Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Дугарова Валентина Валерьевна

Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «СОШ № 26 г. Улан-Удэ»

Дугарова Валентина Валерьевна, учитель русского языка и литературы

Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

      Формы и методы, используемые мной на уроках:

1) объяснительно-иллюстративный (при помощи обобщающих таблиц, уроков-презентаций, различных схем, символических картинок, опорных конспектов);

2) репродуктивный метод (работа по заданному учителем алгоритму);

3) эвристический метод (решение лингвистических задач);
4) методы самостоятельной работы учащихся;

5) метод дифференцированного обучения;

6) метод проектов.

Стараясь вызвать у учащихся интерес к изучению предмета, включаю детей в исследовательскую деятельность.

В целях достижения лучшего результата использую разнообразные виды уроков: урок-практикум, урок-модуль, урок-лекция, урок-семинар, урок-исследование, урок-путешествие, урок-игра, урок-КВН, урок-презентация с использованием компьютера, урок-экскурсия, урок-праздник.

Например, технология модульного обучения позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить развитие познавательной и личностной сферы учащихся.

В чем я вижу плюсы такой технологии?

Во-первых, каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д.

Во-вторых, учитель и ученик общаются совсем по-другому. Модули позволяют перевести обучение на субъектно-субъектную основу.

В-третьих, ученик максимум времени работает самостоятельно. Это дает ему возможность осознать себя в деятельности, самому определить уровень освоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.

К активным формам обучения русскому языку отношу практические работы.

Тематика этих занятий должна удовлетворять комплексу требований

учебной программы, касающихся характера, содержания материала, связи с

другими формами учебной деятельности.

Задания при исследовательской методике могут быть различными.

Привожу пример практической работы на уроке в 6 классе по теме

«Степени сравнения наречий»

Тема. Степени сравнения наречий.

Дано:

Справочный материал:

а) сравнительная степень наречий показывает, что в том или ином действии признак проявляется в большей или меньшей степени;

б) превосходная степень наречий показывает, что в том или ином действии признак проявляется в наибольшей степени.

2. Слова: далеко, долго

3. Карточки с рисунками

4. Карточки с суффиксами –ее (-ей), -е, -ше

5. Карточки со словами более, всех.

Цель: познакомиться с образованием степеней сравнения наречий.

Ход работы.

Определи , сколько видов степеней сравнения наречий есть в русском языке (смотри справочный материал).

Сравни картинки с рисунками о продолжительности жизни животных и дальности прыжка

3. Как изменились наречия долго и далеко?

а) добавь суффикс сравнительной степени –ше-. Какие слова получились?

б) добавь к исходным словам частицу более

в) запиши начальную форму слов и получившиеся формы.

4) Используя материал учебника, определи, какие формы сравнительной степени наречий есть в русском языке и как они образуются.

5) Ответь на вопрос: кто живет дольше всех?

а) запиши наречие в форме простой сравнительной степени и добавь к нему слово всех

б) запиши начальную форму и получившуюся форму.

6) Используя материал учебника, определи, какая форма превосходной степени наречий есть в русском языке и как она образуется.

7) Результаты работы запиши в таблицу.

8) Сравни степени сравнения имен прилагательных и наречий. Запиши результат сравнения

   Выполняя данную работу, шестиклассники учились записывать свои мысли, которые подкрепляли иллюстрированными материалами и действиями с карточками, т.е. проводили демонстрационный эксперимент, решая лингвистическую задачу для получения конкретных результатов. Анализ лабораторных работ обязателен. Ведь даже неудачно выполненная работа имеет большое педагогическое значение. Понимание ошибок создает у учащихся мотивацию к повторной деятельности.

   Уроки - практикумы обязательно заканчиваю выходным тестированием, которое не занимает много времени на уроке. По возможности при проведении таких тестов используется мультимедийное оборудование.

    Компьютер на уроках русского языка и литературы не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения. Он помогает учителю создавать принципиально новые условия работы в учебном классе, информационно открытом всему миру, а также меняет способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня.

   Я использую компьютер на своих уроках в различных целях:

- при объяснении нового материала для максимального его усвоения;

- для оптимального закрепления изученного материала;

- для улучшения контроля знаний учащихся;

- для организации внеклассной работы по предмету, в том числе и поисково-исследовательской.

   Очень помогают мне в этом диски Виртуальной школы Кирилла и Мефодия, которые имеются в кабинете для каждого класса, диск с дидактическим и раздаточным материалом по русскому языку для 8-9 классов, диск «Фраза».

   Самым распространённым или популярным средством ИТ в школе является презентация. В этом случае компьютер с мультимедийным проектором заменяет всю совокупность технических и нетехнических средств обучения: доску и книгу, телевизор и видеомагнитофон, иллюстративный материал и звуковое сопровождение. При этом презентация (как, впрочем, и любой готовый программный продукт) может использоваться в нескольких существенно - различных ситуациях.

   Презентация как фрагмент урока предполагает использование компьютера на одном или нескольких этапах урока. Например, при объяснении нового материала я использую презентации с иллюстративным материалом — рисунки, картины, фотографии, видеоряд, а также опорные схемы и алгоритмы; в других ситуациях — демонстрационные программы, которые позволяют в доступной наглядной форме довести до учащихся теоретические сведения. Следует отметить, что иллюстрации компьютерного альбома выгодно отличаются от того иллюстративного материала, который содержится в учебниках и учебных пособиях, — они часто более продуманны, наглядны и, что самое главное, позволяют, как правило, полностью представить тему.

Уроки, полностью построенные на одной презентации, отличаются тем, что содержат в себе поддержку практически всех этапов урока и должны быть продуманы так, чтобы учитель мог руководить деятельностью учащихся на уроке посредством этой презентации. Такой вариант применения ИКТ является одной из эффективных форм урока-лекции, урока-открытия.

Другое направление — это использование на уроках литературы презентаций-биографий писателей, в том числе подготовленных учащимися.

   Создание презентаций - процесс творческий. При подготовке презентации ученик проводит исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, выбирает из обширного литературного материала наиболее важный и делает выводы, а также проявляет творческий подход к оформлению слайдов. В процессе демонстрации презентации он приобретает опыт публичных выступлений.

Используя Интернет-ресурсы, мои ученики готовят различные доклады, рефераты, занимаются проектной деятельностью. Написание, оформление и представление рефератов, докладов и исследовательских работ повышает уровень активности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование разнообразных форм, методов и инновационных образовательных технологий активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Опыт работы по использованию разнообразных форм, методов  и инновационных образовательных технологий  активизации познавательной деятельности учащихся  на уроках русского языка и литера...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ (презентация)

В данной презентации учитель делится опытом по использованию различных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы....

Современные технологии, формы, приемы в организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Современная школаСовременные технологии, формы, приемы в организации учебной деятельности учащихсяПроблема образования - одна из актуальных и наиболее обсуждаемых в обществе проблем. Уже само словосоч...

«Групповая форма организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО»

laquo;Групповая форма организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО»...