Роль школьного методического объединения в повышении качества знаний учащихся по иностранному языку
статья на тему

Нельзя переоценить роль школьного методического объединения в повышении качества знаний учащихся. Именно от слаженной работы всех педагогов, преподающих иностранный язык, зависит степень увлеченности учащимися языком и их желание самосовершенствоваться.

В своей статье я поделюсь опытом работы нашего школьного методического объединения по данному вопросу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему

 

«Роль школьного методического объединения в повышении качества знаний учащихся по иностранному языку».

Автор: Костина Елена Игорьевна, руководитель ШМО учителей иностранных языков МБОУ СОШ №69 г. Ульяновска

Нельзя переоценить роль школьного методического объединения в повышении качества знаний учащихся. Именно от слаженной работы всех педагогов, преподающих иностранный язык, зависит степень увлеченности учащимися языком и их желание самосовершенствоваться.

В своей статье я поделюсь опытом работы нашего школьного методического объединения по данному вопросу.

Темой МО является «Организация учебно-воспитательного процесса на деятельностной основе как средство повышения качества преподавания иностранного языка». Исходя из темы сформированы и задачи МО на текущий учебный год, среди которых выделяются:

- Повышение мотивации к изучению иностранного языка с целью повышения качества обучения через вовлечение учащихся во внеурочную деятельность на уровне города (олимпиады, конкурсы, интеллектуальные игры).

- Активизация речемыслительной деятельности учащихся на уроках иностранного языка.

- Совершенствование работы по применению новых педагогических технологий (метод проектов, дифференцированное и разноуровневое обучение, здоровьесберегающие технологии, педагогика сотрудничества).

Все заседания МО проводятся согласно плану работы. Выполнение решений заседаний контролируется, отслеживаются результаты деятельности педагогов.

Педагоги, входящие в МО учителей, являются группой единомышленников, придающих большое значение методической работе. Можно выделить следующие направления, по которым работают педагоги по вопросу повышения качества знаний учащихся:

- создание единой методической базы, включающей в себя разработку дидактического материала, использующегося на уроках, системы контроля знаний учащихся по 4 видам речевой деятельности (чтение, аудирование, письмо, говорение);

- мониторинг качества знаний учащихся по параллелям, личностного роста каждого учащегося (на каждого учащегося заведено портфолио, где собраны его творческие работы, начиная с первого года изучения иностранного языка);

- анализ контрольных работ по всем видам речевой деятельности (входных, полугодовых, годовых);

- взаимопосещение уроков с обязательным анализом и контроль выполнения рекомендаций, выданных на заседаниях МО;

- взаимопроверка тетрадей с целью выработки единых требований к учащимся;

- анализ  работы с учащимися, имеющими по 1 и 2 «3» по итогам каждой четверти. В этом вопросе удается добиться значительных улучшений, так как количество таких учащихся постоянно снижается;

- проведение ежегодных предметных недель иностранного языка  с разнообразными формами внеклассной работы (конкурсы, игры, олимпиады, викторины, стенгазеты, объявления ,устные журналы, форумы, ток-шоу, ролевые игры и др.);

- активное участие в многочисленных всероссийский и международных конкурсах по английскому языку («Британский Бульдог», «Смарт-тест» и другие.

Одной из проблем качественного обучения МО учителей иностранного языка определяет невысокую мотивацию учащихся к изучению предмета. Именно поэтому данная задача была поставлена во главу угла при планировании работы МО на текущий учебный год. Учителя целенаправленно подходят к решению данной проблемы.

Так, в ходе заседаний МО  рассматриваются вопросы:

1. Виды внеурочной деятельности учащихся, направленные на повышение мотивации к изучению иностранного языка.

2. Проблема мотивации учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных играх, способы стимулирования.

Мы определяем такую классификацию форм внеклассной работы как индивидуальные, групповые и массовые. В основу такого распределения возложен признак количественного охвата участников. Подчеркивая нечеткость понятия "массовости", предлагаем различать формы внеклассной работы по ИЯ по организационно-структурным признакам. Соответственно мы относим групповые формы к организационно-структурным     формам, а индивидуальные и массовые - к неструктурным.

По смыслу выделяем такие формы внеклассной работы по ИЯ:

1)                      соревновательные,

2)                      средства массовой информации,

3)                      культурно-массовые,

4)                      политико-массовые.

Каждая группа указанных форм предусматривает конкретные мероприятия.

Мероприятия соревновательного характера - конкурс, игра, олимпиада, викторина

и прочие. Средства массовой информации - стенгазета, объявление,

бюллетень, устный журнал, дайджест, выставка-викторина и т.п. Мероприятия

культурно-массового характера, вечер-праздник, посвященный народным

традициям родной страны или страны, язык которой изучается; вечер-портрет,

посвященный жизни и деятельности известных писателей, поэтов, композиторов,

актеров и т.п.; вечер-встреча с интересными людьми; вечера-хроники в связи со

знаменательными событиями. Мероприятия политико-массового характера:

форум, фестиваль, пресс-конференция, ярмарка солидарности, телемост и прочие.

Особое внимание следует уделять практическому использованию приема сказки, нестандартных уроков, еженедельных олимпиад, внеклассной работы. Учителя стараются наглядно показывать на своем опыте, как они могут способствовать повышению уровня предметной мотивации, что в свою очередь положительно отражается на результатах обучения иностранному языку в школе.

Отдельное внимание следует уделять способам развития мотивации учащихся и стимулирования с учётом специфики предмета. Хочется отметить, что, расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация – сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может лишь опосредованно повлиять на неё, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе.  Для развития познавательных мотивов учащихся при изучении английского языка могут быть использованы различные методы и приёмы, в число которых входят различные виды сказок, нестандартные формы проведения уроков, еженедельные олимпиады по языку, необычные формы предъявления изучаемого материала, внеурочная работа по предмету.

Особое внимание следует уделять системе работы по интеллектуально-творческому развитию учащихся.

Нынешнее образование ориентировано на развитие личности. Современному обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы.

Особую актуальность эта задача получает в динамично развивающемся информационном пространстве. Однако учащиеся не всегда могут ориентироваться в огромном потоке новых сведений, извлекать необходимые факты и данные, продуктивно использовать их в своей работе.

Выходом из создавшейся проблемной ситуации может стать организация учебно-воспитательного процесса на основе исследовательской деятельности школьников. Под учебно-исследовательской деятельностью понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки, техники, искусства) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановка проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы. Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Тем более что современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности школьника и доведения её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы. Исследовательская деятельность позволяет вооружить ребёнка необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нём и систематизации материала.

Таким образом, мы определяем цель интеллектуально-творческого развития учащихся – создание условий для развития интеллектуально-творческих способностей учащихся через организацию исследовательской деятельности учащихся и педагогов.

Поставив цель – создание условий, мы стараемся установить, что же необходимо для раскрытия интеллектуально-творческого потенциала ребёнка. Нами выделены следующие группы условий: информационные, организационные, методические, психологические, педагогические, финансовые.

Содержание деятельности по интеллектуально-творческому развитию учащихся.

Организационные условия: создание творческой группы учителей – руководителей исследовательских работ.

Информационные условия:

1  – создание каталога публикаций по организации исследовательской деятельности;

2  – создание базы данных одарённых детей и детей, занимающихся исследовательской работой;

3  – создание базы данных учителей, занимающихся исследовательской работой;

4  – создание базы данных исследовательских работ учащихся;

5  – ознакомление учителей и учащихся с проводимыми конкурсами разных уровней, требованиями к написанию исследовательских работ;

6  – проведение родительских собраний, консультаций для родителей;

Методические условия:

1   – диагностика учителей и учащихся, отражающая их отношение к исследовательской деятельности, технологиям развивающего обучения, готовности к инновационным процессам;

2   – анализ состояния учебно-воспитательного процесса с точки зрения использования учителями технологий развивающего обучения;

3   – информирование преподавателей о новых технологиях развивающего обучения;

4   – ознакомление педагогов с теоретическими основами исследовательского подхода в обучении;

5   – консультации по руководству исследовательской деятельностью учащихся;

6   – создание методической копилки материалов;

7   – обобщение опыта по применению технологий развивающего обучения;

8   – разработка системы стимулирования профессионального роста учителя.

Психологические условия:

1   – диагностика интеллектуально-творческих способностей учащихся, выявление детей, склонных к исследовательской деятельности;

2   – проведение тренингов со школьниками, которые занимаются исследовательской работой;

3   – организация коррекционно-развивающих занятий;

4   – консультации для школьников, родителей и учителей;

Педагогические условия:

1   – ведение теоретической подготовки учащихся на уровне, позволяющем выполнять исследовательскую работу;

2   – организация и проведение школьных научных конференций;

3   – стимулирование школьников для участия в городских, областных, всероссийских исследовательских конференциях;

4   – организация познавательных игр, конкурсов;

5   – подготовка факультативов, элективных курсов, кружков;

6   – проведение выставок достижений учащихся;

7  – организация проектной деятельности школьников.