Некоторые вопросы использования электронных образовательных ресурсов в обучении иностранным языкам
статья по французскому языку

Пояркова Елена Владимировна

Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в процессе обучения давно стало реальностью, а с недавних пор, прочно вошло в нашу жизнь, даже иногда против нашей воли. Компьютеры, проекторы, интерактивные доски, дистанционное обучение обладают неоспоримыми преимуществами, но и являются источником определенных проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ordinateur_homme_enseignement.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Некоторые вопросы использования электронных образовательных ресурсов в обучении иностранным языкам

Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в процессе обучения давно стало реальностью, а с недавних пор, прочно вошло в нашу жизнь, даже иногда против нашей воли. Компьютеры, проекторы, интерактивные доски, дистанционное обучение обладают неоспоримыми преимуществами, но и являются источником определенных проблем.

Взаимодействие человека и технических средств

        Человек, воздействуя на реальный материальный мир, активно перестраивает, переделывает его. Преобразуя окружающий мир, люди строят новую реальность, но при этом человек изменяет самого себя.

        Творческая мысль и интуиция человека, дополненные машиной, позволяют ему эффективно решать трудные задачи. Взаимодействие человека и машины состоит также в том, чтобы усилить интеллектуальные способности человека, стать способом расширения его возможностей. Не будем здесь рассматривать возможности искусственного интеллекта и вопрос о том, сможет ли машина заменить человека в интеллектуальных областях, как, например, в образовании. Человек все в большей мере передает созданным им самим артефактам функции, которые раньше выполнял сам. Опосредованно, через систему общественных отношений, технические средства влияют на весь образ жизни и мировоззрение человека, причем это влияние многообразно и отнюдь не может быть оценено однозначно.

        В философии существуют разные концепции техники.  Одна из них, получившая название концепции "технологического детерминизма", считает технику и технологию решающими факторами развития человечества. Другая концепция - антитехницизм - выступает как прямой антипод первой. Антитехницизм рассматривает технику, техническую деятельность как злого демона, созданного человеком и подчинившего себе своего создателя.

Информация

        Проблема информации - одна из наиболее сложных методологических проблем, возникших в эпоху научно-технического прогресса.

        Увеличение внимания к проблеме информации в науке и других сферах социальной деятельности отражает определенные объективные тенденции повышения роли информационных процессов в развитии общества.

        Согласно А.И.Ракитову [5], смысл концепции “информационного общества” сводится к следующим пунктам:

  • в современном обществе высшей ценностью, главным продуктом производства и основным товаром становится информация; создатель информации может продавать ее многократно, не теряя при этом права собственности на уже проданный товар;
  • все большая часть населения Земли поглощается сферой информационной деятельности и обслуживания;
  • внедрение компьютеров и роботов с необходимостью создает огромную массу “лишних людей”, избыточное население, лишь часть которого сможет приспособиться к новому информационному обществу;
  • радикальному изменению подлежит вся культура, система социальных связей, семейно-бытовых отношений, организация власти и социальная психология;
  • возникает новое компьютерное поколение. Между ним и предыдущими поколениями возникает неизбежный разрыв, который лишь отчасти может быть преодолен сплошной компьютеризацией общества.

Интенсификация

        «В интенсификации обычно выделяют введение в действие качественных факторов, умножение их, соединение в рациональную систему, позволяющую повысить эффективность» [4]. Одним из факторов интенсификации является информация. В процессе интенсификации во всех сферах деятельности увеличивается разнообразие, поэтому информатизация и интенсификация представляют взаимосвязанные векторы социального прогресса. Важнейшее значение приобретает взаимодействие общества и окружающей среды, предусматривающее рациональное природопользование и концепцию длительного развития.

        В настоящее время интенсификационные процессы в общественном производстве происходят главным образом за счет внедрения достижений науки, выявления новых резервов.

        Интенсификация, одним из факторов которой является научно-техническая информация, зависит от ее материальных носителей. Процессы миниатюризации этих носителей и компьютеризация информационно-интеллектуальной деятельности позволяют информации стать идеальным средством интенсивного развития. Это предполагает интенсификацию интеллектуальных усилий людей с целью экономии материальных ресурсов. «Наукоемкая интенсификация является преимущественно «идеальноемкой» и «информационноемкой», поскольку материальные факторы и компоненты науки как деятельности в ходе ее собственной «материально-сберегающей» формы интенсификации должны быть минимизированы, а выход продукции научного значения, напротив, доведен до максимума» [4].

Компьютеризация

        Компьютер в современном его понимании - это универсальное техническое средство обработки любой информации. Таким образом, возникают смешанные человеко-машинные системы обработки информации, из-за чего весьма активно стала проблема общения человека и компьютера. До настоящего времени между компьютером и пользователем стояли посредники-программисты. Ныне предложена и реализуется новая информационная технология, позволяющая конечному пользователю создавать необходимые программы. В перспективы будут созданы условия для того, чтобы каждый человек, работающий с компьютером в диалоговом режиме, использовал естественный язык, а ученые специальные языки своей науки. Все это приведет к формированию сложнейшей информационной сети-инфосферы, «ядром» которой станет компьютер. Эта инфосфера будет частью ноосферы (по В.И. Вернадскому). Возможно организация человеко-машинного сверхинтеллекта («гибридного интеллекта»), охватывающего всю нашу планету.

        До недавнего времени наиболее распространен был термин «компьютеризация», под которым понимался процесс развития вычислительной техники и программного обеспечения и их применения в различных сферах общества. Однако в связи с развитием информатики все больше стал употребляться термин 2информатизация». В чем же сходство и различие этих терминов? Информатизация делает акцент на проблеме информации, тогда как компьютеризация - на средствах ее обработки. Компьютеры, являясь технической основой информатизации общества, не исчерпывают технику информатизации.

        В настоящее время мы движемся по пути к информационному и компьютерному обществу. Существует множество различных мнений выступающих как за , так и против компьютеризации.

        Э.Фейгенбаум убежден, что в ближайшем будущем «невозможно претендовать на какую-либо интеллектуальность»[2] без того, чтобы овладеть компьютерными системами знания и установить тесные контакты с ними.

        Критики этого взгляда на компьютеризацию указывают, что компьютеры превращают работающих на них людей в простых исполнителей, они сокращают и снижают творческие способности, приводят к психическим и физическим отклонениям и нарушениям и к совершенно пассивному проведению свободного времени.  

        Компьютерное моделирование заключает в себе отклонение от нормы. «Модели претендуют на то, чтобы заменить собой действительность, они создают некий мир иллюзий, и этот мир уже породил свои собственные, ему лишь свойственные болезни.  Опасно и то, что они имеют еще и притягательную силу, побуждают человека к страстному и в то же время ложному сознанию самоидентификации, которое в свою очередь может привести к возникновению своеобразной болезненной любви к компьютеру, компьютеромании» [2].

        Непрестанно расширяя спектр возможностей человека, развитие техники в то же время ставит перед людьми много новых, порой неожиданных и весьма сложных проблем. Современная техника и технология требует в высшей степени ответственного  отношения к себе и сознательной дисциплины ото всех тех, кто ее проектирует, разрабатывает и использует.

        В ходе развития науки и знаний человека изгнали из «центра Вселенной», каковым он себя считал; поставили в один ряд с другими животными; далее нашли, что он еще и подчинен неосознаваемым им инстинктам. Теперь же его хотят лишить еще и уникальности его мышления, обладая которым человек испокон веков воспринимал и определял себя как разумное существо. Но разум не есть лишь способность к логическим умозаключениям. Необходимо подчеркнуть, что человек обладает нравственным, моральным разумом. Однако, когда пытаются приписывать компьютеру еще и ответственность, то тогда нарушают известный запрет, табу, а именно, что компьютеры не являются моральными существами, что компьютеры не являются социальными существами, хотя их широкое применение может иметь социальные последствия и тем влиять на жизнь общества.

        Быстрое развитие информационной технологии открывает невиданные возможности гигантского повышения интеллектуального потенциала для каждого человека и овладения такими навыками, которые раньше были доступны лишь немногим. В этом коренится возможность совсем иначе вписать технику в социально-культурный контекст, видоизменить само содержание технологии, соединить профессиональное, технологизированное мастерство с индивидуальным творчеством, гармонизировать и гуманизировать научно-технический прогресс.

        

Возможности использования компьютера в обучении.

        Одно из направлений оптимизации учебного процесса - это внедрение в практику преподавания различный видов ЭОР, которые могут быть использованы как в классе, так и при самостоятельной работе учащихся. Они позволяют решить проблемы интенсификации и индивидуализации обучения.

        Компьютер активизирует работу учащихся. Занятия в компьютерном классе вызывают у них интерес и эмоциональный подъём. Перед экраном компьютера учащийся, как правило, уже не боится сделать ошибку, как это происходит во время обычных занятий с учителем.         

        Компьютер - это особый вид ЭОР в силу своих технических возможностей, его специфика состоит в следующем [1; 3; 6; 8]:

  • значительный объем памяти, что позволяет хранить и оперативно использовать большие массивы учебной информации (формулировки заданий, тексты, упражнение, примеры и образцы, справочную - корректирующую и консультирующую - информацию);
  • высокое быстродействие, что повышает реактивность данного вида ЭОР. В среднем скорость реакции на действие учащегося составляет 1-3 сек.
  • простота в обращении и достаточная доступность ПК для широкого круга лиц;
  • возможность подключения к другим информационным системам и каналам связи, что позволяет работать в группе, осуществлять фронтальный контроль и дистанционное обучение;
  • реализация обучения в диалоговом режиме (ЭОР ↔ учащийся), имитируя некоторые функции общения. Причём общение может происходить при помощи клавиатуры или голоса;
  • наличие обратной связи, т.е. возможности осуществления коррекции самим обучаемым  с опорой на консультативную информацию;
  • адаптивность компьютерной программы к индивидуальным особенностям учащихся: возможность выбирать свой темп работы, при необходимости возвращаться к уже пройденному учебному материалу, пропускать некоторые шаги, при успешном прохождении ряда предыдущих, дополнительно тренировать неусвоенные навыки и умения, использовать различные варианты однотипных заданий, оказывать в различной степени помощь учащимся при выполнении одного и того же задания;
  • требование от учащихся высокой точности, внимания и логики в ответах.

        Технический потенциал компьютера и специфика компьютерных программ во многом определяют его функции в учебном процессе [1].

  1. Имитация деятельности преподавателя (презентация учебного материала, закрепление его в тренировочных  упражнениях, исправление ошибок, контроль и т.д.)
  2. Партнер в диалоге или в учебной игре.
  3. Моделирование среды, в которой язык будет использоваться учащимися в экстралингвистических целях.

        Работа с компьютерной техникой предполагает овладение определенной суммой знаний, умений и навыков, которые принято называть компьютерной грамотностью. Она представляет собой многоаспектное понятие, в которое включаются «бытовые» навыки общения с компьютером и профессиональные умения решать специфический круг задач для определенной сферы. Для использования компьютера как средства обучения необходимо, чтобы учащиеся обладали хотя бы «бытовым» уровнем владения компьютером. Причем положительные результаты использования компьютера смогут быть достигнуты лишь при хорошем уровне: знании основных команд и принципов работы текстового редактора Word для операционной системы Windows, неплохой скорости печатания и небоязни компьютера.

        Использовать компьютер можно на различных этапах процесса обучения: во время введения материала и на этапе тренировки. Как отмечает К.М.Шоломий [7]: «Личность учителя играет при введении знания огромную стимулирующую роль, для которой нет эквивалента при компьютерном введении знаний и в обозримом будущем принципиально не может появиться . База данных (память), на которую опирается учитель, и которая включает не только знания, ...но также и неосознаваемый опыт, включающий продукты непроизвольной психической деятельности, несопоставимо богаче той, что может быть в распоряжении компьютера».

        На этапе тренировки, где роль учителя незначительна и его присутствие тоже не всегда обязательно, использование компьютера более целесообразно. Этот этап превосходит первый по трудности и длительности. Компьютерная тренировка позволяет устранить давно известный недостаток школьного обучения, состоящий в том, что оно часто остается более или менее незавершенным, поскольку осуществляется преимущественно на уровне этапа введения материала.  

        Классификация компьютерных программ, используемых в обучении:

  • учебные
  • учебно-исследовательские
  • вспомогательные
  • научно-исследовательские

        Поскольку мы не ставим себе цель разработать специальную программу по обучению переводу, а будем исследовать возможности применения уже существующих программ, то нас прежде всего будут интересовать вспомогательные программы.

        Под вспомогательными программами мы подразумеваем уже существующие программы, которые применяются в различных областях, и которые могут быть использованы также и в учебных целях.

  1. текстовый редактор
  2. справочно-информационные системы (электронные энциклопедии)
  3. банки данных
  4. электронные словари
  5. системы машинного перевода

        Текстовый редактор является наиболее доступной и распространенной программой. Он позволяет учащимся создавать собственный текс и производить с ним различные действия: изменять, редактировать и т.д. Многие редакторы оснащены системами проверяющими орфографию и грамматику, а также шаблонами документов (факсов, писем), что позволяет создавать учебные ситуации, близкие к естественным, и тем самым значительно повышает мотивацию.

        Справочно-информационные системы минимизируют временные затраты на поиск нужной информации. Банки данных - программы представляющие собой оболочку, заполняемую пользователем - помогают при сборе и классификации необходимой информации.

        Электронные словари могут использоваться отдельно, но практически все обучающие программы и системы машинного перевода оснащены электронными словарями. Поэтому используя систему машинного перевода можно использовать и встроенный словарь. Это использование может проходить при проверке орфографии, правильного словообразования.

        Системы машинного перевода текстов могут иметь различное использование в учебных целях:

  • просто для возможных размышлений о переводе в целом;
  • сравнение машинного и человеческого перевода;
  • постредактирование;
  • специальные упражнения на базе системы.

Библиография

  1. Компьютеры в обучении языку: проблемы и решения.- М.: Рус.яз., 1990-80 с.
  2. Ленк Х.: Размышления о современной технике. Перевод на русский язык: В. Г. Горохов. — М., 1996. // Элект­рон­ная публи­ка­ция: Центр гума­нитар­ных техно­логий. — 15.03.2013. URL: https://gtmarket.ru/library/basis/6037/6044  
  3. Пиотровский Р.Г. Компьютеризация преподавания языков. - Л.:ЛГПИ, 1988 - 74с.
  4. Пушкин В.Г., Урсул А.Д. Информатика, кибернетика, интеллект.- Кишенев: Штиинца. 1989.-294с.
  5. Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. — М.: Политиздат, 1991. — 287 с.
  6. Фадеев С.В. ЭВМ в преподавании русского языка как иностранного. - М.: Рус.яз., 1990 - 81с.
  7. Шоломий К.М. Когнитивно-психологический подход к компьютерному обучению. // Вопросы психологии, 1999 - 5, с.36-49.

  1. Otman G. Aujourd’hui L’E.A.O., demain L’E.I.A.O. - Paris: CREDIF, 1988