Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся при изучении иностранного языка
методическая разработка (французский язык) по теме

Чумакова Татьяна Михайловна

В современном образовательном процессе проектно-исследовательская деятельность получила широкое распространение, в том числе при изучении иностранного языка. Она выступает в роли личностно-ориентированной педагогической технологии, в частности реализующей обучение в сотрудничестве, создающая условия для овладения обучающимися системой поисково-исследовательской деятельности, раскрытия и реализации их творческого потенциала.В современном образовательном процессе проектно-исследовательская деятельность получила широкое распространение, в том числе при изучении иностранного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся при изучении иностранного языка.

Т.М. Чумакова,

учитель французского языка

МОУ «СОШ № 22» г. Кургана.

В современном образовательном процессе проектно-исследовательская деятельность получила широкое распространение, в том числе при изучении иностранного языка. Она выступает в роли личностно-ориентированной педагогической технологии, в частности реализующей обучение в сотрудничестве, создающая условия для овладения обучающимися системой поисково-исследовательской деятельности, раскрытия и реализации их творческого потенциала.

Популярность и перспективность данной технологии как среди обучающихся, так и среди педагогов иностранного языка (далее ИЯ) объясняется прежде всего тем, что проектное задание непосредственно связывает процесс овладения определенным предметным знанием с реальным его использованием. Комплексный, интегративный характер проектной работы позволяет ученику выстраивать единую картину мира, собирая воедино, имеющийся у него «багаж» по исследуемому вопросу. Это означает, что осваиваемые в учебном процессе знания, навыки и умения перестают быть ничейными, разрозненными, они органично присваиваются обучающимися. Ориентация на создание  проекта, как образовательного продукта, делает процесс овладения предметным знанием личностно значимым и мотивированным для ребёнка.

Использование проектной технологии в обучении ИЯ в новой образовательной парадигме становится процессом самостоятельного автономного овладения системой учебно-познавательной деятельности, что позволяет не только её актуализировать, но и активизировать обучающегося как её субъекта, реализовать его личностный потенциал. Это обеспечивает по-настоящему продуктивный характер как учебной деятельности, так и в целом образовательного процесса, создаёт условия для развития креативной личности ребёнка, способствует её саморазвитию и реализации личностной «я-концепции», а также формированию стратегии взаимодействия, основанной на диалогических коммуникациях.

В последнее время, как отмечает Е.С. Полат, «метод проектов становится не просто популярным в нашей стране, но и модным», что приводит к тому, что на практике он не всегда правильно используется или подменяется какими-либо другими видами работы, которые принимаются за проектную технологию. Е.С. Полат дает следующее определение проекта как метода и как педагогической технологии: «В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления…Это технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути».

Описываемый метод предполагает решение какой-то проблемы, с одной стороны, с использованием разнообразных методов, средств обучения, а с другой — с интегрированием знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполняемых проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», то есть если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению.

Существуют основные требования к использованию метода проектов, которые можно считать общедидактическими.

1.        Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме: «Роль французского языка в  развитии мировой цивилизации».

2.        Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад о демографическом состоянии  Парижа, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; например, на тему охрана природы в России и Франции.)

3.        Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся.

4.        Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов)

5.        Использование исследовательских методов. Определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование метода «мозгового штурма», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров и др.).

В процессе изучения ИЯ метод проектов является комплексным видом учебной деятельности, он интегрирует различные виды иноязычного речевого общения в целях решения определенных конструктивно-практических, информационных, исследовательских, сценарных и других проблемных и творческих задач. Они могут быть ориентированы на создание обучающимися различных видов «продуктов», диапазон которых может варьироваться от детских иллюстраций и подписей под картинками до исследования реальных культурно-исторических проблем и конкретных социальных исследований, написания сценария собственного фильма, подготовки к изданию, например, буклета о школе и т.п. Это происходит в аутентичной ситуации образовательной или социально-культурной деятельности, в результате чего обучающийся оказывается в ситуации реального использования ИЯ, способствует осознанию целей и возможностей его изучения в собственной деятельности и превращает данный процесс в творческий, исследовательский.

Следует отметить, что в самостоятельной работе по изучению ИЯ метод проектов не является каким-то исключительным, претендующим на то, чтобы вытеснить другие методы и виды учебной деятельности. Не следует также относить проектную технологию к более старшей возрастной группе обучающихся. Рассматриваемый метод может эффективно использоваться на различных этапах/уровнях обучения, дополняя любые другие технологии и методы в условиях вариативности обучения ИЯ. Важным является общий контекст используемых технологий, который должен обеспечить личностное развитие ученика и продуктивный характер его самостоятельной учебной деятельности.

По характеру конечного продукта можно выделить следующие виды проектов в области обучения ИЯ:

1.        Конструктивно-практические проекты — например, коллаж, дневник наблюдений, придумывание игры и ее описание, что  нравится обучающимся начальной  школы.

2.        Игровые — ролевые проекты —  например, разыгрывание игры, драматизация или сочинение собственной пьесы. Конкурс на лучшую драматизацию можно провести во время проведения «Недели Иностранного языка».

3.         Информационные и исследовательские проекты — например, «Французский язык и его использование как языка международного общения», «Изучение какого-либо региона Франции», «Знакомство с достопримечательностями Франции», «Создание генеалогического дерева семьи», «Исследование окружающей среды Кургана».

3.        Проекты конкретного социологического обследования — например, «Влияние французской  культуры на образ жизни в моей стране», «Отношение иностранцев к моей стране», «Использование французского языка в моей стране, в моем городе», «Изучение традиций французского народа», «Что такое благотворительность?», «Наркотики – это яд», «Каким я вижу своё будущее», «Что значит для меня быть счастливым?».

4.        Издательские проекты — например, «Портрет моего класса», «Радиопрограмма», «Школьная стенная газета».

5.        Сценарные проекты — например, «Организация клуба встреч», «Вечер французского языка и культуры», «Ток-шоу».

6.        Творческие работы — например, свободное литературное сочинение (сказка, рассказ, комикс и др.), литературный перевод произведения на родной язык.

Указанные виды проектов по своему предметному содержанию могут быть выполнены как собственно в области изучения иностранного языка, так могут носить и междисциплинарный характер.

В системе субъектных отношений при использовании проектной технологии меняется роль педагога. Он становится одним из членов проектно-исследовательского коллектива и как таковой может принимать на себя различные социальные роли в малой группе — источника идей, информации, советчика, рефери и др. Учитель так же, как и другие члены проектной группы, вступает в систему отношений взаимодействия, сотрудничества, взаимопомощи и разделяет общую ответственность за учебно-проектную деятельность. Вместе с тем, его педагогическая функция усложняется по сравнению с авторитарной парадигмой, поскольку именно он должен создать в учебной группе условия для развития и реализации автономии обучающегося и разумного баланса творческой свободы, организационной дисциплины и ответственности в ходе выполнения проекта и достижения конечного результата, а также его оценки. Развитие продуктивной учебной деятельности, требует от педагога находиться в постоянном творческом поиске.

Современные продуктивные технологии в области обучения ИЯ ориентированы на «ученика-исследователя», рефлексивного пользователя, изучающего предмет, креативную развивающуюся языковую личность. Естественно, что в данном образовательном контексте логична парадигма «Ученик-исследователь — учитель-исследователь». Примером подобной связующей деятельности выступают результаты их совместной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке немецкого языка

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке немецкого языка...

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке немецкого языка

Данный материал может быть использован для  организации  проектно-исследовательской деятельности на уроке немецкого языка...

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка

Метод проектов, этапы организации в работе над проектом...

Методическая разработка организации проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка в девятых классах общеобразовательной школы как средство достижения образовательных результатов ФГОС.

Обучение английскому языку в девятом классе общеобразовательной школы предполагает развитие коммуникативной компетенции в совокупности всех её составляющих: речевой, языковой, социальной, культурной, ...

Образовательный проект "Организация проектно-исследовательской деятельности при изучении русского языка и литературы"

Проектно-исследовательская  деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразован...

«Проектно-исследовательская деятельность на уроках иностранного языка , как средство развития познавательной активности учащихся».

Данная презентация раскрывает суть проектно-исследовательской работы на уроке иностранного языка, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, опре...

Использование проектно-исследовательской деятельности в обучении иностранному языку.

В современной методике преподавания иностранного языка широко используется проектно-исследовательская деятельность, которая является одним из средств реализации требований ФГОС по иностранному языку....