статья " Потенциал города для формирования познавательной и коммуникативной компетенции."
статья по французскому языку (11 класс)

Усова Злата Олеговна

Перед учителем иностранного языка стоит задача развивать и совершенствовать социокультурную компетенцию учащихся , которая предполагает усвоение огромной неязыковой информации , необходимой для взаимопонимания ,которое невозможно без знания о культурном наследии изучаемого языка, а так же без осознания себя гражданином своей страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                            Усова Злата Олеговна ,

                                                                       Учитель французского языка

                                                                                         ГБОУ гимназия 405 Санкт-Петербурга

Потенциал города для формирования познавательной  и коммуникативной компетенции.

Язык – это культура. Изучение исторического наследия города Санкт-Петербурга на уроках иностранного языка и во внеурочное время способствует развитию навыков коммуникативной культуры. Основные языковые навыки : устная речь, грамматика, аудирование  я , по возможности, стараюсь преподносить учащимся в контексте  изучения исторических памятников города , его культурного наследия, что придает преподаванию прикладной характер , объединяет языковые структуры (лексику, грамматику ) с внеязыковыми факторами.   В 11 классе в разделе « Путешествие» я предлагаю разработку  « О чем говорят соборы» , в 9 классе в разделе « Искусство, живопись» предлагается разработка  « Санкт- Петербург на перекрестке культур» , в 8 классе  в разделе « Путешествие» - « XXI  век –век парового транспорта ».

     Районный конкурс « Юный гид» заинтересовал учащихся. Поставленную перед учащимися задачу – участие в конкурсе , мы разбили на несколько этапов :

  1. Сформировать проблему в общем виде ;
  2. Определить объект исследования ;
  3. Предложить темы исследовательской работы ;
  4. Определить цели и задачи ;
  5. Предложить план мероприятия ;

Для объекта исследования ребята выбрали значимые для города места , ими стали « первенцы » - первый  сад  и первая пешеходная  Малая Садовая улица.

 Коллективное обсуждение тем , обмен мнениями и дискуссии с аргументированием своей позиции  развивали у учащихся готовность слушать собеседника , вести диалог  и излагать свое мнение.( коммуникативные УУД). Важно было помочь учащимся найти источники информации и указать методы сборы информации.

   Предложенные аутентичные тексты, для выполнения дома индивидуально каждым,  были сопровождены заданиями    : выписать ключевые слова и смысловые  предложения , и пояснить почему выбор пал на них.

Учащиеся овладевали навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами ( познавательные , коммуникативные УУД). Наиболее точные варианты после совместного обсуждения составили канву рассказов.

 Например :

Бело-голубой фасад дворца графа Шувалова.

По мнению Екатерины Второй из-за обилия украшений он напоминал манжет из     Алансонских кружев.

 Частым гостем дворца был Михайло Ломоносов, который обсуждал с графом   Шуваловым планы создания Московского университета.

 

Пример 2

С детства мы любим басни Крылова и сказки Пушкина.

Я поведу вас в Летний сад, где на аллеях  рождались рифмы баснописца и поэта, и в 1855 году на общественные деньги был установлен первый в Петербурге памятник литератору.

 Для расширения представления учащихся об объекте исследования , для расставления смысловых акцентов  я предложила им вопросы , которые носили неожиданный характер. Так им предлагалось сравнить архитектурный облик  дворца графа Шувалова на Малой Садовой  с аласонскими кружевами или что они понимают под выражением « хвостатый батальон»  и как это соотносится с фигурами украшающими карнизы домов  на Малой Садовой. Интересна была реакция учащихся ,когда они сравнивали фотографии ,сделанные знаменитым фотографом  Булла с  видами  современного Петербурга. Ребятам было предложено  пойти в Русский музей ,чтобы посмотреть картину « Царский луг»  Г. Чернецова и найти среди персонажей лица знаменитых писателей и назвать их.

 Создаваемый образовательный продукт должен  был быть выражен в словесной и иллюстративной форме. Дифференцированный подход позволил вовлечь учащихся с разным уровнем знаний. Наиболее продвинутые ученики готовили свои выступления с иллюстрационным сопровождением. Менее подготовленным ученикам предлагалось подобрать к фразам соответствующие иллюстрации.

 Завершающий этап заключался в презентациях  результатов исследований. Формы проведения презентации были разными , для того , чтобы каждый учащийся смог показать свой творческий потенциал : слайд-шоу, мини викторина , и.т. д

  Защита презентации включала самооценку  самого автора , а также и других учащихся . Оценка работы выражалась в баллах по следующим критериям

Логичность построения презентации

иллюстративность

произношение

артистичность

Интересные факты

Учащимся было важно получить оценку товарищей и преподавателя , а  победители участвовали в районном конкурсе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление. Коммуникативно-деятельностный подход Клоуз-тест и формирование текстовой и коммуникативной компетенций

Сферы применения клоуз-теста, построенного на основе ключевых слов, - это предмет «Русский язык», предмет «Литература», интегрированные курсы (в том числе в рамках спецкурсов, факультативов, элективны...

Презентация к выступлению на семинаре. Коммуникативно-деятельностный подход Клоуз-тест и формирование текстовой и коммуникативной компетенций

Презентация к материалам выступления на районном семинаре учителей русского языка и литературы....

ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.

Я решил представить этот проект, так как у этого подхода масса преимуществ перед другими подходами и методиками, во всяком случае, в преподавании иностранного языка. Этот подход наиболее эффекти...

Языковой портфель как средство формирования учебно-познавательной и коммуникативной компетенций при обучении учащихся основной школы иностранному языку

Статья посвящена формированию учебно-познавательной компетенции с помощью технологии "языковой портфель". В статье раскрываются понятия "компетенция", "учебно-познавательная компетенция", "языковой по...

Педагогический проект « Современные образовательные технологии как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы"

ОДНИМ ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И  КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЯВЛЯЮТСЯ СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ....

ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.

ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рам...