Формирование духовно-нравственной личности школьника средствами предмета «Иностранный язык».
статья по французскому языку по теме

Белозерцева Марина Прокопьевна

В работе представлен опыт работы учителей иностранных языков в школе №54 по духовно-нравственному воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_dukhovno.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование духовно-нравственной личности школьника средствами

предмета «Иностранный язык».

На протяжении нескольких лет целью МБОУ СОШ №54 «Воскресение» г.о. Самара является организация образовательного процесса, ориентированного на обеспечение высококачественного образования, укрепление здоровья учащихся, формирование духовно-нравственной личности школьника в условиях интеграции светской и православной культуры.

Приобщение детей к истокам русской духовности, к национальной культуре, её традициям невозможно без включения учащихся в диалог культур. Перед учителями кафедры стоит задача - дать детям представление о национальной российской духовной культуре со всеми её многовековыми традициями, воспитать патриота и гражданина, глубоко знающего культуру, традиции, историю своего Отечества, осознающего собственную ответственность за его будущее.

Мы считаем, что важно не только погружать ребенка в иностранную культуру, но и давать расширенные познания в области своей российской культуры. Только когда ребенок поймет, примет культуру своего народа, он познает и оценит культуру других стран.

Несколько лет учителя - исследователи работали над выделением содержательного ядра национального компонента в базовых программах, что позволило провести линии интеграции внутри предмета, между предметами и блоком основного и дополнительного образования.

В работе учителей кафедры иностранных языков на уроках присутствуют все 3 компонента содержательного ядра: духовно - нравственный, этнический и мировой культурный компонент.

Из духовно-нравственного компонента учителя используют следующие направления:

-православный календарь;

 -персоналии (жития святых);

-русская православная архитектура;

 -православное краеведение;

 -православная кулинария;

из мирового культурного компонента следующие направления:    

-язык как средство межкультурного общения;

-культура речевого общения на иностранном языке;

-страноведение на иностранном языке

-краеведение на иностранном языке;

-мировая художественная культура;

-христианство и религии мира;

-персоналии;

-игры народов мира;

из этнического компонента следующие направления:

-народный календарь;

-русские народные праздники;


-персоналии;

-русская символика;

-краеведение.

На уроках иностранного языка большое внимание уделяется не только изучению своего Отечества, но и малой родины. Дети знакомятся с природно-климатическими особенностями нашей области, её городами, историческими достопримечательностями, подвижниками Самарской земли, памятниками старины, в том числе культовыми. Учителями кафедры накоплен богатый учебно-дидактический материал по краеведению на 3 языках, который содержит тематические тексты:

-Самарская область;

-Самарская Лука и Жигули;

-Путешествие по Волге;

-Из истории Самары;

-Самара;

с системой упражнений.

Учащиеся также выполняют творческие проекты, готовят материалы на иностранных языках по темам: «Заповедник «Самарская Лука», «Театры и музеи Самары», «Площади и памятники Самары» и др.

Данные направления находят свое логическое продолжение во внеклассной деятельности учащихся. С целью формирования первичных навыков научно-исследовательской деятельности учащихся в школе организована работа детского научного общества. Учащиеся принимают участие, занимая призовые места в Кирилло-Мефодиевских чтениях, Иоанновских чтениях, научно-творческих конференциях. Учащиеся под руководством педагогов готовят и защищают рефераты и проектные работы по краеведческой и православной тематике;

-Семейный альбом Николая II;

-Кирилл и Мефодий;

-Самарская Лука и Жигули;

-Марина Цветаева;

-Русская православная церковь в Самаре;

 -Мост Александра III в Париже;

-Православие во Франции;

-Архитектура православных храмов;

–Рождество Христово;

-Православные церкви, храмы и соборы города Самара; -А.С. Пушкин;

 -Художники на Волге;

 -Сотрудничество Самары и Франции;

 -Иверский монастырь и др.

Поскольку при школе действует домовая церковь в честь царственных мучеников, учащиеся разработали культурологическую экскурсию на французском языке, освещающую жизнь и деятельность царя Николая II и его царственной семьи.


Традиционным стало проведение недели иностранного языка в школе. Учащиеся с удовольствием участвуют в праздновании Рождества. Внеклассные мероприятия проходят в форме утренников, викторин, конкурсов, защиты проектов, виртуальных экскурсий, театральных постановок.

Иностранный язык является уникальным учебным предметом, так как он обладает большим воспитательным потенциалом и помогает воспитывать в школьниках такие качества как патриотизм, умение оценивать своеобразие своей культуры в контексте мировой культуры, толерантность, трудолюбие, активную жизненную позицию и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственных качеств личности школьников на уроках немецкого языка в условиях внедрения ФГОС.

Духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших направлений современного российского  образования в условиях внедрения ФГОС. Оно связано с получением необходимого для каждого культурн...