Здоровьесберегающие технологии на уроке французского языка.
методическая разработка по французскому языку на тему

Здоровьесберегающие технологии  как компонент урока иностранного языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Белова Т.С.

Здоровьесберегающие технологии на уроке французского языка.

Одной из главных проблем современной школы является проблема сохранения здоровья обучающихся. Здоровье ребенка одно из важнейших условий успешности обучения и развития в школьном возрасте. Именно для этого в учебный процесс внедряют здоровьесберегающие технологии, задача которых улучшить здоровье обучающихся в рамках системы образования.

К сожалению, состояние здоровья российских школьников даёт всё больший повод для тревоги со стороны специалистов по здравоохранению. В настоящее время образовательный процесс характеризуется его интенсификацией, и именно с этим фактором специалисты связывают 40% детско-подростковой патологии, так как частое следствие интенсификации учебного процесса – возникновение у учащихся состояний усталости, утомления, переутомления. В свою очередь переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья. Особенно остро эта проблема проявляется в обучении иностранному языку, это связано со спецификой урока иностранного языка. По причине большой интенсивности, требующей от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока

Как преподавателя французского языка, меня больше всего интересует, какие технологии и приемы здоровьесбережения можно применить на уроках иностранного языка. Реализации здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка способствуют различные приемы. Можно выделить частные и общие приемы. Общие: смена видов деятельности, игровые приемы, разрядки, физкультминутки. Частные: считалки, рифмовки, песни, фонетические зарядки, кроссворды, загадки, викторины, ролевые игры, инсценировка сюжетов и т.д.

На уроках французского языка учащимся приходится выполнять много различных видов деятельности: говорение, письмо, чтение, аудирование, анализ информации, Поэтому я стараюсь строить свои уроки в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды деятельности. Таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся и появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

С появлением первых признаков утомления, когда снижается внимание, у некоторых детей начинается двигательная активность, которая мешает другим одноклассникам. В это время необходимо снизить нагрузку, иначе работоспособность у учеников резко падает или вообще исчезает.  Прекрасным восстанавливающим средством в данном случае является физкультпауза. Их творческий диапазон применения очень разнообразен. Особенно важны они в работе с учащимися начальных классов. Начинать их проведение необходимо уже с первых уроков и продолжать в течение всего года. Тогда они не только помогут снизить утомляемость детей, но и одновременно дадут возможность повторить изученный ранее языковой материал, постоянно закрепляя его. Особый интерес вызывают  физкультминутки в сопровождении речёвoк, рифмовок, песен, стихотворений, которые произносятся самими или прослушиваются в записи. В ходе проведения физкультминуток учащиеся запоминают новые слова и разные словосочетания с ними (названия движений и действий), которые производятся во время таких спортивных пауз, закрепляют отдельные формы глаголов и их спряжение.

Как пример проведения такой формы работы, используемой мною на уроке, можно привести следующее упражнение:

Поднимаем руки вверх и максимально их вытягиваем, показывая на потолок и произносим «le  plofond», опускаем руки вниз, стараясь дотянуться до пола и произносим «le  planchet», левой рукой показываем направо, где находится дверь и произносим «la porte», правой рукой показываем налево, где находится окно и произносим «la  fenêtre», втягиваем руки в стороны и произносим «les  murs». Таким образом, дети еще и учат лексику по теме «квартира, класс». Чтобы придать физкультминутке положительный эмоциональный фон я использую такой игровой момент, как путаница. Показывая на «le  planchet», я произношу «la  porte», и дети должны проявить особую внимательность, чтобы не запутаться. Как правило, эта физкультминутка вызывает море положительных эмоций. Для проведения физкультминуток я использую песни и стихотворения o животных, сопровождая их соответствующими  движениями,

- Où vas-tu, petit chat blanc?

- Je vaisdans les champs.

- Quefais-tu, petit chat gris?

- J’attends les souris.

- Où vas-tu, petit chat noir?

- Je vais me cacherdansl’armoire.

Работая с малышами, нельзя не учитывать также и такой вид деятельности, как игру. Игровые технологии, как известно, способствуют успешному усвоению изученного материала, развивают творческое воображение, образное мышление, формируют навыки коллективной работы. Игры вызывают положительные эмоции, снимают утомление, делая процесс обучения занимательным для ребенка. 

Одним из важнейших аспектов в изучении иностранного языка в школе является заучивание лексического материала. Объем вводимой лексики постепенно увеличивается и усвоение новых слов нередко становится скучным и потому трудным занятием для учащегося. С целью разнообразия процесса работы над словами предлагаются игровые задания, которые применялись на уроках во время отработки лексических навыков в порядке увеличения степени сложности.

  1. Будь  внимателен.

Детям показываются различные предметы одежды, при этом учитель называет их вслух, например une robe, un pantalon, une veste, une jupe, un manteau, un chapeau. Однако некоторые предметы специально называются неверно. Дети должны сразу обнаружить ошибку и хлопнуть в ладоши. Первый среагировавший исправляет фразу: Ce n’est pas une jupe, c’est un pantalon.

2. Найди лишнее.

Детям предлагаются ряды слов названий предметов одежды. Например, une veste, un cartable, une chemise, un manteau. Задание определить лишнее слово, объяснить, почему.

3.  Путаница.

На доске вывешиваются изображения животных, одетых в тот или иной предмет одежды (кот в сапогах, волк  в шляпе, и т.п.). Под рисунками сделаны подписи, соответствующие другим рисункам. Задание детей по цепочке восстановить правильные подписи, используя необходимые лексические структуры. Эту игру очень удобно использовать на этапе речевой зарядки (в начале урока).

  1. Сортировщики.

На доске подряд записаны различные виды одежды. Класс разделен на три команды. Виды заданий:

а) Разделить по командам одежду на женскую, мужскую, ту, которую могут носить и девочки, и мальчики;

б) разделить одежду на летнюю, зимнюю, всесезонную;

в) разделить одежду  для похода в театр, в школу и на пикник.

          При работе с учениками среднего и старшего возраста я использую тексты, презентации, видеоклипы, отрывки из мультипликационных и художественных фильмов, которые пропагандируют здоровый образ жизни.

Так в нашей школе стало традицией проводить Неделю вкуса, во время которой учащиеся не только знакомятся с блюдами французской кухни, участвуют в презентации блюд, приготовленных самими учащимися, но и активно пропагандируют здоровое питания: защищают проекты, презентации, выпускают стенгазеты, и проводят лектории для младших школьников.

В своей практической деятельности одним из главных направлений здоровьесбережения считаю создание здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к изучаемому предмету.

Доброжелательная обстановка на уроке, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Благодаря вышеперечисленным приёмам я стараюсь способствовать сохранению физического и душевного здоровья своих учеников, повышению их интереса к изучению французского языка, поддержанию хорошего настроения и благоприятного психологического климата на уроке.

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 1987.

2. Бродкина Г.В., Зубарёва И.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании. АПКРО, 2002

3. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок / А.И Севрук, Е.А. Юнина // Школьные технологии, – 2004. – №2. С. 200-207.

4. Колисник И.И. Рациональная организация учебного процесса. Саратов, 2004

5. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. — М.: АПК и ПРО, 2002.

6. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.-№2.-С.40-44.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий на уроках французского языка в начальной школе.(Сценарий урока-конкурса по теме"осень"во 2 классе.)

Уроки-конкурсы в начальной школе можно использовать для проверки усвоения пройденного материала, для оптимизации процесса повторения, для осуществления принципа коммуникативной направленности изучения...

Здоровьесберегающие технологии на уроках французского языка.

Урок иностранного языка отличается большой интенсивностью и требует от учащихся высокой концентрации внимания и напряжения сил. Поэтому учитель должен всегда помнить о здоровье школьников, о создании ...

Методическая разработка к урокам английского языка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Данный материал помогает организовать работу на уроке в средней школе, большое внимание уделяется ролевым играм....

Открытый урок русского языка на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка. Игра "Что? Где? Когда?"

Представляю Вам урок-игру, которая содержит увлекательно-познавательную информацию истории русского языка, сравнительное языкознание восточной группы славянских языков и др. Данный урок полезен с точк...

“Использование инновационных технологий на уроках французского языка” Преподавание иностранного языка с использованием сети Internet.

Главная  цель обучения иностранному языку в школах разных типов - овладение коммуникативной компетенцией, т.е. предусматривается обучение не столько системе языка (лингвистической компетенции), с...

Современные образовательные технологии. Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРЕЗЕНТАЦИИОдним из приоритетных направлений школьного образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Гиподинамия и длительные статические нагрузки являются харак...

Статья "Здоровьесберегающая технология на уроках французского языка"

На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное бессмысленно.Основная цель образован...