Роль самостоятельной работы учащихся в повышении качества знаний в процессе обучения французскому языку
материал по французскому языку на тему

Назарова Елена Вячеславовна

Самостоятельная работа – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль самостоятельной работы учащихся в повышении качества знаний

в процессе обучения французскому языку

     Самостоятельная работа – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации.

     Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

      Учащимся важно дать метод, путеводную нить для организации приобретения знаний, а это значит – вооружить их умениями и навыками научной организации умственного труда, т.е. умениями ставать цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени. Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида учебных заданий – самостоятельных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

     Существует множество различных направлений в исследовании природы активности и самостоятельности учащихся в обучении.

     Первое направление берет начало еще в древности.

Его представителями можно считать еще древнегреческих ученых ( Сократ, Платон, Аристотель), которые глубоко и всесторонне обосновали значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями. В своих суждениях они исходили из того, что развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие ее способности - путем самопознания (Сократ). Такая деятельность доставляет ребенку радость и удовлетворение и тем самым устраняет пассивность с его стороны в приобретении новых знаний.

     Свое дальнейшее развитие они получают в высказываниях Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня, Томаса Мора, которые в эпоху мрачного средневековья в разгар процветания в практике работы школы схоластики, догматизма и зубрежки требуют обучать ребенка самостоятельности, воспитывать в нем вдумчивого, критически мыслящего человека.

     Те же мысли развиваются на страницах педагогических трудов Я.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д.Ушинского и др.

     В педагогической работе ученые теоретики в единстве с философами, психологами, социологами и физиологами исследуют и теоретически обосновывают этот аспект проблемы в свете основных качеств личности представителя современной эпохи – инициативности, самостоятельности, творческой активности – как главных показателей всестороннего развития человека наших дней.

     Изучая сущность самостоятельной работы в теоретическом плане, выделяется три направления деятельности, по которым может развиваться самостоятельность учения – познавательная, практическая и организационно- техническая. Б.П. Есипов (60-е г.г.) обосновал роль, место, задачи самостоятельной работы в учебном процессе. При формировании знаний и умений учащихся стереотипный, в основном вербальный способ обучения, становится малоэффективным. Роль самостоятельной работы школьников возрастает так же в связи с изменением цели обучения, его направленностью на формирование навыков, творческой деятельности, а так же в связи с компьютеризацией обучения.

     Второе направление берет свое начало в трудах Я.А. Коменского.

Содержанием его является разработка организационно-практических вопросов вовлечения школьников в самостоятельную деятельность. При этом предметом теоретического обоснования основных положений проблемы выступает здесь преподавание, деятельность учителя без достаточно глубокого исследования и анализа природы деятельности самого ученика. В рамках дидактического направления анализируются области применения самостоятельных работ, изучаются их виды, неуклонно совершенствуется методика их использования в различных звеньях учебного процесса. Становится и в значительной степени решается в методическом аспекте проблема соотношения педагогического руководства и самостоятельности школьника в учебном познании. Практика обучения во многом обогатилась так же содержательными материалами для организации самостоятельной работы школьников на уроке и дома.

     Третье направление характеризуется тем, что самостоятельная деятельность избирается в качестве предмета исследования.

Это направление берет свое начало в основном в трудах К.Д. Ушинского. Исследования, которые развивались в русле психолого-педагогического направления, были направлены на выявление сущности самостоятельной деятельности как дидактической категории, ее элементов – предмета и цели деятельности.

Однако при всех имеющихся достижениях в исследовании этого направления самостоятельной деятельности школьника ее процесс и структура еще не достаточно полно раскрыта.

    Существуют некоторые структурные принципы анализа значения, места и функции самостоятельной деятельности. Имеются два варианта, близких по сути, но имеющих собственно наполнение и специфику: они и определяют при условии их единения сущность самостоятельной окраски деятельности.

     Первая группа:

1) содержательный компонент: знания, выраженные в понятиях, образах, восприятиях и представлениях;

2) оперативный компонент: разнообразные действия, оперирование умениями, приемами, как во внешнем, так и во внутреннем плане;

3) результативный компонент: новые знания, способы, социальный опыт, идеи, способности, качества.

     Вторая группа:

1) содержательный компонент: выделение познавательной задачи, цели учебной деятельности;

2) процессуальный компонент: подбор, определение, применение адекватных способов действий, ведущих к достижению результатов;

3) мотивационный компонент: потребность в новых знаниях, выполняющих функции словообразования и осознания деятельности.

     Собственно процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады: мотив – план (действие) – результат.

     В истории педагогики не раз принимались попытки создать идеальную систему образования, которая отвечала бы всем требованиям, выдвигаемым к организации познавательного процесса.

   Одной из наиболее успешных является система индивидуализированного обучения. Она получила своё распространение в начале ХХ в. и рассматривается как объективная необходимость учёта индивидуальных различий детей в установившейся, уже традиционной классно-урочной системе.

     В начале века она развивалась в трёх направлениях:

- организация индивидуального режима учебной деятельности;

- сочетание индивидуального режима и содержания с групповой работой учащихся; - организация индивидуальной работы по специально разработанным учебным материалам.

     Индивидуальная форма организации работы – это форма работы на уроке, которая предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.

В качестве таких заданий может быть работа с учебником, другой учебной и научной литературой, разнообразными источниками (справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии и т.д.); решение задач, примеров, написание изложений, сочинений, рефератов, докладов; проведение всевозможных наблюдений и т.д.

     В педагогической литературе выделяют два вида индивидуальных форм организации выполнения заданий: индивидуальную и индивидуализированную. Индивидуальная форма организации выполнения заданий – деятельность ученика по выполнению общих заданий, осуществляемая без контакта с другими школьниками, но в едином для всех темпе.

     Индивидуализированная форма организации выполнения заданий – учебно-познавательная деятельность учащихся над выполнением специфических заданий, позволяющая регулировать темп продвижения каждого школьника сообразно его возможностям.

     Таким образом, одним из наиболее эффективных путей реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности школьников на уроке являются дифференцированные индивидуальные задания, особенно задания с печатной основой, которые освобождают учащихся от механической работы и позволяют при меньшей затрате значительно увеличить объем эффективной самостоятельной работы.       Однако этого недостаточно. Не менее важным является контроль учителя за ходом выполнения заданий, его своевременная помощь в разрешении возникающих у учащихся затруднений. Причем для слабоуспевающих учеников дифференциация должна проявляться не столько в дифференциации заданий, сколько в оказываемой учителем помощи.

     Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока, при решении различных дидактических задач; для усвоения новых знаний и их закрепления, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским методом и т.д.

      Конечно, проще всего использовать эту форму организации учебной работы школьников при закреплении, повторении, организации различных упражнений. Однако она не менее эффективна и при самостоятельном изучении нового материала, особенно при его предварительной домашней проработке.

     Здесь важны два обстоятельства:

1) каждый работает на пределе своих возможностей

2) каждый выполняет необходимую часть анализа

На уроке учащиеся объясняют свою часть нового материала.

     Степень самостоятельности индивидуальной работы учащихся в этих случаях является разной. Первоначально учащиеся выполняют задания с предварительным и фронтальным разбором, подражая образцу, или по подробным инструкционным карточкам. По мере овладения учебными умениями степень самостоятельности возрастает: ученики могут работать по более общим, недетализированным заданиям, без непосредственного вмешательства учителя. Например, в старших классах, получив такое задание, каждый ученик сам составляет план работы, подбирает материалы, инструменты, выполняет необходимые действия в намеченной последовательности, фиксирует результаты работы. Постепенно больший удельный вес приобретает работа исследовательского характера.

     Для слабоуспевающих учащихся необходимо составлять такую систему заданий, которые бы содержали в себе образцы решений и задачи, подлежащие решению на основе изучения образца; различные алгоритмические предписания, позволяющие ученику шаг за шагом решить определенную задачу, – различные теоретические сведения, поясняющие теорию, явление, процесс, механизм процессов и т.д., позволяющие ответить на ряд вопросов, а также всевозможные требования – сравнивать, сопоставлять, расклассифицировать, обобщать и т.п. Такая организация учебной работы учащихся на уроке дает возможность каждому ученику в силу своих возможностей, способностей, собранности постепенно, но неуклонно углублять и закреплять полученные и получаемые знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной деятельности, формировать у себя потребности в самообразовании. В этом достоинства индивидуальной формы организации учебной работы учащихся, в этом ее сильные стороны.

     Но эта форма организации содержит и серьезный недостаток. Способствуя воспитанию самостоятельности учащихся, организованности, настойчивости в достижении цели, индивидуализированная форма учебной работы несколько ограничивает их общение между собой, стремление передавать свои знания другим, участвовать в коллективных достижениях. Эти недостатки можно компенсировать в практической работе учителя сочетанием индивидуальной формы организации учебной работы учащихся с такими формами коллективной работы, как фронтальная и групповая.

     Самостоятельная работа учащихся на уроках иностранного языка и вне его границ является неотъемлемым элементом процесса обучения. Без нее невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников.

     Основное значение в самостоятельной работе над изучаемым языком имеет не только и не столько расширение и углубление знаний, полученных в школе, сколько поддержание и совершенствование иноязычных коммуникативных умений на адаптивном уровне.

     Это предполагает «включение» иноязычной речевой деятельности в ситуации реальной социокультурной деятельности с различными функциональными целями. При этом реально осознаваемые потребности самостоятельного совершенствования языковой подготовки обусловлены главным образом трудностями.

Эффективность самостоятельной работы будет зависеть не только от ее удельного веса, но и от ее организации, от умелого продумывания и сочетания самостоятельной работы с другими видами работы на уроках иностранного языка.

     Н. Ф. Коряковцева предлагает основные виды самостоятельной работы по иностранному языку:

- самостоятельная работа над языковыми средствами (языковым материалом) в целях накопления языковых средств;

- работа над иноязычным текстом как продуктом лингвокультуры;

- самостоятельная тренировочная работа над языковыми средствами;

- самостоятельная речевая практика.

     Рациональная организация самостоятельной работы на уроках иностранного языка определяется мерой готовности ученика к этому виду деятельности.

     В методической науке различают разные виды готовности:

- мотивационная готовность (она определяется интересом учеников к обучению иностранного языка);

- интеллектуальная готовность (она предполагает определенный уровень сформированности основных психических процессов);

- лингвистическая готовность (владение определенным лексико-грамматическим материалом);

- коммуникативная готовность (способность включаться в коммуникацию);

- готовность к осознанной и рациональной самоорганизации (разъяснение преподавателем целей и задач каждого конкретного вида самостоятельной работы).

     При разработке планов индивидуальной самостоятельной работы на уроках иностранного языка надо соблюдать следующие условия:

1. Учет степени сложности учебного материала.

2. Отношение школьников к предмету «иностранный язык».

3. Соотнесение предлагаемого задания для самостоятельной работы с общей загрузкой ученика по другим предметам в соответствующий период времени.

4. Учет уровня работоспособности и состояния здоровья ученика, избежание дополнительной перегрузки учащихся.

5. Учет уровня сформированности у учащихся навыков самостоятельной работы по иностранному языку.

6. Опора в организации самостоятельной работы на помощь со стороны родителей и других учащихся.

     Организация самостоятельной работы на уроках иностранного языка требует большой предварительной работы.

     Такая предварительная работа предполагает:

- формирование навыков и умений работы с учебником, книгой для чтения, справочниками (грамматическими, страноведческими), различными видами словарей, специальными памятками, с техническими средствами обучения;

- развитие у учащихся навыков рационального выполнения домашних заданий, навыков планирования своей учебной деятельности;

- инструктирование учеников о порядке выполнения заданий для самостоятельной работы и составления отчета об их выполнении;

- определение приемов оказания оперативной помощи ученикам при выполнении самостоятельной работы;

- оперативный контроль за ходом самостоятельной работы и выявление типичных ошибок, затруднений;

- поощрение, стимулирование учеников, успешно выполняющих самостоятельные задания.

     Организация самостоятельной работы на уроках иностранного языка может осуществляться в двух направлениях.

     Первое направление - это использование на уроках иностранного языка разного рода памяток.

     Второе направление - это использование специальных упражнений, развивающих самостоятельность учащихся при овладении иностранным языком.

     Групповая (парная) самостоятельная работа в классе связана преимущественно с продуктивной речевой деятельностью. Учитель предлагает учебным парам разнообразные ситуации для составления, например, собственного диалогического высказывания. Парные формы самостоятельной работы могут проводиться и на основе жесткого опосредованного контроля. Речевые партнеры получают опорные карточки, где на одной стороне написаны задания диалогического или монологического характера, а на другой - ключи, по которым проверяется правильность речи собеседника.

     На занятиях по иностранному языку, основное назначение которого создать условия для устного речевого общения, доминирующего коллективные формы работы.

     В ходе обучения полилогу или дискуссии на иностранном языке учитель направляет коллективно-познавательную деятельность учащихся, развивает самостоятельность их суждения, активизирует творческое мышление учащихся и их инициативу. В этой ситуации учитель выступает в роли режиссера, партнера и равноправного участника.

     Коллективная форма самостоятельной работы на уроке иностранного   языка   широко используется   в   проектной   методике.

     Проектная технология основана на совместном выполнении учащимися проектных заданий  различного  характера. Такие  задания  связаны с изучением языка, культуры народа, который говорит на данном языке, функциональным  использованием  изучаемого  языка для  достижения поставленных целей. Так, коллектив учащихся получает долгосрочное задание  от учителя  по  определенной теме. Учащиеся  готовят дома самостоятельно задание, а затем на уроке иностранного языка вся группа докладывает о результатах своей проведенной работы (например, собрать информацию о чём-либо, подготовить сообщение на основе этой информации и выступить с ним на занятиях перед всей группой).

     Такая технология способствует овладению разными способами освоения языка, развитию креативности конструктивной активности учащегося, развитию    способности взаимодействию с другими субъектами учебной деятельности.

     Большие возможности для организации самостоятельной работы на уроках иностранного языка открывает так называемая адаптивная система обучения.

В рамках этой системы урок строится на совмещении индивидуальной работы преподавателя и самостоятельной деятельности учащихся. Преподаватель со своей стороны поочередно отключает по одному ученику от всей группы. Он контролирует, как ученик выполнил задание. Другие же учащиеся работают в это время самостоятельно в индивидуальном или парном режимах.

      Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того, какова эта деятельность зависит результат обучения.

Отношение учащихся к собственной деятельности определяется в значительной степени тем, как учитель организует их учебную деятельность. Снижение интереса к обучению во многом зависит от действий учителя. Поэтому должен быть правильный отбор содержания учебного материала, не вызывающего перегрузку школьников. Учитель должен владеть современными методами, технологиями обучения и их оптимальным сочетанием, уметь строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействие школьников друг с другом.

     Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.

     Практический опыт учителей многих школ показал, что:

- систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний;

- организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления;

- при тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков;

- с течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы.

     В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися таких классов, в которых самостоятельная работа совершенно не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на выполнение работ творческого характера.

Список использованных источников:

1. Горностаева З.Я “Проблема самостоятельной познавательной деятельности”// Открытая школа. – 1998. - №2

2. Жарова Л.В. “Управление самостоятельной деятельностью учащихся” - Л., -1982.

3. Зимняя И.А. “Основы педагогической психологии” - М, 1980.

4. Коряковцева Н.Ф. Современная организация самостоятельной работы изучающих иностранный язык. – М.: Изд-во АРКТИ, 2002. – 176с.

5. Кралевич И.Н. “Педагогические аспекты овладения обобщёнными способами самостоятельной учебной деятельности” / Мн. – 1989.

6. Нильсон О.А. “Теория и практика самостоятельной работы учащихся”-Тал., 1976.

7. Орлов В.Н. “Активность и самостоятельность учащихся” - 1998.

8. Пидкасистый П.И. “Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении.” -М, 1980.

9. Подласый И.П. “Педагогика” - М., 1996.

10. Столяренко Л.Д. “Педагогика” - Ростов, 2000.

11. Сухомлинский В.А. “О воспитании.” - М.: Политиздат, 1973.

12. Харламов И.Ф. “Педагогика” - Мн., 2002.

13. makarov-tio.ru Психологические основы индивидуализации обучения. Семинар по теме "Технология индивидуализации обучения". Галиева Л. К. lgk1966@mail.ru

14. www.libsid.ru/individualnoe-obuchenie-i-organizatsiya-dosuga-detey/... Технология индивидуализации обучения.

15. www.openclass.ru/dig-resource/100333 Технология индивидуализации обучения.

16. inform.74444s021.edusite.ru/p106aa1.html Технология индивидуализации обучения.

17. www.profile-edu.ru/texnologiya-individualizacii-obucheniya.html Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков. Технология индивидуализации обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Самостоятельная работа как фактор повышения качества математических знаний и умений учащихся."

Вся учебно-воспитательная работа в школе должна быть направлена на развитие познавательных способностей ребенка, на воспитание у детей самостоятельности, активности, инициативы и творческого начала. ...

«Самостоятельная работа как фактор повышения качества математических знаний и умений учащихся».

Можно использовать как методические рекомендации из опыта работы....

Роль школьного методического объединения в повышении качества знаний учащихся по иностранному языку

Нельзя переоценить роль школьного методического объединения в повышении качества знаний учащихся. Именно от слаженной работы всех педагогов, преподающих иностранный язык, зависит степень увлеченности ...

Доклад "Самостоятельная работа как фактор повышения качества обучения"

В  докладе представлены формы и методы организации самостоятельной работы....

Влияние самостоятельной работы по биологии на качество знаний и развитие самостоятельности учащихся.

Влияние самостоятельной работы по биологии на качество знаний и развитие самостоятельности учащихся....

Презентация "РОЛЬ ИКТ (МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ) В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ".

Использование информационных технологий в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися.В процессе обучения иностранным языкам в школе с помощью ИТ учащиеся уча...

Роль современных  образовательных технологий в повышении качества знаний на уроках математики с учащимися ТНР

Роль современных образовательных технологий в повышении качества знаний на уроках математики с учащимися ТНРНаша цель – обеспечить качественное образование, чтобы каждый учащийся ...