рабочая программа по внеурочной деятельности
рабочая программа по французскому языку на тему

Жучкова Наталья Владимировна

рабочая программа по внеурочной деятельности"Живые картинки" для учащихся 2-х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zhivye_kartinki.docx41.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 45
с углубленным изучением иностранного языка»

Московская обл., Ногинский р-он, с. Ямкино, ул. Центральная усадьба, д.46

«Утверждаю»
Директор школы

______(Боровицкая В.П.)

Приказ №___ от «       » августа 2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Живые картинки»

2 «А», 2 «Б», классы

                                             Составитель:  Жучкова Н.В.,

учитель французского языка

                               

2017 г.

                                      Пояснительная записка

Данная программа  внеурочной деятельности   относится к программам художественно-эстетической направленности и  ориентирована на развитие художественно-эстетического вкуса обучающихся, продуктивной деятельности, реализацию творческого замысла, способствует повышению мотивации к изучению французского языка.

Примерная программа внеурочной деятельности детей создана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом возрастных особенностей школьников младшего звена. Данная программа обеспечивает подготовку продуктов художественного творчества для драматизации произведений на французском языке: изготовление атрибутов, декораций, костюмов, кукол и др. Обучение по данной программе поможет развить у школьников преподнести малышам первые в их жизни уроки творческого труда, привить навыки работы, приучить к терпению и упорству; развить воображение, творческое мышление и интеллектуальные способности; сформировать стремление мастерить своими руками, глядя на окружающий мир глазами художника, подарить счастье творчества и позволить каждому ребенку ощутить себя мастером и творцом. Программа разработана для более успешного процесса социализации учащихся 8 -9 лет, в ходе которого школьники развивают художественные способности в продуктивной деятельности, обучаются французскому языку и приобщаются к театральному искусству в тесной взаимосвязи с программой по внеурочной деятельности «Маленький французский театр».

Актуальность. Младший школьный возраст — время, когда закладываются основы духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребёнком окружающего мира. Именно в этот период возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя посредством включения ребёнка в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей. И в связи с этим художественно-практическая деятельность, существующая в динамике от созерцания к желанию действовать, от первичного соприкосновения с искусством к его осмысленной оценке, является одним из ведущих, но недостаточно на сегодня оценённых средств развития личности ребёнка. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Ручной труд – особая форма собственно детской деятельности. Интерес к ней у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

  • желание практически действовать с материалами и предметами, которое предполагает получение определенного осмысленного результата;

  • желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий”.

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание продуктов художественного творчества доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с поделками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку

Новизна программы - в  развитии у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Дети углубленно учатся сразу нескольким основным техникам: работе с бумагой, с природным материалом, с текстильным и бросовым материалом, с пластилином. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала. Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

Обучение по данной программе должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, продуктивное творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно-нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной деятельности человека и овладение элементарными технико-технологическими знаниями, умениями и навыками.

Давно установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за движения человека, непосредственно связана с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Работы В.М. Бехтерева, И.М. Сеченова, А.Р. Лурии, П.Н. Анохина доказали влияние манипуляций руками на развитие высшей нервной деятельности. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук (М.М. Кольцова). Ни один предмет не дает возможности для такого разнообразия движений пальцами, кистью руки, как ручной труд. На занятиях предметно-практической деятельностью развиваются тонко координированные движения - точность, ловкость, скорость. Наиболее интенсивно это происходит в период от 6 до 10 лет.

Программа открывает широкие возможности для развития зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, в том числе дивергентного, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.

Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление играют существенную роль в развитии понятийного мышления не только в дошкольном, но и в школьном возрасте. Исследования психологов показали, что эти формы таят в себе не менее мощные резервы, чем понятийное мышление. Они имеют особое значение для формирования ряда способностей человека. Хорошо развитый «практический интеллект» (Л.С. Выготский) необходим людям многих профессий.

Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций является причиной возникновения трудностей в обучении детей на всех учебных предметах. В то же время на занятиях предметно-практической деятельностью развивается «изощренная наблюдательность» (Л.С. Рубинштейн).

Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы. Занятия ручным трудом позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах.

Цель программы – оптимальное общее развитие каждого ребенка (психическое, физическое, духовно-нравственное, эстетическое) через приобщение детей к творческой предметно-практической деятельности.

В свете современных требований к образованию ручные умения и владение технологиями могут выступать лишь в качестве средства, но никак не цели обучения. В данной программе ручной труд является прежде всего средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, мыслительной деятельности и творческого потенциала – т.е. общего развития ребёнка.

Задачи:

Обучающие:

  • формирование ручных умений и навыков при воспроизведении образца;
  • формирование умения организовывать свою поисковую деятельность, находить новые знания и усваивать их.

Воспитательные:

  • духовно-нравственное развитие в процессе формирования понимания материальной культуры как продукта преобразовательной деятельности предшествующих поколений и людей разных профессий в современном мире;
  • воспитание самостоятельности, активности, любознательности, аккуратности, трудолюбия;
  • развитие внутренней свободы ребенка, уверенности в своих силах;

воспитание умения общаться со сверстниками и работать в коллективе.

Развивающие:

  • развитие природных задатков ребенка, фантазии и воображения, творческого мышления;
  • развитие моторики рук и глазомера;
  • развитие пространственного мышления, способности к экспериментированию и изобретательству.

В результате освоения программы дети получат представление о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций. Дети узнают об общих правилах создания предметов рукотворного мира: соответствие обстановке, удобство, прочность, эстетическая выразительность.  В программу вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся происхождения используемых материалов, различных видов художественной техники. В каждом классе вводятся термины, обозначающие технику изготовления изделий (аппликация, мозаика, оригами, макраме, коллаж, папье-маше и т.д.). Овладение этими терминами, равно как и названиями операций, будет важным вкладом в развитие речи детей. При изготовлении объектов используются разные виды бумаги, обладающие различными свойствами, ткань и нитки различного происхождения, материалы текстильного характера (сутаж, тесьма), самый разнообразный природный материал растительного и минерального происхождения, который можно найти в данной местности, проволока, фольга, так называемые «бросовые» материалы. В программе предусмотрено знакомство не только с различными свойствами одного материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов, например свойством гибкости. Разные материалы обладают этим свойством, поэтому плести можно из текстильных материалов (нитки, сутаж, веревка), проволоки, природных материалов (солома, трава), бумажного шпагата.

Важно для развития ребенка и многообразие операций в пределах одной и той же техники: аппликация может быть вырезана ножницами или выполнена способом обрывания, приклеена или пришита нитками, на бумажной основе или на ткани. Она может быть плоской, объемной, контурной. С другой стороны, для развития детей имеет значение выделение одинаковых приемов в работе с различными материалами: лепить можно из глины, пластилина, теста, воска; приклеивать можно бумагу, ткань, природный материал и т.д.

Развивающее значение имеет комбинирование различных материалов в одном изделии (коллаж). Сопоставление способов и приемов в работе с различными материалами содействует их лучшему осознанию и освоению. Ручная умелость развивается в процессе обработки различных материалов, специфика предмета позволяет обеспечить большое разнообразие ручных операций. Чем шире круг операций, которыми овладевают дети, тем лучше и многостороннее развита координация движений, тем проще ребенку овладевать новыми видами деятельности. Именно поэтому содержание предмета характеризуется многообразием ручных операций, таких как вырезание разных видов, сминание, скручивание, складывание по прямой линии и по кривой, сгибание, обрывание, вытягивание и скатывание (из пластилина) и т.д. Различные операции развивают те или иные психофизиологические функции не в одинаковой степени, но внимание формируется при любых движениях. В процессе работы дети получают опыт организации собственной творческой практической деятельности: ориентировки в задании, планирования, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий. Эти действия являются и предметными, и универсальными.

         Работы, предлагаемые ученикам, носят различный характер: точное повторение образца, представленного в виде рисунка, фотографии, схемы, чертежа; выполнение работы по заданному учителем условию; выполнение работы по собственному замыслу из любых материалов в любой технике. Каждый из этих видов работы предполагает различную психическую деятельность на этапе ориентировки в задании. При повторении образца ребенок «фотографирует» его с помощью зрения, перерабатывает в сознании и затем воспроизводит. При выполнении работ на творческое воображение ребенок встает перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Особое значение на уроках ручного труда придается художественной деятельности как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.

Дети овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий: использование знаково-символических средств, моделирование, сравнение, группировка и классификация объектов, действия анализа, синтеза и обобщения, установление связей (в том числе причинно-следственных), рассуждения и т.д. В ходе преобразовательной творческой деятельности будут развиваться такие социально ценные личностные и нравственные качества, как трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда.

Важнейшим условием развития способностей детей и одним из главных показателей успешности достигнутых результатов является участие учеников в различных формах досуговой деятельности семьи, внеклассной работы класса, школы (подготовка к праздникам, участие конкурсах, фестивалях, выставках, спектаклях «Маленького французского театра»).

Программа «Живые картинки» основана на общепедагогических принципах обучения:

  • активности и сознательности обучения;
  • наглядности;
  • системности и последовательности обучения;
  • прочности;
  • доступности и посильности;
  • научности;
  • связи теории с практикой;
  • развивающего и воспитывающего обучения;
  • проблемного обучения;
  • единства формы и содержания.
  • эмоциональности в обучении;
  • опоры на апогей в искусстве;
  • художественного сопереживания или уподобления;
  • диалога культур;
  • творческой самореализации;
  • единства реальности и фантазии;
  • реализации связи искусства с жизнью.

Программа «Живые картинки» разработана для внеурочных занятий с учащимися 2-х классов и рассчитана на 68  часов в год.

Применяются такие формы проведения занятий как: беседа, мастер-класс, викторина, конкурс.

Основной вид деятельности – практический.

Формы контроля и диагностика результатов:

  • Наблюдение за выполнением отдельных результатов.
  • Беседа.
  • Анализ и обсуждение работ с обучающимися
  • Викторина, кроссворд.
  • Творческое практическое задание.
  • Использование детских работ для оформления спектаклей «Маленького французского театра».

К концу освоения программы «Живые картинки» учащегося будут сформированы личностные результаты развития:

  • ориентация на принятие образа «хорошего ученика»;
  • ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной задачи;
  • предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
  • положительное отношение к преобразовательной творческой деятельности;
  • осознание своей ответственности за общее дело;
  • ориентация на оценку результатов коллективной деятельности;
  • уважение к чужому труду и результатам труда;
  • уважение к культурным традициям своего народа;
  • представление о себе как гражданина России;
  • понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей;
  • ориентация в поведении на моральные нормы;
  • понимание чувств окружающих людей;
  • готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения.

Метапредметные результаты развития и регулятивные универсальные учебные действия.

Учащийся научится:

  • следовать установленным правилам в планировании и контроле способа действия;
  • в сотрудничестве с педагогом и учащимися контролировать свои действия при работе с материалом;
  • отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
  • вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
  • действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

По целевой  направленности программа является развивающей -  направлена на решение задач, ведущих к самореализации детей, к осознанию ими собственной уникальности  в  интегрированном образовательном пространстве( литература, различные виды театра, изобразительное искусство, ручной труд, музыка, танец, французский язык).

Учебно-тематический план

№ разд.

          Название разделов, тем

Количество часов

всего

 теория

практика

1

 Введение. Правила поведения в кабинете. Узнаем, как правильно работать.

2

1

Нужные материалы, важные инструменты, основные правила

1

2

.Виды и свойства бумаги и картона.

2

1

Создание макета «Дом»

1

3

«Живой огород» ( овощи на палочке);

9

Ознакомление с техникой папье-маше

1

Изготовление изделий из папье-маше.

1

Изготовление изделий из папье-маше.

1

Изготовление изделий из папье-маше.

1

Изготовление изделий из папье-маше.

1

Изготовление изделий из папье-маше.

1

Изготовление изделий из папье-маше.

1

Изготовление изделий из папье-маше.

1

Художественное оформление изделий

1

4

«Бумажный город» Оригами.

8

1

Бумажная мозаика. Мастер-класс.

1

Бумажная мозаика. Мастер-класс.

1

Бумажная мозаика. Мастер-класс.

1

Плоскостные композиции. Мастер-класс.

1

Плоскостные композиции. Мастер-класс.

1

Плоскостные композиции. Мастер-класс.

1

Плоскостные композиции. Мастер-класс.

1

5

«Новый год ждет ребят»

10

Заготовка бросового материала.

-

1

Выбор рисунка, перевод контура.

-

1

Выбор рисунка, перевод контура.

-

1

Проектирование коллективной работы

1

Составление композиции.

1

Составление композиции.

1

Составление композиции.

1

Составление композиции.

1

Оформление ширмы.

1

Оформление ширмы.

1

5

«Кукольная страна»

11

Общее понятие о куклах. Виды кукол.

1

-

Перевод контура, вырезывание бумажных кукол

-

1

Перевод контура, вырезывание бумажных кукол

-

1

Вырезывание мелких деталей

1

 Декор

1

Волшебное превращение резиновой игрушки. Изготовление кукол для кукольного театра. Мастер-класс.

-

1

Волшебное превращение резиновой игрушки. Изготовление кукол для кукольного театра. Мастер-класс.

-

1

Смайл-куклы.Изготовление кукол для кукольного театра. Мастер-класс.

1

Волшебное превращение перчатки. Изготовление кукол для кукольного театра. Мастер-класс.

-

1

Общее понятие о ткани, перевод рисунка.

1

Оформление работ. Организация выставки «Кукольная страна»

-

1

6

«Скоро, скоро мамин день»

7

1

Ознакомление с изготовлением объемных цветов

1

изготовление объемных цветов

1

изготовление объемных цветов

1

изготовление объемных цветов

1

Составление композиции

1

Составление композиции

1

7

Поздравительная открытка

4

1

Изготовление поздравительных открыток

1

Изготовление поздравительных открыток

1

Изготовление поздравительных открыток

1

8

Подготовка к развлечению «Апрельская рыбка».

5

1

Ознакомление с изготовлением головного убора

1

Мастер-класс «Смешная шляпа»

1

Мастер-класс «Смешная шляпа»

1

Апрельские рыбки. Изготовление рыбок по замыслу.

1

9

«Наш театральный реквизит»

2

1

Организация выставки работ

1

10

Участие в совместных спектаклях, развлечениях и праздниках «Маленького французского театра»

4

Участие в совместных спектаклях, развлечениях и праздниках «Маленького французского театра»

1

Участие в совместных спектаклях, развлечениях и праздниках «Маленького французского театра»

1

Участие в совместных спектаклях, развлечениях и праздниках «Маленького французского театра»

1

Участие в совместных спектаклях, развлечениях и праздниках «Маленького французского театра»

1

11

Оформление альбома « Наш «Маленький французский театр»

4

Оформление альбома « Наш «Маленький французский театр»

1

Оформление альбома « Наш «Маленький французский театр»

1

Оформление альбома « Наш «Маленький французский театр»

1

Оформление альбома « Наш «Маленький французский театр»

1

12

Итого

68 часов

12

56

Ожидаемые результаты.

К концу освоения программы учащиеся должны знать:

- названия, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, ткани;

- названия, виды и свойства материалов, которые используются в работе;

- правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

- приёмы разметки: сгибание и по шаблону;

- последовательность изготовления несложных изделий;

- способы соединения деталей с помощью клея, ниток;

- виды отделки: раскрашивание, аппликация, отделочная строчка.

К концу освоения программы учащиеся должны уметь:

- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

- правильно называть ручные инструменты и использовать по назначению;

- различать материалы по их назначению;

- организовывать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;

- понимать рисунки, эскизы (определять названия детали, форму, размер, материал, из которого она должна быть изготовлена);

- выполнять работу самостоятельно без напоминания;

- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий (экономную разметку деталей, резание ножницами, сборку изделия с помощью клея, эстетичное и аккуратное оформление изделия рисунками, аппликациями, отделочной строчкой).

 

Перечень средств, необходимых для реализации программы.

  • репродукции картин;
  • изделия из глины;
  • альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программы;
  • рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования;
  • видеофильмы, презентации, аудиозаписи;
  • оборудование: планшеты, компьютер, проекционное оборудование; стеллажи для наглядных пособий, изделий, для хранения бумаги и работ учащихся и др.;
  • магнитная и ковролиновая доски;
  • расходные материалы для ИЗО: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман и др.), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые, свеча и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые краски), бумага разных размеров для рисования;
  • Муляжи фруктов, овощей.
  • Детские игрушки (мячи, куклы, машинки, кошечка, медвежонок,…)
  • Раздаточный материал (трафареты, контуры, таблицы,…)
  • ватные палочки;
  • поролоновые печатки;
  • коктельные трубочки;
  • палочки или старые стержни для процарапывания;
  • матерчатые салфетки;
  • стаканы для воды;
  • подставки под кисти;
  • кисти.
  • пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, пластичная масса, глина) и др.

Литература для педагога:

Жидкина Т.С., Кузьмина Н.Н. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида;

Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, (Методика).

Литература для обучающихся:

Учебник «Технология» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2013

Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. 3 класс. Рабочая тетрадь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2013

Лист корректировки

дата

Тема

«СОГЛАСОВАНО»

Руководитель кафедры учителей эстетического цикла

__________   (Коняхина Е.М.)

Протокол № 1 от «      » августа 2017 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

_________( Колесникова И.В.)

«       » августа 2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...