Развитие навыков диалогической в сотрудничестве с Альянс-Франсез
статья по французскому языку (6 класс) на тему

Чумакова Любовь Николаевна

 «Развитие навыков диалогической речи учащихся

в рамках сотрудничества

 с Альянс Франсез

 

Учитель МБОУ ЕСОШ № 1  Чумакова Л,Н,  организовала сотрудничество с Альянс-Франсез г. Ростова-на-Дону для организации общения обучающихся с носителями языка, а также общение учеников со сверстниками франкоговорящих стран  через сайт  http://eurodialogues.francoblog.net/ . Группа учеников имеет сертификаты зарегистрированных участников Мастер-класс и Занятие-практикум. Ученики   Чумаковой Л.Н. принимали участие в конкурсе переводов французской поэзии, организованном Альянс Францез.   В 2011 году прошла краткосрочные курсы на французском языке в Альянс-Францез по теме «Мультимедийные технологии в изучении французского языка». В октябре 2012 года состоялась встреча группы учеников Егорлыкской СОШ№1 и Новороговской СОШ№2 на базе Новороговской СОШ с целью проведения внеклассного мероприятия в форме капустника. (Диалоги, выступления учеников на французском языке, обмен мнениями среди обучающихся двух школ). Встреча с французским поэтом Шеймузом Дактекин в ЮФУ совместно с Альянс Франсез способствовало активизации диологической речи.  

 

 

Имея большой опыт работы учителем французского языка,  считаю, что  невозможно использовать только те методики, которые сложились несколько десятков лет назад и являются общепринятыми. Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем.  Считаю, что  школа должна готовить своих учеников к будущей жизни, когда каждый гражданин нашей страны сможет путешествовать по разным государствам, а некоторым предстоит работать, применяя на практике иностранный язык.          Сейчас важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его умением учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. 
     Современный учитель - это человек, способный к саморазвитию, самосовершенствованию, осознающий необходимость в изучении и внедрении новых технологий, инновационных подходов в преподавании.
Это - учитель, способный создавать благоприятные условия для: - общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка,
- проявления и раскрытия творческого потенциала,
- реализации себя как личности.
    Ребёнок способен быть неравнодушным, когда ему интересно, когда он успешен, пусть даже в малом. Он пойдет за учителем, если тот умеет вести за собой.
Известно: целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию.  Изучение языка и культуры на уроке и во внеурочной работе  обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для   поддержания мотивации обучаемых.
Учителя французского языка знают, что  для родителей современных учеников  приоритетным является английский язык. У меня нет желания соглашаться с таким утверждением. Поэтому в свою работу я вношу инновации, сообразно изменениям в общественной жизни.

    Дети младших классов с удовольствием учат французский язык, но трудность  заключается в том, что в старших классах мотивация постепенно падает, нет применения языка на практике. Появилась необходимость организации общения школьников с носителем языка. Мы, учитель МБОУНСОШ №2  Жильцова Н.В. совместно с учителем МБОУЕСОШ №1 Чумаковой Л.Н. организовали сотрудничество с Альянс-Франсез г. Ростова-на-Дону для организации общения обучающихся с носителями языка, а также общение учеников со сверстниками  стран  франкофонии через сайт  http://eurodialogues.francoblog.net/ . В июне 2010 года ученики участвовали в мастер-классе, проводимом француженкой Клер. Диалоги, игры, песни,  конкурсы привлекли внимание и интерес детей. Получив сертификаты участников и призы, они поняли, что совсем не страшно разговаривать с французами, все понятно и интересно. А главное, появилось желание знать еще больше слов и уметь расспрашивать и рассуждать на иностранном языке.

     В следующий раз ребята участвовали в занятии-практикуме по теме: «права молодежи». Узнав, как молодежь разных стран борется за свои права, познакомившись с Конвенцией о правах ребенка на французском языке, они разучили песню «Samba». Весной 2010 и 2011 годов ученики участвовали в организованном Альянс Францез конкурсе переводов французской поэзии, получив сертификаты участников конкурса. В текущем учебном году запланирована поездка учеников в Альянс Францез с целью знакомства со страноведческим материалом.

18 октября 2012 года на базе МБОУ Новороговской СОШ №2 проведен праздник                                   Soyez le bienvenu, на котором присутствовали ученики дружеской школы Егорлыкской №1. В программе праздника были: беседы за дружеским столом, песни в кругу  дружбы, исполнение учениками обеих школ песен на французском языке Джо Дассена, Мирей Матье, Salvatore Adamo, Ин-Грид, народных песенок, танцев, поэзии французских поэтов.  По окончании праздника ученики Новороговской школы организовали экскурсию по школе для гостей тоже на французском языке.

2 апреля 3013 года  группа учеников Новороговской СОШ №2 и ЕСОШ №1 во главе с учителями французского языка Жильцовой Н.В. и Чумаковой Л.Н. отправились в г. Ростов-на-Дону на литературную встречу с Шеймузом Дагтекин, французским поэтом, курдского происхождения, который приезжал в Ростов в рамках международного фестиваля «Неделя Франкофонии». Этот фестиваль проводится  в конце марта — начале апреля в 68 странах мира.

   Встреча проходила на французском языке. Поэт познакомил присутствующих с основными вехами своей деятельности, со своими убеждениями. В прочитанных автором стихах чувствовалось веяние эпохи. Строки Шеймуза повествуют о борьбе добра со злом, темных сил войны с мирной счастливой жизнью, через всю поэзию проходит она – всепоглощающая любовь, ради которой живет человек на этой земле.

В конце встречи состоялось вручение призов победителям VI конкурса перевода французской поэзии. Наряду со студентами ученики Егорлыкской СОШ№1 и Новороговской СОШ №2 уже третий год принимают участие в состязании на лучший перевод французской поэзии. В этом году участники  переводили 2 произведения Шеймуза Дагтекин. Конкурс  традиционно проводится Педагогическим институтом ЮФУ в партнерстве с Альянс Франсез. Ученики Гулян Марина, Богомазов Александр, Лисица Александра, Бурко Татьяна получили сертификаты участников конкурса. Отрадно, что ученица 7 класса Новороговской школы №2  Карнаух Юлия заняла третье место, получив не только грамоту победителя, но и приз - огромный алый зонт с надписью на французском языке.

Сотрудничество коллективов обучающихся двух школ Егорлыкского района  с носителями языка  позволяет мотивировать учащихся к изучению  французского  языка, учить общаться, преодолевая языковой барьер, развивать креативное мышление

и дает положительные результаты: переход от репродуктивного к коммуникативному  методу совершенствования  знаний французского языка  при помощи современной информационно-коммуникативной технологии, помогает развивать  обучение ученика, повышает его независимость и создаёт ситуацию успеха, и, как следствие, мотивирует общаться на иностранном языке.

Происходит развитие учащихся  в процессе общения на французском языке,  что предполагает формирование у школьников:

- механизма языковой догадки и умения переноса знаний и навыков в новую

  ситуацию;

- языковых, интеллектуальных и познавательных способностей;

- готовность вступать в иноязычное общение и высказывать свое мнение и оценку;

- потребности дальнейшего самообразования в области иностранного языка.

 

    Важную роль в подготовке учеников к общению с носителями языка играет развитие монологической и диалогической речи учащихся. При подготовке к олимпиадам, контрольным работам, экзаменам важно обучить учеников правильно использовать речевые навыки в различных видах высказываний. Для того, чтобы ученики смело высказывали свое мнение, или говорили о каких-либо проблемах с носителями языка, их необходимо постоянно учить высказываться на каждом уроке. Это может быть  речь на основе опоры, пересказ какого-либо текста, или просто беседа о близкой ученику жизненной ситуации.

      Устная речь (говорение) является одним из четырех видов речевой деятельности (наряду со слушанием, чтением и письмом), и рассматривается как основной вид взаимодействия людей в процессе вербального общения.

     Говорение представляет собой форму устного общения, с помощью которой происходит обмен информацией, осуществляемой средствами языка, устанавливаются контакт и взаимопонимание, оказывается воздействие на собеседника в соответствии с коммуникативным намерением говорящего. Устная речь характеризуется наличием сложной мыслительной деятельности с опорой на речевой слух, память, прогнозирование и внимание. Говорение может обладать различной сложностью, начиная от выражения эффективного состояния с помощью простого восклицания, называния предмета, ответа на вопрос и кончая самостоятельным развернутым высказыванием.

Все функции устного общения – информативная, регулятивная, эмоционально-оценочная и этикетная – осуществляются при этом в тесном единстве.

Монологическая речь наряду с диалогической речью являются основными разновидностями устной речи. Монолог – устное или письменное высказывание одного человека. Это значительный по размеру отрезок речи, состоящий из содержательно и структурно связанных между собой высказываний, имеющих смысловую завершенность.

Монологическое высказывание – это особое и сложное умение, которое необходимо специально формировать.

Как известно, монологическая речь имеет следующие коммуникативные функции:

1) Информативную – сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояния.

2) Воздейственную – убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия.

Монолог представляет собой относительно развернутый вид речи, при котором сравнительно мало используется невербальная информация, характерная для диалога. Это активный и произвольный вид речи, для осуществления которого говорящий должен иметь какое-то содержание и уметь построить на его основе высказывание или последовательность высказываний. Кроме того, это организованный вид речи, что означает планируемость и программирование не только отдельного высказывания или предложения, но и всего сообщения. Производительность монологической речи предполагает умение избирательно пользоваться языковыми средствами адекватно коммуникативному намерению, а также некоторыми неязыковыми коммуникативными средствами выражения мысли (жесты, мимика, интонацией).

При обучении монологу ставятся следующие основные методические задачи:

Научить выражать законченную мысль, имеющую коммуникативную направленность.

Научить логически развертывать мысль, пояснять её.

Научить логически рассуждать, сопоставлять, обобщать.

Научить высказываться достаточно нормативно (фонетически и грамматически).

Решение данных задач проходит два этапа:

а) овладение основами монологического высказывания.

б) формирование и совершенствование монологических умений.

     Каждый из нас знает, что  планомерное и систематическое обучение монологической речи начинается уже в начальных классах классе и продолжается на протяжении всех учебных лет. Учебный монолог на начальном этапе обучения представляет собой простое и очень краткое логически построенное высказывание, содержащее один или несколько речевых образцов. Учащиеся должны уметь без предварительной подготовки логично и последовательно высказываться в соответствии с учебной ситуацией, делать устные сообщения по теме, предавать своими словами основное содержание прослушанного или прочитанного в пределах языкового материала. От учащихся требуется умение не только сообщать о фактах, но и выразить свое отношение к изложенному. К особым трудностям овладения связной монологической речью относятся выбор порядка слов в предложении в связном монологическом высказывании, постановка правильного логического ударения во фразах. Но самое главное – это совершенствовать знания и умения.

В старших классах учащиеся имеют дело с монологами-описаниями, монологами-рассказами, монологами-повествованиями, монологами-убеждениями и монологами-рассуждениями.

    Я учитываю  индивидуально-возрастные особенности учащихся старших классов, которые готовятся к сдаче экзаменов, к участию в олимпиадах и к общению со сверстниками. Наблюдаю решительную нерасположенность к заучиванию наизусть, а воспроизведение текстов связано нередко с полным преобразованием информации. У старшеклассника возникает интерес к стране изучаемого языка, ее истории и культуре. Особый интерес здесь вызывает проблематика нравственных ценностей человеческих отношений, таких тем и текстов, которые позволяли бы сопоставлять разные точки зрения, альтернативные подходы, высказывать собственные суждения, спорить и дискутировать.

    Трудности обучения говорению сводятся к тому, что учащиеся часто не знают, о чем говорить, что говорить и как говорить. Первая и вторая трудности легко решаются, если к учебному процессу привлекаются визуальные (текст, картина, серии рисунков, диафильмы, таблицы), аудиовизуальные средства (звуковое кино, телевидение, компьютер) и комплексное использование источников этих двух групп в самых разнообразных сочетаниях.

     Для того чтобы заинтересовать учащихся, пробудить их мотивацию к монологическому высказыванию, задания  по формированию монологического высказывания стараюсь предлагать  разнообразные, интересные, увлекательные. В педагогической работе используются различные упражнения по формированию монологической речи. Необходимо, чтобы ребята были не только слушателями, но и сами принимали активное участие в работе по развитию монологической речи.

    Опыт показывает, что говорить дети хотят тогда, когда изображенная ситуация либо не очень очевидна, либо содержит какую-то проблему, либо будит фантазию ребенка и позволяет делать гипотезы – т.е. оставляет место для размышления или домысливания. К числу положительных моментов относится также возможность и даже необходимость максимального использования учениками уже имеющихся знаний и навыков. Использование проблемных наглядных изображений весьма плодотворно, так как дает возможность решать в комплексе коммуникативные задачи: одна и та же картинка позволяет констатировать, информировать, описывать, характеризовать, рассказывать, аргументировать, обмениваться мнениями. Кроме того, она служит поводом, отправной точкой для последующего разговора по поднятой проблеме. В качестве подобных материалов могут быть использованы рисунки, фотографии, комиксы, картины, карты, рекламы, афиши, обложки книг. Хочу привести пример урока-проекта в старших классах.

В 9 классе при изучении темы «Искусство» ученики готовились к проекту «Я посещаю музей». Каждый ученик в Интернете выбрал картину французского художника-импрессиониста, а я им помогала  подготовить монологическое высказывание по теме.

Я  раздавала  карточки с вопросами, а также с модельными фразами  для примерных ответов.

    Получив карточку, ученик описывал выбранную картину, используя полученные типовые обороты или фразы. Описание фактически является ответами на специальные вопросы типа «comment», «qui», «quoi», «combien», «quand», «pourquoi».

При описании  использовались типовые фразы и обороты, например:

Ce tableau montre /… represente/

C'est sans doute… parce que… Sur ce tableau on voit… / il у а…

Au premier plan / au deuxiиme plan / а l’arriere-plan…

Sur la gauche / sur la droite / au centre du tableau…

En haut а droite / en bas а gauche / sous le / au-dessus de / au-dessous de / pres de / entre / dans le coin superieur а droite / dans le coin inferieur а gauche/en gros plan

Si vous n’etes pas sur, vous dites:

On dirait / Il me semble que / Ce doit etre / C’est probablement… / Peut-etre… parce que

Затем ученики высказывали свое мнение по поводу отраженной на картине проблемы с помощью полученных модельных фраз (МФ).

Pour moi cette image illustre… Selon moi l'auteur evoque…
A mon avis cette image / l'auteur attire l'attention sur / rappelle / fait reflechir а / sur le theme de / fait penser а / critique / suggere / veut montrer

В конце высказываний ученики сами учились оценивать картину тоже с помощью МФ :

Je trouve cette image reussie / interessante / forte / frappante / parlante / claire / etrange / curieuse / difficile а comprendre /amusante / tragique. Je ne comprends pas tres bien cette image. Cette image me plait parce que… / ne me plait pas (du tout) car… / me fait peur… / m'amuse /me touche.

      Кроме этого  учеников всех классов я учу пересказу текстов.

 В процессе подготовки к пересказу обогащается словарь, вырабатываются навыки уточнения темы, определения основной мысли, выделения составных частей, усваиваются приемы подготовки к устным высказываниям - составление плана и рабочих материалов.

Простейшей разновидностью пересказа является пересказ, близкий к тексту - подробный. Цель подробного пересказа - закрепить в памяти содержание прочитанного, усвоить последовательность изложения событий (или логику описания). Однако, пересказывая текст, я стремлюсь учить детей вносить элементы творчества - приближать пересказ к естественной речи, к рассказыванию, использовать для этого интонацию, мимику, жест. Очень полезны разнообразные задания, усложняющие подготовку пересказа введением других элементов творчества. В зависимости от характера такого задания принято различать виды пересказа: выборочный пересказ, пересказ с заменой лица рассказчика, пересказ с заменой диалога повествованием, сжатый пересказ, пересказ с элементами рассуждения, пересказ с вымышленным продолжением. В учебниках даются разные виды заданий, но я сама выбираю задания для определенных классов и дифференцированно для разных учеников.

       Пересказ с заменой лица рассказчика требует использовать знания грамматики, но не ограничивается этим требованием. Заменяя 1-е лицо 3-м, дети вынуждены вносить и другие изменения в текст. Так, в некоторых случаях приходится дополнять пересказ, основываясь на выражении героем его внутреннего состояния, в других случаях - обращения заменять безличными конструкциями. Большого внимания требует согласование форм 3-го лица с зависимыми словами в роде. Кроме того, следует продумать, какими синонимами возможно заменять местоимения 3-го лица (он, она, они) по ходу пересказа. Конечно, основным словом, заменяющим в речи местоимение, будет имя героя (героини). Но одного слова недостаточно, поэтому надо перечитать еще раз текст и, пользуясь сведениями о герое, подобрать слова и словосочетания, которыми можно будет заменять имя героя и местоимение 3-го лица.

Пересказ с заменой диалога повествованием требует использования умения перестраивать прямую речь в косвенную. Основная задача при замене диалога монологом - сохранить разговорный стиль последнего, передать живые интонации.

Пересказ с элементами рассуждения. Этот вид пересказа, обычно для старшеклассников, вырабатывает умение обосновывать конкретную мысль, высказанную автором или героем. При подготовке пересказа в одной из частей текста выделяется какая-то мысль и дается задание - ответить на вопрос, почему герой принял именно такое решение, подтвердить фактами, конкретными примерами естественность данного поступка для этого героя. Эта часть, включенная в пересказ, и будет элементом рассуждения, а именно доказательством одного из утверждений автора. Усложняя задание, можно включать в пересказ не один, а несколько таких элементов.

     Пересказ с вымышленным продолжением требует творческих дополнений, основанных на личном жизненном опыте учащихся и знаниях, полученных из книг, телепередач, спектаклей и т.п. Продолжение может быть самым разнообразным, но при этом я требую учеников  соблюдать одно условие: продолжение должно быть логическим развитием поставленной проблемы или судьбы героя.

 

Выводы:

Внеурочная работа, сотрудничество с Альянс Франсез,  способствует  повышению мотивации учащихся, формированию коммуникативной компетенции, развитию монологической речи учащихся,  преодолению психологического барьера на пути к использованию французского языка, как средства общения. Осуществляются воспитательные задачи через систему личного отношения к постигаемой культуре языка. У учащихся формируется  оценочно-эмоциональное отношение к миру, понимание   важности   изучения   иностранного   языка   и   потребности пользоваться им как средством общения.

Результат моей деятельности:

Рост профессионального мастерства учителя.

 Развитие коммуникативных  способностей учащихся, повышение уровня учебных достижений обучающихся. Увеличение количества призеров районной олимпиады по французскому языку, привитие любви к французскому языку.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diolog.docx29.52 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие навыков диалогической речи учащихся

в рамках сотрудничества

 с Альянс Франсез

Учитель МБОУ ЕСОШ № 1  Чумакова Л,Н,  организовала сотрудничество с Альянс-Франсез г. Ростова-на-Дону для организации общения обучающихся с носителями языка, а также общение учеников со сверстниками франкоговорящих стран  через сайт  http://eurodialogues.francoblog.net/ . Группа учеников имеет сертификаты зарегистрированных участников Мастер-класс и Занятие-практикум. Ученики   Чумаковой Л.Н. принимали участие в конкурсе переводов французской поэзии, организованном Альянс Францез.   В 2011 году прошла краткосрочные курсы на французском языке в Альянс-Францез по теме «Мультимедийные технологии в изучении французского языка». В октябре 2012 года состоялась встреча группы учеников Егорлыкской СОШ№1 и Новороговской СОШ№2 на базе Новороговской СОШ с целью проведения внеклассного мероприятия в форме капустника. (Диалоги, выступления учеников на французском языке, обмен мнениями среди обучающихся двух школ). Встреча с французским поэтом Шеймузом Дактекин в ЮФУ совместно с Альянс Франсез способствовало активизации диологической речи.  

Имея большой опыт работы учителем французского языка,  считаю, что  невозможно использовать только те методики, которые сложились несколько десятков лет назад и являются общепринятыми. Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем.  Считаю, что  школа должна готовить своих учеников к будущей жизни, когда каждый гражданин нашей страны сможет путешествовать по разным государствам, а некоторым предстоит работать, применяя на практике иностранный язык.          Сейчас важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его умением учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. 
    Современный учитель - это человек, способный к саморазвитию, самосовершенствованию, осознающий необходимость в изучении и внедрении новых технологий, инновационных подходов в преподавании.
Это - учитель, способный создавать благоприятные условия для: - общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка,
- проявления и раскрытия творческого потенциала,
- реализации себя как личности.
   Ребёнок способен быть неравнодушным, когда ему интересно, когда он успешен, пусть даже в малом. Он пойдет за учителем, если тот умеет вести за собой.
Известно: целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию.  Изучение языка и культуры на уроке и во внеурочной работе  обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для   поддержания мотивации обучаемых.
Учителя французского языка знают, что  для родителей современных учеников  приоритетным является английский язык. У меня нет желания соглашаться с таким утверждением. Поэтому в свою работу я вношу инновации, сообразно изменениям в общественной жизни.

    Дети младших классов с удовольствием учат французский язык, но трудность  заключается в том, что в старших классах мотивация постепенно падает, нет применения языка на практике. Появилась необходимость организации общения школьников с носителем языка. Мы, учитель МБОУНСОШ №2  Жильцова Н.В. совместно с учителем МБОУЕСОШ №1 Чумаковой Л.Н. организовали сотрудничество с Альянс-Франсез г. Ростова-на-Дону для организации общения обучающихся с носителями языка, а также общение учеников со сверстниками  стран  франкофонии через сайт  http://eurodialogues.francoblog.net/ . В июне 2010 года ученики участвовали в мастер-классе, проводимом француженкой Клер. Диалоги, игры, песни,  конкурсы привлекли внимание и интерес детей. Получив сертификаты участников и призы, они поняли, что совсем не страшно разговаривать с французами, все понятно и интересно. А главное, появилось желание знать еще больше слов и уметь расспрашивать и рассуждать на иностранном языке.

     В следующий раз ребята участвовали в занятии-практикуме по теме: «права молодежи». Узнав, как молодежь разных стран борется за свои права, познакомившись с Конвенцией о правах ребенка на французском языке, они разучили песню «Samba». Весной 2010 и 2011 годов ученики участвовали в организованном Альянс Францез конкурсе переводов французской поэзии, получив сертификаты участников конкурса. В текущем учебном году запланирована поездка учеников в Альянс Францез с целью знакомства со страноведческим материалом.

18 октября 2012 года на базе МБОУ Новороговской СОШ №2 проведен праздник                                   Soyez le bienvenu, на котором присутствовали ученики дружеской школы Егорлыкской №1. В программе праздника были: беседы за дружеским столом, песни в кругу  дружбы, исполнение учениками обеих школ песен на французском языке Джо Дассена, Мирей Матье, Salvatore Adamo, Ин-Грид, народных песенок, танцев, поэзии французских поэтов.  По окончании праздника ученики Новороговской школы организовали экскурсию по школе для гостей тоже на французском языке.

2 апреля 3013 года  группа учеников Новороговской СОШ №2 и ЕСОШ №1 во главе с учителями французского языка Жильцовой Н.В. и Чумаковой Л.Н. отправились в г. Ростов-на-Дону на литературную встречу с Шеймузом Дагтекин, французским поэтом, курдского происхождения, который приезжал в Ростов в рамках международного фестиваля «Неделя Франкофонии». Этот фестиваль проводится  в конце марта — начале апреля в 68 странах мира.

   Встреча проходила на французском языке. Поэт познакомил присутствующих с основными вехами своей деятельности, со своими убеждениями. В прочитанных автором стихах чувствовалось веяние эпохи. Строки Шеймуза повествуют о борьбе добра со злом, темных сил войны с мирной счастливой жизнью, через всю поэзию проходит она – всепоглощающая любовь, ради которой живет человек на этой земле.

В конце встречи состоялось вручение призов победителям VI конкурса перевода французской поэзии. Наряду со студентами ученики Егорлыкской СОШ№1 и Новороговской СОШ №2 уже третий год принимают участие в состязании на лучший перевод французской поэзии. В этом году участники  переводили 2 произведения Шеймуза Дагтекин. Конкурс  традиционно проводится Педагогическим институтом ЮФУ в партнерстве с Альянс Франсез. Ученики Гулян Марина, Богомазов Александр, Лисица Александра, Бурко Татьяна получили сертификаты участников конкурса. Отрадно, что ученица 7 класса Новороговской школы №2  Карнаух Юлия заняла третье место, получив не только грамоту победителя, но и приз - огромный алый зонт с надписью на французском языке.

Сотрудничество коллективов обучающихся двух школ Егорлыкского района  с носителями языка  позволяет мотивировать учащихся к изучению  французского  языка, учить общаться, преодолевая языковой барьер, развивать креативное мышление

и дает положительные результаты: переход от репродуктивного к коммуникативному  методу совершенствования  знаний французского языка  при помощи современной информационно-коммуникативной технологии, помогает развивать  обучение ученика, повышает его независимость и создаёт ситуацию успеха, и, как следствие, мотивирует общаться на иностранном языке.

Происходит развитие учащихся  в процессе общения на французском языке,  что предполагает формирование у школьников:

- механизма языковой догадки и умения переноса знаний и навыков в новую

  ситуацию;

- языковых, интеллектуальных и познавательных способностей;

- готовность вступать в иноязычное общение и высказывать свое мнение и оценку;

- потребности дальнейшего самообразования в области иностранного языка.

    Важную роль в подготовке учеников к общению с носителями языка играет развитие монологической и диалогической речи учащихся. При подготовке к олимпиадам, контрольным работам, экзаменам важно обучить учеников правильно использовать речевые навыки в различных видах высказываний. Для того, чтобы ученики смело высказывали свое мнение, или говорили о каких-либо проблемах с носителями языка, их необходимо постоянно учить высказываться на каждом уроке. Это может быть  речь на основе опоры, пересказ какого-либо текста, или просто беседа о близкой ученику жизненной ситуации.

      Устная речь (говорение) является одним из четырех видов речевой деятельности (наряду со слушанием, чтением и письмом), и рассматривается как основной вид взаимодействия людей в процессе вербального общения.

     Говорение представляет собой форму устного общения, с помощью которой происходит обмен информацией, осуществляемой средствами языка, устанавливаются контакт и взаимопонимание, оказывается воздействие на собеседника в соответствии с коммуникативным намерением говорящего. Устная речь характеризуется наличием сложной мыслительной деятельности с опорой на речевой слух, память, прогнозирование и внимание. Говорение может обладать различной сложностью, начиная от выражения эффективного состояния с помощью простого восклицания, называния предмета, ответа на вопрос и кончая самостоятельным развернутым высказыванием.

Все функции устного общения – информативная, регулятивная, эмоционально-оценочная и этикетная – осуществляются при этом в тесном единстве.

Монологическая речь наряду с диалогической речью являются основными разновидностями устной речи. Монолог – устное или письменное высказывание одного человека. Это значительный по размеру отрезок речи, состоящий из содержательно и структурно связанных между собой высказываний, имеющих смысловую завершенность.

Монологическое высказывание – это особое и сложное умение, которое необходимо специально формировать.

Как известно, монологическая речь имеет следующие коммуникативные функции:

1) Информативную – сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояния.

2) Воздейственную – убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия.

Монолог представляет собой относительно развернутый вид речи, при котором сравнительно мало используется невербальная информация, характерная для диалога. Это активный и произвольный вид речи, для осуществления которого говорящий должен иметь какое-то содержание и уметь построить на его основе высказывание или последовательность высказываний. Кроме того, это организованный вид речи, что означает планируемость и программирование не только отдельного высказывания или предложения, но и всего сообщения. Производительность монологической речи предполагает умение избирательно пользоваться языковыми средствами адекватно коммуникативному намерению, а также некоторыми неязыковыми коммуникативными средствами выражения мысли (жесты, мимика, интонацией).

При обучении монологу ставятся следующие основные методические задачи:

Научить выражать законченную мысль, имеющую коммуникативную направленность.

Научить логически развертывать мысль, пояснять её.

Научить логически рассуждать, сопоставлять, обобщать.

Научить высказываться достаточно нормативно (фонетически и грамматически).

Решение данных задач проходит два этапа:

а) овладение основами монологического высказывания.

б) формирование и совершенствование монологических умений.

     Каждый из нас знает, что  планомерное и систематическое обучение монологической речи начинается уже в начальных классах классе и продолжается на протяжении всех учебных лет. Учебный монолог на начальном этапе обучения представляет собой простое и очень краткое логически построенное высказывание, содержащее один или несколько речевых образцов. Учащиеся должны уметь без предварительной подготовки логично и последовательно высказываться в соответствии с учебной ситуацией, делать устные сообщения по теме, предавать своими словами основное содержание прослушанного или прочитанного в пределах языкового материала. От учащихся требуется умение не только сообщать о фактах, но и выразить свое отношение к изложенному. К особым трудностям овладения связной монологической речью относятся выбор порядка слов в предложении в связном монологическом высказывании, постановка правильного логического ударения во фразах. Но самое главное – это совершенствовать знания и умения.

В старших классах учащиеся имеют дело с монологами-описаниями, монологами-рассказами, монологами-повествованиями, монологами-убеждениями и монологами-рассуждениями.

    Я учитываю  индивидуально-возрастные особенности учащихся старших классов, которые готовятся к сдаче экзаменов, к участию в олимпиадах и к общению со сверстниками. Наблюдаю решительную нерасположенность к заучиванию наизусть, а воспроизведение текстов связано нередко с полным преобразованием информации. У старшеклассника возникает интерес к стране изучаемого языка, ее истории и культуре. Особый интерес здесь вызывает проблематика нравственных ценностей человеческих отношений, таких тем и текстов, которые позволяли бы сопоставлять разные точки зрения, альтернативные подходы, высказывать собственные суждения, спорить и дискутировать.

    Трудности обучения говорению сводятся к тому, что учащиеся часто не знают, о чем говорить, что говорить и как говорить. Первая и вторая трудности легко решаются, если к учебному процессу привлекаются визуальные (текст, картина, серии рисунков, диафильмы, таблицы), аудиовизуальные средства (звуковое кино, телевидение, компьютер) и комплексное использование источников этих двух групп в самых разнообразных сочетаниях.

     Для того чтобы заинтересовать учащихся, пробудить их мотивацию к монологическому высказыванию, задания  по формированию монологического высказывания стараюсь предлагать  разнообразные, интересные, увлекательные. В педагогической работе используются различные упражнения по формированию монологической речи. Необходимо, чтобы ребята были не только слушателями, но и сами принимали активное участие в работе по развитию монологической речи.

    Опыт показывает, что говорить дети хотят тогда, когда изображенная ситуация либо не очень очевидна, либо содержит какую-то проблему, либо будит фантазию ребенка и позволяет делать гипотезы – т.е. оставляет место для размышления или домысливания. К числу положительных моментов относится также возможность и даже необходимость максимального использования учениками уже имеющихся знаний и навыков. Использование проблемных наглядных изображений весьма плодотворно, так как дает возможность решать в комплексе коммуникативные задачи: одна и та же картинка позволяет констатировать, информировать, описывать, характеризовать, рассказывать, аргументировать, обмениваться мнениями. Кроме того, она служит поводом, отправной точкой для последующего разговора по поднятой проблеме. В качестве подобных материалов могут быть использованы рисунки, фотографии, комиксы, картины, карты, рекламы, афиши, обложки книг. Хочу привести пример урока-проекта в старших классах.

В 9 классе при изучении темы «Искусство» ученики готовились к проекту «Я посещаю музей». Каждый ученик в Интернете выбрал картину французского художника-импрессиониста, а я им помогала  подготовить монологическое высказывание по теме.

Я  раздавала  карточки с вопросами, а также с модельными фразами  для примерных ответов.

    Получив карточку, ученик описывал выбранную картину, используя полученные типовые обороты или фразы. Описание фактически является ответами на специальные вопросы типа «comment», «qui», «quoi», «combien», «quand», «pourquoi».

При описании  использовались типовые фразы и обороты, например:

Ce tableau montre /… represente/

C'est sans doute… parce que… Sur ce tableau on voit… / il у а…

Au premier plan / au deuxiиme plan / а l’arriere-plan…

Sur la gauche / sur la droite / au centre du tableau…

En haut а droite / en bas а gauche / sous le / au-dessus de / au-dessous de / pres de / entre / dans le coin superieur а droite / dans le coin inferieur а gauche/en gros plan

Si vous n’etes pas sur, vous dites:

On dirait / Il me semble que / Ce doit etre / C’est probablement… / Peut-etre… parce que

Затем ученики высказывали свое мнение по поводу отраженной на картине проблемы с помощью полученных модельных фраз (МФ).

Pour moi cette image illustre… Selon moi l'auteur evoque…
A mon avis cette image / l'auteur attire l'attention sur / rappelle / fait reflechir а / sur le theme de / fait penser а / critique / suggere / veut montrer

В конце высказываний ученики сами учились оценивать картину тоже с помощью МФ :

Je trouve cette image reussie / interessante / forte / frappante / parlante / claire / etrange / curieuse / difficile а comprendre /amusante / tragique. Je ne comprends pas tres bien cette image. Cette image me plait parce que… / ne me plait pas (du tout) car… / me fait peur… / m'amuse /me touche.

      Кроме этого  учеников всех классов я учу пересказу текстов.

 В процессе подготовки к пересказу обогащается словарь, вырабатываются навыки уточнения темы, определения основной мысли, выделения составных частей, усваиваются приемы подготовки к устным высказываниям - составление плана и рабочих материалов.

Простейшей разновидностью пересказа является пересказ, близкий к тексту - подробный. Цель подробного пересказа - закрепить в памяти содержание прочитанного, усвоить последовательность изложения событий (или логику описания). Однако, пересказывая текст, я стремлюсь учить детей вносить элементы творчества - приближать пересказ к естественной речи, к рассказыванию, использовать для этого интонацию, мимику, жест. Очень полезны разнообразные задания, усложняющие подготовку пересказа введением других элементов творчества. В зависимости от характера такого задания принято различать виды пересказа: выборочный пересказ, пересказ с заменой лица рассказчика, пересказ с заменой диалога повествованием, сжатый пересказ, пересказ с элементами рассуждения, пересказ с вымышленным продолжением. В учебниках даются разные виды заданий, но я сама выбираю задания для определенных классов и дифференцированно для разных учеников.

       Пересказ с заменой лица рассказчика требует использовать знания грамматики, но не ограничивается этим требованием. Заменяя 1-е лицо 3-м, дети вынуждены вносить и другие изменения в текст. Так, в некоторых случаях приходится дополнять пересказ, основываясь на выражении героем его внутреннего состояния, в других случаях - обращения заменять безличными конструкциями. Большого внимания требует согласование форм 3-го лица с зависимыми словами в роде. Кроме того, следует продумать, какими синонимами возможно заменять местоимения 3-го лица (он, она, они) по ходу пересказа. Конечно, основным словом, заменяющим в речи местоимение, будет имя героя (героини). Но одного слова недостаточно, поэтому надо перечитать еще раз текст и, пользуясь сведениями о герое, подобрать слова и словосочетания, которыми можно будет заменять имя героя и местоимение 3-го лица.

Пересказ с заменой диалога повествованием требует использования умения перестраивать прямую речь в косвенную. Основная задача при замене диалога монологом - сохранить разговорный стиль последнего, передать живые интонации.

Пересказ с элементами рассуждения. Этот вид пересказа, обычно для старшеклассников, вырабатывает умение обосновывать конкретную мысль, высказанную автором или героем. При подготовке пересказа в одной из частей текста выделяется какая-то мысль и дается задание - ответить на вопрос, почему герой принял именно такое решение, подтвердить фактами, конкретными примерами естественность данного поступка для этого героя. Эта часть, включенная в пересказ, и будет элементом рассуждения, а именно доказательством одного из утверждений автора. Усложняя задание, можно включать в пересказ не один, а несколько таких элементов.

     Пересказ с вымышленным продолжением требует творческих дополнений, основанных на личном жизненном опыте учащихся и знаниях, полученных из книг, телепередач, спектаклей и т.п. Продолжение может быть самым разнообразным, но при этом я требую учеников  соблюдать одно условие: продолжение должно быть логическим развитием поставленной проблемы или судьбы героя.

Выводы:

Внеурочная работа, сотрудничество с Альянс Франсез,  способствует  повышению мотивации учащихся, формированию коммуникативной компетенции, развитию монологической речи учащихся,  преодолению психологического барьера на пути к использованию французского языка, как средства общения. Осуществляются воспитательные задачи через систему личного отношения к постигаемой культуре языка. У учащихся формируется  оценочно-эмоциональное отношение к миру, понимание   важности   изучения   иностранного   языка   и   потребности пользоваться им как средством общения.

Результат моей деятельности:

Рост профессионального мастерства учителя.

 Развитие коммуникативных  способностей учащихся, повышение уровня учебных достижений обучающихся. Увеличение количества призеров районной олимпиады по французскому языку, привитие любви к французскому языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыка диалогической речи по теме: « Америка. Вашингтон – столица США».

Методическая разработка урока, посвящённому повторению фактического материала по теме "Америка", а также изучению нового о столице США....

Презентация к методической разработке урока английского языка Развитие навыка диалогической речи по теме: « Америка. Вашингтон – столица США».

Презентация содержит иллюстративный материал к уроку, фонетическую зарядку и упражнение на лексику....

Развитие навыков диалогической в сотрудничестве с Альянс-Франсез

Результативность положительная видна была при встрече с французским поэтом Шеймузом Дагтекин 2апреля 2013 года в ЮФУ в г.Ростове совместно с Альянс-Франсез....

Мастер класс «Формирование и развитие навыков диалогической речи». 2014-2015 учебный год.

На современном этапе делаются успешные попытки по формированию и развитию навыков диалогической речи через внедрение ФГОС.  Подтверждением этого служит учебник «Английский в фокусе». На средней с...

Формирование коммуникативных УУД посредством развития навыков диалогической речи

Доклад  на школьное МО учителей английского языка "Лицея № 36" Пешохиной О.В....