сочетаются как занятия  на уроке с учителем, так и самостоятельная работа учащихся, а также групповые и индивидуальные формы работы, что способствует повышению уровня мотивации, вызывает интерес и желание добиться более высокого результата.

Приведу примеры работы с видеосюжетом. Я использую три группы упражнений, каждая из которых имеет свою обучающую задачу, а выполнение установок к упражнениям позволяет судить и об уровне восприятия и проникновения в предъявленную с помощью видео информацию.

1) Упражнения на понимание сюжета в целом:

- пересказ сюжета по опорам;

- составление диалогов, предложений;

- ответы на вопросы общего характера типа: какова главная идея - где происходит действие и т.д.

2) Упражнения на понимание деталей:

- дать описание предметов;

- охарактеризовать персонажей;

- описать детали одежды или портреты;

- выполнить упражнения тестового характера на соответствие и несоответствие деталей;

- упражнение на выбор реплик, принадлежащих тому или иному персонажу.

3) Упражнения на воображение (творческого характера )

- придумайте конец сюжета - озвучьте диалог;

- передайте содержание сюжета;

- обсудите индивидуально в группах и обменяйтесь мнениями;

- придумайте рекламу.

Желание говорить появляется у учащихся только в реальной ситуации, затрагивающей его интересы.  Большое значение имеет подбор содержания, поэтому записываю передачу  с учетом интересов, возрастных особенностей, потребностей школьников. Использование видео сюжетов позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, создавать на занятиях комфортную в психологическом плане атмосферу для общения - взаимодействия - сотрудничества. В этом смысле интересна методика работы с видеосюжетом, которую я позаимствовала у учителя Ю.И. Верисокина (город Курск). Он сам снимает видеофильм, героями которого становятся его ученики. Тема фильма: «День школьника». Тема грамматическая: «Видовременные формы  глагола: Present Perfect,  present indefinite, present perfect». Сюжет видеофильма прост. Его главный герой ученик шестого класса снят в различных ситуациях дома, по дороге в школу, на уроке иностранного языка вместе с одноклассниками, по дороге домой с друзьями, при выполнении домашних заданий, а также во время досуга. Действия ученика комментирует диктор, в данном случае звучит голос учителя.

Создание фильма – не самоцель, но при работе над ним учителю гораздо легче смоделировать необходимые условно-речевые ситуации для организации обучающей речевой практики учащихся. Нужно лишь следить, чтобы грамматическая составляющая обсуждения представленного сюжета, ради чего фильм и был создан, находила свое отражение в учебной устной речи школьников. Этому помогает управляемый диалог, нацеливающий учащихся на правильное употребление в речи, осваиваемых видовременных форм  глагола.

  Работа организуется следующим образом. Перед первым просмотром учитель обращается к ученикам со словами: «Итак, дорогие девочки и мальчики,  сейчас мы с вами посмотрим фильм о повседневной жизни вашего одноклассника Виталика». Затем одноклассники просматривают фильм, после просмотра начинается обсуждение, направленное на активизацию в речи учащихся видовременных форм глагола. Работа ведется в режиме управляемого диалога.

Эта работа интересна тем, что учащиеся беседуют непосредственно с самим «героем фильма»,  поэтому просмотр видеофильма и вся последующая работа над ним - не самоцель, а действенное средство активизации внимания ребят для поддержания их интереса к предмету. Дети с огромным интересом смотрят фильм о себе - ведь они теперь не только объект обучения, но и субъект создания новых нестандартных речевых ситуаций на языке, где действующими лицами являются они сами.

Эффективным для создания и поддержания положительной мотивации  является работа с песней. Песня это замечательный источник информации о культурной, социальной, общественно-политической жизни страны изучаемого языка. Песни и музыка сопровождают людей от самого рождения и без них нельзя представить себе человеческую жизнь, поэтому совершенно естественно, что когда звучит песня, это вызывает у детей всплеск эмоциональной восприимчивости к изучаемому языку.  Тщательно подбираю песенный и музыкальный материал, учитывая возраст и уровень обученности учащихся. Исполнение песен под фонограмму самым благоприятным образом сказывается на произношении учеников, одновременно развиваются навыки аудирования, к тому же песни являются неиссякаемым источником пассивной лексики, дает возможность ненавязчиво повторить грамматические явления изучаемого языка. Работа над грамматическим и лексическим материалом не должна занимать много времени, чтобы у детей не пропали желание и интерес к прослушиванию и исполнению песен .

  Вот примерная последовательность работы над песней, используемая мной на уроках и во внеклассной работе.

1) учитель сообщает краткую информацию о песне, ее характер, основное содержание, историю создания. Для обеспечения понимания каждого слова и грамматической конструкции используется дословный перевод на родной язык. К этой работе привлекаются учащиеся

2) Дети прослушивают песню.

3) После первого предъявления учитель с помощью вопросов проверяет степень понимания текстов песен.

4) Для обеспечения полного понимания содержания учитель выделяет в тексте песни грамматические явления, новые слова и обеспечивает их закрепление.

5) Фонетическая отработка текста песни: учитель обращает внимание детей на темп и правильность произношения отдельных слов и текста в целом.

6) Песня прослушивается повторно с опорой на текст.

7) Разучивается мелодия в процессе совместного исполнения.

8) На последующих занятиях песню повторяют один-два раза до полного ее усвоения.

 В памяти ребят закрепляются необходимые для речи словосочетания и грамматические структуры.

    Для поддержания положительной мотивации  использую технологии обучения в сотрудничестве, данная технология помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении. Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях.

   Учащиеся объединяются в группы по три человека, им дается одно задание, заранее распределяются роли каждого в его выполнении. В результате возникает ситуация, когда каждый отвечает не только за свой результат, а и за результат соседа. Следовательно, более сильные помогают менее сильным, при этом более сильные имеют возможность повторить и отработать материал. В данном случае эффективность деятельности касается не только интеллектуального, но и нравственного развития. Учащиеся помогают друг другу вместе решить проблему деятельности, вместе радуются успехам, вместе делят горечи неудач. Школьники не просто что-то выполняют вместе, а вместе учатся - суть данного подхода.

  Используя данную технологию,  руководствуюсь следующими принципами:

1) Группы формируются  сильный, слабый, средний).

2) Группе дается одно задание, каждый отвечает за свой вопрос.

3) Оценивается работа не одного ученика, а всей группы.

4) Учитель сам выбирает школьника, дающего ответ. Если слабый учащийся в состоянии изложить результат совместной работы, следовательно, цель достигнута. Например: Тема «Путешествия».

  Учитель: хотите ли вы путешествовать? На чем? Куда? Каждая группа получает задание подготовить свою часть. Первая группа разрабатывает программу пребывания туристов в конечной точке, другие группы заказывают билеты, гостиницу, готовят багаж. Результат работы становится достоянием группы. В процессе группы общаются между собой, уточняя детали, излагая свои варианты. Лексика здесь освоена на уроке. В такой работе важен мотив. Основы этой идеи - общность целей, задач, индивидуальная ответственность каждого, равные шансы на успех. У учителя есть возможность быть ориентированным на каждого ученика (что является личностно-ориентированным подходом в условиях классной системы).

   Не менее эффективным для создания и поддержания положительной мотивации является использование мной, эвристических бесед, которые включают серию взаимосвязанных вопросов.  В каждом из них имеется проблема, без решения которой нельзя перейти к следующему шагу в поисковой деятельности.

   Использование в работе проектной методики в синтезе с компьютерными технологиями позволяет не только повысить интерес к предмету, но и дает учащимся возможность больше работать самостоятельно, развивать их творческие способности.

   Для проекта выбираю темы из реальной жизни детей, например: «Моя Родина», «Наша семья», «Природа» и т. д.  Во время работы над проектом дети делают рисунки, книги, создают электронные папки, собирают стихи, рассказы, игры. Использование проектов в работе увеличивает скорость чтения, улучшает качество перевода текста, совершенствуются умения в устной и письменной речи, расширяется кругозор у учащихся, развиваются коммуникативные навыки, умение вести дискуссию на иностранном языке. Каждый ребенок учится высказывать свое мнение, отстаивать его, приводить убедительные аргументы.

   Проектная методика дает большие возможности для активной устной практики, помогает учащимся в учебе. Работа над проектом осуществляется следующим образом:

1. Этап подготовки целей, выбор темы.

2. Разработка стратегий достижения целей.

3. Самостоятельная работа.

4. Коррекция.

5. Презентация.

6. Рефлексия.

   

Выводы

 

Для реализации целей и задач, поставленных перед учителем иностранного языка   сегодня необходимо  

-Учитывать основные линии внешней и внутренней мотивации, движущей учениками в процессе изучения иностранного языка.

-Помнить о важной роли личности учителя в учебном процессе.

 -Использовать методы и приемы, позволяющие создавать и поддерживать мотивы обучения, наладить сотрудничество, активизировать познавательные процессы, развивать потенциальные и творческие способности ученика, осуществлять дифференцированный подход.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивное обучение-как форма организации познавательной деятельности учащихся

Вопрося активизации учения школьников относяться к числу наиболее значимых проблем современной педагогической науки и практики. В работе  даётся основная характеристика  "интерактива", ...

Из опыта работы Мясникова А.А.: Условия организации познавательной деятельности учащихся при формировании понятий систематики в 6 -7 классах

Одной из проблемных тем, которые трудно даются учащимся для усвоения является вопрос о систематическом многообразии органического мира. В данной публикации я делюсь опытом своей работы по формированию...

"Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке".

В теории педагогики известны 4 основные формы организационной деятельностиучащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, коллективная и групповая, какразличные способы обучения, обладающие своими спе...

Кружок как форма организации познавательной деятельности учащихся.

Кружковая работа в общеобразовательной школе и других учебных заведениях, а также внешкольных учреждениях проводитсяс целью расширения общих и углубления специальных знаний учащихся, удовлетворения их...

Организация познавательной деятельности учащихся как формирование метапредметных учебных умений на уроках биологии

           В новых стандартах метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самост...

Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы...

Буклет по теме Управление познавательной деятельностью в группе продленного дня и положительная мотивация в обучении детей с ОВЗ

Учебная мотивация - это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.Приемы и методы мотивации в работе с обучающимися с ОВЗ:1....