Проблемы дистанционного обучения и возможные пути их решения
статья по французскому языку (6, 7 класс)

Волкова Любовь Константиновна

Данная статья является результатом личных  наблюдений и размышлений о дистанционном обучении школьников французскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Проблемы дистанционного обучения и возможные пути их решения

В связи с развитием информационных технологий, но в большей степени в связи с реализацией в России федерального проекта «Цифровая образовательная среда», образовательный процесс с применением дистанционных технологий все чаще имеет место быть.  Настоящая статья является результатом размышлений и наблюдений, полученных в ходе личного опыта использования дистанционных технологий для обучения школьников французскому языку, а также результатом изучения некоторых научных статей по данной теме.  Актуальность данной статьи объясняется большим количеством споров о вреде и пользе обучения школьников с применением дистанционных технологий.
         Применять элементы дистанционного обучения в школьном образовании начали еще до весны 2020го года,  когда фактически был проведен массовый эксперимент  по внедрению дистанционного обучения.  Во многих учебных заведениях есть электронная образовательная среда. Дети, находящиеся на больничном, или если они не могут посещать школу временно по каким-либо причинам, могут пользоваться материалами, которые размещают учителя в данной среде, для того чтобы не отстать от своих одноклассников по программе.  Однако, весной 2020го года абсолютное большинство школьников России были вынуждены обучаться дома при помощи компьютерных технологий. Какие же проблемы возникали в этом достаточно длительном процессе обучения? Для начала, предлагаю остановиться на организации самого процесса, рассмотреть формат урока и платформы, используемые для его проведения.
              Модель дистанционного урока и используемые платформы

На время обучения с применением ДО,  расписание было сохранено, при этом 20 минут отводилось на объяснение материала  или устное общение посредством видеосвязи, а затем еще 20 минут были отведены выполнению заданий, уже без видео. В основном, все задания размещались в электронной образовательной среде гимназии.
Мною также был задействован сервис Google Hangouts, в котором были созданы чаты классов для общения по расписанию. Также при помощи этого сервиса осуществлялась видеосвязь для объяснения материала.


Проблемы, возникающие во время дистанционных уроков

Основная проблема такого формата занятий, на мой взгляд, это чрезмерное количество времени, которое вынужден  проводить учащийся (да и учитель тоже), перед монитором компьютера или перед любым другим экраном электронного устройства.  На мой взгляд, это основная проблема, которая не имеет решения, кроме следующего: не использовать дистанционный формат занятий. Дело в том, что 20 минут объяснения по видео обязательно должны быть, иначе процесс обучения превращается в процесс самообучения для ученика. При этом, 20 минут выполнения заданий также не могут быть убраны, так как полученная информация должна усвоиться в ходе выполнения заданий. Таким образом, это уже 40 минут экранного времени на один из 5-6-7 уроков в день. Конечно, могут быть использованы учебные пособия на бумажном носителе для выполнения заданий, но в таком случае, каждый ученик будет должен сделать фото своего задания в тетради и отправить на электронную почту учителю. Безусловно, это снизит количество экранного времени ученика, однако учитель будет обнаруживать сотни фотографий домашних заданий в своей электронной почте ежедневно, которые невозможно будет прочитать и оценить чисто физически, из-за того что количество работ будет многократно превышать время отведенное на проверку заданий. Соответственно, не успев проверить все задания, учитель не будет иметь полного представления, все ли ученики усвоили материал прошедшего урока, а значит, не будет знать точно,  на что нужно обратить внимание учащихся на следующем уроке. Невозможность проверки более сотни писем в день подтвердят многие учителя, которые весной 2020го года честно старались успеть повести все уроки, спланировать уроки на следующий день, а затем проверить все задания приходящие на электронную почту, но это было невозможно физически, хотя многие из них продолжали проверку и во внерабочее, личное(и ночное в том числе) время.
           Огромное количество экранного времени –это основная  и неразрешимая, по моему мнению, проблема, однако, есть и другие.
           Технические трудности возникали постоянно в процессе дистанционного обучения. Интернет не всегда работал у всех, тем самым, снижалось качество проводимых уроков. Отмечу также, что весь дистанционный процесс, проводился в основном, за счет  личных технических средств семей учеников и учителей. Не в каждой семье есть компьютер, в некоторых семьях есть несколько детей, а уроки проходят в одно и то же время, соответственно, имея один компьютер оба ребенка не могут «попасть» на свои дистанционные уроки одновременно.  Во многих семьях, родители до определенного возраста сознательно не используют компьютер, по причине того, что он может представлять опасность для здоровья ребенка как физического, так и психического.
             Еще одна проблема, о которой нельзя не написать, это невозможность нормального человеческого контакта между учителем и учеником во время дистанционных уроков. Во время очного обучения, учитель, объясняя что-либо, всегда видит, понимают ли его объяснения или может быть, кто-то отвлекся и не слушает, кто-то просто не понимает. Во время уроков по видеосвязи, выяснялось следующее: во-первых, не у всех учеников есть камера на электронном устройстве, соответственно, учитель не видит, как его поняли. Во-вторых, бывает и так, что интернет работает лучше, если камеру не включать, а использовать только аудио, но и тогда учитель не видит ученика. Ни для кого также не секрет, что не все ученики хотят учиться, а поэтому они могут солгать о том, что камеры нет или она не работает. Но даже если камера работает у всех, и учитель видит всех, нельзя утверждать, что процесс восприятия информации происходит так же качественно, как в очном формате.


                 Влияние дистанционного формата обучения на здоровье

В №2 научно-практического рецензируемого журнала «Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья», который поддерживается НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «Национальным медицинским исследовательским центром здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации, представлены данные анонимного опроса учащихся. Опрос был проведен с целью изучения особенностей жизнедеятельности и самочувствия школьников в условиях ДО и разработки рекомендаций для детей, родителей и педагогов по ДО и режиму дня обучающихся в период 27 апреля — 26 мая 2020 г. В опросе приняли участие 29 779 обучающихся 5—11-х классов из 79 регионов России. Анализ ответов опрошенных показал, что в дистанционное онлайн-обучение было вовлечено 50,2 % респондентов. Приведу некоторые цитаты из данного исследования: «Установлено, что современная школа не располагает безопасными для здоровья технологиями онлайн-обучения, включая электронные устройства для доставки учебной информации с учетом возраста и состояния здоровья школьников. В период самоизоляции, обучающиеся подвергаются таким неблагоприятным факторам, как значительно возросшие продолжительность «школьных учебных занятий» и выполнения домашних заданий (29,8 и 59,7 % соответственно); у 46,7 % увеличилось время работы с гаджетами; время работы с электронными устройствами, оборудованными экранами, в течение 4 ч и более отметили 77,2 % респондентов; снижение продолжительности прогулок — 68,3 % и физической активности — 55,2 % детей. Основным средством ежедневного использования детьми был смартфон; 73,1 % указали, что смартфон использовался для ДО. У 30,7 % опрошенных отмечены признаки компьютерного зрительного синдрома и у 4,2 % — карпальнотуннельного синдрома, характерных для лиц, использующих персональные компьютеры. Стрессовая ситуация в условиях самоизоляции и ДО сказалась на психосоматическом состоянии школьников: у 83,8 % отмечены неблагополучные психические реакции пограничного уровня, лишь 13,4 % школьников адаптировались к условиям самоизоляции и ДО.»
           Также мы видим, что очень многие участники опроса использовали не компьютер, а смартфон, который не предназначен для учебной деятельности. По личным наблюдениям, часть учащихся использует смартфон из-за отсутствия компьютера или возможности работать с компьютером, другая же часть учащихся просто не понимает, почему нельзя использовать смартфон для учебы. «В соответствии с гигиеническими требованиями к учебным электронным изданиям, предъявляемым на ноутбуке и планшете [21], минимальный размер экрана по диагонали должен быть не менее 10,5 дюйма (26,7 см). Такой размер экрана может обеспечить планшетный компьютер, однако в период самоизоляции ежедневно его использовали всего 8,3—11,8 % респондентов.»

Многие участники опроса отметили, что увеличилась как продолжительность учебных занятий, так и количество экранного времени. «..продолжительность их [гаджетов] использования значительна: 77,1 % респондентов использовали гаджеты 4 ч и более, причем 42,7 % из них — не менее 4—6 ч, а у 34,5 % школьников «экранное время» составляет 7 ч и более.» Напомню, что еще в недалеком прошлом допустимое время работы за компьютером для детей составляло 30 минут.
Таким образом, опираясь на данное исследование можно сделать вывод о том, что процесс дистанционного обучения негативно влияет на здоровье детей.

                     Влияние дистанционного обучения на успеваемость

Учителя МАОУ СШ г. Красноярска Балуткина Д.М., Балуткина М.М.,  Матыгулина Р.Р в рамках краевого форума «Научно-технический потенциал Сибири» подготовили исследовательский реферат «Влияние дистанционного обучения на успеваемость школьников». Исследователи проанализировали успеваемость учащихся пятых классов, которые учились очно первую четверть 2020-2021 года и дистанционно вторую четверть 2020-2021 учебного года. Авторы сравнили результаты обучения учащихся очно и дистанционно за указанные периоды и сделали вывод о том, что средний балл по всем предметам в период дистанционного обучения снизился практически во всех классах. В рамках исследования авторами также был проведен анкетированный опрос среди учащихся пятых классов. Были выявлены следующие проблемы: «при разборе новых тем испытывали трудности 69% респондентов. Страдали от отсутствия личного общения со сверстниками и учителем 94% опрошенных. Были дома одни и никто не мог помочь со школьной программой и техническими трудностями 41,9% респондентов. Нет необходимой техники: принтера, компьютера или домашнего интернета у 27,3% респондентов.»  
Таким образом, мы видим, что и на успеваемость, и на качество усвоения материала дистанционное обучение влияет негативно.
        Подводя итог изложенному выше, можно сделать следующие выводы: - длительный процесс дистанционного обучения наносит вред здоровью, а также влияет и на качество усвоения учебного материала;

-электронная образовательная среда является удобной площадкой для сохранения учебных материалов, может быть использована учениками, которые по тем или иным причинам не могут временно присутствовать на занятиях очно;

-технические трудности, возникающие во время дистанционного обучения, не всегда могут быть устранены;

- неизвестны долгосрочные последствия влияния длительного нахождения детей перед экранами;
        Таким образом, по-моему мнению, дистанционное обучение не может быть использовано в массовой школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подходы к оценке качества работы учителя в рамках НСОТ: проблемы и возможные пути их решения

Поиск эффективных механизмов оценки качества труда учителя привёл нас к необходимости разработки новой системы внутришкольного контроля и мониторинга....

Портфолио ученика: проблемы и возможные пути их решения…

Портфолио ученика: определение портфолио, его виды, возможные ошибки при работе с портфолио, электронное портфолио (где создавать и его возможности)....

Портфолио ученика: проблемы и возможные пути их решения…

Портфолио ученика: определение портфолио, его виды, возможные ошибки при работе с портфолио, электронное портфолио (где создавать и его возможности)....

Внеурочное мероприятие. Проблемы охраны водных ресурсов родного края и возможные пути их решения».

Внеурочное мероприятие  форме конференция для учащихся 7-8 классов по теме "Проблемы охраны водных ресурсов родного края  и возможные пути их решения»....

Презентация «Проблемы дистанционного обучения и пути их решения».

Презентация на тему "Проблемы дистанционного обучение и пути их решения "...

(Публичная статья )эссе на тему «Проблемы дистанционного обучения и пути их решения»

(Публичная статья )эссе на тему «Проблемы дистанционного обучения и пути их решения»...